Н. В. Дмитриева
Новосибирский государственный педагогический университет, dnv2@inbox.ru
Ключевые слова: зависть, психологические механизмы зависти, внутриличностный конфликт, продуктивные и деструктивные формы психологических защит от зависти
Страницы: 234-242
В статье рассматривается сложная, редко обсуждаемая проблема психологических механизмов возникновения зависти. Анализируется психологическое содержание внутриличностного конфликта, являющегося следствием зависти. Описываются виды высших и низших форм психологических защит.
"Г. Д. Лихачев1, Г. Д. Лихачев2"
"1 2 Новосибирская государственная академия водного транспорта, gtf@nsawt.ru"
Ключевые слова: диалог, гуманитарное знание, гуманитарное образование, гуманитарно-этическое основание образования
Страницы: 236-241
В данной статье рассматривается проблема гуманитарно-этического основания естественнонаучного и гуманитарного знания. Таким образующим основанием является своеобразный «концептуальный банк» культуры. Автор подчеркивает значимость диалога как инструмента научного исследования. Диалог понимается как обязательное концептуальное обсуждение каждого вопроса в ходе научного исследования.
Л. П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России zalex82@list.ru
Ключевые слова: информация, «информационный взрыв», языковой барьер, образование, социальная система, информационное общество
Страницы: 226-233
В статье обосновывается актуальность исследования современного развития языка как элемента социальной системы в образовательном процессе. Так как основной ценностью становится информация, а умение работать с ней как на родном, так и на иностранном языке обеспечивает путь к успеху, проблемы языка, особенности картины мира в родной и иноязычной языковой культуре приобретают особую актуальность в условиях открытой рыночной экономики и постепенного изменения понимания нравственных ценностей.
Е. Н. Левшунова
Новосибирский государственный педагогический университет elena_levshynova@mail.ru
Ключевые слова: алекситимия, агрессивность, эмоции
Страницы: 233-240
Целью данной статьи является представление результатов исследования взаимосвязи агрессивности и алекситимически подобных проявлений личности. По мнению исследователей, алекситимия обнаруживается в неспособности человека идентифицировать и вербализовывать свои эмоциональные переживания, непонимании чувств других людей, трудности в различении чувств и телесных ощущений, обедненности фантазийной сферы. В статье предпринята попытка описания характеристик личности с разным уровнем выраженности алекситимического признака. Представленный анализ показывает, что чем выше уровень алекситимически подобных проявлений испытуемых, тем ниже способность дифференцировать свои эмоции, выражать их адекватно ситуации. Данная проблема является актуальной в психологии, так как алекситимически подобные проявления личности значительно снижают полезность аффектов в обработке информации.
Е. С. Быкова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» zhenyabykova@mail.ru
Ключевые слова: инновация, инновационная личность, мотивация, профессиональное обучение
Страницы: 226-231
В статье представлен анализ литературных данных по изучению структуры инновационной личности. С учетом выявленных теоретических аспектов выполнено эмпирическое исследование, касающееся инновационности. Определены факторы развития инновационной личности в высшей школе, которые могут быть учтены в образовательном процессе вуза. Представлены результаты пилотажного эксперимента по развитию инновационности.
В. Г. Новосёлов
Новосибирский государственный технический университет viktor-novoselov@yandex.ru
Ключевые слова: знак, значение, референция, смысл, интерпретант, обозначение, означивание
Страницы: 278-285
Данная статья посвящена семиотическому анализу понятий «значение» и «интерпретация», на основании которого делается вывод: знак может отображать реальность только в процессе человеческой деятельности. Значение знака есть способ его употребления и интерпретации. С точки зрения теории означивания интерпретанты - это проверяемые и описуемые соответствия, ассоциируемые с другим знаком. Таким образом, анализ содержания становится культурно-обусловленной операцией, которая осуществляется лишь с физически проверяемыми (воспринимаемыми) продуктами культуры, то есть с другими знаками и их взаимными корреляциями. Процесс неограниченного семиозиса показывает, как означивание, постоянно соотнося один знак с другим или с рядом других знаков, обрисовывает элементы культуры.
Е. В. Киенко, И. С. Морозова
Кемеровский государственный университет granatak@mail.ru, ishmorozova@ya.ru
Ключевые слова: самореализация личности в профессии, самоактуализация личности, психологические условия самореализации личности в профессии, профессиональная успешность, удовлетворенность трудом, профессиональная направленность; мыслительные, эмоционально-волевые, коммун
Страницы: 247-253
В статье рассматриваются феномен самореализации личности с позиций психологии и философии, проблема профессиональной самореализации, особенности и психологические условия актуализации собственного потенциала в деятельности. Кроме того, приводятся результаты исследования самоактуализации личности в профессии продавца. Особое внимание уделяется важности изучения профессиональной самореализации, что, имеет глубокое теоретическое и практическое значение.
Н. А. Потапова
Новосибирский государственный педагогический университет n_potapova07@mail.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, социально-психологическая адаптация, психологическая безопасность образовательной среды, факторы социально-психологической адаптации
Страницы: 232-238
В статье рассматриваются некоторые аспекты гуманизации высшего военного образования. Автор выделяет проблемы гуманизации высшего военного образования, обеспечивающей психологическую безопасность образовательной среды в военном вузе, раскрывает особенности военно-профессиональной подготовки и сложности переноса процесса гуманизации образования. Кроме того, в статье выделяются некоторые факторы социально-психологической адаптации курсантов к обучению.
З. А. Шукшина
Сибирская академия государственной службы prepod-socium@sapa.nsk.su
Ключевые слова: обучение взрослых, обучение равного равным, социальный контекст, диверсификация образования, побудительные мотивы, концепция образования взрослых, инновационные компетенции
Страницы: 258-263
В статье рассматриваются некоторые факторы, влияющие на специфику развития образования взрослых в период становления информационного общества. Автор акцентирует внимание на феномене взаимодействия обучающих и обучающихся взрослых. В работе отражены сложность, противоречивость реализации модели обучения взрослых; проблемы личностной готовности взаимодействующих в этом процессе студента и преподавателя, трансформация их социальных ролей, побудительные стимулы.
М. А. Козлова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета linkart6047@rambler.ru
Ключевые слова: взаимодействие искусств, синхрония, диахрония, синтез искусств, система кодирования
Страницы: 254-260
Статья посвящена выявлению и характеристике межстилевых и внутрижанровых взаимодействий в искусстве, обеспечивающих функционирование трансляционного механизма последнего. Анализ типов искусства в синхронии и диахронии позволит сформировать новый способ восприятия таких художественных явлений, как синтез искусств и архитектурный ордер. Сделан акцент на архитектуре как доминирующем компоненте синтеза искусств. Благодаря обращению к данному виду пластических искусств обозначена роль систем кодирования в коммуникативных процессах.
Н. А. Расщепкина
Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королёва rasshhepkina.natalja@rambler.ru
Ключевые слова: инновационный потенциал, самоопределение, ценности
Страницы: 289-296
В статье показана необходимость формирования потенциала самоопределения как компонента и ведущего фактора становления инновационного потенциала студентов технических вузов. Ценностные ориентации, личностные ценности являются основными ресурсами потенциала самоопределения как компонента инновационного потенциала.
Р. Ф. Жаксылыков
Комитет ВВ МВД Республики Казахстан vno.pvvu@mail.ru
Ключевые слова: военное образование, система военного образования, совершенствование методов обучения, практическая направленность, интеграция военных и специальных учебных заведений
Страницы: 241-247
Автор анализирует содержание и проблемы военного образования на современном этапе, его сущность и роль в обеспечении подготовки офицера - многопрофильного профессионала. В статье исследованы пути совершенствования методов обучения в военных учебных заведениях, определен приоритет практической направленности обучения. На основе анализа качества обучения и воспитания в военных учебных заведениях в интересах их совершенствования обоснованы восемь основных направлений. Таким образом, рассмотрены основные проблемы, стоящие перед военным образованием, и пути их разрешения.
П. Е. Таркин
Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева Pavlik1937@mail.ru
Ключевые слова: новые экономические условия, трансформация социума, патриотизм, общественное, индивидуальное сознание, отечество, патриотизм, патриотическое сознание, воспитание, образование
Страницы: 200-207
Патриотизм объективно был и остается движущей силой развития и защиты национальных отечеств. Особенные черты народного менталитета складывались веками: это стремление к правде и справедливости, коллективизм, ориентация на вечные ценности, неверие в благие цели властных решений, вера в будущее, стратегия поведения на основе гуманизма и сострадания, любви и милосердия, соборности и др. Главной составляющей Российского духа всегда была любовь к своей Родине, стремление отстоять ее суверенитет, воспроизвести ее величие. Но каковы сегодня, в условиях мощной трансформации России, тенденции определения патриотизма и возможности формирования системы воспитания?
Д.Р. Ганчукова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск diangan@rambler.ru
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, интеграция, методология инклюзивного обучения, гуманистическая педагогика
Страницы: 193-198
В статье раскрываются основные научные подходы к осмыслению и изучению проблем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общее образование. Автор анализирует состояние и возможные перспективы изучения теоретико-методологических оснований отечественной инклюзии, а также аргументацию значимости разработки методологических основ инклюзивного образования, учитывающих особенности и закономерности образовательной интеграции в России.
С использованием преобразования Ганкеля и интегралов Ломмеля построено решение осесимметричной задачи динамики для полупространства, нагруженного в щели при z = h нормальным напряжением. Выписаны формулы для перемещений и τrz, σz в виде интегралов в смысле главных значений по Коши.
Рассматривается задача об оптимальном выборе направлений и интенсивности армирования в упругих конструкциях типа пластин, нагруженных в своей плоскости. Показано, что минимум суммарного объема арматуры достигается в проектах с равнонапряженной арматурой, уложенной вдоль траекторий главных удлинений композита. Получены уравнения и граничные условия, определяющие направления и интенсивности армирования оптимальных проектов. Установлена связь между оптимальными траекториями армирования и линиями скольжения при плоской деформации жесткопластического тела. На основании этой связи исследуются общие свойства оптимальных проектов и обсуждаются условия, при которых возможна их реализация. Предложен численный алгоритм построения оптимальных проектов.
Е.А. Дорожинская
Сибирский институт управления, Новосибирск sofia_1974@mail.ru
Ключевые слова: юридическое образование, мировая образовательная среда, юридическая наука, профессиональные компетенции, потребности рынка труда
Страницы: 264-270 Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор анализирует проблемы и перспективы реформирования как в целом российского образования на уровне высшей школы, так и юридического образования в частности. В статье отражаются современные условия реформирования высшего образования; обозначаются наиболее сложные проблемы, встающие перед вузами, готовящими юристов, в отношении обеспечения качественного образовательного процесса и успешного их трудоустройства; оценивается позиция государства в сфере поддержки реформы юридического образования. Автором отмечаются наиболее перспективные направления реформы юридического образования с учетом объективных потребностей современного российского общества.
Приведены основные результаты экспериментально-теоретических исследований процессов ползучести и длительной прочности металлов, полученные сотрудниками Научно-исследовательского института механики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Эти результаты развивают и уточняют предложенную Ю. Н. Работновым кинетическую теорию ползучести и длительной прочности. Изучены некоторые проблемы, возникающие при формулировке различных видов кинетических уравнений и описании экспериментальных данных для материалов, которые могут рассматриваться как статистически однородные (при изучении процесса деформирования и разрушения таких материалов не требуется исследовать развитие отдельных трещин). Описаны основные особенности моделей ползучести металлов при постоянных и переменных напряжениях, при одноосном и сложном напряженных состояниях, сформулированных с учетом одного или двух параметров поврежденности. Рассмотрены критериальный и кинетический подходы, используемые при определении длительной прочности в условиях сложного напряженного состояния. Описаны способы моделирования поведения металлов в агрессивной среде. Показаны возможности применения предложенных моделей при решении технологических задач.
"Е.В. Барташевич1, С.Э. Насибуллина1, В.Г. Цирельсон2"
"1Южно-Уральский государственный университет, 454080 Россия, Челябинск, проспект им. В. И. Ленина, 76 kbartash@yandex.ru 2Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, 125047 Москва А-47, Миусская пл., 9 (1-я Миусская ул. 3)"
Ключевые слова: индексы делокализации электронов, галогенные связи, трииодид, electron delocalization indices, halogen bonds, triiodide
Страницы: 1279-1281
Установлено, что индексы делокализации электронов можно эффективно использовать для сортировки и классификации связей между атомами иода в широком ряду разнообразных ковалентных и нековалентных взаимодействий I…I/I-I. Характеристики связи в симметричном трииодид-анионе могут служить реперными значениями, позволяющими отличать галогенную связь I…I от ковалентной I-I.
Локальный эффект является важным аспектом сейсмической опасности, который часто вызывает усиление земных колебаний и приводит к увеличению разрушительной силы землетрясения. В статье представлено экспериментальное изучение микросейсм для определения динамических характеристик почвы и структур в пустынной зоне г. Ахмим, расположенного восточнее р. Нил, в провинции Сохаг в Египте. В связи с прогрессивным ростом численности населения в долине Нила и в районах дельты, в административном округе Египта был рассмотрен вопрос об увеличении числа новых жилых районов, особенно в районе Сохаг, для улучшения условий жизни. Регион исследования был предложен государственным органом Египта в качестве жилого района. Для получения точной информации о свойствах почвы и ее технических характеристиках использовали спектральное отношение горизонтальной и вертикальной компонент записей микросейсмических колебаний (H/V). H/V-данные, полученные на станциях измерений, обрабатывались и интерпретировались с помощью программы Geopsy для расчета коэффициента усиления и частоты основного резонанса в каждой точке наблюдения. Результаты показывают, что на большинстве измерительных станций резонансная частота находится в диапазоне между 0.21 и 0.28 Гц, с некоторыми отклонениями на станциях № 2 и 4 ввиду более рыхлых отложений на этих участках. Более низкие основные частоты наблюдаются главным образом в южной части исследуемого района, в то время как более высокие значения - в его северной части. Коэффициент усиления находится в диапазоне от 1.38 до 4.15. Более высокие значения были зарегистрированы в северо-восточной и южной частях закартированной области, в то время как более низкие значения были отмечены в ее северо-западной и юго-западной частях. Сделан вывод, что коэффициент усиления возрастает с увеличением рыхлости отложений. Карта распределения основной частоты имеет важное значение для оценки допустимых высот зданий и количества их этажей (от 35 до 47, согласно оценкам).
Показано, что перспективным способом увеличения проницаемости угольного пласта является его гидроразрыв, а создание разветвленной сети дренажных трещин способствует увеличению газоотдачи угля. Отрицательный фактор - прорыв образующихся трещин в горные выработки. Для предотвращения этого предложено экранировать горные выработки дополнительной трещиной, заполненной акрилатным полимером с твердыми включениями, препятствующими смыканию берегов трещины под действием горного давления. Приведены результаты экспериментальных исследований зависимости газопроницаемости акрилатного экрана от горного давления.
С.А. Павлов
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия pavlov_s_a@inbox.ru"
Ключевые слова: Рециркуляция, рециркуляционная сбойка, вентиляционная сеть, рудничная вентиляция, вентилятор главного проветривания, энергопотребление, Recirculation, recirculation connection, ventilation network, mine ventilation, main mine fan, power consumption
Страницы: 212-217
Рассмотрен способ снижения потребляемой мощности вентилятора главного проветривания рудника за счет применения частичной рециркуляции воздушного потока. Проанализированы результаты численных экспериментов по расчету воздухораспределения на математической модели вентиляционной сети рудничного горизонта. Определены зависимости потребляемой мощности на его проветривание от протяженности горизонта и расстояния между забоем и циркуляционной сбойкой.
К.К. Размахнин, П.А. Василюк
"Институт горного дела им Н. А. Чинакала СО РАН, Чита, Россия igdranchita@mail.ru"
Ключевые слова: Золотосодержащие руды, выщелачивание, бесцианидный реагент, технологические показатели, режим
Страницы: 234-238
Дана оценка проблеме выщелачивания золотосодержащих руд с помощью цианида натрия. Изучены перспективы применения бесцианидных реагентов в процессах гидрометаллургии золота. Определена возможность внедрения бесцианидного, экологически менее опасного по сравнению с цианидом натрия, реагента. Выполнен анализ результатов экспериментальных исследований по сопоставимости показателей выщелачивания золотосодержащих руд с использованием цианида натрия и реагента на основе цианата натрия. Установлены оптимальные параметры реализации технологического процесса извлечения рудного золота с использованием предлагаемого реагента.
Приведен обзор методов картирования нарушений в массиве горных пород на примере определения систем трещин гидроразрыва в нефтенасыщенном пласте. Рассмотрены методы пассивного и активного микросейсмического мониторинга, а также электромагнитные способы обследования массивов горных пород на предмет наличия в нем неоднородностей. Предложен перспективный вариант развития систем картирования трещин гидроразрыва - создание скважинных зондов, представляющих собой георадиолокатор, реализующий режим электрического сканирования исследуемого массива. Выполнен расчет антенной решетки скважинного исполнения на основе матрицы Батлера. Рассчитанные параметры фазированной антенной решетки с матрицей Батлера могут быть использованы для проектирования скважинного зонда для картирования трещин гидроразрыва, а также выполнения обследования инженерно-технических сооружений, например, оснований фундаментов зданий.
Е.А. ЕВСЕЕНКО, В.И. КИРКО, А.И. ШАДРИН
"Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, Россия katrinevseen@yan dex.ru"
Ключевые слова: качество жизни, коренные малочисленные народы, северные территории, субъективность оценки качества жизни, социально-экономические показатели, демографические показатели, уровень благосостояния, условия труда населения, уровень жизни населения, объективность качества жизни, quality of life, indigenous peoples, northern territories, subjectivity of quality of life assessment, socio-economic indicators, demographic indicators, level of well-being, working conditions of the population, standard of living of the population, objectivity of quality of life assessment
Страницы: 220-225
Предметом исследования является качество жизни коренных малочисленных народов севера Сибири - эвенков и кето, компактно проживающих на территории поселений Байкит и Суломай Эвенкийского муниципального района Красноярского края. Цель настоящего исследования - анализ дифференциации субъективного восприятия качества жизни различными слоями населения, живущего в труднодоступных поселках северной таежной зоны Красноярского края. Задачей выступает применение разработанной методики сравнительного анализа качества жизни жителей в труднодоступных поселковых районах Сибири. Научная новизна работы заключается в применении метода объектив ной и субъективной оценки качества жизни к группе населения, компактно проживающего в суровых северных усло виях и относящихся к категории коренных малочисленных народов Севера.
Рассмотрен способ реверсирования шахтного осевого вентилятора, выполненного по схеме ВНА + K с входным направляющим аппаратом в виде колеса. В реверсивном режиме работы входной направляющий аппарат вращается и играет роль рабочего колеса, а рабочее колесо затормаживается и работает как входной направляющий аппарат. Для повышения эффективности работы в реверсивном режиме лопатки рабочего колеса и входного направляющего аппарата поворачиваются на углы, не превышающие 65°. Для расчета углов поворота лопаток в реверсивном режиме использованы известные теоретические зависимости, по которым рассчитаны углы поворота потока в плоских решетках, составленных из профилей лопаток на среднем радиусе. Установлен диапазон углов поворота лопаток в реверсе для схем с втулочным отношением 0.6 с разными коэффициентами расхода и теоретического давления. На примере одного вентилятора численно определена характеристика в реверсивном режиме.
A. D. Simonov, T. I. Mishenko, N. A. Yazykov and V. N. Parmon
G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia), E-mail: A. D. Simonov@catalysis.nsk.su
Страницы: 277-284
In the present work, some data on catalytic combustion of one of the most widespread vegetative remainders – rice husk are adduced. The rice husk is used not only as a fuel, but also as a source of silicon for semiconductor industry, the synthesis of silicon carbides and silicon nitrides, etc. We studied the rice husk oxidation in the vibrofluidized bed of either a catalyst or an inert material in conditions allowing to reproduce with an adequate accuracy the data on scraps combustion in the dense and unloaded phase of the fluidized bed. It is found that the process of the rice husk combustion is localized completely in the bed of the catalyst. In the bed of an inert material the process occurs in a space above the bed; consequently, exhausts contain a fair quantity of CO. Studies on solid products of the rice husk combustion have shown that their texture is determined mainly by silica, which is contained in rice husk as amorphous silica SiO2 ×nH2O. The adsorption ability of these solid products in respect to methylene blue (MB) is investigated. With increasing the process temperature, the value of limiting MB adsorption by the solid products passes through a maximum at the process temperature 600 °C. It is found that the values of the limiting MB adsorption for the solid combustion products in the bed of the catalyst exceed those for solid products obtained in the bed of an inert material. Under discussion are also some distinctions of the process of rice husk processing in the vibrofluidized beds of either catalyst or inert material.
О. В. Поляков, А. М. Бадалян, М. В. Калетина, В. И. Белый, А. С. Занина*, С. И. Шергина*, М. С. Шварцберг*
"Институт неорганической химии СО РАН, пр-т Акад. Лаврентьева, 3, Новосибирск 630090 (Россия) *Институт химической кинетики и горения СО РАН, ул. Институтская 3, Новосибирск 630090 (Россия)"
Предложена и обоснована новая методика определения показателей кислотности рKd в рядах однотипных комплексообразующих органических соединений, базирующаяся на определении энергий электронных переходов в соответствующих металлокомплексах. Методика апробирована на -дикетонах R1–CO–CH2–CO–R2, где R1, R2 алкильные и фторалкильные группы, обладающие различным идукционным эффектом. Апробация методики на дикетонах с известными значениями констант кислотной диссоциации показала возможность достижения точности в интервале 0.10.05 рKd. Разработанная методика использована для установления ряда кислотности и оценки значений констант кислотной диссоциации десяти синтезированных метокси--дикетонов. Она также может быть применена для прогнозируемого выбора исходных веществ в технологии осаждения пленок при совмещенном синтезе-переносе металлокомплексов.
В статье анализируется современная система высшего образования в России. В центре внимания автор ставит проблему рейтинга коммерческого образования, интерес к которому по его мнению сегодня снижается.
Рассматриваются различные значения понятия «сети». Определяются основные свойства, предпосылки чистого формирования и чистых особенностей взаимодействия. «Чистое сотрудничество» социокультурных учреждений определено как ключевой пункт для формирования и развития образовательного пространства муниципального района. Cетевое взаимодействие социокультурных учреждений рассматривается как их совместная деятельность, обеспечивающая возможность обучающимся использовать в своей деятельности ресурсы нескольких (двух и более) образовательных учреждений.
Е. В. Гребенкин
Новосибирский государственный педагогический университет, rusforscher@mail.ru
Ключевые слова: конфликт, конфликтное взаимодействие, конфликтные ситуации, урегулирование конфликтов (медиация), школьная служба примирения
Страницы: 262-267
В статье анализируются поведенческие стереотипы во взаимоотношениях педагогов и школьников, рассматриваются инновационные (в концептуальном и содержательном планах) способы урегулирования школьных конфликтов (медиация). Медиация - специально организованные примирительные процедуры, интегрированные в образовательно-воспитательный процесс школы и направленные на заглаживание причиненного ущерба пострадавшей стороне.
Г. Н. Глиос
Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: правосознание, переходный период, законодательная система, образование
Страницы: 212-218
Процесс становления правового государства в России пришелся на период, названный переходным. Переходный период для России означает трансформацию во всех сферах жизни общества и, в первую очередь, правосознания. Подобные трансформации не имеют универсального характера, учитывая национальные, исторические, культурные и религиозные традиции и особенности национального правосознания в каждой стране. Поэтому, говоря о становлении правового сознания населения, следует иметь в виду именно те особенности трансформации, касающиеся традиций правосознания и характерные для нее в переходный период чертах.
М. В. Монгуш
Новосибирский государственный педагогический университет, mmengi@mail.ru
Ключевые слова: повышение качества образования, математическая подготовка, сельскохозяйственные специальности
Страницы: 267-273
В данной статье рассматривается проблема качественной (в частности, математической) подготовки студентов сельскохозяйственных специальностей. Также описывается значение математики как учебного предмета, ее особенности, цели ее изучения, раскрыто содержание учебно-методических пособий по математике и электронного учебника (консультанта-экзаменатора) по теории вероятностей. Для достижения высокого профессионального уровня необходимы твердые знания в области математических методов и информационных технологий. Доказывается, что применение информационных технологий в учебном процессе вызывает интерес у студентов, повышает мотивацию к изучению математики и формирует у них такие качества, как способность к логическому мышлению и настойчивость в достижении цели.
"И. В. Савенкова1, С. В. Клюев2"
"1 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, savenkova_soc@mail.ru 2 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, klyuyev@yandex.ru"
Ключевые слова: гендерный потенциал, гендерная идентичность, управление вузовской организацией
Страницы: 245-249
Актуальность темы статьи не вызывает сомнения, поскольку масштабные социально-культурные и политические трансформации, произошедшие в российском обществе в последние десятилетия, способствовали изменению статусных и ролевых позиций мужчин и женщин. В статье авторы анализируют карьерные устремления женщин и предлагают инновационную модель управления вузовской организацией с использованием гендерного потенциала. Авторы подчеркивают, что мужчины и женщины должны обладать равным правом на самостоятельный выбор своего профессионального пути и иметь возможность участвовать в сфере управления.
Г. М. Серегин
Новосибирский государственный педагогический университет, gseryogin@yandex.ru
Ключевые слова: диагностика качества обучения; диагностика понимания; компоненты диагностики понимания; уровни понимания математического материала
Страницы: 242-247
В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи понятий диагностики понимания и диагностики качества обучения. Основными критериями качества обучения являются психические и функциональные изменения в деятельности, общении и сознании, которые возникают в результате реализации образовательной программы. Одной из основных функций диагностики является контроль качества процесса обучения. Содержание компонентов диагностики понимания математического материала раскрывается при описании этапов диагностической деятельности. На ее завершающем этапе ставится диагноз в виде описания состояния объекта диагностики. Диагноз понимания учащимися предложенного математического материала позволяет принять решение об оценке уровня понимания и внесении корректив в технологию обучения.
"П. А. Солкина1, П. А. Солкина2"
"1 2 Сибирский федеральный университет, p-solo_9@mail.ru"
Ключевые слова: коллективистский тип общества и индивидуалистический тип общества, глобализация и духовно-нравственное воспитание
Страницы: 242-246
В данной статье предпринят анализ социально-философских теорий, отражающих актуальную тенденцию развития российского общества на пути от коллективизма к индивидуализму. Основная цель статьи - обозначить проблематику всеобщей разобщенности, упадка нравственных устоев, утраты идентичности государства в контексте общенационального масштаба. Анализируются деструктивная динамика влияния Запада, а также методологические истоки теории общинности, соборности и коллективизма. Автор утверждает, что духовно-нравственное воспитание позволит сохранить свою уникальность через осознание и совершенствование общественных отношений.
Н. В. Буравцова
Новосибирский государственный университет экономики и управления burawzov@yandex.ru
Ключевые слова: психологическое пространство личности, ценности профессионального образования, смысложизненные ориентации, профессиональная идентичность
Страницы: 234-240
В статье анализируются основные характеристики психологического пространства личности студентов, выявляются особенности психологического пространства личности в зависимости от выбора будущей профессии. Доказано, что уровень суверенности личностных границ студентов-гуманитариев влияет на формирование их профессионально важных качеств.
Л. А. Беляева, Ю. А. Семенова
Уральский государственный педагогический университет belyaeva@uspu.ru, semenovaua2008@yandex.ru
Ключевые слова: толерантность, гражданская идентичность, ценностная установка, гражданское образование
Страницы: 240-246
Статья посвящена вопросу о месте толерантности в структуре гражданской идентичности личности. Различая в структуре гражданской идентичности когнитивный, эмоциональный, ценностный и деятельностный компоненты, авторы рассматривают толерантность как базовую ценностную установку гражданского сознания, которая актуализируется в контексте современных социальных изменений. Как ценностное основание гражданской идентичности и норма гражданских отношений, толерантность анализируется с позиции трех подходов: аксиологического, нравственно-этического и социокультурного. В статье также исследуется значение развития толерантной установки сознания в системе гражданского образования.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее