Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.60.166
    [SESS_TIME] => 1713876318
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => cb15ecb919cfdf545ea8880a29226c61
    [UNIQUE_KEY] => b49e152d450e8fb5f57028c9bc90e4d3
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2013 год, номер 4

1.
АЛОГИЗМ СТРАТЕГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

А.Г. Аникевич
Сибирский федеральный университет, Красноярск
anik.a@inbox.ru
Ключевые слова: политология, демократия, идеология, конституционный идеал, политическая культура, закон, политическое образование
Страницы: 4-10
Подраздел: Раздел I ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье анализируется одна из «новаций» в рамках реформы образования – фактический отказ от преподавания в вузах России учебной дисциплины «политология», несмотря на весьма невысокую политическую культуру населения. Аргументируется несоответствие реального властвования в стране демократическим конституционным принципам, что в наш информационный век может иметь крайне негативные последствия.


2.
РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В.Б. Сапунов1,2
1Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург
sapunov@rshu.ru
2Российский Государственный гидрометеорологический университет
Ключевые слова: фундаментальная наука, высшее образование, квалиметрия
Страницы: 10-16
Подраздел: Раздел I ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Статья посвящена оценке роли науки и высшего образования в динамике развития общества в мировом масштабе и применительно к России. Предложена закономерность, согласно которой скорость научно-технического прогресса в обществе пропорциональна уровню оплаты профессорско-преподавательского состава. Оценено количественно и качественно изменение роли России в мировой науке и в подготовке квалифицированных кадров за последние 60 лет. Наибольших успехов (выход в космос, создание ракетно-ядерного щита и т. д.) страна достигла в 1950–1960-е гг. за счет повышения качества и общественной роли вузовского образования и фундаментальной науки. Снижение престижности и оплаты этих областей квалифицированного труда, которое произошло в России в конце прошлого века, уменьшило мировую роль России во всех областях.


3.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Н.В. Колтунова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск
nvk@stu.ru
Ключевые слова: образование, гражданское общество, формирование гражданского общества, инновации, педагогическое пространство
Страницы: 16-20
Подраздел: Раздел I ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье рассматривается гражданское общество как один из сложных социальных комплексов, дано его определение, выделено образование как фактор его формирования. Также автор раскрывает понятие «инновации» в педагогическом процессе.


4.
ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Л.В. Скомский
Институт развития образовательных систем Российской академии образования, Томск
leonids@mail.tomsknet.ru
Ключевые слова: человек, образование, трансцендирование, самосозидание, самотрансформация
Страницы: 20-27
Подраздел: Раздел I ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье рассматривается образовательный коррелят трансцендирующей способности человека. В рамках данного философско-антропологического изыскания автор предпринимает попытку теоретического осмысления трансцендирования как механизма образовательного самоконструирования человека. В работе подвергается критике метафизическая идея возможности предельного «завершения человека». Продемонстрирована непрерывная образовательная процессуальность, которая определяет самосозидающий способ бытия человека. Автор вы-сказывает тезис о необходимости применения онтоантропологического концепта «образовательное трансцендирование» для теоретически эффективного исследования и описания образования в качестве способа бытия человека.


5.
ИННОВАЦИИ И СРЕДА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ

А.О. Карпов
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва
a.o.karpov@gmail.com
Ключевые слова: инновации, образование, модернизация, учебная среда, творчество, исследовательское обучение
Страницы: 27-37
Подраздел: Раздел I ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы организации среды исследовательского обучения как системообразующего фактора инновационной деятельности. Приводится структура учебной среды современного образовательного института, которая разработана как в «классическом» варианте, так и в инновационно-генеративном.


