К. В. Науменкова
Институт фундаментальной подготовки Сибирского федерального университета, 0055a@mail.ru
Ключевые слова: правовое сознание, традиции и менталитет, специфика правового воспитания, правовой нигилизм
Страницы: 169-174
В современной России происходят динамичные изменения, связанные со структурной перестройкой всех систем общественных отношений и форм общественного сознания, что обусловлено процессом становления правового государства, который совпал с периодом мирового финансового кризиса. Проблемы формирования и развития правового сознания граждан особенно актуальны сегодня, так как одним из важнейших условий создания правового государства является высокий интеллектуальный уровень развития общества, его политическая и правовая культура. Цель данной статьи - показать специфику формирования отечественного правосознания, выявить существующие девиации, а также обозначить основные направления для дальнейших исследований, результаты которых должны помочь сформировать систему правового воспитания населения.
М. Н. Шматков1, Р. Н. Шматков2 1 Сибирский государственный университет путей сообщения, mihnik2001@mail.ru 2 Сибирский государственный университет путей сообщения, srn-travel@mail.ru
Ключевые слова: качество образования, философия образования, высшее юридическое образование
Страницы: 174-178
В данной статье выполнен социально-философский анализ проблемы качества высшего профессионального образования в современных российских условиях (на примере высшего отечественного юридического образования). Показано, что качество образования отражает цели общества в каждый конкретный исторический период. Кроме этого, качество отечественного образования напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности нашей страны. По мнению авторов, повышение качества отечественного образования является проблемой государственной важности.
Г. Н. Глиос
Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: инновационные процессы, правовое сознание, переходный период, образовательная система, образование
Страницы: 179-185
Вступление современного российского общества и государства в глобальные трансформационные процессы коренным образом изменило характер и направление общественного развития. Процесс становления правового государства в России пришелся на период, названный переходным. Этот период для России означает трансформацию во всех сферах жизни общества, и, в первую очередь, правосознания. Реформирование системы образования современной России также оказалось вовлеченным в глобальные процессы. Поэтому, говоря о становлении правового сознания населения, следует иметь в виду именно те особенности трансформации, которые касаются концепций правосознания.
Т. В. Мельникова
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, mtv-10@mail.ru, melnikova@sibsau.ru
Ключевые слова: правовой нигилизм, космическая модель мира, универсалистская модель мира
Страницы: 185-188
Статья посвящена исследованию понятия и причин правового нигилизма. Цель статьи - показать необходимость в процессе обучения правоведению способствовать формированию правосознания студентов высших и средних специальных учебных заведений, соответствующего определенной модели мира. Показано, что в соответствии с космической моделью мира в нормах права находят свою законченность внеправовые социальные нормы. В таком значении правовой нигилизм - это нигилизм по отношению как к нормам права, так и к внеправовым социальным нормам, которые находят свою законченность в нормах права, и, кроме того, нигилизм по отношению к социальным институтам, обеспечивающим реализацию норм права и внеправовых социальных норм.
А. С. Долгов
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Alexd2004@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональная культура студентов юридических специальностей, профессиональная культура юристов, мобилизационные технологии, уровни профессиональной культуры юристов
Страницы: 188-195
Целью данной статьи является рассмотрение модели формирования профессиональной культуры студентов вузов юридических специальностей с использованием мобилизационных технологий. Автор отмечает, что существующие теория и практика подготовки юристов в условиях современных реалий российского общества малоэффективны; назрела необходимость в выработке новых подходов к этой проблеме. В статье анализируется программа социопсихологического обеспечения мобилизации студентов юридических специальностей вузов, разработанная автором. В ее основу была положена новая образовательная парадигма как интегральная основа формирования профессиональных качеств студентов.
А. А. Корольков
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, a-korolкov@mail.ru
Ключевые слова: духовно-нравственное просвещение, инновационное образование
Страницы: 196-204
В статье исследуется духовная традиция русского просвещения как необходимый компонент модернизации образования. Модернизация противопоставлена модернизму, пренебрегающему традициями образования. Подчеркивается особый смысл русской интерпретации просвещения, существенно отличающейся от западной.
Г. К. Сайкина
Казанский государственный университет, gusels@rambler.ru
Ключевые слова: «абстрактный человек», индивидуализация, идентичность и массовое общество
Страницы: 204-211
Цель статьи - выявить причины парадоксального характера современной индивидуализации, продуцирующей вместо индивидуальности абстрактного человека. Автором доказывается, что причинами абстрактности человека являются осуществление индивидуализации человека в отрыве от социальных традиций, интересов и появление «общества без социального» (без развитых социальных связей). Автор утверждает, что современная форма идентификации, позволяющая производить отождествления с любым человеком, становится механизмом «абстрагирования» человека, отличающимся от прежнего механизма нормирования. Обосновывается, что пределом абстрактности является массовое общество, которое одновременно находится по ту сторону всяких определений (абстракций).
В. И. Мурашов
главный редактор журнала «Культура здоровой жизни», vm_myrashov@mail.ru
Ключевые слова: кризис культуры, эволюционное назначение человека, национальная идея, антикризисные ресурсы, идея государства
Страницы: 211-220
Необходимость осознания глобального кризиса как дезинтеграции национальных социумов и мировой цивилизации, его глубинной причины, природы и средств преодоления вытекает из самой сущности человеческой жизни, знания законов своего бытия, смысла и эволюционного назначения, реальных условий и способа жизнедеятельности в соответствии с добытым знанием. На классическом философском языке это называется идеей жизни, которая представляет собой единство понятия как самосознательной истины и его внешнего, реального существования. Эта идея - абсолютный принцип преодоления кризиса, за логикой развития которого мы и должны проследить.
А. И. Молчанова
Алтайский государственный университет, almol@ist.ru
Ключевые слова: православие и миссионерская деятельность, миссионерские школы, культурно-религиозное просвещение, религиозно-нравственное воспитание
Страницы: 220-225
В статье рассматривается начало миссионерской деятельности на Алтае, целью которой было культурно-религиозное просвещение коренного населения Горного Алтая, а также его приобщение к православным традициям. На основе архивных документов рассматриваются основные этапы образовательного процесса в миссионерских школах, являющихся центрами религиозно-нравственного воспитания. В школах преподавались закон божий, русская и славянская грамота, арифметика. Обучение детей велось на родном алтайском языке. Большое внимание в статье уделено архивным документам, в которых отмечаются последствия влияния христианства на сознание и образ жизни новокрещенных.
Л. Н. Чернышева
Новосибирский государственный педагогический университет, chln2inbox.ru@inbox.ru
Ключевые слова: русская философская книга, духовность современного человека, духовное развитие
Страницы: 225-230
В данной статье рассматривается роль и место русской философ-ской книги в духовной жизни человека и подчеркивается необходимость изучения феномена чтения для становления духовности современного поколения. Анализируются философские подходы к чтению в исторической ретроспективе и современное состояние проблемы. Отражено отношение научной общественности к проблеме морального состояния современной литературы. Книга рассматривается как источник самовоспитания и индивидуальной духовной жизни личности. По мнению автора, чтение философской книги способствует формированию мировоззрения, личностному росту и духовному развитию современного человека.