И. И. Шульга
Новосибирский государственный педагогический университет, shulga.61@mail.ru
Ключевые слова: свободное время, досуг, развитие личности, социализация, «цивилизация досуга»
Страницы: 214-219
В статье рассматривается проблема свободного времени, определения его сущности, структуры ивоспитательного потенциала; автор приводит краткий ретроспективный анализ взглядов известных представителей основных философских школ на этот вопрос иприходит к выводу, что свободное время - досуг, можно считать, сферой развития позитивных сил личности, одним из основных условий ее саморазвития, приобщения к культурному наследию и создание новых культурных ценностей, то есть способом социализации личности.
Ю. А. Мельникова
Алтайский государственный медицинский университет, zhukovsky@list.ru
Ключевые слова: постнеклассическая парадигма, профессиональное самоопределение, терминальные ценности, лабильность мышления
Страницы: 174-178
Вводится понятие жизненной задачи профессионального самоопределения как отождествление многомерного жизненного пространства с профессиональным образом мира. Профессиональное самоопределение рассмотрено как процесс, длящийся всю профессиональную жизнь человека и как сознательные акты выявления собственной жизненной позиции. При решении задачи профессионального самоопределения общим для всех является переструктурирование внутреннего мира человека. Показано влияние терминальных ценностей и лабильности мышления человека на способ решения жизненной задачи. Показано, что совокупность данных параметров представляет собой равновесную систему.
В. Я. Лалуев
Новосибирский государственный педагогический университет, Rdu2@mail.ru
Ключевые слова: творческая личность, философия образования, культура развития
Страницы: 224-227
Одна из актуальных проблем современной философии образования - развитие творческих способностей и творческой активности личности в процессе обучения. По мнению автора, происходящие перемены требуют от высшей школы образования качественно нового подхода к воспитанию активных, творчески мыслящих личностей, способных самостоятельно решать и оценивать новую информацию в быстро меняющихся условиях реальной жизни. Автор анализирует проблему качества современного образования с философской точки зрения и делает акцент на приоритете ценностей, способствующих развитию творческой личности в процессе обучения.
Е. А. Пушкарёва
Новосибирский государственный педагогический университет, Pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: образование, современное общество, гуманизм, гуманизация образования, общечеловеческие ценности
Страницы: 200-204
Автор статьи подчеркивает высокую актуальность обращения к проблеме гуманизации образования в современных условиях, поскольку динамика гуманитарных изменений в современном обществе относится к числу развивающихся глобальных явлений и понятий общественной жизни. Обосновано, что гуманизм в широком смысле есть признание ценности человека как личности. Эта ценность приоритетна по отношению ко всем остальным ценностям. Отмечено, что гуманизация как важнейшая характеристика концепции гуманизма есть отражение идей гуманизма в обществе и реализуется в зависимости от конкретных исторических условий, целей и задач социального развития на основе общечеловеческих ценностей. Безусловным признается, что решение социально-экономических проблем невозможно без высокого уровня развития образования на основе базовых ценностей гуманизма.
О. В. Куликов1, Л. Х. Миначева2, А. В. Мазепа3 1 Университет Миссури, С.-Луис, США 2 Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, Москва 3 Физико-химический институт им. А.В. Богатского НАН Украины, Одесса, viologen@rambler.ru
Ключевые слова: син-оксим, кристаллическая структура, РСА, водородные связи, масс-фрагментация
Страницы: 791-794
Строение син-изомера оксима 2-N,N′-диметиламино-5-метилбензофенона изучено методами РСА и масс-спектрометрии. Соединение, имеющее молекулярную структуру, кристаллизуется в тригональной сингонии. Параметры элементарной ячейки: a = 19,5318(10), с = 19,5439(17) Å, V = 6456,9(7) Å3, Z = 18, пространственная группа R. В структуре молекулы связаны в центросимметричные псевдодимеры водородными связями О-H…N, образованными оксимными группами. Обсуждаются особенности фрагментации синтезированного соединения под электронным ударом.
Н.И. Медведева1, О. Б. Флехтер2, А. А. Корлюков3 1 Институт органической химии Уфимского НЦ РАН 2 Институт органической химии Уфимского НЦ РАН, obf@anrb.ru 3 Институт элементорганических соединений им. Н.А. Несмеянова РАН, star@xray.ineos.ac.ru
Ключевые слова: 23,24,25,26,27,29,30-гептаметил-19,28-оксагексацикло[15.13. 18.017,18.013,14.08,9.05,10]тетракос-3-ил ацетат,, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 399-401
Определена молекулярная структура 23,24,25,26,27,29,30-гептаметил-19,28-оксагексацикло[15.13.18.017,18.013,14.08,9.05,10]-тетракос-3-ил ацетата (III). Соединение III С32H52O3 кристаллизуется в моноклинной сингонии с параметрами ячейки: а = 13,265(15), b = 6,481(7), c = 32.274(4) Å, β = 99,333(2)°, пространственная группа С2, Z = 4, d = 1,176 г/см3.
В. П. Седов
Магнитогорский государственный университет, Sedov48@mail.ru
Ключевые слова: человеческое бытие, самостоятельность, сознание, субъектно-личностная проблема
Страницы: 192-196
Цель статьи - показать, что образование в нынешних условиях долж-но изменить прежнюю концентрацию основных сил молодого специалиста только на профессиональной деятельности. Автор отмечает, что цель жизни зачастую подменяется целью профессиональной деятельности. Осознание цели жизни, превосходящей профессиональное стремление, - основной способ формирования самостоятельности. Та или иная ориентация личности на цель человеческого бытия отображается в сознании либо в минимальной, либо в полной мере духовной самостоятельности. Автор вводит понятие «субъектно-личностная проблема», в рамках которой исследует истоки самодвижения сознания.
К. В. Жерикова1, Н. В. Куратьева2, Н. Б. Морозова3 1 Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, ksenia@che.nsk.su 2 Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, ksenia@che.nsk.su 3 Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, ksenia@che.nsk.su
Ключевые слова: иридий(I), ацетилацетон, карбонил, РСА
Страницы: 595-597
Методом РСА определена структура Ir(CO)2(acac) при комнатной температуре. Кристаллографические данные для C7H7IrO4: a = 6,4798(5), b = 7,7288(5), c = 9,1629(10) Å, α = 105,738(2), β = 90,467(3), γ = 100,658(2)°, пр. гр. P1, V = 433,24(6) Å3, Z = 2, dвыч = = 2,662 г/см3, R = 0,0167. Структура построена из изолированных одноядерных молекул. Центральный атом иридия имеет квадратное координационное окружение, образованное двумя атомами кислорода, принадлежащими ацетилацетонатному лиганду, и двумя атомами углерода карбонильных групп. Средние длины связей Ir-O и Ir-C равны 2,045(3) и 1,832(6) Å соответственно. Молекулы укладываются стопками таким образом, что плоскости координационных квадратов оказываются параллельными с расстояниями между ближайшими соседями по стопке Ir…Ir 3,242 и 3,260 Å.
"А. Д. Герасёв1, Л. А. Барахтенова2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, rector@nspu.net 2 Новосибирский государственный педагогический университет"
Ключевые слова: иерархическая модель системного управления, теория управления, качество подготовки, образовательное учреждение
Страницы: 212-216
Показано, что системное управления учебным процессом основано на иерархической модели, разработанной с учетом требований теории систем и теории инновационного менеджмента. Основные проблемы ее реализации обусловлены разнообразием категорий потребителя, спецификой условий регионального рынка труда и необходимостью разработки механизмов управления по результатам через управление качеством подготовки.
Ю. Д. Нечипуренко1, М. В. Головкин2, Д. Ю. Нечипуренко3, И. А. Ильичева4, Л. А. Панченко5, Р. В. Полозов6, С. Л. Гроховский7 1 Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 2 Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН 3 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, ne4ipur@gmail.com 4 Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН 5 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, larandr@mail.ru 6 Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН, polrob@mail.ru 7 Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН
Ключевые слова: ультразвуковое расщепление ДНК, конформационная гетерогенность ДНК, электрофорез на геле, позиционная специфичность, футпринтинг
Страницы: 1045-1052
Ключевым моментом при количественном анализе картин электрофоретических гелей высокого разрешения, содержащих большое количество полос, является учет позиционного эффекта - зависимости интенсивности полосы от ее положения на геле. В данной работе развиты два метода, которые позволяют учитывать такой эффект. Оценку зависимости относительных частот разрывов межнуклеотидных связей от типа нуклеотидов, получаемые при анализе картин расщепления фрагментов молекул ДНК под действием ультразвука или химических факторов, проводили при помощи: а) линейно скользящего среднего; б) описания функции позиционной зависимости как полинома третьей степени. Оба метода приводят к сходным результатам. Анализ расщепления различных последовательностей общей длиной более двадцати тысяч нуклеотидов позволил установить относительные частоты разрывов связей во всех 16 динуклеотидах, встречающихся в последовательности ДНК. Установлено, что при ультразвуковом воздействии фосфодиэфирная связь, расположенная между цитозином и гуанином, подвергается расщеплению значительно чаще, чем соответствующие связи между прочими нуклеотидами в последовательности.
А. А. Корольков
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, a-korolкov@mail.ru
Ключевые слова: духовно-нравственное просвещение, инновационное образование
Страницы: 196-204
В статье исследуется духовная традиция русского просвещения как необходимый компонент модернизации образования. Модернизация противопоставлена модернизму, пренебрегающему традициями образования. Подчеркивается особый смысл русской интерпретации просвещения, существенно отличающейся от западной.
С. П. Храненко1, E. А. Шушарина2, С. А. Громилов3, А. И. Смоленцев4 1 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН 2 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН Новосибирский государственный университет 3 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН Новосибирский государственный университет 4 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН
Ключевые слова: медь, рений, комплексная соль, кристаллохимия, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 1253-1255
При T = 150 K изучена кристаллическая структура [Сu(NH3)4](ReO4)2: a = 6,5167(3), b = 6,7790(3), c = 7,4627(3) Å, α = 67,336(1), β = 80,004(1), γ = 70,687(1)°, V = 286,70(2) Å3, пр. гр. P-1, Z = 1, dx = 3,661 г/см3. Проведен анализ упаковки ионов по методике выделения трансляционной подрешетки.
Б. В. Буквецкий1, Н. В. Петроченкова2, А. Г. Мирочник3 1 Институт химии ДВО РАН, office@msun.ru 2 Морской государственный университет им. Г.И. Невельского 3 Институт химии ДВО РАН, mirochnik@ich.dvo.ru
Ключевые слова: кристаллическая структура, тербий(III), метакрилат, люминесценция
Страницы: 199-202
Методом рентгеноструктурного анализа определена атомная структура люминесцирующего метакрилата тербия (сингония ромбическая, a = 14,791(1), b = 12,9306(8), c = 7,6869(5) Å, пр. гр. Cmc21, Z = 4, ρвыч = 1,867 г/см3). Структура кристаллов представлена бесконечными цепями из молекул C12H15TbO6 в направлении кристаллографической оси c, связанных ван-дер-ваальсовым взаимодействием.
Ю. Б. Петросов
Нижневартовский государственный гуманитарный университет Opgub_8@nvtel.ru
Ключевые слова: профессиональное становление, начальное профессиональное образование, личностный потенциал
Страницы: 192-198
В статье рассматривается профессиональное становление будущего специалиста как процесс, на который может быть ориентировано современное учреждение начального профессионального образования. Автор характеризует существующие в педагогике предпосылки переноса актуальных философских основ образования в практику организации образовательных процессов учреждений начального профессионального образования и управления ими. Описывается возможность осуществлять влияние на развитие как операционального, так и личностного потенциала будущего специалиста с помощью педагогического ресурса, имеющегося в распоряжении учреждений начального профессионального образования. В качестве примера автор рассматривает программу развития одного из профессиональных училищ г. Нижневартовска, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
The crystals of 2-(6-chloro-4-(<i>p</i>-tolylamino)pyrido[3,2-d]pyrimidin-1-ium-1-yl)acetate (zwitterionic form) oxonium bromide, C<sub>16</sub>H<sub>13</sub>ClN<sub>4</sub>O<sub>2</sub>·Br<sup>-</sup>·H<sub>3</sub>O<sup>+</sup> (I) were prepared and studied by single-crystal X-ray diffraction method. The compound crystallizes in the triclinic space group <i>P</i>-1 with <i>a</i> = 8.3121(8), <i>b</i> = 9.3885(8), <i>c</i> = 13.2903(12) Å, α = 106.788(2), β = 95.204(3), γ = 110.871(2)°, <i>V</i> = 905.81(14) Å<sup>3</sup>, <i>Z</i> = 2; final <i>R</i> = 0.053, <i>wR</i>2 = 0.150. It is interesting that methylene C in the BrCH<sub>2</sub>COOH molecule binds to the N1 of the pyrimidine ring. In the crystal studied, two neighboring organic molecules are connected by hydrogen bonds through carboxylate oxygen, oxonium and bromide ions to form a dimer.
А. А. Лысюк, В. М. Трофимов
Новосибирский государственный педагогический университет trofimov@nspu.ru, andreyftp@gmail.com
Ключевые слова: информационно-технологическая среда, компетенции, система сервиса эксперимента
Страницы: 199-204
В статье рассматриваются специфические условия внедрения компетентностного подхода в образовательный учебный практикум как часть информационно-технологической среды. Авторы доказывают, что становление функциональной структуры такой среды происходит на основе сервисного принципа. Инновационный потенциал компетентностного подхода предлагается реализовать с помощью педагогико-сервисологической методологии на основе технологии «система сервиса эксперимента».
В статье рассматривается проблема изучения профессиональной компетентности специалиста в условиях модернизации системы образования. Профессиональная компетентность специалиста-филолога может быть представлена как структура, состоящая из определенного количества уровней. Данная структура представляет собой систему профессиональных готовностей и является основой для построения модели профессиональной компетентности.
М. Г. Воронков1, В. С. Фундаменский2, Э. А. Зельбст3, А. А. Кашаев4, А. Н. Мирскова5, С. Н. Адамович6 1Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, voronkov@irioch.irk.ru 2 Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН 3 Восточно-Сибирская государственная академия образования, Иркутск, zelbst@rambler.ru 4 Восточно-Сибирская государственная академия образования, Иркутск 5 Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН 6 Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН
Ключевые слова: молекулярная структура, дигидрат ди(хлорфенилтиоацетат)цинка, протатраны, биологически активные производные
Страницы: 816-818
В ходе реакции 4-хлорфенилтиоацетата протатрана 4-ClC6H4SCH2COO-2·N+H(CH2CH2OH)3 с дихлоридом цинка (ZnCl2) в водном спирте получен дигидрат ди-(4-хлорфенилтиоацетат)цинка (4-ClC6H4SCH2COO)2Zn·2H2O (ДТЦ). Методом рентгеновской дифракции изучена его кристаллическая и молекулярная структура, проведено сравнение с родственными соединениями. В молекулах ДТЦ укорочены все межмолекулярные контакты О…O соседних полиэдров цинка. Очевидно, из-за сокращенных межмолекулярных контактов О…O октаэдрическое окружение атома цинка сильно искажено.
Е. А. Шушарина1, И. А. Дружинина2, В. В. Татарчук3, С. А. Громилов4 1 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Новосибирск Новосибирский государственный университет, 630090 Новосибирск, ул. Пирогова, 2 2 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Новосибирск 3 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Новосибирск 4 Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН, Новосибирск Новосибирский государственный университет, 630090 Новосибирск, ул. Пирогова, 2, grom@niic.nsc.ru
Ключевые слова: родий, палладий, комплексная соль, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 1017-1020
Изучены продукты экстракционной переработки нитратно-нитритных растворов Rh(III) и Pd(II). Выделены комплексные соли [Rh(Thio)6](NO3)3·3H2O и [Pd(Thio)4](NO3)2, проведен рентгеноструктурный анализ монокристаллов (автоматический дифрактометр BRUKER X8 APEX, MoKα-излучение, графитовый монохроматор, двухкоординатный CCD-детектор). Кристаллографические характеристики [Rh(Thio)6](NO3)3·3H2O: a = 15,1857(3), b = 10,7292(2), c = 18,8524(4) Å, β = 105,165(1)°, пр. гр. P21/c, Z = 4; [Pd(Thio)4](NO3)2: a = 5,8013(4), b = 7,0981(5), c = 11,4991(8) Å, α = 99,963(2), β = = 101,410(2), γ = 102,229(2)°, пр. гр. P -1, Z = 1.
А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, предмет правового регулирования, механизм контроля
Страницы: 234-241
В статье рассматривается понятие образования как совокупности общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования с точки зрения содержания правовых норм. На основе анализа правового регулирования делается вывод о необходимости законодательного закрепления более полного определения понятия «образование», его целей, а также механизма контроля образования как обучения, так и воспитания.
И. И. Евдокимов1, В. Г. Пименов2 1 Институт химии высокочистых веществ Российской академии наук, Нижний Новгород 2 Институт химии высокочистых веществ Российской академии наук, Нижний Новгород, pim@ihps.nnov.ru
Ключевые слова: ИСП-АЭС, анализ, изопропилат алюминия, оксид иттрия, оксид неодима, определение примесей
Страницы: 198-202
Разработана методика определения примесей в прекурсорах оптической керамики: изопропилате алюминия, нанопорошках на основе оксидов иттрия и неодима (массовая доля Nd ≤ 5 %) атомно-эмиссионным методом с индуктивно связанной плазмой. В случае изопропилата алюминия влияние матрицы компенсировано применением внутреннего стандарта - Bi. Пределы обнаружения примесей составили 10-5-10-6 мас.%.
G.Y.S.K. Swamy1, K. Ravikumar2 1 Laboratory of X-ray Crystallography Indian Institute of Chemical Technology, swamygundimella@yahoo.com 2 Laboratory of X-ray Crystallography Indian Institute of Chemical Technology
Ключевые слова: crystal structure, Schiff base, metal complex, X-ray diffraction, hydrogen bonding
Страницы: 211-214
The title compound [In(C22H30N4O4)]Cl (I) bis[(N-salicylidene-N′-(2-hydroxyethyl)ethyleneediamine)indium(III) chloride is prepared, and its crystal structure is determined by single crystal X-ray diffraction at room temperature. The complex crystallizes in the monoclinic space group P21/n, a = 9.9704(6), b = 24.9554(15), c = 10.5707(6) Å, β = 116.46(2)°, V = = 2354.6(2), Z = 4. The X-ray analysis reveals that the InIII ion is surrounded by four nitrogen and two oxygen atoms from two ligands leading to a distorted octahedral geometry. The molecule has the form of tongs at a junction point with the metal. Five membered rings adopt envelope conformation. In the crystal structure, the molecules are linked via N-H…Cl, O-H…O, O-H…Cl, and C-H…Cl intermolecular interactions. The structure is further stabilized by C-H…π (arene) interactions.
Е. В. Понятовская1, Н. Н. Пядушкина2 1 Восточно-Сибирская государственная академия образования, Ponyatovich@yandex.ru 2 Восточно-Сибирская государственная академия образования, difa@angara.ru
Ключевые слова: процесс подготовки педагога, система педагогического сопровождения, качества интеллигента у будущего педагога
Страницы: 220-225
В данной статье раскрывается процесс подготовки педагога, обладающего комплексом качеств интеллигентного человека, носителя культуры, духовности. Авторы предлагают модель современного педагога-интеллигента, выпускника колледжа, описывают систему педагогиче-ского сопровождения как одного из условий становления качеств интеллигента у будущего педагога в образовательном процессе педагогического колледжа.
П. А. Слепухин, Н. С. Болтачева, В. И. Филякова, В. Н. Чарушин
Институт органического синтеза им. И.Я. Постовского УрО РАН vif@ios.uran.ru
Ключевые слова: 1, 5-бис-(4?, 4?, 4?-трифтор-1?-метил-3?-оксо-бут-1?-ениламино)-3-оксапентан, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 451-452
У. Г. Кондратьева
Новосибирский государственный педагогический университет archyg94@yandex.ru
Ключевые слова: личность, культура, социальная общность, интеграция, социальная желательность
Страницы: 208-214
В статье рассматриваются развитие личности в процессе социогенеза и социальная желательность как специфическая социальная способность, обеспечивающая успешное социальное развитие личности. Социальная желательность понимается автором данной статьи как одно из проявлений стремления к трансцендентности и в то же время как способность, которая обеспечивает успешность перехода человека в новую социальную ситуацию. Анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований зарубежных и отечественных авторов позволяет характеризовать социальную желательность как сложное явление, связанное с социальным развитием личности, с успешностью ее интеграции в ту или иную социальную общность
Н. Г. Шнипа
Алтайская государственная педагогическая академия modern.language@bk.ru
Ключевые слова: методологические подходы и принципы, педагогические условия обучения; компоненты модели
Страницы: 191-198
В данной статье представлена модель формирования готовности студентов к дидактическому исследованию в процессе преподавания частных методик обучения. Модель базируется на совокупности определенных методологических подходов и принципов, педагогических условий и представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов.
М. Г. Воронков1, Э. А. Зельбст2, В. С. Фундаменский2, В. А. Брусков2, А. А. Кашаев2, А. С. Солдатенко1, Ю. И. Болгова1, О. М. Трофимова1 1 Учреждение Российской академии наук Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН 2 Восточно-Сибирская государственная академия образования zelbst@rambler.ru
Ключевые слова: комплекс 1-(1-силатранилметил)-3, 5-диметилпиразола с дихлоридом цинка, молекулярная структура, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 847-849
Методом рентгеновской дифракции установлена кристаллическая и молекулярная структура комплекса 1-(1-силатранилметил)-3,5-диметилпиразола с дихлоридом цинка (I). Координационный полиэдр атома цинка - тетраэдр, образованный двумя ковалентными связями Zn-Cl и двумя координационными связями Zn ← N и Zn ← O. Соединение I является первым примером участия эндоциклического атома кислорода силатранового фрагмента в координации атома металла с образованием шестичленного гетероцикла.
W.-K. Dong, SH.-SH. Gong, Y.-X. Sun, J.-F. Tong, J. Yao
School of Chemical and Biological Engineering, Lanzhou Jiaotong University dongwk@126.com
Ключевые слова: synthesis, characterization, crystal structure, oxime-type ligand, copper(II) complex
Страницы: 1043-1049
Two new linear CuII complexes [Cu(L1)2] (I) (HL1 = (E)-3,5-dichloro-2-hydroxy benzaldehyde O-methyl oxime) and [Cu(L2)2] (II) (HL2 = (E)-3,5-dichloro-2-hydroxy benzaldehyde O-ethyl oxime) are synthesized and characterized by elemental analysis, IR, UV-Vis, and X-ray diffraction methods. X-ray crystallographic analyses indicate that complexes I and II have a similar structure consisting of one CuII ion and two L- units. In the complexes, the CuII ion lying on an inversion centre is four-coordinated in a trans-CuN2O2 square planar geometry by two phenolate O and two oxime N atoms from two symmetry-related N,O-bidentate oxime-type ligands. However, the crystal structure of the two complexes is different: complex I forms an infinite three-dimensional supramolecular network structure through intermolecular hydrogen bonding and π⋯π interaction, while complex II forms an infinite one-dimensional supramolecular structure through intermolecular hydrogen bonds.
Е. Б. Морошкина1, О. Б. Седова2, Т. А. Урусова1 1 Санкт-Петербургский государственный университет 2 Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова evmorosh@mail.ru, sedova_olga_fmf@mail.ru
Ключевые слова: ДНК, бензо-краун-содержащие производные феноксазона, спектрофотометрия, круговой дихроизм, вискозиметрия, интеркаляция, H-агрегаты, J-агрегаты
Страницы: 1252-1258
Методами спектрофотометрии, спектрополяриметрии и вискозиметрии исследованы механизмы самоорганизации в растворе краун-содержащего производного актиноцина (I), обладающего противоопухолевой активностью, а также взаимодействие образующихся агрегатов с молекулой ДНК. Наличие радикала 4′-бензо-15-краун-5 в структуре исследованного соединения определяет наблюдаемые различия в механизме его комплексообразования в присутствии ионов Na+ и K+. Процесс агрегации в присутствии ионов K+ сопровождается смещением длинноволновой полосы спектра поглощения в коротковолновую (образование агрегатов H-типа) или в длинноволновую (образование агрегатов J-типа) области в зависимости от концентрации ионов K+ в растворе. В присутствии ионов Na+ независимо от их концентрации в растворе формируются агрегаты J-типа. Предложена схема формирования комплексов и их взаимных превращений при изменении ионного состава среды. Исследование взаимодействия данного соединения с ДНК показало, что в присутствии ионов K+ оно связывается с молекулой ДНК в виде мономеров и/или димеров, не образуя крупных надмолекулярных агрегатов. H- и J-структуры, сформированные в K+-содержащих растворах соединения I, при взаимодействии с ДНК разрушаются. Если раствор соединения I добавлять в раствор ДНК, содержащий ионы Na+, агрегаты J-формы образуются непосредственно на поверхности молекулы ДНК. В то же время J-структуры, первоначально сформированные в Na+-содержащем растворе соединения I, практически не взаимодействуют с ДНК. Исследование данной системы показывает, что введение краун-группировки в молекулу соединения, имеющего гетероциклический хромофор, дает возможность с помощью ионного состава среды влиять на его сродство и способ связывания с молекулой ДНК.
Точные решения построены путем сведения исходной системы к одному нелинейному уравнению относительно угла между линией скольжения и полярным радиусом. В частном случае, когда искомая функция есть постоянная, получаются классические решения типа центрированной волны. Построенные решения выражены в элементарных функциях. Они описывают предельное состояние углов, клиньев, рожков, полуплоскостей с вырезом и т. д. Многие решения имеют естественные границы – огибающие линий скольжения.
Н. В. Отургашева
Сибирская академия государственной службы ilo.n2011@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, профессиональная коммуникативно-речевая деятельность, инновационные образовательные технологии, дебаты, диалог
Страницы: 218-225
В статье рассматриваются цели и условия формирования коммуникативной компетенции студентов в образовательном пространстве современной высшей школы. Обосновывается необходимость интерактивного включения студентов в учебный процесс посредством его специфической организации, анализируются перспективы использования инновационных образовательных технологий для развития коммуникативной компетенции будущих специалистов. Особое внимание уделяется специфике профессиональной коммуникации в сфере государственной службы и характеру подготовки студентов к коммуникативно-речевой деятельности соответствующего профиля.
И. В. Хромова, Н. Л. Филонов
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета Khromova_I@mail.ru, niko_f@list.ru
Ключевые слова: моральное развитие, ценности, эмоциональный интеллект, социальная ситуация развития, депривация
Страницы: 209-215
В статье представлено краткое исследование взаимосвязи уровня морального развития и эмоционального интеллекта у детей, живущих в условиях семьи и детских домов. Авторы показывают, что нет явного различия в уровне морального развития подростков из семей и из детских домов. Однако у подростков, являющихся воспитанниками детских домов, есть особенности: их моральные суждения беднее, ниже вербальный интеллект, они имеют тенденцию (особенно юноши) к низкому эмоциональному интеллекту, у них больше, чем у подростков из семей, выражено различие между моралью «для других» и моралью «для себя».
З. А. Демченко
Институт энергетики и транспорта, Северный (Арктический) федеральный университет dza.nw@yandex.ru
Ключевые слова: ценностно-смысловая позиция, ценностное отношение, личностный смысл, система ценностей, ценностные ориентиры
Страницы: 247-254
В статье дано научно-теоретическое обоснование организации в вузе особого структурного подразделения - «Научной школы студента-исследователя» как вариативного проекта развития ценностно-смысловой позиции ее слушателей и проанализирован опыт создания и функционирования такой школы в Архангельском государственном техническом университете.
В. А. Загуменнов1, Н. А. Сизова1, О. А. Лодочникова2, И. А. Литвинов2 1 Казанский (Приволжский) федеральный университет 2 Учреждение Российской академии наук Институт органической и физической химии им. А.Е. Арбузова zagum@ksu.ru, lod_olga@mail.ru
Ключевые слова: РСА, фосфониевые соли, терпены, камфен, триэтилфосфоний, конгломератная кристаллизация
Страницы: 209-211
Методом РСА проведен анализ кристаллической структуры триэтилкамфенилфосфониевой соли, полученной при электрохимическом окислении триэтилфосфина в присутствии камфена
Tris(diisopropylammonium)tetrachloridoferrate(III) dichloride crystallizes in the monoclinic space group P21/c (a = 7.6685(2), b = 17.6079(3), c = 23.3217(4) Å, β = 91.396(2)°, V = 3148.1(1) Å3, Z = 4, T = 113 K) with three diisopropylammonium cations (dip), one tetrachloridoferrate(III) anion, and two chloride anions in the asymmetric unit. The dip cations and the chloride anions form hydrogen bonded one-dimensional polymers along [010]. The tetrachloridoferrate(III) anion, habituated in between these chains, is not involved in any hydrogen bonding. The structural characterization is supported by infrared and Raman spectroscopic data.
С. Ю. Залуцкая, С. В. Панина
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова zs-saha@mail.ru, psv1148@rambler.ru
Ключевые слова: творческое саморазвитие, преподаватель вуза, профессиональные компетенции, содержание, условия, этапы, технологии
Страницы: 176-182
В статье рассматривается проблема саморазвития и самореализации личности - одна из приоритетных в современной философии, педагогике и психологии. Раскрывается содержание и особенности творческого саморазвития преподавателя вуза как важнейшего компонента его профессиональной деятельности. Определены условия, этапы, технологии формирования профессионально ориентированного творческого саморазвития педагога высшей школы. Представлены результаты промежуточного исследования готовности преподавателя вуза к инновационной деятельности, предполагающей наличие высокого уровня развития творческих способностей.
Предложена математическая модель фильтрационного горения, позволяющая более подробно учесть кинетику химических превращений. Расчеты, проведенные для многокомпонентной системы с усложненной кинетикой, продемонстрировали существенное влияние кинетики на основные параметры процесса. Варьирование водовоздушного соотношения для случая “влажного” горения показало, что с увеличением начальной концентрации воды возрастают полнота превращения горючего, скорость продвижения фронта и температура горения.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее