В статье проводится анализ отношений русских с аборигенами Сибири в XVII веке. Автор приходит к выводу, что, благодаря осторожной политике московских властей и лояльному отношению сибирской администрации к традиционному образу жизни коренного населения, культура метрополии не поглотила традиционные верования большинства народов Сибири.
Автор исследует мифологические представления о кошке и собаке у различных групп славянских и финно-угорских народов. Она анализирует мнения и рассматривает причины неоднозначного отношения у мужчин и женщин, у славян и финно-угров к этим животным, наделяемым двойственной символикой и различными демонологическими функциями, а также играющими роль проводников души и первой встречи на том свете.
Авторы проводят разъяснение понятия "сценарий" в контексте его различения с понятиями "модель", "тенденция", "вариант развития", "прогноз", "программа". Они показывают, что отправным пунктом сценарного анализа этносоциального развития является систематизация массива базисных архетипов культуры, составляющих в совокупности социокультурный код этносоциальной общности.
В статье представлен сравнительный анализ миграционных намерений сибирской русской и шотландской молодежи из городской и сельской местности. В этой связи особое внимание уделяется также анализу отношения молодых людей к месту их проживания, окружающему сообществу и эмоционально-психологическому самочувствию. Анализ основан на результатах анкетных опросов и интервью, проводившихся среди молодежи 14–15 лет в Шотландии (1999 г.) и в России (2002 г.).
На основе анализа исторической и культурологической информации, а также данных исследований социологов, проводимых под руководством автора на протяжении последних 13 лет, в национально-смешанных поселенях Ханты-Мансийского автономного округа, установлено, что межэтнические сообщества Югры являются одним из исторически значимых итогов развития. В статье показано, что евразийское сознание является и поныне основой межэтнических отношений населения Югры.
Автор привлекает внимание этносоциологов к значимым темам в этнополитике, возникшим благодаря деятельности коренных народов. С этой целью анализируются некоторые важные работы по данной тематике. В них охвачен круг вопросов от "культурных бесед" Гудмана и Ривьеры до идеи "политики признания" Тэйлора. Дается комментарий наиболее интересных этноэкологических и этнополитических решений в Сибири: от развития охраняемых территорий до неустойчивого союза с ресурсодобывающими отраслями.
Автор анализирует изменения численности и социально-демографические характеристики русских мигрантов в Сибири за 1959–1994 гг. Она делает это на первичных материалах микропереписи 1994 гг., используя свою методику. Рассматриваются 4 автономных округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий (Западная Сибирь), Таймырский, Эвенкийский (Восточная Сибирь).
Статья посвящена проблеме генезиса пословиц тюркских народов Сибири: алтайцев, тувинцев, шорцев, хакасов и якутов. Анализируя семантику пословиц с образом коня, автор приходит к выводу, что они относятся к архаичному паремиологическому фонду тюрков Сибири.
В статье рассматривается один из тематических циклов мифов о духах-хозяевах гор, воды м огня. Дается характеристика мифологическим персонажам и их функциональным особенностям. На основе анализа системы образов, мотивов и сюжетов проводится реконструкция мифологических представлений.
Статья написана на материалах исследований в Читинской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Рассматривая основные проблемы, связанные с фиксацией исполнения фольклорных произведений, автор приходит к выводу, что съемка несколькими видеокамерами позволяет добиться наибольшей достоверности при записи обрядового фольклора.