В. И. Жилин
филиал Омского государственного педагогического университета director-tara@mail.ru
Ключевые слова: образовательные системы, кибернетика, синергетика
Страницы: 49-56
В статье предлагается критический анализ взглядов исследователей, использующих терминологию синергетики при описании образовательных систем. Автор утверждает, что заимствование синергетической терминологии при описании образовательных, чаще всего кибернетических, систем далеко не всегда обоснованно.
И. В. Сырмолотов
Новосибирский государственный педагогический университет syiv@ngs.ru
Ключевые слова: инновации в образовании, политехническое образование, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, индивидуальные образовательные маршруты
Страницы: 57-63
В статье рассматривается инновационная модель «политехнической школы», представляющая собой образец интегрирования и объединения ресурсов общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования и проходящая апробацию в образовательном пространстве Новосибирской области. Предполагается развитие политехнического образования на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и возможность создания индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов молодежи.
А. А. Погорадзе1, Л. Н. Сивохина2 1 Сибирский университет потребительской кооперации 2 Новосибирский государственный педагогический университет Siv-lyuba@yandeх.ru
Ключевые слова: многоуровневое образование, современные информационные технологии
Страницы: 63-68
В статье рассматривается тема реформы высших учебных заведений, направленная на организацию многоуровневого образования и информатизацию образовательного процесса.
По мнению авторов, при полном переходе вузов на многоуровневую систему образования необходимо решить ряд проблем - отсутствия взаимодействия между педагогическими технологиями, фундаментальной наукой и образовательным процессом; овладения современными информационными технологиями, которые могут обеспечить легкий доступ к этой информации.
В. А. Углев
Институт космических и информационных технологий Сибирского федерального университета uglev-v@yandex.ru
Ключевые слова: индивидуализация обучения, автоматизированная обучающая система, обучающее компьютерное тестирование, электронный учебный курс, траектория обучения
Страницы: 68-74
В статье анализируются особенности реализации личностно ориентированного подхода к дистанционному обучению на базе электронных учебных курсов. Автор исследует актуальную проблему повышения эффективности процесса приобретения знаний с использованием автоматизированных обучающих систем через механизм индивидуализации, предлагает трактовку термина «индивидуализация» применительно к процессам автоматизированного предъявления дидактического материала и его контроля. В статье предлагается концептуальное решение по адаптации содержания курса и траектории его изучения к индивидуальным особенностям пользователя - с помощью обучающего тестирования и представления структуры учебного материала в виде семантической сети.
М. А. Валеева
Оренбургский государственный педагогический университет lyubov-pak@mail.ru
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, направляемая дискуссия, комплексно-аналитическое моделирование, особенности использования интерактивных методов обучения
Страницы: 75-81
Статья посвящена актуальной проблеме использования интерактивных методов обучения в образовательной среде вуза как условию формирования профессионального опыта студента; рассмотрена специфика их применения на практике, требования, предъявляемые к ним; подчеркнута сложность и эффективность интерактивных методов; дана характеристика интерактивных методов, используемых в современной образовательной практике («мозговой штурм», направляемая дискуссия, комплексно-аналитическое моделирование, творческие задания, «дерево решений», метод кейсов, деловая игра), предложены их различные варианты для многомерного освоения учебного материала, развития навыков анализа и самоанализа, становления активной субъектной позиции.
М. В. Монгуш
Новосибирский государственный педагогический университет mmengi@mail.ru
Ключевые слова: модульно-рейтинговая система, контроль качества знаний студентов
Страницы: 82-86
В данной статье анализируется опыт применения модульно-рейтинговой системы контроля знаний студентов. По мнению автора, одним из основных элементов модульного обучения является оперативная система контроля и оценки знаний студентов, которая способствует установлению оперативной обратной связи. Автор отмечает, что контроль знаний выступает важным фактором повышения эффективности обучения математике и анализирует применяемую в мировой практике рейтинговую систему оценки учебной деятельности студентов. Кроме того, в статье рассматриваются особенности этой системы и недостатки традиционной системы контроля.
Ю. В. Акулова
Сибирский государственный университет путей сообщения fdp@stu.ru
Ключевые слова: развитие технического творчества, техническое мышление, творческие способности
Страницы: 86-93
Актуальность проблемы развития технического творчества учащихся обусловлена требованиями научно-технического прогресса. В статье анализируются различные направления исследования проблемы развития личности учащихся в процессе обучения - с целью выявления факторов, наиболее благоприятных для развития технического творчества учащихся при обучении физике. Автор выделяет основные этапы в структуре творческой технической деятельности учащихся, определяет дидактические условия, способствующие развитию способностей к техническому творчеств (развитость мыслительных операций и приемов, мотивация и самоорганизация личности в этом виде деятельности).
Необходимость тесного соединения онтологии и политики Аристотелю, вероятно, показалась бы сомнительной. Онтология, как наука о бытии сущего, занимаясь поисками адекватного способа общего теоретического понимания мира, никогда не имела ничего общего с теорией управления общинами и государством. Успешность политики была чисто эмпирическим фактом (то есть вырастала из опыта), который никак не зависел от философского представления о действительности как о целом - философской онтологии. Но усугубляющийся в настоящее время экологический кризис обесценивает опыт, здравый смысл и практические знания как традиционные источники политической мудрости. Глобальная экологическая политика, которая только возникает и которая могла бы находящуюся в опасности культуру (человеческую цивилизацию) провести через горнило кризиса, будет вынуждена обратиться к онтологии и наукам о человеке и человеческой цивилизации. То есть эта политика не будет успешна без адекватного онтологического концепта культуры и природы. Поэтому экологически ответственная философия находится на полпути к возникающей экологической политике: в форме эволюционной онтологии раздвигает рамки традиционной философской мудрости, давая теоретический «диагноз» культуре, находящейся перед лицом надвигающейся экологической катастрофы [1].
М. Н. Очиров, Б. Г. Шадаров
Бурятский государственный университет mochirov@mail.ru, berson1@mail.ru
Ключевые слова: устойчивое развитие, инвайронментализм, ноосфера, «золотое правило этики», любовно-творческая личность
Страницы: 106-112
Цель статьи заключается в анализе способов практической реализации философских идей развития экологической этики и педагогических условий, необходимых для решения этой проблемы. Основными условиями выступают учет социогенетических особенностей развития экологической этики и включение в содержание обучения нового вида опыта - опыта соблюдения экологической этики. Один из авторов был научным руководителем разработки и внедрения педагогической модели становления любовно-творческой личности школьников.
В. О. Татаринцев
Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова indigo2011@ya.ru
Ключевые слова: традиционная экологическая культура народов Крайнего Севера, экологическое воспитание, глобальный экологический кризис, устойчивое общественное развитие
Страницы: 112-116
В данной статье иллюстрируются современные тенденции развития системы экологического воспитания, отражающие наиболее проблемные моменты его реализации на уровне средней школы. Выход из экологического кризиса автор видит в обращении к традициям экологического воспитания коренных народов российского Севера, эффективном использовании этих традиций при корректировке существующих и разработке новых программ экологического воспитания.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее