О. П. Пономаренко
Алтайский государственный аграрный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: культурная политика, система образования, модель культурной политики
Страницы: 201-206
В статье анализируются модели российской культурной политики «советского» и «постсоветского» периодов, определяются положительные и негативные моменты в процессе управления культурной жизнью общества. В современных условиях российского общества функция культурной политики в области образования приобретает существенное значение для развития отечественной культуры. Культурная политика в сфере образования призвана обеспечить оптимальное соотношение в культуре пластов прошлого и современного. При отсутствии органичной связи между культурой прошлого и настоящего ослабевает приобщенность людей к уже накопленному опыту прошлых поколений, в результате чего они утрачивают социальную ориентированность в современном окружении. Автором предлагаются оптимальные пути совершенствования культурной политики в сфере образования.
О. Н. Апанасенко
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: права человека, демократическое мышление, гуманистическая идеология, воспитательный потенциал
Страницы: 206-211
Идея прав человека составляет основу демократического мышления, которое с таким трудом утверждается в нашем обновляющемся обществе. Статья освещает совершенствование вопросов, касающихся прав человека, свободы совести, справедливости. Содержание статьи является частью проблемы становления, развития, совершенствования педагогики прав человека. В ней мы попытаемся очертить воспитательный потенциал прав человека (и прав ребенка) как содержание образования, и как своеобразные институции, призванные определять новый, гуманный, демократический стиль отношений учащихся и учителей.
Г. Н. Глиос
Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: правосознание, переходный период, законодательная система, образование
Страницы: 212-218
Процесс становления правового государства в России пришелся на период, названный переходным. Переходный период для России означает трансформацию во всех сферах жизни общества и, в первую очередь, правосознания. Подобные трансформации не имеют универсального характера, учитывая национальные, исторические, культурные и религиозные традиции и особенности национального правосознания в каждой стране. Поэтому, говоря о становлении правового сознания населения, следует иметь в виду именно те особенности трансформации, касающиеся традиций правосознания и характерные для нее в переходный период чертах.
В. П. Дик
Алтайская академия экономики и права, werewolf_chaos@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, правовое образование, правосознание, социальная ответственность
Страницы: 218-224
Социальная ответственность рассмотрена на базе теоретико-методологического потенциала философии образования. Основное внимание уделено воспитанию чувства ответственности индивида перед обществом в условиях российского социума XXI века. Культурный кризис и упадок нравственности, охватившие общество в постсоветский период, актуализировали проблему ответственности личности и общества и вывели ее в число важных задач, стоящих перед государством. Автор обосновывает, что изучение социальной ответственности в правовом образовании на современном этапе развития российского общества имеет не только социально-философскую, теоретическую, но и практическую ценность, предлагает ввести проблему социальной ответственности в структурное поле правового образования, наряду с изучением юридической ответственности.
Б. Н. Кагиров
Алтайский государственный университет, Kagirov@mc.asu.ru
Ключевые слова: управление, менеджмент, теория и философия управления, парциальный и холистический подходы в управлении
Страницы: 225-231
Показана роль философии управления как философско-теоретической основы при подготовке профессионалов по специальности «менеджмент». В современных знаниях об управлении, в менеджменте преобладает парциальный (частный, узконаправленный) подход к управлению. Необходим переход к холистическому (целостному, комплексному, стратегически-тактическому) подходу к управлению в образовании и практике. Для этого следует обратиться к традициям и современным достижениям философии управления. Автор обосновывает важность введения курса философии управления в российское образование, поскольку в теориях современного менеджмента преобладает парциальный подход к управлению.
С. В. Андросенко
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: философское образование, политологическое образование, власть, государство, государственная власть
Страницы: 231-236
Гуманитарная сфера системы образования является важнейшим элементом духовной культуры, отражает трансформационные процессы, происходящие в современном российском государстве, формирует политическое сознание, политическую культуру граждан страны, готовит специалистов в сфере управления и власти на микро- и макро- уровнях жизни социума. От качества подготовки специалистов высшей школы, имеющих прочный мировоззренческо-идеологический фундамент, во многом зависит судьба российского государства. Поэтому в сфере высшего специального политологического и философского образования необходимо рассматривать следующие вопросы: определение понятий «власть», «государственная власть»; взаимодействие субъекта и объекта властных отношений; социальная организация, взаимодействие общества и власти на разных этапах развития российского государства.
Д. О. Заречнев
Барнаульский юридический институт МВД России, zarechnev@buimvd.rv
Ключевые слова: образовательная политика, наркотизм среди несовершеннолетних, социализация молодежи
Страницы: 237-242
Д. О. Заречнев (Барнаул) Представленная статья посвящена актуальной сегодня проблеме вовлечения детей в незаконный оборот наркотиков. Автором рассматривается влияние семьи, школы и сферы досуга на процесс социализации подростков и выявляются социальные условия, влияющие на вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств. Уточнено содержание понятия «наркотизм среди несовершеннолетних», определен комплекс мер по организации профилактической работы для различных учреждений и организаций. Отмечено, что в региональных и муниципальных программах эти меры должны быть детализированы, с учетом конкретных вопросов практики по противодействию наркотизма среди несовершеннолетних. Основные результаты исследования могут найти применение в деятельности различных учреждений и организаций, занимающихся профилактикой наркотизма среди несовершеннолетних.
Н. А. Сытых
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: детская безнадзорность и беспризорность, отклоняющееся поведение, профилактическая работа, работа государственных служб и общественных организаций
Страницы: 242-247
Вследствие глубоких социальных процессов, произошедших в российском обществе за последние годы, остро встала проблема детской безнадзорности и детской преступности. Автором указывается на отсутствие преемственности в профилактической деятельности различных учебных заведений, интернатных учреждений, государственных служб и правоохранительных органов. В статье обращается внимание на варианты отклоняющего поведения, автором выделяются критерии статуса неблагополучного ребенка, рассматривается организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, причины совершения деяний. Автором представлены некоторые способы профилактики этого социально-педагогического явления с учетом существующей теории и практики, нормативно-правовой базы по данному направлению.
Ю. И. Орлов
Бийский филиал Алтайского государственного университета
Ключевые слова: концепт, концептосфера, ноосфера, социосфера, взаимодействие цивилизаций, концепты образования
Страницы: 248-254
Показана роль современного философско-культурологического образования в социологических знаниях и практике. Исследуются концепты и концептосфера в области социально-философского знания, анализируются концепты ноосферы и социосферы, техногенно-потребительской и духовно-экологической цивилизаций. Обосновывается необходимость включения философско-культурологических проблем в социально-философское образование для всестороннего понимания общественной жизни. Автором раскрыта роль понятий «концепт», «концептосфера» применительно к анализу социальной действительности; предложено включить проблему концептов современного общества в социальное знание и образование.
"В. А. Возчиков1, А. Ю. Арутюнян2"
"1 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru 2 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru"
Ключевые слова: информационное общество, историческая преемственность, манипуляция, медиадеятельность, медиакультура, пресса, творческое взаимодействие, телевидение, традиции, цивилизационное развитие
Страницы: 254-259
Доминирующей целью статьи выступает постановка проблемы традиций в медиакультуре. Данная проблема рассматривается в образовательном и мировоззренческом аспектах, однако особый интерес представляет и обращение авторов к современным практикам средств массовой информации. Доказывается, что медиакультура вне исторического становления перестает быть культурой, а становится инструментом политического воздействия действующей власти на общество. Авторы связывают проблему традиций с понятиями исторической преемственности, национальной идентичности и др., в конечном итоге, с особенностями пути России к информационному обществу.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее