В значительной степени образование объясняет и оправдывает государство и развитие любого современного политического общества. В этом смысле образование предает степень рациональности и зрелости общества в попытке поддержать императивы демократии. Современный мир исповедует поразительную преданность некоторому диапазону ценностей. Образование – одна из таких ценностей, которые наши современные демократические государства стремятся выразить и реализовать. Почти каждая современная политическая философия подписывается под этими ценностями, предоставляя аргументы об их природе и совместимости друг с другом. Ни одна из них, однако, не возвышает образование до такого высокого, безусловного статуса, как это сделали Платон и Гегель. Действительно, почти никакая политическая теория не оправдывает действие вопреки общераспространённой законности на эпистемологической основе. Хотя Платон и Гегель были весьма критически настроены по отношению к демократии или даже отрицали ее, они оба мыслили знание как необходимую предпосылку как индивидуальной, так и социальной свободы и процветания. Это означало, что было бы серьезной ошибкой не судить на основе достаточного знания а) ответственность за принятие политического решения и б) участие в политической деятельности. Данная статья стремится осветить эпистемологические и образовательные требования в их политических взглядах. Современная политическая философия пренебрегла Платоном и Гегелем в силу недемократической природы их политического видения. Данная статья утверждает, что, несмотря на указанную направленность их видения, они оба предложили положительные аргументы в пользу укрепления институционального пространства современной демократии. В этом смысле их идеалистический критический анализ демократии может побудить нас вновь обратиться к конечной цели демократической культуры, то есть формированию ответственных и образованных граждан и рассмотреть это как центральную задачу современного политического образования.
С.Г. Новиков
Волгоградский институт искусств им. П. А. Серебрякова, Волгоград novsergen@yandex.ru
Ключевые слова: воспитание, идеал, ядро культуры, антропоцентризм, социоцентризм, дуализм, глобализация
Страницы: 106-109
В статье рассматривается целевой компонент воспитания современной российской молодежи. Автор полагает, что воспитание следует ориентировать на идеал, который будет соответствовать, во-первых, ядру российской культуры и во-вторых, потребностям постиндустриальной модернизации. По мнению автора, идеал должен носить дуалистический характер (синтез антропоцентризма и социоцентризма), что позволит оптимально соединить интересы общества и индивида. В статье утверждается, что личность, воспитанная на основе дуалистического идеала, сумеет сохранить Россию как уникальный социокультурный организм в условиях глобализации.
Статья посвящена анализу концептуальных оснований понятия личности в европейском гуманизме в связи с состоянием современной теоретической педагогики. Являясь, по сути дела, прикладной философией, она, по мнению автора, нуждается в теоретической рефлексии основных позиций по отношению к личности, представленных в философских исследованиях ХХ–ХХI вв., когда личность оказывается как минимум под вопросом, как максимум – объявляется отжившим свое культурно-историческим продуктом.
С.А. Ганина
Российский Новый Университет, Орехово-Зуевский филиал, Орехово-Зуево Svetla3@yandex.ru
Ключевые слова: феномен детства, ребенок и общество, взрослые и дети, современное образование, философия детства
Страницы: 113-117
В статье рассматриваются проблемы бытования феномена детства в современном обществе, в частности отсутствие философской рефлексии данного феномена, влекущее за собой существование психолого-педагогических стереотипов в отношении к детству как объекту наблюдения и эксперимента для взрослой части общества, а не самобытной и равноценной возрастной группы и субкультуры. Как представляется, перестройка системы образования без учета данных ошибочных стереотипов не может дать положительных результатов.
Н.В. Евдокимова
Забайкальский государственный университет, Чита natusic-070@yandex.ru
Ключевые слова: образовательно-воспитательный потенциал, девиантное поведение несовершеннолетних, профилактика девиантного поведения детей и подростков
Страницы: 117-120
Автор анализирует образовательно-вопитательный потенциал специалистов по социальной работе, педагогов в решении проблем девиантного поведения несовершеннолетних. В статье исследована специфика работы специалистов с несовершеннолетними с девиантным поведением, показаны сложности в работе специалистов, классифицированы пути усиления воспитательной роли образовательного учреждения. Таким образом, обоснована необходимость повышения уровня образования специалистов по социальной работе и педагогов школ, работающих с несовершеннолетними девиантами.
В статье анализируется философский смысл понятия «творчество», рассматриваются пути создания образовательной среды, обеспечивающей развитие творческих способностей личности.
А.Л. Власова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск nvk@stu.ru
Ключевые слова: общество, культура, субкультура, контркультура, социокультурный статус
Страницы: 125-128
Статья посвящена проблеме определения молодежной субкультуры в современном обществе. Рассматриваются различные подходы к категориям «молодежная субкультура» и «контркультура». Дается анализ социокультурного статуса молодежи в современном мире.
Е.В. Покасова
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск pokevi@mail.ru
Ключевые слова: современная социокультурная ситуация, трансформация ценностей, образование
Страницы: 128-133
В статье раскрывается взаимовлияние и взаимообусловленность трансформаций отечественного образования и социокультурной ситуации в России, обосновывается необходимость изменений в ценностном полагании как отдельно взятой личности, так и образования в целом.
В.Н. Засухина
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, Чита zasuha_72@mail.ru
Ключевые слова: национальный менталитет, русский характер, социальный инфантилизм, примат общего над индивидуальным
Страницы: 134-137
В данной статье исследуется процесс реализации богатейшего потенциала России как самостоятельной цивилизации в новой конкурентной среде других культур, который значительно затрудняется такой чертой национального менталитета, как примат общего над индивидуальным. Эта черта порождает социальный инфантилизм и мешает развитию гражданского и индивидуально-личностного начала. Автор анализирует причины нынешнего состояния России и возможные перспективы ее развития.
М.Ю. Черевикина
Новосибирский государственный университет, Новосибирск cher@sbras.nsc.ru
Ключевые слова: конкурсная результативность научного сообщества, мотивации участия в конкурсах научных проектов, управление научными исследованиями
Страницы: 138-149
В статье на примере академического сектора науки рассмотрены некоторые управленческие аспекты повышения результативности участия исследователей локального научного сообщества в конкурсах научных фондов. На основе интервью с руководителями структурных подразделений институтов гуманитарного и экономического профиля Сибирского отделения РАН и социологического опроса исследователей выявлены позиции руководителей и мотивации участия исследователей в конкурсах РГНФ. Показана недостаточная роль управленческих практик по стимулированию активности и результативности участия в конкурсах, предложены некоторые направления управленческих воздействий, учитывающие факторы мотивации.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее