И. Г. Багно
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, fr2003@bk.ru
Ключевые слова: сущностные характеристики техники, свойства техники в аспекте локальной культуры, эволюционные и локально-культурные типы техники
Страницы: 226-233
В статье рассматриваются два важнейших аспекта проблемы оптимального сочетания отечественного и мирового опыта подготовки специалистов. Первый аспект - непрерывность и органичность связи профессиональной культуры с общей культурой конкретного общества, второй - зависимость динамики развития общества от таких основополагающих механизмов, как самопроизводство и самообновление. С точки зрения автора, техника - явление общечеловеческое, универсальное, представляющее собой феномен человеческой культуры. Признание многообразия различных типов техник, прямо и опосредованно связанных с духовными ценностями той или иной локальной культуры, создает необходимые предпосылки для самопонимания и развития самосознания общества. По мнению автора ориентация на индивидуальность может стать стратегией выживания и развития периферийного вуза, для чего необходимо сохранить и преумножить положительный опыт, накопленный отечественной образовательной системой.
С. В. Кущенко
Новосибирский государственный технический университет, chuyko_m@ngs.ru
Ключевые слова: рациональное, иррациональное, общественное сознание, принцип дополнительности, социальная информация, соотношение
Страницы: 233-241
В статье предлагается авторский анализ соотношения рационального и иррационального в общественном сознании в одном из возможных аспектов - социально-информационном. Автором обосновывается возможность социально-информационного подхода к пониманию рационального и иррационального, согласно которому рациональное - это преимущественно внешняя для субъекта информация о предмете (а иррациональное - это, соответственно, внутренняя для субъекта информация о предмете). Соотношение рационального и иррационального автор рассматривает как встречно направленный процесс, инициируемый субъектом в соответствии со своими потребностями; результатом этого соединения оказывается взаимопроникновение внутренней и внешней информации, то есть образование новой информации (понятия). Этот процесс - одна из сторон социальной деятельности субъекта; для описания этого процесса необходимо использование принципа дополнительности.
С. Г. Борисова
Новосибирский государственный педагогический университет, s3257@rambler.ru
Ключевые слова: кризис маркетинга, философия современного бизнеса, маркетинговая концепция управления, базовое образование, бизнес-образование
Страницы: 241-249
В статье анализируется весьма противоречивое состояние теории и практики маркетинга в России. С одной стороны, растет понимание необходимости применения маркетинга как наиболее адекватной концепции управления предприятием в современных условиях. С другой стороны, отмечается неадекватное отношение к нему в сфере реального бизнеса (например, скепсис относительно возможностей маркетинговых технологий или отсутствие значимого влияния маркетологов на отечественный менеджмент, особенно высшее руководство). Автором предлагаются рекомендации по совершенствованию маркетингового образования (включая не только вузовское обучение, но и всю систему дополнительного профильного образования).
Н. Н. Савина
Новосибирский гуманитарный институт; Новосибирский государственный аграрный университет, nn_savina@mail.ru
Ключевые слова: детерминизм, свобода, делинквентность, гиперактивность, психотизм, нейротизм, антисоциальное поведение
Страницы: 249-255
В условиях социального кризиса общества вопросы правонарушающего поведения подростков имеют особую актуальность. В статье показано, что объективные условия жизни порождают реальную возможность вышеобозначенного поведения. Отношения к данным возможностям определяются личностными факторами подростка. Роль последних (личностных факторов) в формировании преступной личности также велика, как и роль неблагоприятного социального окружения. Показано, что существует тесная связь психотизмом, нейротизмом и криминальным деликвентным поведением личности подростка.
А. А. Попов
Томский государственный педагогический университет, aktor@mail.ru
Ключевые слова: антропологические технологии, человеческий потенциал, гуманитарная технология, открытые образовательные системы, сферный подход
Страницы: 255-261
Новые приоритеты социально-экономического развития России, связанные с внедрением новых технологий и инновационных разработок, объективно вызывают необходимость в новых концепциях развития человеческого потенциала - антропологических. Именно с их помощью можно изменить существующие модусы базового образовательного процесса, который понимается автором как процесс самоопределения личности. Автор выделяет следующие типы образовательной деятельности: управление, проектирование и исследование и утверждает, что нужно перейти от предметного к гуманитарно-технологическому принципу организации образования, поскольку именно гуманитарная технология (а не знание) является единицей воспроизводства практик. По мнению автора, необходим сферный подход к организации условий развития человеческого потенциала. Суть этого подхода - в построении образовательного общества, выходящего за границы организационных структур существующей системы образования.
Е. В. Гребенкин
Новосибирский государственный педагогический университет, rusforscher@mail.ru
Ключевые слова: конфликт, конфликтное взаимодействие, конфликтные ситуации, урегулирование конфликтов (медиация), школьная служба примирения
Страницы: 262-267
В статье анализируются поведенческие стереотипы во взаимоотношениях педагогов и школьников, рассматриваются инновационные (в концептуальном и содержательном планах) способы урегулирования школьных конфликтов (медиация). Медиация - специально организованные примирительные процедуры, интегрированные в образовательно-воспитательный процесс школы и направленные на заглаживание причиненного ущерба пострадавшей стороне.
"Б. О. Майер1, Н. В. Наливайко2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, maier@online.nsk.su 2 Новосибирский государственный педагогический университет, nnalivaiko@mail.ru"
Ключевые слова: информационное общество, общество знания, количество и качество системы образования, критерии качества, адаптационная направленность системы образования
Страницы: 4-18
Проведен сравнительный анализ концептов «информационное общество» и «общество знания», а также «количество» и «качество» применительно к сфере образования. Показано, что в оценках системы образования часто происходит методологическое смешение количественных и качественных характеристик. В частности, доказывается, что ЕГЭ есть первая в истории России попытка введения единой количественной измерительной шкалы результатов обучения для всей страны. Применительно к обществу знания обосновывается, что качество системы образования возможно оценивать по ее адаптационной направленности.
М. И. Ананич
Администрация Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: высшая школа, экономика, основанная на знаниях, инновационная экономическая система, миссия региональной научно-технической и инновационной политики
Страницы: 18-24
На примере Новосибирской области анализируется место и роль высшей школы в формировании экономики, основанной на знаниях. Рассматриваются объективные предпочтения крупных работодателей по отношению к выпускникам вузов. Показывается, что и на региональном уровне в формировании инновационной экономической системы человеческий капитал становится определяющим фактором роста. Обосновывается, что миссией региональной научно-технической и инновационной политики Новосибирской области является создание условий для динамичного развития экономики области за счет технологического перевооружения предприятий, организации новых производств на базе инновационных технологий и научных разработок, превращение области в крупнейший инновационный центр востока страны.
В. А. Иванова
Барнаульский педагогический государственный университет, iva-nauka@mail.ru
Ключевые слова: язык науки, процессы роста научного знания, механизмы преодоления суггестивности языка фундаментальной науки
Страницы: 24-30
Автор рассматривает язык науки как воплощение всех особенностей диахронно и синхронно изменчивого научного дискурса. Изучение процессов роста научного знания и статуса субъекта познания актуально для философии и науки. Цель статьи - исследовать механизмы преодоления суггестивности языка фундаментальной науки, поскольку они позволят увидеть новые аспекты научного знания и самого языка науки. В контексте открытой рациональности «однозначность» языка науки не воспринимается безусловно. Поэтому возникла объективная необходимость изучения внерациональных компонентов языка науки, оценки их потенциала и роли в функционировании этого языка. Таким образом, сформирована идея использования подобного подхода для онтолого-гносеологического исследования языка науки, что и составляет новизну данного исследования.
И. И. Слепынина
Барнаульский юридический институт МВД России, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: оптимология, оптимум, оптимальный, критерии оптимальности, образовательные системы, инновации, модель образования
Страницы: 31-35
Автором предлагается рассмотреть систему образования, сложившуюся сегодня в России, применяя системно-экологический и оптимологический подходы. Оптимология позволяет с научно-философских позиций, во-первых, дать экспертную оценку состояний определенных образовательных структур и систем; во-вторых, выявить и наметить пути управления данными системами с целью их оптимизации и улучшения деятельности. В статье дан план исследования системы образования с позиции указанных подходов.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее