"В. А. Возчиков1, А. Ю. Арутюнян2"
"1 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru 2 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru"
Ключевые слова: информационное общество, историческая преемственность, манипуляция, медиадеятельность, медиакультура, пресса, творческое взаимодействие, телевидение, традиции, цивилизационное развитие
Страницы: 254-259
Доминирующей целью статьи выступает постановка проблемы традиций в медиакультуре. Данная проблема рассматривается в образовательном и мировоззренческом аспектах, однако особый интерес представляет и обращение авторов к современным практикам средств массовой информации. Доказывается, что медиакультура вне исторического становления перестает быть культурой, а становится инструментом политического воздействия действующей власти на общество. Авторы связывают проблему традиций с понятиями исторической преемственности, национальной идентичности и др., в конечном итоге, с особенностями пути России к информационному обществу.
Н. А. Минулина
Новосибирский государственный педагогический университет, ona_nina@mail.ru
Ключевые слова: народная культура, фольклор, дополнительное образование, дошкольное воспитание, семейное воспитание, этнопедагогика, развитие и воспитание
Страницы: 289-297
В статье рассматриваются современные проблемы реализации воспитательного потенциала народной культуры, с которыми сталкиваются педагоги дополнительного и дошкольного образования. Представлены инновационные условия применения традиционных форм и методов воспитания детей раннего возраста средствами народной культуры и результаты теоретического обоснования и опытно-экспериментальной деятельности по системному внедрению культуроцентристской (этнопедагогической) направленности в практику учреждений дополнительного образования. Актуальность образовательной модели, реализующей данное направление, раскрывается через философский подход к формированию адекватной оценки родной культуры, этнической идентификации, толерантных межэтнических и внутрисемейных отношений.
Т. С. Косенко1, В. И. Панарин2 1 Новосибирский государственный педагогический университет nnalivaiko@mail.ru 2 Администрация Новосибирской области Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: воспитание, этапы становления отечественной философии воспитания, глобализация
Страницы: 282-289
Авторами статьи предпринята попытка анализа этапов становления отечественной философии воспитания. Для проведения данного анализа авторы описывают два различных подхода, которые связаны, во-первых, с представлением о проблематике философии воспитания как о части более широкого контекста философии образования, поскольку философия воспитания имеет тот же, что и философия образования, объект и предмет, а также методологию исследования. Второй подход основан на положении несовпадения контекста философии воспитания и философии образования. Основываясь на второй точке зрения, авторы дают периодизацию становления философии отечественного воспитания.
И. А. Вальдман, М. А. Куратченко
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университете» veritasnostra@mail.ru, mkuratchenko@gmail.com
Ключевые слова: модернизация, сетевые структуры, идентичность, система образования, социальные элиты, трансформация традиционной культуры
Страницы: 271-278
Достижения современного китайского общества на протяжении последних десятилетий в различных сферах ряд исследователей связывает со специфическим сочетанием традиционных и современных компонентов в системе социальной деятельности, присущей данному социуму. В данной статье рассматриваются социокультурные особенности процессов производства и воспроизводства знания в трансформирующемся китайском обществе. В центре внимания находится взаимосвязь образования с социально-управленческой спецификой осуществления модернизации и сетевым контекстом инноваций в Китае.
Автор исследует значение фактора образованности, оценивая его влияние на психологическое состояние социальной группы инвалидов как суицидогенной группы. Впервые в психосоциальном аспекте рассматривается вопрос образованности инвалидов (то есть получения ими среднеспециального профессионального или высшего образования) как фактор, обусловливающий физический, социально-экономический и социокультурный статус инвалидов, а также фактор, способствующий их психосоциальной реабилитации и снижению опасности суицида. Автор доказывает, что образованность инвалидов способствует приобретению ими жизненно значимых целей, формированию правосознания и снижению риска суицида.
Г. В. Дроздецкая
Сибирская академия государственной службы dgv@list.ru
Ключевые слова: заочное обучение, дистанционное образование, русский язык и культура речи, учебно-методические материалы, кейс-технология, сетевая технология
Страницы: 307-315
В данной статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы дистанционного образования, связанные со спецификой организации учебного процесса и созданием современных средств обучения. Дистанционное образование характеризуется как современная форма заочного обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. На примере развертывания системы дистанционного обучения в Сибирской академии государственной службы автор прослеживает эволюцию средств обучения русскому языку и культуре речи: от учебно-методических материалов, реализованных в кейс-технологии, до новейших электронных учебных материалов, используемых в сетевой технологии дистанционного обучения.
В. А. Корытков
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета kafedra_pip69@ mail.ru
Ключевые слова: адаптация, социально-профессиональная адаптированность, критерии социально-профессиональной адаптированности, военнослужащие по призыву
Страницы: 310-315
В статье раскрыты особенности социально-психологической и профессиональной адаптации в воинском коллективе, обосновано понятие социально-профессиональной адаптированности личности, предложены критерии социально-профессиональной адаптированности молодых солдат, призванных по призыву. Автор раскрывает особенности и критерии принудительной, встречной и ресурсной адаптации военнослужащих по призыву, доказывает важность субъективной позиции молодого человека в процессе вхождения его в воинский коллектив.
Л. К. Аверченко
Сибирский институт управления avertchenko@sapa.nsk.su
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компетенции, тренинговые технологии, интерактивные методы
Страницы: 244-250
В статье описан опыт подготовки руководителей по развитию управленческих компетенций, отражен взгляд автора на развитие управленческих компетенций, в том числе эмоционального интеллекта, который определяет пригодность к руководящей работе. Описаны подходы к определению понятия эмоционального интеллекта, анализ и результаты проведения тренингов с руководителями в ЦДО «Персонал» (г. Томск).
"Л.С. Шамганова1, В.Н. Токсаров2, Н.А. Самоделкина2, С.В. Кузьменко3"
"1Институт горного дела имени Д. А. Кунаева, Алматы, Казахстан shamls@mail.ru 2Горный институт УрО РАН, Пермь, Россия toksarov@mi-perm.ru 3АО "ССГПО", Рудный, Республика Казахстан main@ssgpo.enrc.com"
Ключевые слова: Массив, напряжения, боковое давление, устойчивость, моделирование, свойства, Rock mass, stresses, lateral pressure, stability, modeling, properties
Страницы: 257-261
Для проектирования углубки Сарбайского и Южно-Сарбайского карьеров и вовлечения в разработку новых участков месторождений потребовалось детальное изучение геомеханических условий добычи руды. С целью уточнения геомеханической модели Сарбайского карьера выполнена оценка напряженно-деформированного состояния пород. Контроль напряжений в прибортовом массиве осуществлялся на основе использования эффекта Кайзера в горных породах при нагружении стенок скважины гидродомкратом Гудмана. Для Южно-Сарбайского карьера проведено математическое моделирование методом конечных элементов в трехмерной постановке.
П.Н. Тамбовцев
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия tambovskiyp@mail.ru"
Ключевые слова: Грунтовый массив, обсадка дегазационных скважин, стальные трубы, пневмоударная машина, энергия удара, расход воздуха, параметры рабочего цикла, Soil, casing of degassing holes, steel pipes, pneumatic percussion machine, blow energy, air flow rate, operating cycle parameters
Страницы: 255-260
Для образования дегазационных скважин угольных пластов обоснована конструктивная схема гравитационного пневмоударного устройства, обеспечивающего эффективное погружение обсадных труб в грунтовый массив. Методом численного моделирования исследована динамика его рабочего цикла, установлены рациональные конструктивные параметры, определены значения энергии и частоты ударов, расхода сжатого воздуха в зависимости от величины давления сжатого воздуха в магистрали. Проведена сравнительная оценка массогабаритных и динамических характеристик гравитационного устройства с известными аналогами.
Л.В. Городилов, А.И. Першин
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия a.ig.pershin@gmail.com"
Ключевые слова: Гидроударное устройство, ограничители, реверсивный режим работы, ударная мощность
Страницы: 278-283
Разработана имитационная модель автоколебательной гидроударной системы одностороннего действия с двумя ограничителями движения бойка, включающая насос (источник постоянного расхода), боек и корпус (с ограничителями), связанные между собой механической пружиной, золотниковый распределитель, газожидкостный аккумулятор, соединительные гидравлические линии. Проведены расчеты режимов работы реверсивного гидроударного устройства с энергией удара, изменяющейся от 8 до 110 Дж. Полученные результаты сравниваются с результатами расчетов на “идеальной” модели (без гидравлических и механических потерь и с мгновенно переключающемся распределителем). Разрабатываемое оборудование может быть использовано для преодоления заклинивания оборудования при бурении и использовании в уже пробуренных скважинах специального оборудования, при проходке выработок ударным методом в грунтах.
Е.В. Шилова, Л.А. Рыбалкин, С.В. Сердюков
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия shilovatanya@yandex.ru"
Ключевые слова: Двухкомпонентный полимерный состав, укрепление горных пород, физико-механические свойства, вязкость, непроницаемое включение
Страницы: 291-295
Выполнены лабораторные исследования двухкомпонентных составов на основе полимерсиликатов и полиуретанов, созданных для укрепления разрушенных горных пород и образования непроницаемых включений в породном массиве. Определены вязкости жидких компонентов полимерных композиций для температурных условий подземной разработки твердых полезных ископаемых, а также физико-механические характеристики отвержденных полиуретановых и органоминеральных составов.
Т. П. Смирнова*, Masami Terauchi, Futami Sato, Kichiro Shibata, Michiyoshi Tanaka
"*Институт неорганической химии СО РАН, пр-т Акад. Лаврентьева, 3, Новосибирск 630090 (Россия) Research Institute for Scientific Measurements, Tohoku University, 2-1-1 katahira, Aoba-ku, Sendai 980-8577 (Japan)"
В статье приводятся результаты исследований состава и структуры пленок нитрида бора (BN), полученных из боразина. Пленки синтезировались методом газофазного химического осаждения (ГФХО), в основе которого лежит реакция взаимодействия гелия или азота, предварительно активированных в плазме высокочастотного разряда (ВЧ), с нейтральной молекулой боразина ("удаленная плазма" УП ГФХО). По сравнению с аморфными пленками нитрида бора, получаемыми с использованием традиционных плазмохимических процессов, пленки, синтезированные в процессе УП ГФХО из боразина при температурах 473873 K имеют нанокристаллическую структуру. Они состоят из смеси гексагональной и кубической фаз BN (h-BN и c-BN), причем массовая доля кубической фазы значительно меньше (15 %), чем гексагональной. Микроструктура пленок зависит от условий осаждения. Смесь кубической и гексагональной фаз наблюдалась в пленках, осажденных при температуре подложки Tп = 473 K в системе с активированным азотом, в то время как единственная фаза h-BN регистрировалась в пленках, синтезированных в системе с активированным гелием. Размер зерен зависит от давления боразина в процессе осаждения. В пленках наблюдается эволюция микроструктуры по ее толщине: слой аморфного нитрида бора толщиной 2 нм прилегает к поверхности подложки, а последующий слой состоит из нанокристаллических фаз h-BN и c-BN или единственной фазы h-BN.
В статье дается философский анализ теории систем Н. Лумана в контексте идеи массовой коммуникации. Социализация индивида, общественно-политические изменения, по мнению автора, являются результатом коммуникации.
Соматическое воспитание - область целенаправленной педагогической деятельности, направленная не только на сохранение, но и на формирование и укрепление здоровья, позитивную мотивацию к здоровому образу жизни. Показано, что без изменения сознания и мотивации социальных моделей поведения человека невозможно преодолеть влияние негативных воздействий и улучшить качественные и количественные характеристики жизни.
Е. А. Торопчина
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина
Ключевые слова: культурная коммуникация, масс-медиа, массовая культура, формирование сознания, система образования
Страницы: 260-264
В данной статье анализируются проблемы наиболее важных коммуникативных сфер современного общества. Статья посвящена проблеме влияния средств массовой информации и коммуникации на формирование сознания современного человека и в особенности молодого поколения. Информационная среда, создаваемая системой СМИ, сопоставляется с системой образования как институциализированной формой трансляции культурных ценностей.
Усовершенствование методической системы в русле принципа овладения иностранным языком в неразрывном единстве с освоением иноязычной культуры приобретает статус стратегической задачи. Поскольку культуру в целом изучает наука культурология, то для системы обучения русскому языку как иностранному в настоящее время важное значение имеет использование лингвокультурологического подхода, благодаря которому в процессе обучения устанавливается тесная взаимосвязь между языком и культурой.
В статье рассмотрены философско-образовательные условия, способствующие духовно-нравственному возрождению этических качеств в современном обществе. Автор проводит анализ литературных источников, определяет аксиологическую составляющую феномена милосердия. В статье ставятся проблемные вопросы и предлагается авторское видение воспитания духовно-нравственных ценностей у населения, рассматривается значение профессиональной компетенции преподавателя в контексте дидактических задач, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание.
В. Е. Зубов
Сибирская академия государственной службы zubov@sapa.nsk.su
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный семинар, сетевые технологии в образовании, интернет-обучение
Страницы: 315-322
В статье анализируются новые варианты проведения электронных семинаров, являющихся одним из элементов в системе дистанционного обучения. Автор рассматривает специфику электронного семинара, а также основные проблемы, возникающие при использовании данной формы работы. В статье предлагаются (на основе имеющегося опыта) некоторые варианты совершенствования методики проведения электронных семинаров, имеющие целью активизировать групповую работу в рамках электронного семинара и приблизить их к классическим семинарам, существующим в очном образовании. Кроме того, определяются условия, при которых станет возможным переход к новым формам проведения электронного семинара.
Л. Н. Иванова, А. В. Кирьянко
Сибирский институт управления lara.lera2012@yandex.ru, kirianito@yandex.ru
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, образовательная услуга, конкурентоспособность образовательных услуг, конкурентное преимущество, потребительская ценность образовательной услуги, показатели оценки, направления оптимизации управления конкурентоспособностью обра
Страницы: 250-258
Основная цель статьи заключается в исследовании теоретико-методологических основ конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы. Представлены сущностные характеристики таких понятий, как «рынок образовательных услуг» и «образовательная услуга». Проанализированы факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг. Исследованы различные подходы к системе оценки конкурентоспособности образовательных услуг вуза. Авторами статьи предложены пять приоритетных направлений оптимизации управления конкурентоспособностью образовательных услуг: - «маркетинг», «проектирование и разработка образовательных программ», «прием студентов», «проектирование и реализация программ дополнительного образования», «научные исследования и разработки, инновационная деятельность».
Рассмотрена возможная связь возникновения катастрофических ситуаций (землетрясения, горные удары и др.) в условиях, когда, казалось бы, для этого отсутствовали какие-либо предпосылки, с проявлениями тектонических процессов в недрах Земли на уровне нижняя кора-верхняя мантия. Показано, что такая тектоника отмечается в базит-гипербазитовых ксенолитах, несущих явные признаки глубинной деформации (двойникование оливинов, изогнутые кристаллы, дезинтегрированные зерна шпинели, предпочтительная ориентация оптических индикатрис минералов и др.). Указанная связь исследована с точки зрения релаксационной реакции массивов пород, самих пород и их элементных составляющих на перемещения масс в глубинах Земли.
О.М. Усольцева, В.И. Востриков, П.А. Цой, В.Н. Семенов
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия usoltseva57@mail.ru"
Ключевые слова: Сдвиг, нарушение сплошности, прочность, микросейсмическая эмиссия, Shear loading, rock joint, strength, microseismic emission
Страницы: 261-266
Выполнен анализ параметров сигналов микросейсмической эмиссии: количества сигналов, накопленных за десятисекундный интервал, их амплитуды и частоты в соответствии со стадией нагружения диаграммы “касательное напряжение - время” при сдвиговом деформировании образцов горных пород. Эксперименты проведены на сплошных образцах из глинистой коры выветривания и образцах туфопесчаника, содержащих нарушения сплошности с различной шероховатлстью поверхности. Показано, что процесс сдвигового нагружения можно разделить на следующие стадии: линейный участок зависимости “касательное напряжение - время”, нелинейный в окрестности пиковой нагрузки и постпиковый. Установлено, что каждой стадии соответствуют определенные закономерности изменения параметров сигналов микросейсмической эмиссии, которые могут быть использованы для прогнозных оценок начала разрушения горной породы.
"Б.Б. Данилов1, А.И. Чанышев1,2, Д.О. Чещин1"
"1Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия a.i.chanyshev@gmail.com 2Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия"
Ключевые слова: Сопротивление, упругое, пластическое, вязко-пластическое, глубина, скорость, время
Страницы: 284-292
Из различных видов сопротивления массива пород внедрению в него твердого тела определены такие, с преодолением которых связан не отскок, а глубина проникания (вязко-пластическое сопротивление). Показано, как при известной начальной скорости движения инструмента (при измеренных в экспериментах глубине и времени проникания) для заданной геометрии инструмента восстанавливается искомая функция сопротивления, состоящая из постоянного слагаемого и функции, зависящей от скорости движения. Более приемлемой считается такая геометрия инструмента, при которой сопротивление среды внедрению для данной глубины получается минимальным.
В.И. Востриков, О.М. Усольцева, П.А. Цой
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия usoltseva57@mail.ru"
Ключевые слова: Лабораторный эксперимент, напряжение, деформация, микросейсмическая эмиссия, температурное поле
Страницы: 296-301
Представлены результаты испытаний на одноосное сжатие до разрушения призматических образцов из аргиллита с отверстием в центре с использованием измерительного комплекса, предназначенного для синхронной регистрации напряжений, деформаций, температурного поля и параметров микросейсмической эмиссии. Проведен анализ изменения этих физических параметров на различных стадиях деформирования образца. Показано, что эволюция деформационного процесса - появление микроповреждений, их локализация в области будущего разрушения и возникновение магистральной трещины, приводят к существенному изменению спектрального состава сигналов микросейсмической эмиссии и температурного поля. Повышение температуры в области будущего основного разрыва и генерация мощных низкочастотных гармоник при нагрузках, приближающихся к пику, может служить предвестником разрыва на поверхности и, как следствие, разрушения геоматериала.
Изучена люминесценция Eu3+ в двойных молибдатах и вольфраматах состава MLn(ЭO4)2Eu (М щелочной металл, Ln La, Gd, Y, Sc; Э Mo, W) при ультрафиолетовом возбуждении. Наибольшую интенсивность люминесценции Eu3+ имеют составы NaY1-хEux(MoO4)2, причем с ростом концентрации европия интенсивность люминесценции возрастает и максимальна при х = 0.8. По рентгеновским данным, все составы имеют шеелитовую структуру, изменение параметров тетрагональной решетки подтверждает существование непрерывных твердых растворов. В образцах оптимального состава NaY0.2Eu0.8(MoO4)2 самую высокую интенсивность излучения имеют полосы 613 и 616 нм (эмиссионный переход Eu3+5D0 7F2), полосы при 592 и 596 нм (переход 5D0 7F1) выражены очень слабо. Это позволяет рассматривать соединение состава NaY0.2Eu0.8(MoO4)2 как перспективный яркий люминофор с высокой цветопередачей в красной области (координаты цветности х = 0.655; y = 0.337).
По мнению автора, многие исследователи пытаются свести сложности в познании игры к проблемам рефлексии, что не совсем верно. Трудности гносеологического уровня кроются в многомерности самого объекта познания - игры.
Н. В. Гончарова
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Международная школа иностранных языков «Бенедикт», goncharova_n74@mail.ru
Ключевые слова: культурная антропология, культура, язык, культурная картина мира, языковая картина мира, идеология, мировоззрение, языковая норма, менталитет, взаимосвязь терминов
Страницы: 265-270
Статья посвящена изучению основных понятий культурной антропологии, таких как культура, язык, картина мира (культурная и языковая), идеология, мировоззрение, языковая норма, менталитет. Многообразие определений данных терминов является следствием сложности исследуемых явлений. Данные понятия являются характеристикой культуры как сложного феномена в ее взаимодействии с человеком. Автором подчеркивается, что культурная антропология - фундаментальная наука, изучающая общие проблемы культурного развития человечества. Основная цель культурной антропологии - всесторонне изучить процессы формирования и развития человеческой культуры.
А. Х. Тикуев
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университете» heilong85@mail.ru
Ключевые слова: образ Китая, исторические модели восприятия, идентичность, образовательные стратегии, межкультурный диалог
Страницы: 281-289
В статье фокусируется внимание на необходимости направленного создания образа Китая у студентов-востоковедов с целью формирования у них коммуникативных компетенций, необходимых для ведения межкультурного диалога. Показано, что в основе современных представлений о Китае лежит противоречивый образ этой страны, который складывался в ходе длительного исторического периода. Раскрывается значение восприятия Китая в формировании образа России как национального государства.
В. А. Герт
Уральский государственный педагогический университет valeragert@gmail.com
Ключевые слова: событие и его структура, деформация целостности со-бытия, формы совместности в образовательном процессе
Страницы: 340-348
Автор рассматривает в статье антропологический принцип Л. Фейербаха, согласно которому существует необходимость «себе подобного» в существовании и развитии каждого человека. Совместность бытия человека с человеком как событие - это новый тип целостности в природе и с природой. Формирование событийных свойств - сознания, со-чувствия, содействия, совести - у каждого человека происходят в разных формах совместности. В образовательном процессе автором рассматриваются разные формы совместности: от социальной защиты, помощи, поддержки, сопровождения - к сотрудничеству, содружеству, сотворчеству. Событийная природа совместности обеспечивает образовательному процессу возможность выхода к целостности события даже в случае его деформаций.
Л. К. Аверченко
Сибирская академия государственной службы avertchenko@sapa.nsk.su
Ключевые слова: дистанционная образовательная технология, дистанционная педагогика, самостоятельная работа, психологические особенности
Страницы: 322-329
Для органов государственной власти и местного самоуправления внедрение дистанционного образования открыло дополнительные возможности в повышении уровня профессионального мастерства своих кадров. Государственные служащие получили возможность обучаться, не отрываясь от профессиональной деятельности. Развитие дистанционной образовательной технологии приводит к необходимости введения особого типа педагогики - дистанционной - со своим понятийным аппаратом и принципами.
М. А. Бичеев, И. В. Доронина
Сибирский институт управления superpersonal@gmail.ru, doroni@inbox.ru
Ключевые слова: скилл-обучение, онлайн-обучение, перспективы профессионального образования в России
Страницы: 258-262
В статье исследуется феномен скилл-обучения в режиме онлайн, рассматриваются его основные особенности и перспективы на рынке образовательных услуг, постулируется необходимость реализации скилл-обучения в режиме онлайн современными российскими вузами для сохранения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Исследованы особенности и разработана расчетная схема развития радиальных трещин в слоистом породном массиве при взрыве скважинных зарядов и гидроразрыве. Для расчета напряженного состояния упругого породного массива с трещинами использован метод граничных элементов в трехмерной постановке. Определено влияние прочностных свойств слоев массива на форму радиальных трещин и их площадь.
Проведена серия экспериментов по определению пористости на угольных образцах тремя методами: открытой пористости - методом насыщения жидкостью, поверхностной - по поверхности аншлифа в ультрафиолетовом свете на комплексе Минерал-7 (с помощью люминофорного заполнения пор) и общей пористости - томографическим методом на ЯМР-релаксометре “МСТ-05”. Анализ показал, что традиционный метод дает сильно заниженные результаты. Установлено, что для корректировки характеристик открытой и общей пористости необходимо использовать их комплексирование, делая акцент на одном из указанных методов в зависимости от предстоящих задач.
Б.Б. Данилов, Д.О. Чещин, В.В. Плохих
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия dimixch@mail.ru"
Ключевые слова: Ударные машины, пневмомолоты, гидромолоты, точность обработки, давление
Страницы: 293-297
Описан принцип действия ударного механизма с уплотнительными элементами и внешним распределительным устройством. Представлены результаты экспериментального исследования макетного образца, приведены индикаторные диаграммы.
Л.В. Городилов, В.Г. Кудрявцев, А.И. Першин
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия gor@misd.ru"
Ключевые слова: Ударное устройство, корпус, боек, ускорение, перемещение, сдвиг нуля при ударном взаимодействии
Страницы: 302-308
Представлена методика исследования движения корпуса ударного устройства под действием ударной нагрузки, при отработке которой производили регистрацию его смещения параллельно акселерометром и датчиком перемещения. Приведены результаты двойного интегрирования ускорения и их сравнение с перемещением, регистрируемым датчиком перемещения. Отмечена некорректность получаемых при двойном интегрировании осциллограмм ускорения графиков перемещений макета корпуса по амплитуде и направлению. С помощью смещения по оси ординат регистрируемой при ударе первой полуволны осциллограммы ускорений удается существенно улучшить результат интегрирования. Величина смещения подбирается таким образом, чтобы перемещение корпуса после окончания ударного воздействия на него бойка оставалось неизменным.
С. Ф. Солодовников, Ю. В. Миронов, С. С. Яровой, А. В. Вировец, В. Е. Федоров
"Институт неорганической химии СО РАН, пр-т Акад. Лаврентьева, 3, Новосибирск 630090 (Россия)"
Проведено рентгеноструктурное исследование гексаядерного селенобромида рения Re6Se4Br10(a = 9.230, b = 9.310, c = 12.975 , = 83.36, = 84.10, = 82.33o, Z = 2, пр. гр. P, R = 0.047), входящего в серию изоструктурных молекулярных кластерных соединений Re6X4Y10 (X = S, Se, Te; Y = Cl, Br), и выполнен их сравнительный кристаллохимический анализ. Найдено, что расстояния ReRe и ReY слегка возрастают в ряду SSeTe с параллельным уменьшением электроотрицательности халькогена X. Соединения Re6X4Y10 с деформированной кубической плотнейшей упаковкой (КПУ) изолированных кластеров [Re6(-X)4(-Y)4]Y6 можно рассматривать в качестве родоначальников фаз Am[Re6X4 + nY4 n]Y6 (n = 03, mn, A = Na, K, Rb, Cs, Tl, Ba, Pb, Ag и др.) с преимущественным заполнением октаэдрических пустот КПУ катионами А.
Статья посвящена проблемам социальной адаптации и стратегий социальной адаптации людей с проблемами в образовательных учреждениях высшего образования. Автор рассматривает методологические проблемы адаптации и предлагает типологию стратегий социальной адаптации людей с препятствиями с точки зрения нормативных и объяснительных подходов.
С. Ф. Сергеев
Санкт-Петербургский государственный университет, ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», ssfpost@mail.ru; okr@aequipment.ru
Страницы: 286-294
В статье исследуется влияние идей конструктивизма на содержание понятия «знания». Конструктивизм отражает определенную систему взглядов на процессы познания в самоорганизующихся системах, к которым относятся человек и общество. Появление новых свойств в понятии приводит к изменению парадигмы образования.
В. М. Журавлев
Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина, zwm@yourline.ru
Ключевые слова: духовность, мировоззрение, философия, мораль, наука, религия, образование, принцип дополнительности
Страницы: 270-275
В статье рассматривается соотношение научного, философского и религиозного знания в современном образовательном пространстве России. Обращается внимание на возрастающую толерантность в отношениях научного и образовательного сообщества с религиозными конфессиями России, что влияет на понимание целостности человеческой духовности и создает дополнительные условия морального становления личности. Автор выдвигает гипотезу о дополнительности научного и религиозного мировоззрения в рамках единого духовного развития человека. Акцентируется внимание на необходимости разработки в наступившем тысячелетии нового мировоззрения, включающего в себя в преобразованном виде традиционное научное и религиозное знание.
А. В. Мирча
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университете» segun_83@mail.ru
Ключевые слова: мужской и женский стили речи, гендерный дискурс, гендерные отношения, гендерная идентичность
Страницы: 289-294
В статье описано содержание спецкурса, разработанного специально для студентов - востоковедов. Поставлен вопрос о гендерных особенностях языка и речи, внешних и внутренних факторах трансформации стилей мужской и женской речи, влиянии социокультурных трансформаций в отношениях полов на изменение речевых стилей и значение этих изменений в формировании гендерной идентичности. Показано значение дискурсивного подхода для анализа современных речевых практик.
М. Х. Дзейтова
Общественный фонд социального развития «Генезис» genesis-info@mail.ru, vamaret@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, культура мира, миротворческое образование, философия миротворческого образования, модернизация образования, гражданское общество
Страницы: 348-355
Статья посвящена вопросам философии миротворческого образования - нового направления в российской педагогической науке. В статье рассматриваются историко-философские предпосылки зарождения и развития миротворческого образования. В контексте философии образования анализируются проблемы, связанные с миротворческим образованием. В статье обозначаются стратегические цели миротворческого образования, а также те установки и отношения, которые оно стремится формировать и развивать у подрастающих поколений. Выводы и положения, предложенные автором статьи, представляют теоретическую и практическую ценность, так как могут быть использованы в проектировании и конструировании учебно-воспитательного процесса; осознании, формулировании и творческом решении педагогических задач; методической рефлексии педагога.
А. И. Маркеев
Сибирская академия государственной службы markeev@sapa.nsk.su
Ключевые слова: инновационное общество, инновационное развитие, правовая культура, современное образование, специфика образования в обществе ХXI в
Страницы: 329-334
Автор анализирует содержание и смыслы современного этапа инновационного развития правовой культуры, прослеживает влияние современных федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и принятых федеральных законов на развитие правовой культуры российского общества. В статье исследованы и сопоставлены различные точки зрения российских ученых на содержание правовой культуры конкретных ее носителей - юристов, показаны пути инновационного развития правовой культуры у студентов. Таким образом, обосновано утверждение о том, что инновационное развитие правовой культуры в российском обществе зависит от деятельности законодательных органов, образовательных структур и самих юридических сообществ.
Е. А. Крутько
Сибирский институт управления krutko@ngs.ru
Ключевые слова: детская безнадзорность, социальная реальность, типы общества, социальное отчуждение
Страницы: 263-268
В статье рассматривается детская безнадзорность как феномен социальной реальности. Проведен анализ исторических условий и причин формирования детской безнадзорности.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее