Б. О. Майер1, Н. В. Наливайко2 1 Новосибирский государственный педагогический университет, maier@online.nsk.su 2 Новосибирский государственный педагогический университет, nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: информационное общество, общество знания, количество и качество системы образования, критерии качества, адаптационная направленность системы образования
Страницы: 4-18
Проведен сравнительный анализ концептов «информационное общество» и «общество знания», а также «количество» и «качество» применительно к сфере образования. Показано, что в оценках системы образования часто происходит методологическое смешение количественных и качественных характеристик. В частности, доказывается, что ЕГЭ есть первая в истории России попытка введения единой количественной измерительной шкалы результатов обучения для всей страны. Применительно к обществу знания обосновывается, что качество системы образования возможно оценивать по ее адаптационной направленности.
М. И. Ананич
Администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: высшая школа, экономика, основанная на знаниях, инновационная экономическая система, миссия региональной научно-технической и инновационной политики
Страницы: 18-24
На примере Новосибирской области анализируется место и роль высшей школы в формировании экономики, основанной на знаниях. Рассматриваются объективные предпочтения крупных работодателей по отношению к выпускникам вузов. Показывается, что и на региональном уровне в формировании инновационной экономической системы человеческий капитал становится определяющим фактором роста. Обосновывается, что миссией региональной научно-технической и инновационной политики Новосибирской области является создание условий для динамичного развития экономики области за счет технологического перевооружения предприятий, организации новых производств на базе инновационных технологий и научных разработок, превращение области в крупнейший инновационный центр востока страны.
В. А. Иванова
Барнаульский педагогический государственный университет, iva-nauka@mail.ru
Ключевые слова: язык науки, процессы роста научного знания, механизмы преодоления суггестивности языка фундаментальной науки
Страницы: 24-30
Автор рассматривает язык науки как воплощение всех особенностей диахронно и синхронно изменчивого научного дискурса. Изучение процессов роста научного знания и статуса субъекта познания актуально для философии и науки. Цель статьи - исследовать механизмы преодоления суггестивности языка фундаментальной науки, поскольку они позволят увидеть новые аспекты научного знания и самого языка науки. В контексте открытой рациональности «однозначность» языка науки не воспринимается безусловно. Поэтому возникла объективная необходимость изучения внерациональных компонентов языка науки, оценки их потенциала и роли в функционировании этого языка. Таким образом, сформирована идея использования подобного подхода для онтолого-гносеологического исследования языка науки, что и составляет новизну данного исследования.
И. И. Слепынина
Барнаульский юридический институт МВД России, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: оптимология, оптимум, оптимальный, критерии оптимальности, образовательные системы, инновации, модель образования
Страницы: 31-35
Автором предлагается рассмотреть систему образования, сложившуюся сегодня в России, применяя системно-экологический и оптимологический подходы. Оптимология позволяет с научно-философских позиций, во-первых, дать экспертную оценку состояний определенных образовательных структур и систем; во-вторых, выявить и наметить пути управления данными системами с целью их оптимизации и улучшения деятельности. В статье дан план исследования системы образования с позиции указанных подходов.
Ю. И. Колюжов
Московский государственный университет культуры и искусств, Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: знание на Западе, знаниевая традиция, культурологическая специфика образования
Страницы: 35-41
Цель статьи: отразить западную знаниевую традицию и грани ее освоения в российском образовании. Исследованы эволюция, специфика и неоднородность знания в традициях западной философской культуры. В ней преобладают эгоцентризм, элитаризм, разделение мира на Я и не-Я. Это шедевры гениального эго в сфере философии, искусств, религии, мистики, науки, техники. Но это также - рационализм и безнравственность, элитарно-массовое расчленение мира, нарастающий деконструктивизм в массовой среде. Автор, анализируя западную знаниевую традицию, обосновывает тезис о том, что в российском образовании ее следует осваивать только на собственной культурно-исторической основе.
Е. В. Ушакова
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: знание, знаниеведение, образование, принципы парциальности, холизма
Страницы: 41-47
Показано соотношение принципов парциальности и холизма и необходимость итогового холистического подхода в образовании, знаниеведении и практике. Поставлены знаниеведческие проблемы в философии образования. Показана специфика принципов парциальности и холизма в современном образовании, знании и практике. Парциальность присуща современности, но ведет деконструкции общества и человека, разрушению социально-природного баланса. Сохранение потенциала жизнеспособных знаний, цельности человека и социоприродного баланса возможны лишь на базе принципа холизма, целостных, комплексных подходов к решению проблем. Обоснована эвристичность и практичность принципа холизма в образовании и знаниеведении.
Е. Л. Цейзер
Алтайский аграрный университет, alek@svs-6.ru
Ключевые слова: научная картина мира, сознание, активность сознания, неклассическая парадигма, квантовый объект
Страницы: 48-52
Статья посвящена проблеме формирования научной картины мира. Объектом философского анализа является природа и сущностные характеристики сознания как важнейшей компоненты системы мировоззрения. Автор предлагает, в частности, возможную интерпретацию такого свойства сознания, как активность, с позиции неклассической парадигмы. Известно, что в квантовой механике концептуальные проблемы принципиально решаемы лишь в том случае, если сознание наблюдателя непосредственно включается в контекст ситуации исследования квантового объекта. Формулируется предположение о природе сознания как сопоставимой с природой объектов квантовой реальности, что допускает возможность непосредственного влияния сознания на физическую реальность.
В. В. Дерюшев
Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: современная наука, революции в науке, научная картина мира, максвеловская теория научной революции, общефилософская методология, образование
Страницы: 52-55
В статье рассмотрены подходы современных авторов к анализу понятий «научная революция», «научная картина мира», к проблеме периодизации научных революций и картин мира. Автор предлагает дополнить существующую периодизацию максвеловской теорией научной революции. Анализ научных картин мира и их периодизации приводит автора к выводу о необходимости использования при этом общефилософской методологии, которая является необходимой предпосылкой построения целостной современной общенаучной картины мира. Выстроенная таким образом картина мира определяет и структуру учебного курса «Концепции современного естествознания».
Е. А. Пушкарева
Новосибирский государственный педагогический университет, pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: интеграция научной и образовательной сфер современного общества, философское знание, фундаментальное образование, философия образования
Страницы: 55-61
Автор исследует проблему интеграции научной и образовательной сфер современного общества, где системность выступает как категорический императив научного и учебного познаний. Философское знание как системное в современных условиях представляет наиболее значимый, по мнению автора, уровень образовательного знания. Подчеркивается, что именно системное знание, разрабатываемое философией, становится все более важным для формирования системного мышления - основы прочного фундаментального образования. Философия образования в указанном ключе представляет собой теоретико-методологическую, мировоззренческую, аксиологическую основу системы образования. Акцентируется внимание на том, что философия давала и дает ценностные основания образовательным теориям, является вектором развития системы образования.
М. Н. Чистанов
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, marat@khsu.ru
Ключевые слова: 111.1 + 930.1, онтология, метафизика, неокантианство, неопозитивизм, феноменология, социальная онтология, лингвистический поворот
Страницы: 61-67
Кризис традиционной онтологии заставляет философов искать пути обхода ловушек метафизики. При этом выбор базовой онтологической категории зачастую ограничивает возможности дальнейшего развития. Наиболее фундаментальные из онтологических проектов XIX-XX веков: неокантианство (Г. Риккерт), феноменология (Э. Гуссерль) и неопозитивизм (Г. Фреге) рассматривают сферу метафизики как горизонт «области смыслов». В то же время, сделав онтологию горизонтом «области социального», задав социальную онтологию, мы можем преодолеть их ограниченность, рассматривая проблемы региональных онтологий в более универсальном контексте.
В работе рассматриваются особенности современного образовательного пространства, его составляющие. Обращается внимание на особенности современного образовательного пространства в условиях Болонского соглашении, которое требует кардинального изменения отечественного образования. Автор выделяет организованное и неоргани- зованное образовательное пространство и касается проблем самообразования, которое может происходить в неорганизованном образовательном пространстве и быть не только асоциальной, но и антисоциальной направленности.
С. В. Хомутцов
Барнаульский государственный педагогический университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: человек, образование, духовность, гуманность, гуманизация, гуманитаризация, культура
Страницы: 74-81
Автор раскрывает культуротворческий смысл понятия гуманитаризации, показывает место, роль и содержание гуманитарного знания в современном образовании. Главная опасность цивилизации XXI в. - расчеловечивание человека, превращение его в машину желаний и массового потребления. Рассмотрены смыслы терминов «гуманизация» и «гуманитаризация». Показана роль гуманизма, гуманитарной культуры и гуманитарного образования в России. Главная задача - воспитание гуманности как всесторонней духовности личности и целостной культуры - научной, этической, эстетической, религиозной, экологической. Автор обосновывает атрибутивность фактора гуманизации, необходимость гуманитаризации современного образования.
С. В. Нестерова
Алтайский государственный аграрный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: региональный компонент, локальная культура, этническая структура, общегуманитарное образование
Страницы: 81-86
Автор обращается к проблеме локальных культур, изучение которых способствует решению ряда задач познавательного и воспитательного характера в современной модели образования, что является актуальным для многонациональных регионов страны. Показано своеобразие этносоциальной среды территорий Алтая, предложена многоуровневая структура, фиксирующая различные этнические образования, существовавшие на протяжении длительного исторического развития. Осуществлена систематизация материала, выявлены субэтнические группы и общности на обозначенной территории: сибирский субэтнос, алтайское крестьянство, казачество, строобрядчество, горнозаводские рабочие. Представлены все варианты этнических контактов, имевших место на территории региона: сосуществование, ассимиляция, метисация, слияние (объединение).
Т. П. Алексеева
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 46», philos@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: региональное образование, интегративный подход, эстетическая выразительность, воспитание, развитие, интеграция, алтайский национальный костюм
Страницы: 87-92
Цель статьи - отражение интегративного подхода в региональном образовании. Главная идея статьи в следующих словах: «Интеграция предметов искусств при изучении эстетической выразительности алтайского национального костюма - это альтернативная система эстетического воспитания и развития». Автор статьи рассматривает сущность интеграции предметов искусства и гуманитарных предметов в региональном образовании Республики Алтай при изучении эстетической выразительности алтайского национального костюма.
Н. В. Виницкая
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: региональная культура, музыка, писатели и художники Алтая, гуманизация образования
Страницы: 92-97
Статья посвящена проблеме изучения региональной культуры. Даже высокая степень развития мультимедийных технологий не может заменить общения с подлинными образцами художественной культуры. Отдаленность от крупных российских музеев стало для многих людей причиной того, что произведения регионального искусства оказались единственными досягаемыми подлинниками. С другой стороны, Алтай прославили многие одаренные художники, писатели, поэты, актеры, и знакомство с их творчеством значительно обогащает духовный мир любого человека. А в деле воспитания подрастающего поколения может стать действенным объектом не только для эстетического и художественного, но и патриотического воспитания. Кроме того, Алтай - многонациональный регион, с интересными традициями, обычаями, легендами. Россия всегда существовала как многонациональное государство, и исследование локальных культур поможет полнее представить законы развития общероссийской культуры.
Л. Г. Апёнышева
Алтайский государственный аграрный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: мораль, культура, духовные традиции, культурная преемственность
Страницы: 97-103
В современной тенденции реформирования высшего образования проблема духовно-нравственных знаний приобретает приоритетное значение. Считаем, что одной из причин безнравственного состояния современного общества явилась именно секуляризация морали и культуры. Задача отечественных преподавателей заключается в восстанов- лении в системе образования исторической и культурной преемственности. Автор, в отличие от наметившегося в настоящее время рационалистического инокультурного подхода к образованию (Болонский процесс), отстаивает духовно-рациональный традиционный подход, включающий в себя не только рациональную часть образования, но и восстановление духовных традиций (этических, эстетических, религиозных, прежде всего, в форме православия, как особой формы тысячелетней культуры России). Православие, являясь традиционной религией России, толерантно к традиционным религиям разных российских народов. Однако считаем, что отношение к различным деструктивным сектам, особенно в образовательных учреждениях, должно быть отрицательным.
Г. В. Алимова
Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина, alimova.g@mail.ru
Ключевые слова: языковая личность, тип языковой личности, лингвокреативная способность, деривация, антропотекст, копиальность (репродуктивность), креативность
Страницы: 103-107
Усиление интереса лингвистов к языковой личности стало поводом для зарождения в рамках языкознания нового направления - лингвоперсонологии, одной из задач которого становится изучение индивидуальных и типологических характеристик языковой личности. В статье автор анализирует теоретические подходы к определению понятия языковой личности и ее структурированию. Приводятся результаты экспериментального исследования, позволяющие выделить персонологические типы языковой личности с учетом ее креативности. В статье также содержатся рекомендации по использованию полученных результатов при обучении родному языку.
Рассматривается проблема диалектики федерального и регионального компонента в образовании, дается характеристика принципа гуманизации в общем и профессиональном (специальном) художественном образовании. Автором исследуется проблема кризиса локальных культур и интеграции культуры. Характеризуется современное состояние культуры. Аргументируется необходимость учета связи содержания профессионального образования с реалиями современной культуры. Обоснован диалог культур в учебно-образовательном процессе системы профессионального художественного образования, расширение видов прикладной деятельности, освоение направлений молодежной субкультуры.
М. Ю. Горбухова
Алтайский государственный университет, mag6549@yandex.ru
Ключевые слова: гуманитарная культура, исследование иностранного языка, инкультурация, рост культурного уровня
Страницы: 114-119
Статья рассматривает некоторые аспекты гуманитарного формирования культуры, когда иностранные языки, наряду с другими дисциплинами, преподаются в университетах. Автор рассматривает потенциал языка для решения проблемы гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Выявляются условия, при которых изучение иностранного языка способствует инкультурации и росту культурного уровня будущих специалистов в сфере науки и техники.
П. В. Ушаков
Алтайская академия экономики и права, ushakov@bk.ru
Ключевые слова: концепции человека: одномерные, двумерные, деконструктивные, многомерные - системная и системно-экологическая; биочеловек, социочеловек
Страницы: 120-125
Автор раскрывает системный и системно-экологический подходы к человеку и их роль в образовании. Показаны роль и место проблем философии человека в современном образовании, эвристичность комплексного системно-экологического подхода к человеку. Сравниваются разные концептуальные подходы к человеку. Обоснованы многомерный системно-философский, а также новый системно-экологический подходы к человеку. Это переход от концепции человека-организма (биочеловека) к человеку - социальному организму (социочеловеку) в системе знаний. Представлен авторский вариант многомерной и социально-экологической концепций человека.
Т. С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет, nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, развитие, диалог, концепция воспитания, философия воспитания
Страницы: 125-131
Как известно, традиционная система воспитания разрушена, а новая система воспитания окончательно не сформирована, остро стоит проблема теоретико-методологического обеспечения теории и практики современной системы воспитания. Это тем более важно, что сегодня существуют разрозненные идеи, не объединенные в единую стройную концепцию воспитания. Но необходимо именно философское осмысление данной проблемы, упорядочение понятий по проблемам воспитания, разработка общей теории философии воспитания с рекомендациями по практическому использованию ее результатов.
Л. А. Куминова
Алтайская государственная академия культуры и искусств, kuminoval@mail.ru
Ключевые слова: ценностные ориентации молодежи, общенациональные российские ценности, национальная идея, социально-культурная деятельность
Страницы: 131-136
Автором статьи рассматриваются проблемы определения и содержания общенациональных российских ценностей. Разработана модель формирования общенациональных ценностей молодежи, раскрыты различные социально-культурные направления, формы и методы их формирования с учетом исторически сложившихся ценностей различных народов России. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы по формированию общенациональных российских ценностей с учетом оценки развития теоретического сознания, идеальных потребностей и ценностных ориентаций личности.
О. Н. Апанасенко1, О. И. Гербет2 1 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru 2 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: патриотизм, гражданин, патриот, Родина, семья, школа
Страницы: 136-142
Общим основанием новой идеологии (и основой воспитания) сегодня выступают идеи патриотизма и гражданственности. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества, о чем говорится в данной статье. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике. Авторы формулируют основные задачи, которые являются стратегическими линиями, определяющими становление человека-гражданина, человека - патриота.
А. В. Головинов
Алтайский государственный университет, alex-golovinov@mail.ru
Ключевые слова: патриотизм, интеллигенция, просвещение, краеведение, поликультурное единство, региональное самосознание
Страницы: 142-148
В статье рассматривается философско-просветительское наследие сибирского областничества. В философско-просветительском наследии сибирского областничества обозначаются идеи для воспитания общерусского патриотизма. Центральной проблемой являются взгляды областников на то, что пробуждение в провинции патриотических чувств выступает условием формирования общерусского патриотизма. Автором установлено, что для сибирских областников патриотизм есть выражение регионального и общерусского самосознания, социокультурного определения, как созидающая и побуждающая основа к действиям во имя пользы своей родины.
Л. В. Шокорова
Алтайский государственный университет, Детская художественная школа, dxsh81@mail.ru
Ключевые слова: региональные традиции, народное творчество Алтайского края, воспитательный процесс
Страницы: 148-153
Проблема изучения и развития народных промыслов Алтайского края в контексте художественной культуры Сибири относится к числу актуальных, востребованных и своевременных в связи с тем, что, несмотря на возросший к концу XX в. интерес к народному творчеству, региональные промыслы остаются достаточно неизученной областью. Народное творчество Алтайского края - явление многомерное, сложное и до сих пор не получившее серьезного и адекватного отношения к себе науки и общества. Цель данной работы - проанализировать возникновение народных промыслов Алтайского края в конкретных социально-экономических, природно-географических и культурных условиях и определить роль и значение народного декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе. Автор статьи использовал в своем исследовании практический опыт преподавания декоративно-прикладного искусства в детской художественной школе, описательный, искусствоведческий методы и метод сравнительного анализа.
А. Б. Протопопова
Алтайский государственный университет, Восточно-Казахстанский институт экономики и статистики, aprotopopova@mail.ru
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал нации. российское высшее образование, система воспитательных взглядов народа, духовный потенциал нового поколения
Страницы: 153-157
Автором показано, что интеллектуальный потенциал нации («человеческий капитал»), который, в первую очередь, создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Актуальность данной статьи заключается в анализе введенного законопроекта о переходе на двухуровневую систему подготовки специалиста. Внедрение нового законопроекта, вызванного Болонским процессом, где важнейшим фактором является переход общества к новому этапу развития, на котором образование, знания должны стать решающими факторами прогресса. Возникает необходимость модернизации российского высшего образования. Историко-философская мысль выдающихся отечественных просветителей ХIХ в. утверждала, что в целях образования выражается система воспитательных взглядов народа, которая в своем историческом развитии формировалась на основе народного миропонимания и национального самосознания. В связи с этим в статье проводится параллель духовного потенциала нового поколения и его профессиональной компетентности.
И. Н. Извеков
Институт электронных и информационных систем Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, igor.izvekov@novsu.ru
Ключевые слова: нравственное воспитание, историческая генеалогия, образовательная среда, модель нравственного воспитания, ценность, гуманизация образования
Страницы: 157-163
Статья содержит теоретико-методологические основы процесса нравственного воспитания школьников в целостной образовательной среде семьи и школы, а также научное обоснование концептуальной модели нравственного воспитания школьников в контексте ценностно-генеалогического подхода. Статья включает также философский анализ понятия «генеалогия», обоснована актуальность применения генеалогических исследований в системе нравственного воспитания молодой личности.
О. В. Савельева1, М. В. Маслова2 1 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева, yumaslov@online.ru 2 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева, msavelyeva@sibsau.ru
Ключевые слова: этнос, этногенез, социосфера, термодинамика, энтропия, пассионарность, личность, терроризм, конфликт, императив
Страницы: 163-167
В статье рассматривается понятие «пассионарность», введенное в научное употребление известным историком и философом Л. Н. Гумилевым, влияние фаз пассионарности на различные состояния общества, а также раскрывается феномен «пассионарной личности». Рассмотрено влияние положительной и отрицательной пассионарности на общественные процессы.
Т. А. Гусева
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, guseva_ta@mail.ru
Ключевые слова: познавательная активность, системно-стилевой подход, стили познавательной активности
Страницы: 168-173
Одной из проблем современного образования является методология исследования познавательной активности субъекта. В современных исследованиях активности отмечается разнообразие методологических подходов, однако целостное представление об изучаемом феномене можно получить с позиций системно-стилевого подхода, способствующего решению основных проблем изучения данного феномена, в частности, решению семантико-структурных, детерминистских, диагностических задач. В статье представлены основные аспекты авторской концепции системно-стилевого исследования познавательной активности: рассматривается динамическая структура, выделяются ключевые стилевые характеристики и описываются стили познавательной активности субъекта.
Ю. А. Мельникова
Алтайский государственный медицинский университет, zhukovsky@list.ru
Ключевые слова: постнеклассическая парадигма, профессиональное самоопределение, терминальные ценности, лабильность мышления
Страницы: 174-178
Вводится понятие жизненной задачи профессионального самоопределения как отождествление многомерного жизненного пространства с профессиональным образом мира. Профессиональное самоопределение рассмотрено как процесс, длящийся всю профессиональную жизнь человека и как сознательные акты выявления собственной жизненной позиции. При решении задачи профессионального самоопределения общим для всех является переструктурирование внутреннего мира человека. Показано влияние терминальных ценностей и лабильности мышления человека на способ решения жизненной задачи. Показано, что совокупность данных параметров представляет собой равновесную систему.
В. Я. Лалуев
Сибирский государственный университет путей сообщения
Ключевые слова: свобода, личность, образование, миф свободы в образовании
Страницы: 179-182
ХXI век характеризуется значительным ростом внимания к проблемам образования и развития творческого потенциала личности. Время радикальных перемен требует от высшей школы образования новых подходов для воспитания социально активных и творчески мыслящих личностей, способных не только оценивать новую информацию, но и самостоятельно принимать правильные решения. Актуальность статьи заключена в том, что в ней осмысливаются пути формирования личности в процессе обучения. Таким образом, мы приходим к выводу, что основной задачей философии образования в настоящее время является осмысление целостности культуры образования и поиск путей, ведущих к гармоническому развитию личности, свободной от мифа.
Н. П. Орлова
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: высшая школа России, образование в широком и узком смыслах, сфера образования, социально-философский социогенетический закон
Страницы: 183-189
В статье проводится теоретико-методологический анализ трансформаций высшей школы России на рубеже XX-XXI вв. Раскрывается потенциал философии образования для целостного осмысления трансформаций российского высшего образования; роль методологических принципов холизма и парциальности в исследовании проблемы. Отмечается эвристичность рассмотрения образования в широком смысле - как образования-воспитания, применительно к высшей школе. Автором обоснован подход к образованию как атрибутивной сфере современной общественной жизни. Подчеркивается необходимость оптимального соотношения государственного и частного сектора в высшем образовании, примерно 60/40, для укрепления потенциала российского государства.
Т. И. Грицкевич
Кемеровский государственный университет, taigree @yandex.ru
Ключевые слова: реформирование образования, образовательная политика, региональное инновационное образование
Страницы: 189-196
Реформирование системы образования - это одна из важнейших задач социально-экономического развития России. Целью данного процесса является формирование таких механизмов социализации в сфере школьного и вузовского образования, которые будут эффективно формировать не только рынок труда, но и удовлетворять духовные потребности в реализации личности. Сегодня остро стоит вопрос, каким должно быть образование специалиста, чтобы оно было востребовано предприятиями со своей региональной спецификой и способствовало формированию инновационного кластера экономики. В статье анализируются основные проблемы осуществления реформы образования и дестабилизирующие факторы в достижении поставленных целей.
С. В. Камашев1, В. И. Панарин2 1 Новосибирский государственный педагогический университет, Институт ФСБ России, kvs200@ngs.ru 2 Администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: глобализация, отечественное образование, интеллектуальная экономика, интеграционные процессы, образовательная политика
Страницы: 196-201
В работе рассматриваются проблемы образования и его роль в современных экономических отношениях. Отмечается, что рост экономики знаний превращает систему образования в один из важных факторов устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния ее граждан. Авторы исследуют проблему «образование как услуга» в современном глобальном пространстве. Обращается внимание на основные тенденции развития отечественного образования.
О. П. Пономаренко
Алтайский государственный аграрный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: культурная политика, система образования, модель культурной политики
Страницы: 201-206
В статье анализируются модели российской культурной политики «советского» и «постсоветского» периодов, определяются положительные и негативные моменты в процессе управления культурной жизнью общества. В современных условиях российского общества функция культурной политики в области образования приобретает существенное значение для развития отечественной культуры. Культурная политика в сфере образования призвана обеспечить оптимальное соотношение в культуре пластов прошлого и современного. При отсутствии органичной связи между культурой прошлого и настоящего ослабевает приобщенность людей к уже накопленному опыту прошлых поколений, в результате чего они утрачивают социальную ориентированность в современном окружении. Автором предлагаются оптимальные пути совершенствования культурной политики в сфере образования.
О. Н. Апанасенко
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: права человека, демократическое мышление, гуманистическая идеология, воспитательный потенциал
Страницы: 206-211
Идея прав человека составляет основу демократического мышления, которое с таким трудом утверждается в нашем обновляющемся обществе. Статья освещает совершенствование вопросов, касающихся прав человека, свободы совести, справедливости. Содержание статьи является частью проблемы становления, развития, совершенствования педагогики прав человека. В ней мы попытаемся очертить воспитательный потенциал прав человека (и прав ребенка) как содержание образования, и как своеобразные институции, призванные определять новый, гуманный, демократический стиль отношений учащихся и учителей.
Г. Н. Глиос
Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: правосознание, переходный период, законодательная система, образование
Страницы: 212-218
Процесс становления правового государства в России пришелся на период, названный переходным. Переходный период для России означает трансформацию во всех сферах жизни общества и, в первую очередь, правосознания. Подобные трансформации не имеют универсального характера, учитывая национальные, исторические, культурные и религиозные традиции и особенности национального правосознания в каждой стране. Поэтому, говоря о становлении правового сознания населения, следует иметь в виду именно те особенности трансформации, касающиеся традиций правосознания и характерные для нее в переходный период чертах.
В. П. Дик
Алтайская академия экономики и права, werewolf_chaos@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, правовое образование, правосознание, социальная ответственность
Страницы: 218-224
Социальная ответственность рассмотрена на базе теоретико-методологического потенциала философии образования. Основное внимание уделено воспитанию чувства ответственности индивида перед обществом в условиях российского социума XXI века. Культурный кризис и упадок нравственности, охватившие общество в постсоветский период, актуализировали проблему ответственности личности и общества и вывели ее в число важных задач, стоящих перед государством. Автор обосновывает, что изучение социальной ответственности в правовом образовании на современном этапе развития российского общества имеет не только социально-философскую, теоретическую, но и практическую ценность, предлагает ввести проблему социальной ответственности в структурное поле правового образования, наряду с изучением юридической ответственности.
Б. Н. Кагиров
Алтайский государственный университет, Kagirov@mc.asu.ru
Ключевые слова: управление, менеджмент, теория и философия управления, парциальный и холистический подходы в управлении
Страницы: 225-231
Показана роль философии управления как философско-теоретической основы при подготовке профессионалов по специальности «менеджмент». В современных знаниях об управлении, в менеджменте преобладает парциальный (частный, узконаправленный) подход к управлению. Необходим переход к холистическому (целостному, комплексному, стратегически-тактическому) подходу к управлению в образовании и практике. Для этого следует обратиться к традициям и современным достижениям философии управления. Автор обосновывает важность введения курса философии управления в российское образование, поскольку в теориях современного менеджмента преобладает парциальный подход к управлению.
С. В. Андросенко
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: философское образование, политологическое образование, власть, государство, государственная власть
Страницы: 231-236
Гуманитарная сфера системы образования является важнейшим элементом духовной культуры, отражает трансформационные процессы, происходящие в современном российском государстве, формирует политическое сознание, политическую культуру граждан страны, готовит специалистов в сфере управления и власти на микро- и макро- уровнях жизни социума. От качества подготовки специалистов высшей школы, имеющих прочный мировоззренческо-идеологический фундамент, во многом зависит судьба российского государства. Поэтому в сфере высшего специального политологического и философского образования необходимо рассматривать следующие вопросы: определение понятий «власть», «государственная власть»; взаимодействие субъекта и объекта властных отношений; социальная организация, взаимодействие общества и власти на разных этапах развития российского государства.
Д. О. Заречнев
Барнаульский юридический институт МВД России, zarechnev@buimvd.rv
Ключевые слова: образовательная политика, наркотизм среди несовершеннолетних, социализация молодежи
Страницы: 237-242
Д. О. Заречнев (Барнаул) Представленная статья посвящена актуальной сегодня проблеме вовлечения детей в незаконный оборот наркотиков. Автором рассматривается влияние семьи, школы и сферы досуга на процесс социализации подростков и выявляются социальные условия, влияющие на вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств. Уточнено содержание понятия «наркотизм среди несовершеннолетних», определен комплекс мер по организации профилактической работы для различных учреждений и организаций. Отмечено, что в региональных и муниципальных программах эти меры должны быть детализированы, с учетом конкретных вопросов практики по противодействию наркотизма среди несовершеннолетних. Основные результаты исследования могут найти применение в деятельности различных учреждений и организаций, занимающихся профилактикой наркотизма среди несовершеннолетних.
Н. А. Сытых
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: детская безнадзорность и беспризорность, отклоняющееся поведение, профилактическая работа, работа государственных служб и общественных организаций
Страницы: 242-247
Вследствие глубоких социальных процессов, произошедших в российском обществе за последние годы, остро встала проблема детской безнадзорности и детской преступности. Автором указывается на отсутствие преемственности в профилактической деятельности различных учебных заведений, интернатных учреждений, государственных служб и правоохранительных органов. В статье обращается внимание на варианты отклоняющего поведения, автором выделяются критерии статуса неблагополучного ребенка, рассматривается организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, причины совершения деяний. Автором представлены некоторые способы профилактики этого социально-педагогического явления с учетом существующей теории и практики, нормативно-правовой базы по данному направлению.
Ю. И. Орлов
Бийский филиал Алтайского государственного университета
Ключевые слова: концепт, концептосфера, ноосфера, социосфера, взаимодействие цивилизаций, концепты образования
Страницы: 248-254
Показана роль современного философско-культурологического образования в социологических знаниях и практике. Исследуются концепты и концептосфера в области социально-философского знания, анализируются концепты ноосферы и социосферы, техногенно-потребительской и духовно-экологической цивилизаций. Обосновывается необходимость включения философско-культурологических проблем в социально-философское образование для всестороннего понимания общественной жизни. Автором раскрыта роль понятий «концепт», «концептосфера» применительно к анализу социальной действительности; предложено включить проблему концептов современного общества в социальное знание и образование.
В. А. Возчиков1, А. Ю. Арутюнян2 1 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru 2 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: информационное общество, историческая преемственность, манипуляция, медиадеятельность, медиакультура, пресса, творческое взаимодействие, телевидение, традиции, цивилизационное развитие
Страницы: 254-259
Доминирующей целью статьи выступает постановка проблемы традиций в медиакультуре. Данная проблема рассматривается в образовательном и мировоззренческом аспектах, однако особый интерес представляет и обращение авторов к современным практикам средств массовой информации. Доказывается, что медиакультура вне исторического становления перестает быть культурой, а становится инструментом политического воздействия действующей власти на общество. Авторы связывают проблему традиций с понятиями исторической преемственности, национальной идентичности и др., в конечном итоге, с особенностями пути России к информационному обществу.
Е. А. Торопчина
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина
Ключевые слова: культурная коммуникация, масс-медиа, массовая культура, формирование сознания, система образования
Страницы: 260-264
В данной статье анализируются проблемы наиболее важных коммуникативных сфер современного общества. Статья посвящена проблеме влияния средств массовой информации и коммуникации на формирование сознания современного человека и в особенности молодого поколения. Информационная среда, создаваемая системой СМИ, сопоставляется с системой образования как институциализированной формой трансляции культурных ценностей.
Н. В. Гончарова
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Международная школа иностранных языков «Бенедикт», goncharova_n74@mail.ru
Ключевые слова: культурная антропология, культура, язык, культурная картина мира, языковая картина мира, идеология, мировоззрение, языковая норма, менталитет, взаимосвязь терминов
Страницы: 265-270
Статья посвящена изучению основных понятий культурной антропологии, таких как культура, язык, картина мира (культурная и языковая), идеология, мировоззрение, языковая норма, менталитет. Многообразие определений данных терминов является следствием сложности исследуемых явлений. Данные понятия являются характеристикой культуры как сложного феномена в ее взаимодействии с человеком. Автором подчеркивается, что культурная антропология - фундаментальная наука, изучающая общие проблемы культурного развития человечества. Основная цель культурной антропологии - всесторонне изучить процессы формирования и развития человеческой культуры.
В. М. Журавлев
Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина, zwm@yourline.ru
Ключевые слова: духовность, мировоззрение, философия, мораль, наука, религия, образование, принцип дополнительности
Страницы: 270-275
В статье рассматривается соотношение научного, философского и религиозного знания в современном образовательном пространстве России. Обращается внимание на возрастающую толерантность в отношениях научного и образовательного сообщества с религиозными конфессиями России, что влияет на понимание целостности человеческой духовности и создает дополнительные условия морального становления личности. Автор выдвигает гипотезу о дополнительности научного и религиозного мировоззрения в рамках единого духовного развития человека. Акцентируется внимание на необходимости разработки в наступившем тысячелетии нового мировоззрения, включающего в себя в преобразованном виде традиционное научное и религиозное знание.
С. М. Будкеев
Барнаульский государственный педагогический университет, budkeev@rambler.ru
Ключевые слова: орган, органная культура, органное обучение, педагогика
Страницы: 276-280
В статье предпринят анализ развития органной культуры в России со времен дипломатических связей с Византией. Поскольку православие не использует орган в богослужении, российская органная культура развивается, главным образом, в светском направлении. В проблемном поле, очерченном периодами от возникновения органной педагогики, музицирования, концертного исполнительства и до настоящего времени, анализируются проблемы освоения органного инструментария, развития методик обучения, формирования учебных программ. Автор осуществил анализ особенностей развития органной культуры, выявил закономерности ее развития в широких исторических рамках.
С. Б. Гасаев
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, Детская школа искусств, stas-gasaev@yandex.ru
Ключевые слова: социально-культурные традиции, музыкальное образование, история народных инструментов, исполнительство на балалайке и домре
Страницы: 280-284
Показана социально-культурная роль традиций исполнительства на балалайке и домре в современном музыкальном образовании. Обоснована необходимость сохранения традиций народной культуры в музыкальном и искусствоведческом образовании. Рассмотрена история и современное состояние исполнительства на народных музыкальных инструментах - балалайке и домре. Исполнительство на этих инструментах является неотъемлемой частью русской культуры. Поэтому данные традиции необходимо включать в соответствующие предметы музыкального культурологического образования. Автор обосновывает необходимость сохранения российских культурных традиций в музыкальном образовании.
В. В. Дутов
Алтайский государственный университет
Ключевые слова: музыкальное образование, творческий потенциал учащихся, музыкально-образное мышление, философия звука исполнительства
Страницы: 284-290
Автор рассматривает формирование навыков философского отношения к звуку у будущих музыкантов-профессионалов. В статье раскрывается педагогический подход, позволяющий развить музыкально-образное мышление, постичь философию исполнительского звука и донести ее до слушателя. Констатируется, что философское отношение ученика к исполняемым звукам является фундаментом, без которого невозможно стать настоящим музыкантом. Раскрывается авторский подход к технологии обучения исполнительскому мастерству в указанном направлении. Показано, что результат обучения проявляется в новаторских методиках современного музыкального образования.
Статьи
1 - 50 из 53
Начало | Пред. |
12
|
След. |
Конец
| Все