Ю. И. Колюжов
Московский государственный университет культуры и искусств, Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: знание на Западе, знаниевая традиция, культурологическая специфика образования
Страницы: 35-41
Цель статьи: отразить западную знаниевую традицию и грани ее освоения в российском образовании. Исследованы эволюция, специфика и неоднородность знания в традициях западной философской культуры. В ней преобладают эгоцентризм, элитаризм, разделение мира на Я и не-Я. Это шедевры гениального эго в сфере философии, искусств, религии, мистики, науки, техники. Но это также - рационализм и безнравственность, элитарно-массовое расчленение мира, нарастающий деконструктивизм в массовой среде. Автор, анализируя западную знаниевую традицию, обосновывает тезис о том, что в российском образовании ее следует осваивать только на собственной культурно-исторической основе.
Е. В. Ушакова
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: знание, знаниеведение, образование, принципы парциальности, холизма
Страницы: 41-47
Показано соотношение принципов парциальности и холизма и необходимость итогового холистического подхода в образовании, знаниеведении и практике. Поставлены знаниеведческие проблемы в философии образования. Показана специфика принципов парциальности и холизма в современном образовании, знании и практике. Парциальность присуща современности, но ведет деконструкции общества и человека, разрушению социально-природного баланса. Сохранение потенциала жизнеспособных знаний, цельности человека и социоприродного баланса возможны лишь на базе принципа холизма, целостных, комплексных подходов к решению проблем. Обоснована эвристичность и практичность принципа холизма в образовании и знаниеведении.
Е. Л. Цейзер
Алтайский аграрный университет, alek@svs-6.ru
Ключевые слова: научная картина мира, сознание, активность сознания, неклассическая парадигма, квантовый объект
Страницы: 48-52
Статья посвящена проблеме формирования научной картины мира. Объектом философского анализа является природа и сущностные характеристики сознания как важнейшей компоненты системы мировоззрения. Автор предлагает, в частности, возможную интерпретацию такого свойства сознания, как активность, с позиции неклассической парадигмы. Известно, что в квантовой механике концептуальные проблемы принципиально решаемы лишь в том случае, если сознание наблюдателя непосредственно включается в контекст ситуации исследования квантового объекта. Формулируется предположение о природе сознания как сопоставимой с природой объектов квантовой реальности, что допускает возможность непосредственного влияния сознания на физическую реальность.
В. В. Дерюшев
Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: современная наука, революции в науке, научная картина мира, максвеловская теория научной революции, общефилософская методология, образование
Страницы: 52-55
В статье рассмотрены подходы современных авторов к анализу понятий «научная революция», «научная картина мира», к проблеме периодизации научных революций и картин мира. Автор предлагает дополнить существующую периодизацию максвеловской теорией научной революции. Анализ научных картин мира и их периодизации приводит автора к выводу о необходимости использования при этом общефилософской методологии, которая является необходимой предпосылкой построения целостной современной общенаучной картины мира. Выстроенная таким образом картина мира определяет и структуру учебного курса «Концепции современного естествознания».
Е. А. Пушкарева
Новосибирский государственный педагогический университет, pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: интеграция научной и образовательной сфер современного общества, философское знание, фундаментальное образование, философия образования
Страницы: 55-61
Автор исследует проблему интеграции научной и образовательной сфер современного общества, где системность выступает как категорический императив научного и учебного познаний. Философское знание как системное в современных условиях представляет наиболее значимый, по мнению автора, уровень образовательного знания. Подчеркивается, что именно системное знание, разрабатываемое философией, становится все более важным для формирования системного мышления - основы прочного фундаментального образования. Философия образования в указанном ключе представляет собой теоретико-методологическую, мировоззренческую, аксиологическую основу системы образования. Акцентируется внимание на том, что философия давала и дает ценностные основания образовательным теориям, является вектором развития системы образования.
М. Н. Чистанов
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, marat@khsu.ru
Ключевые слова: 111.1 + 930.1, онтология, метафизика, неокантианство, неопозитивизм, феноменология, социальная онтология, лингвистический поворот
Страницы: 61-67
Кризис традиционной онтологии заставляет философов искать пути обхода ловушек метафизики. При этом выбор базовой онтологической категории зачастую ограничивает возможности дальнейшего развития. Наиболее фундаментальные из онтологических проектов XIX-XX веков: неокантианство (Г. Риккерт), феноменология (Э. Гуссерль) и неопозитивизм (Г. Фреге) рассматривают сферу метафизики как горизонт «области смыслов». В то же время, сделав онтологию горизонтом «области социального», задав социальную онтологию, мы можем преодолеть их ограниченность, рассматривая проблемы региональных онтологий в более универсальном контексте.
В работе рассматриваются особенности современного образовательного пространства, его составляющие. Обращается внимание на особенности современного образовательного пространства в условиях Болонского соглашении, которое требует кардинального изменения отечественного образования. Автор выделяет организованное и неоргани- зованное образовательное пространство и касается проблем самообразования, которое может происходить в неорганизованном образовательном пространстве и быть не только асоциальной, но и антисоциальной направленности.
С. В. Хомутцов
Барнаульский государственный педагогический университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: человек, образование, духовность, гуманность, гуманизация, гуманитаризация, культура
Страницы: 74-81
Автор раскрывает культуротворческий смысл понятия гуманитаризации, показывает место, роль и содержание гуманитарного знания в современном образовании. Главная опасность цивилизации XXI в. - расчеловечивание человека, превращение его в машину желаний и массового потребления. Рассмотрены смыслы терминов «гуманизация» и «гуманитаризация». Показана роль гуманизма, гуманитарной культуры и гуманитарного образования в России. Главная задача - воспитание гуманности как всесторонней духовности личности и целостной культуры - научной, этической, эстетической, религиозной, экологической. Автор обосновывает атрибутивность фактора гуманизации, необходимость гуманитаризации современного образования.
С. В. Нестерова
Алтайский государственный аграрный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: региональный компонент, локальная культура, этническая структура, общегуманитарное образование
Страницы: 81-86
Автор обращается к проблеме локальных культур, изучение которых способствует решению ряда задач познавательного и воспитательного характера в современной модели образования, что является актуальным для многонациональных регионов страны. Показано своеобразие этносоциальной среды территорий Алтая, предложена многоуровневая структура, фиксирующая различные этнические образования, существовавшие на протяжении длительного исторического развития. Осуществлена систематизация материала, выявлены субэтнические группы и общности на обозначенной территории: сибирский субэтнос, алтайское крестьянство, казачество, строобрядчество, горнозаводские рабочие. Представлены все варианты этнических контактов, имевших место на территории региона: сосуществование, ассимиляция, метисация, слияние (объединение).
Т. П. Алексеева
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 46», philos@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: региональное образование, интегративный подход, эстетическая выразительность, воспитание, развитие, интеграция, алтайский национальный костюм
Страницы: 87-92
Цель статьи - отражение интегративного подхода в региональном образовании. Главная идея статьи в следующих словах: «Интеграция предметов искусств при изучении эстетической выразительности алтайского национального костюма - это альтернативная система эстетического воспитания и развития». Автор статьи рассматривает сущность интеграции предметов искусства и гуманитарных предметов в региональном образовании Республики Алтай при изучении эстетической выразительности алтайского национального костюма.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее