А. А. Мовчан, Л. Г. Сильченко*
Московский государственный авиационный институт, 125871 Москва *Институт прикладной механики РАН, 117334 Москва
Страницы: 169-178
В рамках различных гипотез получены
аналитические решения задач о потере
устойчивости стержня из сплава с памятью
формы при прямом или обратном
мартенситном фазовом превращении под
действием сжимающих напряжений. Описаны
особенности обнаруженного
экспериментально явления потери
устойчивости, вызванной мартенситными
превращениями. Установлено, что
наименьшие критические нагрузки
получаются при использовании гипотез
продолжающегося фазового перехода и
продолжающегося нагружения.
На основе метода граничных элементов
предложен способ определения формы
границы анода-детали при заданной форме
катода-инструмента в плоских задачах
электрохимической размерной обработки
металлов. В рамках принятых
предположений исходная задача сводится к
задаче о фиктивном течении идеальной
жидкости со свободными поверхностями.
Учет влияния режима обработки и свойств
электролита приводит к нелинейному
условию на свободной поверхности.
Экспериментально исследуются процессы формирования и развития когерентных вихревых структур на поздних стадиях ламинарно-турбулентного перехода, инициируемого гармонической, почти двумерной волной Толлмина — Шлихтинга (ТШ), в автомодельном пограничном слое с параметром Хартри βН = – 0,115 (что соответствует неблагоприятному продольному градиенту давления) в условиях контролируемых возмущений с использованием универсального линейного источника трехмерных (в общем случае) волн неустойчивости. Основные измерения проведены с помощью термоанемометра в широкой области пространства, начиная со стадии синусоидальной мало-амплитудной волны неустойчивости и кончая стадиями формирования концентрированных локализованных вихревых структур. После углубленной обработки экспериментальных данных получены поля мгновенной скорости и завихренности течения в пространстве (–t, x, y, z) и осуществлена компьютерная “визуализация” течения с вихревыми структурами. Изучены особенности поздних стадий перехода в пограничном слое с неблагоприятным градиентом давления (НГД) и проведено сопоставление полученных данных с предыдущими исследованиями. Обнаружено качественное сходство существенно нелинейных стадий перехода пограничного слоя с НГД с соответствующими стадиями, найденными ранее в безградиентном пограничном слое (Блазиуса). Показано, что нелинейная деформация нарастающей гармонической волны ТШ приводит к формированию to -вихрей, интенсивных to -образных слоев сильного сдвига, to -образных вихрей, “шипов” на осциллограммах пульсаций, кольцевых вихрей и других структур, весьма схожих по форме и масштабам с найденными в безградиентном течении. Сделан вывод, что положительный градиент давления не приводит к существенным изменениям сценария поздних стадий ламинарно-турбулентного перехода, что является дополнительным свидетельством в пользу правомерности гипотезы [1] о существовании универсального существенно нелинейного механизма порождения пристенной турбулентности.
Представлены результаты исследования линейного и нелинейного развития бегущих вторичных возмущений на продольных структурах в пограничном слое скользящего крыла. Отмечены особенности ламинарно-турбулентного перехода при нелинейном режиме развития бегущих возмущений.
Экспериментально исследована эволюция естественных возмущений в пограничном слое на плоской пластине при числе Маха М = 2. С целью детализировать картину перехода в пограничном слое измерения проводились как по продольной, так и по нормальной координате. Для анализа развития пульсаций применялся статистический подход. Установлено, что вплоть до значения числа Рейнольдса Reδ = 1100 наблюдается линейный рост естественных пульсаций. Определено, что амплитуда пульсаций на конечной стадии линейного развития возмущений составляет около 4 %.
Установлена аналогия между обтеканием лопастей ветроколеса Дарье и нестационарным обтеканием машущего крыла. Предложена конструкция ветроколеса, обеспечивающая его самозапуск с сохранением высоких энергетических характеристик. Найден новый эффективный способ аэродинамического ограничения числа оборотов ветроколеса.
Приведено обоснование целесообразности использования классической модели Прандтля для расчета сверх- и гиперзвукового течения в угле сжатия при больших числах Рейнольдса. Предложен алгоритм расчета сжимаемого пограничного слоя методом установления, что позволяет получить решение в случае мелкомасштабного отрыва. Рассчитанные значения коэффициентов поверхностного трения и теплообмена сопоставлены с данными эксперимента и расчетов других авторов. Удовлетворительное совпадение результатов позволяет сделать вывод о перспективности предложенного подхода.
Теоретически исследовано пространственно-временное развитие сферического тлеющего разряда низкого давления в самосогласованном гидродинамическом приближении. Рассматриваемая модель включает нестационарные уравнения непрерывности для электронов и ионов в дрейфово-диффузионном приближении и уравнение Пуассона для радиального электрического поля. Система уравнений решалась методом установления во всей области от центрального анода до катода на основе неявной численной схемы. В результате получена временная картина развития сферического разряда. Для расчета стационарных распределений использовался закон Ома в качестве обратной связи между напряжением на разряде и током, проходящим через него. Показано, что в отличие от разряда в трубке в сферическом разряде условие квазинейтральности нарушается во всей области от анода до катода.
Представлены результаты исследования пузырькового газожидкостного течения в наклонном прямоугольном канале. Угол наклона канала изменялся от вертикального положения до горизонтального. С помощью электродиффузионного метода измерены профили скорости, локального газо-содержания и напряжение трения на стенке. Установлено сильное влияние наклона канала на параметры потока. Максимальные касательное напряжение на стенке и деформация профиля скорости жидкости наблюдались в диапазоне углов наклона канала 30 ÷ 50° от вертикали. Проведен расчет профилей скорости жидкости, который базировался на работе Сато и др. (1981). Модель Сато модифицирована для случая наклонного канала. Для расчета профилей скорости жидкости использовались экспериментальные распределения локального газосодержания. В модели учитывается также возмущение, вносимое пузырями в горизонтальный поток. Получено хорошее соответствие расчетных и экспериментальных профилей.
Приведены результаты численного моделирования процесса тепломассопереноса в низкотемпературной тепловой трубе с двумя локальными источниками тепловыделения. Получены распределения гидродинамических и термодинамических параметров.