6.
В«ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО»: ЗА РАМКАМИ КОНЦЕПЦИИ К. ПОППЕРА

А.А. Изгарская
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
izgarskaya@rambler.ru
Ключевые слова: «открытое общество», «закрытое общество», либерализм, миросистема, стратегии развития полупериферии
Страницы: 38-44
Подраздел: Раздел II ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме интерпретации понятий «открытого» и «закрытого» обществ с позиций миросистемного подхода. Автор делает критические замечания относительно трактовок данных понятий в работах К. Поппера. Целью статьи является раскрытие исторических причин формирования «открытых» и «закрытых» обществ в истории миросистемы.


7.
В«ПЕДАГОГИКА ПЕРЦЕПЦИИ», ИЛИ КИНОФИЛОСОФИЯ Ж. ДЕЛЕЗА

А.С. Бегалинов1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Алматы, Республика Казахстан
alibek557@rambler.ru
2АО «Агентство «Хабар»
Ключевые слова: кинофилософия, философия образования, педагогика перцепции, образ-движение, образ-время, план имманенции
Страницы: 44-53
Подраздел: Раздел II ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье речь идет о философии кино и образования одного из крупнейших постструктуралистов ХХ в. Ж. Делеза. За основу взяты его работы «Что такое философия?» и двухтомник «Кино». Отмечается не-обычный подход философа к проблемам кино и образования, подчеркнуты их точки соприкосновения. Ж. Делезу принадлежит разработка «педагогики перцепции» – обучения киновосприятию и виртуализации опыта. В статье указана ее суть, а также нашли отражение мысли философа о связи кино и философии, кино и образования.


8.
АНТИЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А.В. Душин
Институт экономики предпринимательства, Москва
pror_inep@mail.ru
Ключевые слова: античная образовательная парадигма, реформирование и идеология образования, культура, мотивация, универсальность образования, экспорт образования, духовное развитие, духовное наследие
Страницы: 54-58
Подраздел: Раздел III ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье дается краткий анализ античной парадигмы образования. Автор указывает на отсутствие современной отечественной идеологии образования, способной ответить как на общие вопросы образования, так и на вопросы его реформирования. Автор обращает внимание на возможность использования ряда принципов и методов античного образования при формировании современной отечественной образовательной парадигмы.


9.
ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

А.М. Красюк1, А.В. Кириллов1, В.Ф. Ермолаев2,3
1Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
krasuk@cn.ru
2Новосибирский технологический институт, Новосибирск
evf@cn.ru
3Московский государственный университет дизайна и технологии
Ключевые слова: образовательные стандарты, знания, учебные дисциплины, мониторинг качества обучения
Страницы: 59-64
Подраздел: Раздел IV ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРНЕТ-СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация >>
В данной статье рассматриваются проблемы технического образования в России, связанные со снижением в образовательных стандартах количества аудиторной нагрузки на изучение фундаментальных дисциплин, являющихся базой для становления высококвалифицированного специалиста (высшая математика, теоретическая механика, сопротивление материалов, теория машин и механизмов). Высокие темпы развития научно-технического прогресса предъявляют повышенные требования к подготовке специалистов с высшим образованием. Однако мониторинг качества обучения указывает на снижение уровня знаний студентов. Проведен анализ тенденций, к которым ведет снижение уровня аудиторной нагрузки в образовательных стандартах для специальностей машиностроительного профиля.


10.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.С. Тагильцева
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Tagilceva78@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, общество, гуманизация технического образования, гуманизм
Страницы: 64-68
Подраздел: Раздел IV ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРНЕТ-СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация >>
В статье раскрывается проблема гуманизации технического образования, рассматривается социально-философский аспект, подняты вопросы о проблемах глобализации общества и образования. Определен круг проблем, которые могут быть решены с созданием новой программы преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе.


11.
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕПУТАЦИЕЙ ВУЗА

Е.А. Поддячая
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
katepo88@mail.ru
Ключевые слова: интернет-репутация, управление репутацией, репутация вуза, нетнография, социальные медиа, Internet reputation
Страницы: 68-75
Подраздел: Раздел IV ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРНЕТ-СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация >>
В настоящее время проблемы репутации и управления сформировавшимся образом образовательной организации получают все более широкий резонанс в сфере образования. В разворачивающемся соперничестве учебные заведения прибегают к активному использованию Интернета для расширения своих коммуникационных возможностей. Поддержание положительной репутации вуза в Интернете влияет не только на усиление его конкурентоспособности и перспективности, но и в целом позволяет свидетельствовать об уровне развития образования в регионе и стране. В данной статье проведен анализ особенностей интернет-репутации вуза, факторов формирования репутации образовательной организации в Интернете, описана система управления репутацией и комплекс возможных действий для реализации процесса управления интернет-репутацией вуза.


12.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

А.А. Мышанский
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
myshansky@mail.ru
Ключевые слова: e-learning, online-мероприятия, вебинар, дистанционное обучение
Страницы: 75-82
Подраздел: Раздел IV ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРНЕТ-СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация >>
Автор проанализировал потенциал использования обучающих online-мероприятий в организации учебного процесса в высшей школе. Формирующаяся в настоящее время виртуальная коммуникационная среда предоставляет множество новых возможностей организации обучения. Автор предлагает вариант интеграции традиционных форм организации практических занятий в новой коммуникационной среде. В статье рассмотрены виды online-мероприятий, проводимых коммерческими организациями, их сильные и слабые стороны, а также выделены наиболее перспективные форматы проведения обучающих online-мероприятий.


13.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИДАКТИКИ

Т.Н. Ищенко
Сибирский государственный технологический университет, Красноярск
tatiana-dial@mail.ru
Ключевые слова: дидактика, мышление, диалектика, противоречие, познание, аналитическое познание, синтетическое познание, восхождение от абстрактного к конкретному, проблемный вопрос
Страницы: 83-93
Подраздел: Раздел V ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВАДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Аннотация >>
В сложившихся условиях развития образования, потребностей общества, вызовов времени становится актуальной проблема разработки философско-методологических оснований дидактики и рассмотрения ее как фундаментального научного направления по формированию культуры мышления. В каком случае (при каких условиях) у познающего субъекта формируется рефлексивное мышление, деятельная способность, что позволит ему в дальнейшем разрешать сложившиеся проблемы, противоречия в профессиональной деятельности? В статье мы попытались ответить на ряд проблемных вопросов через призму развития философской мысли, методологии науки, чтобы на основе выявленных причин сложившихся проблем в познании наметить пути их решения. Автор рассматривает диалектический подход к выявлению проблем дидактики и способов их разрешения как прогрессивное действенное средство.


14.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Б.И. Ким1,2
1Костанайский инженерно-педагогический университет, Костанай, Республика Казахстан
kimbi@yandex.ru
2Костанайский государственный педагогический институт
Ключевые слова: традиционное образование, новая система, философия методологии, гносеология, знаниевые тесты, технология тестирования, качество образования
Страницы: 93-104
Подраздел: Раздел V ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Аннотация >>
Критический взгляд на современное образование, отражающий исторический период перехода традиционной системы образования на новую качественную, не может состояться вне философско-методологических обоснований центрального ядра образования – дидактики. Социальную философию образования и методологию дидактики педагогической науки объединяет раздел философии гносеология (эпистемология) – теория познания объективной реальности, имеющая прямое отношение к познавательному процессу студентов и учащихся. Качество образования достигается в нашем опыте инновационной технологией знаниевых тестов и учебного (обучающего) тестирования, особенно на предэкзаменационном этапе. Традиционную тестологию – науку о контроле и оценке качества образования применяем в новой системе ее синтеза с дидактикой – теорией обучения. Функциональная интеграция двух родственных наук в образовании (дидактики и тестологии) дает неожиданно прогрессирующей, потрясающий результат.


15.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КАЧЕСТВА

С.И. Осипова1, И.Л. Савостьянова2
1Сибирский федеральный университет, Красноярск
osisi@yandex.ru
2Хакасский институт бизнеса, Абакан
ruppa@inbox.ru
Ключевые слова: методология, исследовательский подход, методологические и теоретические основы исследования
Страницы: 104-111
Подраздел: Раздел V ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Аннотация >>
Авторы поднимают вопрос о методологической и теоретической основе современного диссертационного исследования как одного из критериев его оценивания, описывают текущее состояние понятийно-категориального аппарата в контексте обозначенной проблемы, приводят примеры обоснованного выбора методологической базы в различных педагогических диссертационных исследованиях.


16.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И ИХ РЕШЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Л.Е. Смирнова
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Ульяновск
piramida_ul@mail.ru
Ключевые слова: оценивание, система оценивания, роль оценивания, организация оценивания в средней школе, образовательный процесс, содержание и специфика процесса оценивания, причины, снижающие уровень успеваемости учащихся, современные способы оценки знаний учеников, пути совершенствования организации оценивания в школе
Страницы: 111-117
Подраздел: Раздел V ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Аннотация >>
В статье обозначена роль системы оценивания в развитии образовательного процесса. Раскрыты содержание и специфика процесса оценивания в средней школе. Рассмотрены причины, снижающие уровень успеваемости учащихся. Представлены и проанализированы современные способы оценки знаний учеников. Предлагаются пути совершенствования организации оценивания в школе.


17.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ

Л.М. Струминская1, Я.Б. Дорожкина2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
strumlya@mail.ru
2Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск
jbdoroshkina@rambler.ru
Ключевые слова: мониторинг, система менеджмента качества, внутренний аудит, образование
Страницы: 117-123
Подраздел: Раздел V ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Аннотация >>
Для достижения своих целей вузы собирают информацию посредством мониторинга. Полученная информация позволяет правильно принимать управленческие решения, результаты мониторинга способствуют выявлению проблемных зон, на которые будут направлены соответствующие меры и программные действия. В рамках данной статьи рассмотрены инструменты системы менеджмента качества, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные при проведении мониторинга образовательных процессов в Сибирском университете потребительской кооперации (СибУПК).


18.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

О.И. Мезенцева1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Куйбышев
fpk@kfngpu.ru
2Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, образовательный стандарт, образовательная программа, система повышения квалификации
Страницы: 123-128
Подраздел: Раздел V ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Аннотация >>
В статье рассматриваются требования к уровню профессиональной компетентности современного педагога, а также подходы к организации обучения педагогов в системе повышения квалификации в условиях развития отечественной системы образования. Наиболее подробно анализируются особенности проектирования и реализации программ повышения квалификации в рамках модульно-накопительной системы, предусматривающей переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей, актуализацию педагогом собственных возможностей и самостоятельное конструирование педагогом собственной образовательной программы. В качестве примера предложена программа образовательного инвариантного, нормативно-правового модуля как составная часть индивидуального образовательного маршрута.


19.
СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ НА ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ

Л.И. Еремина
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Ульяновск
lariv73@mail.ru
Ключевые слова: творческое развитие, креативность, учебная группа, малая социальная группа, социальное воспитание
Страницы: 129-135
Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье показано влияние учебной группы как микрофактора социализации на творческое развитие студентов, дается сущностная характеристика учебной группы как малой социальной группы, как группы сверстников, как предпосылки социального и личностного развития студентов. С точки зрения философского подхода раскрывается понятие «творчество», рассматривается творческое развитие студентов в аспекте развития креативности как общей универсальной способности к творчеству, в той или иной степени свойственной каждому человеку.


20.
ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В«СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

О.А. Сухарева
Академия социального управления, Москва
osuhareva@mail.ru
Ключевые слова: средства массовой информации, связи с общественностью, ценностная структура, воспитание молодежи, культура, идеология
Страницы: 135-144
Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье обозначены актуальные проблемы влияния связей с общественностью на формирование культурно-идеологических ценностей молодежи. Автором анализируются функции СМИ и их влияние на сознание, личностное становление, мышление молодых людей.


21.
РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ КОУЧИНГА

О.В. Зиневич, Э.Д. Петрова
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
zinevich@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: коучинг, модели образования, личностно-ориентированная модель образования, технологии образования
Страницы: 144-152
Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Анализируются современные модели образования: традиционная и гуманистическая. Описывается появившаяся относительно недавно новая технология обучения коучинг, его принципы, методы, приемы и сферы применения. Обсуждается возможность использования коучинга в современных условиях в качестве инструмента, способствующего реализации принципов гуманистической образовательной модели.


22.
МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Агапов
Рязанский институт развития образования, Рязань
agapov-u@mail.ru
Ключевые слова: когнитивные и метакогнитивные структуры, культура мышления, мыслительная деятельность, образовательные стратегии
Страницы: 153-160
Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует различные подходы к формированию метакогнитивных структур познавательной деятельности и их роли в развитии общей культуры мышления в процессе образования. В статье исследуется влияние этих подходов на формирование современных образовательных стратегий и моделей. Показана специфика формирования и развития когнитивных и метакогнитивных структур сознания и мышления в условиях традиционного предметного обучения, в процессе развивающего и ориентированного на метапредметное содержание образования. Обосновывается необходимость учета различий метакогнитивных структур, организующих логическое мышление в его классическом понимании, и нарративных языковых категорий и структур. Делается вывод о необходимости и перспективности разработок новых моделей образования, нацеленных на развитие метакогнитивных структур сознания и способностей к рефлексии организующих мышление категорий и языковых средств.


23.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л.А. Казакова
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Ульяновск
pedagogika@bk.ru
Ключевые слова: человек с ограниченными возможностями здоровья, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, социализация, инклюзивное образование, методологические основания
Страницы: 161-168
Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье представлены методологические основания исследования социализации человека с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. На философском уровне методологии социализация человека с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как форма проявления всеобщей философской категории «развитие» на основе трех динамических пар понятий. На общенаучном уровне методологии социализация человека с ограниченными возможностями здоровья анализируется через призму синергетического, деятельностного и субъект-субъектного подходов.


24.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Ю.И. Шапиро1,2
1Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» в Новосибирске, Новосибирск
licey_Kondratuka_nsk@nios.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: творчество, творческие способности шахматиста, диалектическая логика, законы диалектики, сущностные противоречия, объективные и субъективные факторы, мотивационно-личностные качества
Страницы: 168-175
Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Основой методологии развития творческих способностей личности являются философские положения о сущности человека и его деятельности, концепция творческого мышления, опирающаяся на диалектическую логику. Раскрытие единства процессов развития и творчества дает исходный теоретический аппарат для понимания творчества – законы диалектики. Феноменология творчества рассматривается через творческую деятельность шахматистов.


25.
ОДЕЖДА КАК ИННОВАЦИОННОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ГЕНЕЗА В ДИАДЕ В«РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК»

О.А. Белобрыкина1, Г.А. Горшечникова2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
belobr@mail.ru
2ООО Авторская одежда «Хэлен Ма-Ва», Новосибирск
sergama@mail.ru
Ключевые слова: психосоматическое здоровье, эмоциональное развитие, дошкольный возраст, развивающая одежда, психопрофилактика, инновационное средство
Страницы: 175-179
Подраздел: Раздел VI ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В работе представлено обоснование разработки полифункциональных элементов и устройств на детской одежде как психолого-педагогического средства профилактики возникновения у дошкольников психоэмоциональных расстройств и психосоматических нарушений, обусловленных неблагоприятным содержанием эмоциональных отношений во взаимодействии родителя с ребенком.


26.
МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛАВ«ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

О.В. Зиневич
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
zinevich@fgo.nstu.ru
Страницы: 180-186
Подраздел: Раздел VII ИНФОРМАЦИЯ



27.
О НАУЧНОЙ ШКОЛЕ В«ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Н.В. Наливайко1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
n-nalivaiko@mail.ru
2Институт философии и права СО РАН
Страницы: 187-196
Подраздел: Раздел VII ИНФОРМАЦИЯ