В статье представлен краткий обзор существующих методик кросс-культурного изучения ценностей личности, на основе которого обосновывается выбор методики для проведения исследования по дифференциации ценностей молодежи республики Саха (Якутия). На примере использования метода структурно-логической типологизации, применяемой Шварцем, анализируются результаты тестирования ценностных ориентаций учащейся молодежи г. Якутска. В качестве одной из проблемных зон исследования выбран конфликт поколений в отношении доминирования материальных и духовных ценностей. Осуществлена попытка определения места денег и материальных благ в системе стратегических и тактических ценностей молодежи с учетом особенностей этнокультурного подхода.
Статья посвящена влиянию геополитических факторов на динамику межэтнических отношений в Сибири в конце XVII – начале XX в. В качестве наиболее значимых, с точки зрения взаимодействия между русским и аборигенным населением Сибири, геополитических детерминант автор выделяет характер колонизации Сибири русскими, специфику модернизационных процессов в Российской империи и геополитическую ситуацию в указанный период. Делается вывод о том, что противоречивые тенденции развития межэтнических взаимодействий обусловлены спецификой цивилизационного и социокультурного своеобразия России и отображением этого своеобразия в общественном сознании россиян.
На основе данных текущей статистики исследуется рождаемость и рождаемость вне брака в национальных регионах Сибири в 1990 – 2004 гг. Отношение к семейным ценностям у народов, проживающих в Республиках Алтай, Тыва и Хакасия, рассматривается на основе материалов социологического исследования «Народы Евразии в условиях реформ начала ХХI века», проведенного в 2002–2003 гг. Отмечено снижение рождаемости и повышение рождений вне брака.
Целью статьи является выявление на материале конкретного социологического исследования 2005 г. отношения коренных народов Севера — эвенков, эвенов, юкагиров – к сущностным феноменам рыночных реформ в России: приватизации, частной собственности, выделению родовых угодий в традиционных отраслях, социальной дифференциации. Негативное в целом отношение аборигенов Севера к рыночным трансформациям интерпретируется как проявление ментальных характеристик народов российской евразийской цивилизации.
В статье рассматривается изменение этноконфессиональной ситуации в Сибирском регионе в связи с миссионерскими протестантскими практиками. Приводятся данные о численности, деноминационном составе, отношениях с государством современного протестантизма; характеризуется религиозная и правовая деятельность протестантских миссионерских организаций. Особый акцент сделан на миссионерской деятельности пятидесятнических церквей и миссионерских организаций среди коренных народов Сибири.
Статья посвящена проблеме разграничения жанров несказочной прозы алтайцев: мифов, легенд и преданий. Анализ алтайских текстов, связанных с происхождением тех или иных топонимов, позволяет выделить три разных типа нарративов: топонимические предания, топонимические мифы и топонимические легенды, которые обладают разными жанровыми признаками.
В статье рассматривается взаимосвязь прагматической и эстетической функций поэтических элементов обрядовой поэзии, прослеживается, как наряду с магической и ритуальной функциями проявляется поэтическая ценность изобразительных средств.
В статье рассматриваются вопросы терминологии и сюжетно-тематического состава мифов, легенд, преданий и устных рассказов. Выявлены наиболее распространенные сюжеты, примеры отобраны из Рукописного фонда Хакасского научно-исследовательского института.
В статье выявляются основные кумулятивные сюжеты, получившие распространение в фольклоре тюркоязычных и монголоязычных народов Сибири, проводится сопоставление вариантов и анализ наиболее распространенного сюжета о птичке (АТ 2034 А*). Исследование выполнено на материале сказочных томов серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
В статье определены композиционные особенности героических сказаний, а также круг наиболее распространенных мотивов: бездетности родителей, рождения богатыря, кровной мести за родителей. Особо выделен сюжет «брат и сестра», который является одним из наиболее распространенных сюжетов в фольклоре Саяно-Алтая и Монголии.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее