Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.84.7.255
    [SESS_TIME] => 1711627151
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 5662cff89fea2539492b68da8c5915ad
    [UNIQUE_KEY] => b071a9aa9c6e6d74be60676a4e95960c
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 2

1.
ЭКОСИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

О.В. Мамонов1, С.И. Черных1, Н.В. Гуляевская2
1Новосибирский государственный аграрный университет, 630039. Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
mmnv20@rambler.ru
2Новосибирский государственный медицинский университет, 630091, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 52
navg@list.ru
Ключевые слова: образование, интеграция, экосистема, моделирование, принципы управления, education, integration, ecosystem, modeling, management principles
Страницы: 3-20
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Российское образовательное пространство реформируется на протяжении многих лет. Основанием реформ являются глобализация и дигитализация регионального образовательного пространства, которое развивается на фоне технологизации производства. Названные факторы вводят в предкризисное состояние высшие учебные заведения, от которых требуется самостоятельное решение возникающих проблем. Кроме того, сегодня в России происходит организационное, содержательное, смысловое и ценностное формирование нового образовательного пространства: сокращается количество вузов и сельских школ, разрабатывается множеcтво конкурирующих друг с другом стратегий и программ, концептуируются иные смыслы и прокламируются иные ценности образования. Практически во всех стратегиях и программах одно из условий успешности вуза - создание экосистемы, которая оптимизирует взаимоотношения «вуз - социальная среда», «вуз - производство», «вуз - наука - производство» и т. д. Особенно актуализируется проблема создания собственной вузовской производственной базы, по возможности интегрированной во внешние бизнес-структуры и оптимально сочетающейся с внутренним вузовским функционалом. Методология и методика исследования. Опираясь на разработки зарубежных и отечественных исследователей, авторы предлагают собственное видение модели управления производственно-образовательным комплексом в условиях рыночной экономики. Особое внимание в статье уделяется структуре производственной базы учебного заведения и видам ее интеграции во внешнюю и внутреннюю экосистемы конкретного вуза. Результаты исследования. Переход к VI технологическому укладу и развитие информационного общества ставят перед образовательными системами разных уровней сложные задачи: создания производственной базы, расширения конкурентовозможности и сотрудничества, моделирования развития интеграционных схем вуза с предприятиями (при создании производственной базы вуза) и др. Но основным направлением следует считать содействие развитию кластеров, которое предполагает поддержку со стороны органов власти в реализации участниками кластера следующих мероприятий: формирования специализированной организации, которая координирует деятельность участников кластера и может создаваться в различных правовых формах (предполагается, что функции указанной организации могут быть возложены как на вновь создаваемые, так и на уже существующие учреждения); разработки стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, включающей подготовку набора кластерных проектов и мер, направленных на создание благоприятных условий для развития кластера; эффективного информационного взаимодействия участников кластера; реализации мер по стимулированию сотрудничества участников кластера (проведение конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов, электронных списков рассылки и др.). Заключение. На основании обсуждения перечисленного делается вывод о том, что одной из наиболее оптимальных моделей управления образовательно-производственным комплексом на основе конкретного вуза является управление, основанное на корпоративных принципах. Насколько эффективна и устойчива предлагаемая система в российских реалиях покажет время, но уже сейчас ее дальнейшее развитие и применение может вызвать интерес у бизнес-структур, образовательных учреждений, региональных органов власти и общественных организаций.

DOI: 10.15372/PHE20180201


2.
ОСОБЕННОСТИ УНИВЕРСАЛИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Д.В. Рахинский
Красноярский государственный аграрный университет, 660049. Россия, г. Красноярск, пр. Мира, 90
siridar@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, национальные ценности, взаимодействие цивилизаций, историческая преемственность, информационное общество, суверенитет, цивилизация, социокультурная идентичность, менталитет, globalization, national values, interaction of civilizations, historical continuity, information society, sovereignty, civilization, socio-cultural identity, mentality
Страницы: 21-33
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. В статье показано, что одной из важнейших характеристик глобального образования является кризис социокультурной идентичности социумов. Автор отмечает необходимость различения продуктивных и контрпродуктивных образовательных процессов, что приобретает особое значение для обеспечения устойчивости развития отдельных обществ. Рассматривает особенности взаимодействия различных образовательных систем в процессе формирования глобального общества. Методология и методика исследования. Исследование особенностей проявления социального универсализма в современном образовании предполагает системный подход. Задачи, имеющие системный характер, включают следующие процедуры решений: планирование, проектирование, оценку. В исследовании также использовались общенаучные методы: анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. Кроме того, важное методологическое значение в имели принципы всеобщей связи, историзма, противоречия, развития, относительности, автономности, динамического равновесия. Результаты исследования. Подобные тенденции обусловлены уровнем эффективности управленческих механизмов, которые претерпели трансформацию в результате глобализационного давления. В современном мире взаимоотношения субъектов и объектов образовательного процесса качественно меняются. Это обусловлено возникновением мощных элементов современных информационных технологий на базе современных средств медиатизации. В статье анализируется влияние цифровых технологий на повышение качества образования и его перспективы. Заключение. Автор приходит к выводу, что глобализационные процессы современности предполагают в качестве необходимого условия обеспечения новой парадигмы определенную стратегию информатизации социальной системы, суть которой проявляется в позиционировании мира как упорядоченной целостности, способствующей выведению отдельных ее частей посредством ступенчатой конкретизации.

DOI: 10.15372/PHE20180202


3.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ: РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

В.В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, 630090. Россия, г. Новосибирск. ул. Николаева, 8
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: социум, образовательная политика, академическая свобода, университетская автономия, наука, образование, университет, society, educational policy, academic freedom, university autonomy, science, education, university
Страницы: 34-46
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. В условиях современных социокультурных трансформаций под влиянием глобализации отчетливо проявляется конвергенция национальных образовательных систем, что выражается в стремлении государства привести организацию отечественных науки и образования в соответствие с общемировыми трендами. Проблема, рассматриваемая в статье, может быть сформулирована следующим образом: с одной стороны, государственная политика в сфере науки и образования предусматривает обеспечение ключевых общесистемных изменений, в рамках которых действует новый организационно-экономический механизм, теоретически позволяющий произвести реструктуризацию системы в соответствии с наиболее успешными западными моделями развития, а с другой - заявленная цель многочисленных преобразований, а именно: максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ - пока не достигается. Методология и методика исследования. В статье проведен ретроспективный анализ изменений структуры, формы и методов французской высшей школы, которой удалось успешно адаптировать «изначально чуждую» англо-американскую модель двухуровневой системы высшего образования, что позволило значительно увеличить количество студентов и существенно повысить рейтинг собственных университетов в мировом научно-образовательном пространстве. Результаты исследования. Проведенный анализ позволил выявить шаги, которые привели к возрастанию академической свободы и создали предпосылки для усиления связей университетов с другими социальными институтами, что способствовало реальному повышению автономии университетов, привело к развитию межинституционального сотрудничества, крупномасштабной студенческой и академической мобильности, разработке совместных программ обучения, а также к расширению практической подготовки студентов и интенсификации научных исследований. В результате сопоставления процессов модернизации французской и российской высшей школы при схожих целях, задачах и механизмах реформ показано, что в отечественных условиях такого же прорыва не случилось. Заключение. В качестве одной из ключевых причин обозначен тот факт, что отечественные реформы, в отличие от французской модели, переводят понятия академических свобод и университетской автономии из интеллектуальной плоскости в экономическую, несмотря на сопротивление академического сообщества. Сделан вывод о том, что если окажется возможным обойти такие ограничения, учитывая опыт развития французской высшей школы, то это может способствовать не только повышению конкурентоспособности национальных университетов на глобальном рынке образовательных услуг, но и дальнейшему позитивному развитию отечественной научно-образовательной системы.

DOI: 10.15372/PHE20180203


4.
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: человеческий капитал, высшее образование, образовательные реформы, инновации, инвестиции, human capital, higher education, educational reforms, innovations, investment
Страницы: 47-56
Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Важность успешной модернизации экономики, укрепления ее конкурентных преимуществ и обеспечения социально-экономической безопасности государства в условиях обострения глобальной конкуренции актуализирует вопросы эффективного использования внутренних источников развития страны. При такой постановке проблемы вполне объяснимым и закономерным становится выдвижение исследований человеческого капитала в число приоритетных научных направлений. Опыт развитых стран показывает, что существует определенная историческая закономерность превращения человеческого капитала в ведущий фактор экономической жизни государства. Расходы, связанные с производительными вложениями в человека, не только способствуют повышению его производительности труда, но и приносят прибыль в будущем. Актуальность вопросов, связанных с процессом развития человеческого капитала, обусловлена и тем, что в условиях конкурентоспособности государства предполагается активное использование новых знаний. Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса именно за счет интенсивного развития сферы образования, науки, техники. Методология и методика исследования имеют комплексный интегративный характер, который определяется целью и задачами. В качестве исходных положений в работе применены научные идеи экономических наук, социологии, философии и педагогики, использование которых в педагогическом смысловом поле и их интерпретация потребовали синтеза концептов междисциплинарных научных подходов в их взаимодополняемости, а именно: - системно-деятельностного как общеметодологического принципа комплексного педагогического анализа и осмысления отношений между субъектами, объектами и продуктами образовательной деятельности; - компетентностного как актуализирующего личностное, деятельностное и аксиологическое основания в образовании. Для решения исследовательских задач использовалась следующие теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической, социологической литературы; историко-методологический анализ (в том числе изучение документов, концепций, положений); сравнительно-сопоставительный анализ содержания образовательных программ, моделирование, обобщение, систематизация отечественного и зарубежного опыта формирования и развития человеческого капитала. Результаты исследования. Образование, накопленные обществом знания и развитие человеческого капитала государства взаимосвязаны, поскольку приносят доход благодаря осуществляемым в них инвестициям. Образование сегодня - не издержки производства, а инвестиция в особую форму капитала, связанного с человеком. Заключение. Научно-технический и социальный прогресс определяются качественными характеристиками системы образования государства, уровнем подготовки научных кадров и высококвалифицированных специалистов. В свою очередь система образования зависит от уровня развития и качества человеческого капитала государства.

DOI: 10.15372/PHE20180204


5.
ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Яковлева, Ж.Н. Истюфеева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: ценностно-целевые ориентиры, глобальное миропонимание, интеграция знаний, образовательно-аксиологическая стратегия, социальная зрелость, value-target milestones, global outlook, knowledge integration, educational-axiological strategy, social maturity
Страницы: 57-65
Подраздел: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
Введение. В статье обсуждаются проблемы модернизации образования, зависящие от сложившегося духовно-нравственного базиса общества, мировоззренческих основ философского знания, интегрированных новой аксиосферой социальной жизни. Цель статьи - акцентуация ценностно-целевых ориентиров в содержании гуманитарного и естественно-научного образования. Методология и методика исследования. Модернизация содержания образования, по мнению авторов, возможна при обеспечении глобального миропонимания, изменении ракурса построения образования, интеграции мировой и отечественной образовательных систем. Принципиально новое содержание в подходах «измерения человека» требует внедрения в образовательную практику культуры многовариативной оценки решения инновационных задач, а также осуществления развития индивида в аспекте социальной зрелости. Результаты исследования. Определяется, что для реальной модернизации образования необходимо осуществить модернизацию, а не реформы, поскольку реформы - это изменения по форме, а модернизация - по содержанию. Особо отмечается, что модернизацию содержания образования необходимо рассматривать не только как передачу знаний, умений, навыков, но и как внедрение альтернативных ценностно-целевых императивов, обусловленных потребностями в новом содержании образования. Заключение. Авторами сделаны выводы о специфике образовательно-аксиологической стратегии развития образования, основанной на философско-методологическом понимании гармонизации соотношений общественного сознания и ценностного знания.

DOI: 10.15372/PHE20180205


6.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ

Г.А. Касатова, Ю.С. Седова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 28
gal-kasatova@yandex.ru
Ключевые слова: ценности, аксиологические основы, профессиональные компетенции, бакалавры, художественная обработка материалов, готовность к профессиональной деятельности, экстеоризация, values, axiological foundations of professional competence, bachelors of art processing of materials, readiness for professional activities, exteriorization
Страницы: 66-70
Подраздел: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
Введение. В статье рассматриваются основные вопросы формирования профессиональных компетенций и необходимость интеграции традиционных ценностных основ образовательного процесса и новаций в области формирования профессиональных компетенций. Актуальность представленного исследования состоит в рассмотрении и представлении механизма формирования профессиональных компетенций на основе ценностных смыслов образования, где духовные и материальные ценности искусства в целом и художественной обработки материалов, в частности, интериоризируются личностью в процессе обучения в вузе. Необходимость включения в образовательный процесс ценностей-знаний в области искусства неопровержима, именно на этом основано постепенное формирование ценностей-отношений и ценностей-качеств. Вместе с тем развитие личности в профессиональном плане происходит с формированием профессиональных компетенций, которые предполагают готовность личности к выполнению профессиональной деятельности в различных ее видах. Результаты исследования. Готовность к профессиональной деятельности предполагает наличие следующих составляющих профессиональных компетенций: знаний и опыта в определенной области (или конкретных умений и навыков) и готовности личности, в том числе и психологической, применять эти знания и опыт в профессиональной деятельности. В связи с этим логично выделить следующие компоненты профессиональных компетенций: мотивационный, ориентационный, волевой и оценочный. Мотивационный компонент основан на профессиональных знаниях в области искусства и художественной обработки материалов и, соответственно, выработки ценностного отношения к профессиональной деятельности; ориентационный компонент предполагает направленность личности в ценностном плане на профессиональную деятельность; волевой компонент - способность личности к организации собственной профессиональной деятельности; оценочный компонент - оценку результатов собственной профессиональной деятельности. Заключение. Результат формирования профессиональных компетенций у бакалавров на аксиологической основе - это готовность личности к профессиональной деятельности и преобразование социума в художественно-ценностном плане.

DOI: 10.15372/PHE20180206


7.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ФУТБОЛЬНОГО АРБИТРА В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

М.Е. Воробьев
Новосибирское училище олимпийского резерва, 630087, Россия, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 140
vorobey9164@mail.ru
Ключевые слова: футбол, имидж футбольного арбитра, физическая подготовка судей, обучение молодых судей, система ценностей в футболе, football, image of a football referee, physical training of referees, training of young referees, value system in football
Страницы: 71-78
Подраздел: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация >>
Введение. Футбол - эффективное средство формирования у населения человечности, стремления к здоровому образу жизни, уважения и солидарности. Однако в последнее время наблюдается спад интереса у народа к этому виду спорта, что связано со многими факторами. Методология и методика исследования. Важным элементом для поддержания системы футбола является подготовка квалифицированных судейских кадров. Построение учебно-тренировочного процесса обучения молодых судей в специализированных центрах и школах направлено в основном на освоение ими теоретического материала и основ методики судейства соревнований без акцента на ценности, касающиеся формирования личности успешного футбольного судьи. Также большое значение имеет тот факт, что слушатели центров и школ не получают в должной степени информации о закономерностях построения спортивной тренировки. Данный подход в условиях современного информационного потока не способен качественно решать задачи первоначальной подготовки судейских кадров. Результаты исследования. Теоретический и эмпирический анализ формирования имиджа футбольного арбитра указывает на методологическую недоработанность образовательных технологий. Судьи высокой квалификации осознают, что без таких факторов, как интеллект, стрессоустойчивость и коммуникативные способности формирование личности успешного судьи не представляется возможным. Автор выдвигает предположение, что корень проблемы - в отсутствии базовых знаний о спортивной тренировке молодых судей, о коммуникативных навыках, способностях демонстрировать высокие этические образцы поведения. Соответственно, важнейшей задачей преподавателей специализированных центров по подготовке судейских кадров становится передача слушателям этой информации на начальном этапе обучения. Заключение. Система ценностей в футболе основывается на формировании положительного имиджа футбольного арбитра, на спортивных нравственных эталонах, встроенных в воспитательно-образовательный процесс на стадии первоначальной подготовки; на разработке аксиологического методологического аппарата спортивного арбитра.

DOI: 10.15372/PHE20180207


8.
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ: КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ, БАЗОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

С. Ян
Северо-Восточный педагогический университет, Китай, г. Чанчунь, пр. Женьминь
Ключевые слова: Китай, развитие образования, концепции, ориентации, тенденции, China, education development, vision, orientation, trend
Страницы: 79-105
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ

Аннотация >>
Со времени основания Китайской Народной Республики в 1949 г. Коммунистическая партия Китая (КПК) и правительство уделяют большое внимание инновациям в области образования и его развитию. Достигнутые достижения привлекли внимание всего мира. Укрепление образования под руководством президента Си после 18-го Национального съезда КПК стало основополагающим для достижения национального возрождения. Основные концепции нынешнего развития страны имеют приоритетное значение в целях эволюции, модернизации образования и создания образования, которое будет отвечать потребностям людей. Помимо этого основной ориентацией в нынешнем Китае становится общедоступное, качественное образование в течение всей жизни, система социалистического образования с четко выраженной китайской спецификой. Будучи устремленным в будущее, образование в Китае имеет интенсивную, законодательную, международную, инновационную и информационную тенденции.

DOI: 10.15372/PHE20180208


9.
КЛАССИЧЕСКАЯ РИТОРИКА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА

И.Б. Короткина
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 119571, Россия, Москва, Проспект Вернадского, 84
irina.korotkina@gmail.com
Ключевые слова: риторика и композиция, академическое письмо, классическая риторика, академический дискурс, высшее образование, rhetoric and composition, academic writing, classical rhetoric, academic discourse, higher education
Страницы: 106-123
Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Академическое письмо является новой отраслью знания и новой для российского образования дисциплиной, потребность в которой остро ощущается на фоне процессов глобализации науки и переосмысления целей и ценностей образования. Однако российское академическое сообщество пока не имеет представления об академическом письме, его теоретических и философских основах, сформировавшихся в англоязычной академической среде. В статье прослеживается эпистемологическая связь академического письма с классической риторикой на разных этапах формирования этой дисциплины в западных университетах, включая предшествующие ей периоды развития логики научного рассуждения. Методология и методика исследования. В работе проводятся историко-компаративный анализ зарубежных исследований, посвященных развитию научной мысли и академического письма, и сравнительно-сопоставительный анализ 1) соотношения когнитивных, аналитических составляющих модели классической риторики с языковыми методами убеждения на разных этапах развития научного письма; 2) последствий отклонений от этих составляющих в Средние века и в XIX в.; 3) развития традиций научного письма между Россией и Западом. Исследование опирается на критический анализ и систематизацию зарубежных научно-теоретических и методологических исследований в области академического письма, прослеживает современное развитие этого направления исследований, обосновывает преемственность академического письма от классической риторики и дает оценку важности проведения исследований в области академического письма в России. Результаты исследования. Выявлены исторические и социально-политические причины расхождений в методах представления результатов научных исследований в современных отечественных и международных научных текстах, препятствующие интеграции отечественных исследований в глобальную публикационную среду. Показано, что эти расхождения коренятся в различном понимании сущности академического письма: если современное академическое письмо, носящее в США название «риторика и композиция», выводит на первый план его социально-политическую миссию и строится от адресата (читателя), то в российской традиции научное письмо остается под влиянием языковых составляющих риторики и строится от автора (писателя), вследствие чего тексты часто многословны, информационно избыточны, изобилуют прямыми цитатами и подвержены плагиату и автоплагиату. Заключение. Для вывода отечественных научных исследований на международный уровень необходимо привести традицию российского академического письма в соответствие с международными риторическими и публикационными конвенциями, что может быть достигнуто только при условии введения дисциплины академического письма (риторики и композиции) в российское высшее образование, для чего, в свою очередь, необходимо всестороннее изучение основ этой новой для России дисциплины, а также анализ и критическое осмысление зарубежного опыта с точки зрения его адаптации.

DOI: 10.15372/PHE20180209


10.
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБОСНОВАНИЕ В ФИЛОСОФИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Михайлова
Белорусский национальный технический университет, 330013, Беларусь, Минск, пр. Независимостиб 65
michailova.n@bntu.by
Ключевые слова: проблемно-ориентированное обоснование, современная математика, философия математического образования, problem-oriented justification, modern mathematics, philosophy of mathematical education
Страницы: 124-129
Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Цель статьи - аргументация необходимости использования новых концептуальных подходов к обоснованию математики. Методология и методика исследования. В статье рассматривается проблемно-ориентированный подход к обоснованию математики, используемый в философии и методологии математического образования. Среди важнейших методологических характеристик этого исследования можно выделить принцип целостности системы разноуровневого математического образования, который хорошо согласуется с проблемно-ориентированным обучением высшей математике. Результаты исследования. В результате проведенного исследования автор доказывает необходимость философского анализа проблемной ситуации при обучении высшей математике, которая возникает на этапе формулировки теоретических утверждений в виде проблемных задач, при решении которых используется философская рефлексия имеющихся знаний по математике. По мнению автора, специалисты по философии математики акцентируют внимание на философских вопросах математики, поэтому с проблемным обучением очень редко связывается философский смысл процесса обучения. Предлагается рассматривать преподавание высшей математики, используя для понимания гносеологические предпосылки формализма, интуиционизма и платонизма, которые, хотя и не свободны от критики, способствуют выявлению системной целостности обоснования, доказывая свою практическую целесообразность. Заключение. Применение проблемно-ориентированного обоснования в математическом образовании позволяет сделать вывод о том, что философия математического образования является ориентиром для реорганизации обучения, в котором особого внимания заслуживает методическая позиция синтеза разных подходов в системе обоснования математики, что предполагает повышение философской подготовки преподавателей математики, направленной на формирование критического мышления студентов университета.

DOI: 10.15372/PHE20180210


11.
ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНЕНИЯ (ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД)

В.Д. Емельяненко
Брянский государственный университет, 241036, Россия, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14
emelyanenko_152@mail.ru
Ключевые слова: геймификация, игровые технологии, мировоззрение, ценностно-мировоззренческие основания геймификации, gamification, using games for learning, ideology, values and ideologies as a basis of gamification
Страницы: 130-146
Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Технологии геймификации все шире применяются в образовании. Последствия их использования исследованы пока недостаточно, хотя известно, что игровые практики не всегда положительно влияют на успехи обучающихся. Кроме того, до сих пор изучались преимущественно практические аспекты применения геймификации в сфере образования. Поэтому целесообразно рассмотреть на теоретическом уровне роль игровых технологий в обучении с учетом системного характера духовного мира людей, наличия в нем ценностно-мировоззренческих оснований. Методология и методика исследования. Целью исследования является определение меры применимости игровых технологий в образовании в контексте специфики ценностно-мировоззренческой сферы участников образовательного процесса. Для достижения этой цели, во-первых, используется вторичный анализ научной литературы по проблеме, определяются и оцениваются основные точки зрения исследователей относительно геймификации; во-вторых, с помощью системного подхода показывается, что характер влияния игровых технологий на учащихся обусловлен уровнем и особенностями развития их ценностно-мировоззренческой сферы. При работе над проблемой применялись основные характерные для социально-гуманитарных исследований общенаучные и специально-научные методы, из которых по степени значимости выделялся метод системного анализа, позволяющий рассмотреть использование игровых технологий в образовательном процессе не изолированно, а с учетом роли основных явлений духовной жизни человека, особенно его мировоззрения. Это способствует полному объяснению сущностных причин сложностей применения игровых технологий в образовательном процессе. Результаты исследования. Адекватная оценка технологий геймификации возможна при учете характера и степени развития ценностно-мировоззренческой сферы студента или учащегося, а также социальных условий, в которых существует система образования. При этом легче осуществлять процесс обучения школьника или студента, в том числе в рамках геймификации, который имеет образовательную мотивацию, основанную на позитивных нравственных и мировоззренческих ценностях, заложенных школой и родителями в условиях непосредственного воспитания и общения. Направленность обучающегося на личностное развитие, определяемое его ценностной сферой с позитивными и устойчивыми убеждениями, принципами и идеалами ведет к повышению эффективности геймификационных технологий в учебном процессе. Заключение. Геймификация является не всеобщим трендом, а лишь одной из форм образовательного процесса. Новизна работы в том, что в ней показана обусловленность характера и результатов процесса геймификации ценностно-мировоззренческими основаниями духовного мира обучающихся, что преимущественно способствует развитию образного мышления. Данное исследование способствует активизации обсуждения темы геймификации с наиболее широких теоретических позиций.

DOI: 10.15372/PHE20180211


12.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИНФОГРАФИКИ МЫСЛЕННЫХ ФИЛОСОФСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

А.В. Макулин
Северный государственный медицинский университет, 163001, Россия, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51
Art-makulin@yandex.ru
Ключевые слова: инфографика, визуализация, формализация, infographics, visualization, formalization
Страницы: 147-164
Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. Статья посвящена проблемам визуализации философского знания на примере инфографики мысленных философских экспериментов. Не секрет, что уже в момент своего возникновения философия как вершина абстрактного способа понимания мира имела несколько преимуществ перед предметным познанием мира. Интеллигибельная интенция философского познания, выросшая в рамках классической метафизики, приспособила свой категориальный аппарат к познанию того, что в принципе нельзя не только увидеть, но даже и познать до конца. Со времен Платона и его знаменитого «мифа о пещере» философы единодушны в том, что только построение умозрительных теорий может полноценно объяснять все проблемы философского познания. В то же время наглядное и визуальное, несмотря на антивизуальную риторику, постоянно присутствовало в философском дискурсе в форме визуальной метафоры, даже несмотря на то, что, согласно классическому платоновскому идеализму, видимое и умопостигаемое стремятся в определенной степени к несовместимым целям, поскольку первое ориентируется на мир иллюзий, теней и заблуждений, второе - на истинный свет истины, исходящий от «солнцеподобного» блага, доступного для созерцания только специально подготовленному с помощью философских упражнений внутреннему умственному зрению. Однако на протяжении интеллектуальной эволюции, то есть эволюции философии и науки, тактика визуального познания развивалась в мире познания, создав целый пласт визуальных метафор, которые в свою очередь благодаря «конструктивной» стороне не только оказались наглядными, но и послужили материалом, как для мысленных философских экспериментов, так и мысленных экспериментов в области науки. Появилась возможность построения полноценных гомоморфных моделей, часть из которых не только описывалась визуально-метафорически, но и имела графические аналоги. Методология и методика исследования выстроены на базе подходов, возникших в рамках так называемого «визуального поворота» в философии. В качестве методики визуального анализа и представления философских мысленных экспериментов использован табличный метод и круговые диаграммы с внутренними связями. Основным методом анализа выступает разложение мысленных экспериментов на составные элементы и их последующее комбинаторное сочетание. Результаты исследования. Предложена авторская методика разложения мысленных философских экспериментов на основе базовых логико-структурных, рефлексивных и информационных критериев, позволяющих находить ключевой рефлексивно-структурный механизм, определяющий сущность и отличительные черты того или иного мысленного эксперимента. Представлена таблица вероятных комбинаций 26 известных мысленных экспериментов, которая показывает конечный диапазон наложения и связи выбранных мысленных экспериментов друг с другом. В рамках выявленных комбинаций определены наиболее известные связи мысленных экспериментов, выступающих по отношению друг к другу в качестве взаимодополнения или даже аналога. Заключение. Охарактеризована роль инфографики мысленных экспериментов в процессе развития визуального мышления, без которого немыслима современная система образования, формирующая «визуальную грамотность» обучающегося, способную предоставить будущим специалистам способы извлечения новых знаний и их трансляции в визуальном мире Интернета.

DOI: 10.15372/PHE20180212


13.
ФЕНОМЕН ЭМЕРДЖЕНТНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В.Н. Гоптарев
Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова, 420015, Россия, г. Казань, ул. Б. Красная, 38
VGoptarev@yandex.ru
Ключевые слова: эмерджентность, эмерджент, теория, психология, педагогика, исследование, научный подход, emergence, emergent, psychology, pedagogic, study, the scientific approach
Страницы: 165-177
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Аннотация >>
Введение. В статье автор обращается к идее эмерджентности, которая с XIX в. находилась в поле зрения ряда зарубежных исследователей (Д. Г. Льюис, С. Александер, С. Л. Морган и др.) и впоследствии реализовалась в научной теории, отдельные положения которой до сих пор по-разному трактуются исследователями. Поскольку эти положения имеют значимость и для психолого-педагогических исследований, проблема их экспликации, выявления потенциала, которые могли бы использоваться при проведении научных исследований в психолого-педагогической сфере и педагогической практике, приобрела особую актуальность. Обосновываются цель статьи и актуальность обращения к феномену и теории эмерджентности, изучение которых не нашло единого понимания среди исследователей, представляя значительный научный интерес. Методологией и методикой исследования послужили идеи и теоретические положения ряда прежде всего зарубежных исследователей феномена эмерджентности, а также философско-методологические парадигмы и положения современной отечественной философской и психолого-педагогической науки. Они определили круг эмпирических и теоретических методов исследования, важнейшими из которых являются сравнительно-исторический, компаративистский, герменевтический и аналитический. Особое внимание уделяется рассмотрению эмерджентности как научного феномена. В современной научной литературе можно найти достаточно дефиниций, точек зрения и теоретических конструкций, отражающих разные подходы к его пониманию и интерпретации. Автор в целом придерживается точки зрения основателей теории, в соответствии с которой эмерджентность - свойство действительности проявляться вовне в различных состояниях, видах и формах. При изучении эмерджентности как феномена автор рассматривает проблему содержания и структуры эмерджентов. В данном контексте уместными представляются актуализация таких категорий, как эмерджент, результант, эмерджентный комплекс, уровень рассмотрения, распространяющийся признак, а также выявление особенности взаимосоотнесения эмерджентов и результантов, определение оснований и подходов к формированию эмерджентов. В процессе изучения проблем, связанных с формированием эмерджентов, автор обращается к работам американского исследователя K. Baily, использовавшего морфологический подход к формированию эмерджентных матриц, по-своему обозначавшего проблему выведения структуры и содержания эмерджентов. Автор разделяет выводы Т. Ritchey о некорректности применяемого K. Baily бинарного подхода и согласен с идеей применения в качестве эмерджентообразующих факторов (parameters, по K. Baily) признаков, близких по содержанию к «распространяющимся признакам» С. Александера, под которыми тот имел в виду ряд присущих эмерджентам свойств и качеств. Основываясь на выводах Л. Моргана и С. Александера, автор полагает, что сущность и состав эмерджентов могут проявляться не только на уровнях материя, жизнь, дух, но и в сферах человеческого бытия, в том числе и в психолого-педагогической. Автор отмечает, что основными эмерджентообразующими факторами психолого-педагогического поля являются материальное, внеиндивидуальное (объективное и субъективное), социальное и индивидуально-психическое. В эмерджентах психической сферы, кроме особых образований - результатов воздействия приведенных выше четырех факторов, - могут проявляться имманентные свойства и качества («распространяющиеся признаки»). Результатом исследования явилось уточнение содержания отдельных аспектов и положений понятийной cферы теории эмерджентности, выявление особенностей формирования эмерджентов, которые могут иметь отношение к исследованию явлений психолого-педагогической сферы. Заключение. Результаты исследования феномена эмерджентности, теоретических положений и проблем имеют прямое отношение к определению и формированию состава и содержания эмерджентов психолого-педагогической сферы, могут использоваться при изучении свойственных ей явлений и процессов, касающихся как отдельных индивидов, так и социальных групп, реализации процессов обучения, воспитания и развития личности, а также служить обоснованиями иного - эмерджентного - научно-исследовательского подхода.

DOI: 10.15372/PHE20180213


14.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

М.Н. Аникина1, Р.Н. Афонина2, Е.А. Лесных3, Т.С. Малолеткина1
1Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, пр. Ленина, 40
anikina_bri@mail.ru
2Алтайский государственный педагогический университет, 656031, Россия, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55
АRN1960@yandex.ru
3Алтайский государственный аграрный университет, 656049, Россия, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 98
lesnyh74@mail.ru
Ключевые слова: экологическое образование, творческое мышление студентов, педагогические условия образовательного процесса, ecological education, creative thinking of students, pedagogical conditions of the educational process
Страницы: 178-185
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Аннотация >>
Введение. В статье рассматриваются задачи и условия развития творческого мышления студентов в процессе экологического образования. Целью статьи является анализ педагогических условий образовательного процесса, детерминирующих способность и готовность будущих специалистов к освоению знаний и формирования опыта деятельности решения экологических задач в стандартных и нестандартных ситуациях. Методология и методика исследования. В настоящее время в педагогических практиках стала нормой экологизация естественнонаучного образования. Практически все курсы естественнонаучного содержания имеют в своем составе экологический компонент, имеющий важное значение для профессиональной подготовки будущего специалиста и его успешной социализации. Сегодня востребованы не только экологические знания, но сформированность опыта решения стандартных и нестандартных экологических задач. Результаты исследования. Формирование опыта решения стандартных задач осуществляется в педагогической практике посредством применения метода аналогии. Успешность формирование опыта решения задач в нестандартных условиях непосредственно зависит от развития творческого мышления. Предлагается осуществлять обучение экологии студентов вуза на основе методов креативной дидактики. Особенности реализации креативной дидактики заключаются в том, что обучаемый переходит из ранга объекта педагогического воздействия в ранг субъекта творчества, а традиционный учебный материал из ранга предмета освоения переводится в ранг средства достижения созидательных целей. Заключение. Такой способ изучения экологического содержания позволяет повысить степень заинтересованности и уровень мотивации, способствует развитию творческих способностей, и определяет успешность достижения результата - формирование экологической культуры личности.

DOI: 10.15372/PHE20180214


15.
РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

С.Н. Вахрушева1, Т.В. Машарова2
1Московский государственный юридический университет, 125993, Россия, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9
lab@msalkirov.ru
2Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
mtv203@mail.ru
Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразование, студенты, учебный процесс, обучение, образование, профессиональная компетентность, self-training, self-teaching, students, educational process, training, education, professional competency
Страницы: 186-196
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Аннотация >>
Введение. В статье рассмотрен вопрос о роли самообразования в формировании профессиональной компетентности студентов юридической специальности. Профессиональное обучение предполагает развитие студента как личности, способной моделировать свое поведение в предстоящей профессиональной деятельности. В связи с этим следует отметить профессиональное воспитание, определяемое известными исследователями как самостоятельный социальный процесс, направленный на формирование профессиональных интересов, знаний, моральных принципов и мастерства. Профессиональное воспитание включает элементы обучения, которые относятся к трудовой деятельности. Оно сопровождается формальным, неформальным и информальным образованием. Методология и методика исследования. В настоящее время непрерывное образование выступает средством разностороннего развития личности: формальное, неформальное и информальное образование в течение всей жизни. Задача преподавателя - развить у студентов такие качества, как самоконтроль, самооценка, самоорганизация, планирование, желание заниматься познавательной и исследовательской деятельностью. Авторы статьи подчеркивают, что одним из важнейших методологических оснований современного образовательного процесса является рациональная организация самостоятельной работы студентов, которая нацелена на воспитание у них интереса и стремления к поиску новых знаний из различных информационных источников, на развитие умения самостоятельно их анализировать и творчески применять. Самостоятельная работа позволяет студентам подготовиться к практическим занятиям, поддержать интерес к познавательной деятельности. Также в статье заострено внимание на видах работ, выполняемых в процессе подготовки к самообразовательной деятельности. Перечислим некоторые из них. Результаты исследования. В статье уделено внимание видам работ, выполняемых в процессе подготовки к самообразовательной деятельности. Перечислим некоторые из них. Проектный метод - способ организации самостоятельной деятельности, интегрирующий проблемный подход, воплощение личностно ориентированного обучения, направленного на решение задачи учебного проекта. Проблемный подход позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать творческий потенциал и умственные способности, без которых развитый интеллект немыслим. Научно-исследовательская работа студентов рассматривается как неотъемлемая часть развития профессиональных компетенций. Студент должен стать активным субъектом своего образования, определять его содержание, а также планировать свою деятельность в направлении пополнения специальных знаний, которыми он будет пользоваться в правоохранительной работе. Отметим также, что актуальными становятся дискуссионные методы работы, позволяющие выявлять необычность сложной природы человеческих поступков, влияющих на ход общественных процессов. Проектная деятельность - один из самых эффективных методов активизации познавательной активности и самостоятельности. Существуют различные типы проектов: исследовательские, творческие, информационные и др., которые могут применяться на всех этапах изучения материала. Заключение. Применение подобных видов работ мотивирует студентов к самостоятельному познанию, что служит источником интеллектуального и личностного развития, качественного усвоения знаний, овладения разными видами учебной деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20180215


16.
ПРОЦЕССЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Т.А. Рубанцова1, Е.А. Крутько2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191
rtamara@ngs.ru
2Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82
e.a.krutko@mail.ru
Ключевые слова: образование, образовательное пространство, виртуальное образовательное пространство, субъекты образовательного процесса, отчуждение, психологическое отчуждение, обратимое и необратимое отчуждение, education, educational space, virtual educational space, subjects of educational space, alienation, psychological alienation, reversible and irreversible alienation
Страницы: 197-203
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Аннотация >>
Введение. Современное образовательное пространство постоянно меняется, внося дестабилизацию как в общественные процессы, так и в образование. Цель статьи - анализ процессов отчуждения в современном образовании, которые затрагивают и субъекта обучения, и субъекта образования и педагогической деятельности. Методология и методика исследования. Опираясь на ряд научных подходов, таких как системный и структурно-функциональный, авторы раскрывают противоречия современного образования, которые приводят к отчужденному восприятию образовательного пространства. При проведении исследования использовались общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение Результаты исследования. Со стороны субъекта обучения противоречия современного образования выражаются в отчуждении от образовательной деятельности и ее результатов, в отчуждении субъектов обучения друг от друга, а также в отчуждении от управления своим обучением и от ценностей родной культуры. Со стороны субъекта образования и педагогической деятельности наблюдается отчуждение от новых способов и форм работы. Заключение. Авторами утверждается, что процессы отчуждения в современном российском образовании носят объект-субъектный характер, так как, с одной стороны, формирующаяся образовательная среда заключает в себе отчуждение от субъекта образования, а с другой - субъект образования сам не готов к работе с ней.

DOI: 10.15372/PHE20180216


17.
МОТИВАЦИОННАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ОБОСНОВАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ

М.С. Аверков1, П.П. Глухов2, А.А. Попов3
1Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 660079, Россия, г. Красноярск, ул. Матросова, 19
2Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
3Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, г. Новосибирск, пр-т. Карла Маркса, 20
Ключевые слова: мотивационная одаренность, индивидуальные образовательные проекты, постнеклассический подход в образовании, образовательная политика выдающихся достижений, motivational giftedness, individual learning projects, post-non-classical approach in education, educational policy outstanding achievements
Страницы: 204-212
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Аннотация >>
Введение. Статья посвящена исследованию типа одаренности, который связан с высокими притязаниями относительно целей и результатов деятельности, с готовностью выстраивать свою жизнедеятельность для их достижения, со способностью функционально интегрировать имеющиеся предметные знания и функционализировать когнитивные способности. Ее актуальность обусловлена недостаточной критериальностью существующего подхода к одаренности и, как следствие, его ориентированности на формальные показатели, а не практические достижения. Методология и методика исследования: системно-генетический анализ, интегративная систематизация данных и построение объясняющих динамических моделей. Результаты исследования. Определены основные критерии мотивационной одаренности, а также конкретные параметры, позволяющие отслеживать ее фактические проявления; предложена поэтапная возрастно-сообразная модель педагогического обеспечения развития мотивационной одаренности. Заключение. Мотивационная одаренность может быть представлена как комплексная реализация выдающихся качеств человека, организуемая способностью и готовностью ставить и достигать самостоятельно сформулированных целей, в том числе за счет специального конструирования способов и технологий необходимой деятельности. Введены критериальные основания для выделения различных подходов к определению одаренности, согласно которым мотивационная одаренность может быть выделена в режиме сопоставления и различения с другими типами комплексов выдающихся качеств взрослеющего человека. Подробно охарактеризованы конкретные социально-психологические показатели мотивационной одаренности, описаны оптимальные формы ее поддержки.

DOI: 10.15372/PHE20180217


18.
ИЗУЧЕНИЕ МАГИСТРАНТАМИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА

Н.С. Жданова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38
gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: эстетические и художественные ценности, эстетические взгляды и идеал, декоративно-прикладное искусство Урала, процесс обучения магистров, aesthetic and artistic values, aesthetic views and ideal, decorative and applied arts of the Urals, the process of master's education
Страницы: 213-223
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. В статье обобщен опыт организации научно-исследовательской работы магистрантов по изучению региональных объектов декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел Урала. По мнению автора, при написании магистерских работ по декоративно-прикладному искусству студенты наряду со знаниями постигают ценности регионального искусства. Важность таких исследований состоит еще и в том, что магистры изучают малоописанные изделия из местных краеведческих музеев, обладающие большой эстетической ценностью. Урал, начиная с XVIII в., был одним из самых развитых районов Российской империи, что выражалось не только в техническом производстве, но и в формировании художественной школы, которая проявилась в том числе и в декоративно-прикладном искусстве. В начале ХХ в. она вышла на мировой уровень. Это стало возможным благодаря глубоким образовательным традициям, которые охватывали большие слои населения Урала. Раннее появление художественной промышленности наполнило регион большим количеством объектов высокого художественного уровня, которые сегодня хранятся в многочисленных музеях и частных коллекциях. Методология и методика исследования. В основе обучения магистрантов декоративно-прикладного искусства лежит компетентностный подход, который определяет не только объем их знаний и умений, но и качества личности, в нашем случае это качества исследователя-искусствоведа. Результаты исследования. Выделены основные компоненты, позволяющие формировать у магистрантов умение определять эстетические ценности региональных объектов декоративно-прикладного искусства - эстетические взгляды, идеалы и вкус. Каждый компонент имеет определенную самостоятельность и формируется в разные возрастные периоды, у взрослого человека они действуют взаимосвязано и одновременно. Магистранты в своем исследовании должны осуществить эстетическую оценку региональных объектов декоративно-прикладного искусства. Личное эстетическое восприятие объекта является первичной точкой формирования эстетических и художественных ценностей. Целенаправленное и последовательное обучение магистрантов способствует формированию у них эстетических взглядов, которые позволяют объективно оценивать выявленные эстетические ценности для нынешнего поколения людей. Заключение. Автор подчеркивает, что поиск и описание малоизученных объектов регионального искусства - актуальная задача научных исследований будущих магистров. Сохраненные художественные традиции являются источником для создания новых объектов декоративно-прикладного искусства. Главное же - сформированное умение магистрантов правильно оценивать произведения искусств - остается на всю оставшуюся жизнь.

DOI: 10.15372/PHE20180218


19.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ ДИЗАЙНА

А.В. Екатеринушкина
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38
savsof@mail.ru
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, профессиональная компетенция, компетентностный подход, квазипрофессиональная модель, project activity, project, professional competence, competence approach, quasi-professional model
Страницы: 224-233
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Введение. В статье рассматривается вопрос о формировании профессиональных компетенций будущих магистров дизайна посредством проектной деятельности в контексте двухуровневого образования. Обосновывается актуальность перехода высшего образования России на двухуровневую систему бакалавриата и магистратуры, в результате которой происходит реорганизация и модернизация профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов всех областей. Определены понятия «компетенция» и «компетентность» как обязательные компоненты образовательной программы. Выявлены проблемы соотнесения сформированности комплекса компетенций на обеих ступенях подготовки будущих дизайнеров. Методология и методы исследования. Методологическую основу составил компетентностный подход в профессиональной подготовке дизайнеров посредством проектной деятельности в рамках двухуровневой системы образования. Реализация этого подхода осуществляется поэтапно на каждой из ступеней, где проектирование выступает одним из основных средств формирования профессиональных компетенций студентов. Результаты исследования. Описана модель проектной деятельности в двухуровневой системе подготовки дизайнеров. В данной модели рассматриваются различия проектной деятельности по трем компонентам: научному, проектному и результативному. Обосновывается необходимость изменения специфики проектирования в магистратуре по сравнению с бакалавриатом. Заключение. Обучение проектированию по разработанной модели приводит к осмыслению значимости учения, личностной мотивации и активности студентов, обеспечивая высокий уровень сформированности профессиональных компетенций. Это позволяет на ступени магистратуры наиболее полно воссоздать профессиограмму дизайнера высшей категории.

DOI: 10.15372/PHE20180219


20.
СТЕНОГРАММА ВЕБИНАРА В«ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФОРМИРУЮЩАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ»

Т.А. Косенко, А.Г. Лигостаев, Н.В. Наливайко, И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 234-239
Подраздел: Информация



21.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЕЙ ДЛЯ АВТОРОВ И ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ЭТИКЕ ПУБЛИКАЦИЙ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ

Н.В. Наливайко
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, г. Россия, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 240-241
Подраздел: Информация