В статье говорится о понятии сходства, являющимся одним из фундаментальных понятий, позволяющих прояснить функционирование языка и мышления. Любой общий термин обязан своей общностью некоторому сходству между объектами, на которые он позволяет указывать.
Согласно традиционному представлению, диалектика и метафизика представляют собой две противоположности, две альтернативные теории и два альтернативных метода. Взаимодействие противоположностей – противоречие – обладает движущей силой и ведет к развитию.
В статье говорится о том, что в учении Анаксимандра можно усмотреть основания той проблематики, которая так или иначе осмысливалась и решалась впоследствии всеми философами: что есть начало, каковы его характеристики, что есть сущее, как сущее переходит в существование, отношение противоположностей, онтологический статус справедливости. Единственный сохранившийся фрагмент Анаксимандра является, пожалуй, наиболее трудным для интерпретации местом в раннегреческой философии.
Предметом внимания автора являются Фразимах и Калликл – два мыслителя, позиции которых есть основание оценивать как логическое завершение всей софистической традиции философского обоснования индивидуалистической ориентации, в значительной мере принадлежавшей к основополагающим условиям возможности древнегреческой демократии, но оказавшейся в конечном итоге гибельной для нее.
Цель данной статьи – дать краткий обзор состояния проблемы в целом и обозначить место и роль дистинкции сильной и слабой предикации в философии Аристотеля.
Речь в статье идет о статусе тела и об обретении человека в целом: что является необходимой и достаточной его характеристикой? Является ли тело одной из этих характеристик, другими словами, входит ли тело в определение человека или же человек – душа по преимуществу?
Вопрос о квалитативизме английского философа Френсиса Бэкона не получил достаточной разработки в литературе. Это вопрос о соотношении количественных и качественных подходов к исследованию природы, о месте качеств в его онтологии и о статусе математики.
Неизменной составляюшей многочисленных исследований философии Канта выступает проблема понимания и интерпретации собственной кантовских текстов, которые в переводах на русский, английский, французский и другие языки часто не соответствуют тексту оригинала.
"Феноменология духа" считается одним из труднейших, если не самым трудным для понимания произведением философской литературы. И среди трудных мест есть такие, которые обусловлены не глубинными причинами, а оказались следствием самых простых ошибок – описок и опечаток, допущенных переводчиками и издателями.
Размышления великого немецкого мыслителя о становлении человека в воспроизводстве общества, хотя и не представленные в его сочинениях в качестве логически упорядоченной самостоятельной философской теории, было бы неправильно рассматривать как случайные "вкрапления" в философскую систему Гегеля. В статье говорится о том, что в философии Гегеля мы имеем дело с расширенным пониманием сущности и границ педагогики.