М.Г. Воронков1,2, А.А. Корлюков3, Т.А. Кочина1, Э.А. Зельбст4 1Институт химии силикатов им. А.В. Гребенщикова РАН, 199034 Санкт-Петербург, наб. Макарова, 2 voronkov@irioch.irk.ru 2Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, Иркутск 3Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН, Москва alex@xrlab.ineos.ac.ru 4Восточносибирская государственная академия образования, Иркутск zelbst@rambler.ru
Ключевые слова: галогениды трис(2-гидроксиэтил)аммония, протатраны, молекулярная структура, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 198-201
По данным рентгеновской дифракции кристаллическая и молекулярная структура фторида трис(2-гидроксиэтил)аммония (F–N+H(CH2CH2OH)3, фторпротатрана, существенно отличается от других галогенпротатранов X–N+H(CH2CH2OH)3 (X = Cl, Br и I)). При X = F к эндомолекулярной НЭП атома азота присоединяется молекула HF, имеющая в ряду анионов X– минимальный ионный радиус. Проанализирована геометрия фторпротатрана и упаковка катионов в кристалле.
Е.В. Сидоренко
Сибирский федеральный университет, Красноярск Sidorenko-prof@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, геополитическая картина мира, насильственная глобализация, субъекты глобализации, объекты глобализации
Страницы: 4-9
Автор анализирует актуальную проблему современности, связанную с трансформацией сложившейся после Второй мировой войны геополитической структуры. В статье показаны результаты насильственной глобализации, которая не только нарушает сложившиеся границы, но и провоцирует региональные конфликты. Автор исследует мотивацию субъектов глобализации и их роль в изменении геополитической картины мира. Ключевые слова: глобализация, геополитическая картина мира, насильственная глобализация, субъекты глобализации, объекты глобализации.
В статье исследуется проблема, связанная с реформированием образовательных систем в глобальном мире. Автор считает, что отечественное образование может развиваться только на базе исторических традиций и менталитета. Особо подчеркивается важность учета региональных аспектов, которые играют принципиальную роль в выработке единой образовательной политики. В статье выдвигаются нетрадиционные подходы к образовательной системе как образовательному институту, обладающему как глобальными, так и региональными аспектами. Автор приходит к выводу, что стабильное развитие образования и перспективная устойчивость образовательных систем связаны с глобально-региональным мироустройством.
Н.С. Костюк
Профессиональный лицей № 41, Красноярск danilka19933@mail.ru
Ключевые слова: автотрофность, русский космизм, единство человека и космоса, космическая эволюция, ноосфера, модель мира
Страницы: 13-17
В статье доказывается необходимость изучения наследия русских философов на уровне образовательной системы. Автор аргументирует актуальность таких направлений, как «русский космизм», «автотрофность», и других концепций, которые имеют отечественную основу в современном образовании. Показано, что учение автотрофности является действенной альтернативой современному потребительскому образу жизни.
Глобализация часто изображается учеными и публицистами как некий универсальный процесс, необратимо и поступательно подчиняющий законам своего развития «периферию» микросистемного пространства. Представления эти скорее идеально-типические, освобожденные от таких независимых факторов, структурирующих человеческие микроколлективы как геоклиматические условия, национальные модели демографического воспроизводства, культурно-образовательный «капитал» населения и его интеллектуально-профессиональные навыки, объем наличных естественных ресурсов, жизнеспособно-адаптивный потенциал общества. Выступая в различных комбинациях, эти качественные параметры, в конечном счете, формируют способность нации эффективно реагировать на транснациональные импульсы – вызовы, источники которых лежат за пределами национальных политических систем.
С.А. Макаренко
Сибирский федеральный университет, Красноярск mackar77@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, национальные ценности, взаимодействие цивилизаций, историческая преемственность, «страны второго и третьего мира», интеграционные процессы, информационное общество
Страницы: 20-24
Глобализация часто понимается учеными и публицистами как некий универсальный процесс, необратимо и поступательно подчиняющий законам своего развития «периферию» микросистемного пространства. Мы исходим из того факта, что глобализация – это процесс, разворачивание которого происходит буквально на наших глазах. Разноплановые по характеру исследования и стилю изложения работы современных исследователей очень часто объединены общей идеей: глобализация рассматривается как сложно эволюционирующая открытая система, ставящая множество проблем перед миром, от выявления и глубины анализа которых зависит их решение, а значит, и перспективы развития современной цивилизации.
В.И. Шадрина
Забайкальский государственный университет, Чита shadrina87@bk.ru
Ключевые слова: современное общество, трансляция культурных ценностей, российское образование
Страницы: 24-28
В статье рассматриваются вопросы развития российской системы образования с точки зрения включенности этого образования в современные глобализационные процессы, трансформации функций современного образования и его роли в трансляции культуры. На основе анализа процесса реформирования отечественного образования автор приходит к выводу, что актуальное развитие образования в России должно включать культурологический компонент, а также строиться на признании самодостаточности отечественной системы образования и ее конкуретноспособности.
Н.А. Эмих
Забайкальский государственный университет, Чита natali_emikh@mail.ru
Ключевые слова: культурная парадигма, кризис российского образования, трансформация, современное общество
Страницы: 28-32
В статье исследуется проблема парадигмальной трансформации современного образования. Автор указывает на необходимость трансформации новой культурной парадигмы образования в ХХI в., направленной на формирование приоритета культурной образованной личности. Культурная парадигма образования рассматривается как результат идей, теорий и концепций, дающих возможность человеку жить в гармонии с собой, с природой, с социумом.
Л.Е. Халудорова
Республиканский институт кадров управления и образования, Улан-Удэ L.E.Khaludorova@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, глобализирующееся общество, непрерывное образование, модели образования
Страницы: 32-36
Автор анализирует особенности глобализации как процесса, раскрывая ее неоднозначность и противоречивость в контексте развития современного мира. Дана характеристика глобализирующемуся обществу с точки зрения разных авторов. Рассматриваются вопросы, касающиеся концепции непрерывного образования педагога, роли непрерывного образования в условиях глобализации, моделей образования.
Т.А. Криворотова
Московский университет им. С. Ю. Витте (филиал в г. Нижний Новгород), Нижний Новгород krivorotova2005@rambler.ru
Ключевые слова: этносоциальный феномен, этнокультурные традиции, ценностно-смысловой концепт, поликультурное образование, глобализация, этнокультурная стерилизация, неофилия, образовательная абстракция
Страницы: 36-41
В статье рассматривается одна из реалий современного образования – его этнокультурное многообразие, понимаемое как неотъемлемый компонент глобализационных процессов социума, порождающее новую основу образовательной культуры. Автор исследует характеристики данного этносоциального феномена, равно как и механизмы его проявления в образовательном пространстве. Представленный в статье материал позволяет сделать выводы относительно дисбаланса меняющегося ценностно-смыслового концепта отечественного образования и последствий «эпохи образовательной реформации».