Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Сибирский экологический журнал

2009

Выпуск № 2

37311.
К вопросу о подвижных формах соединений химических элементов в почвах

Т. И. Сиромля
Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, tatianа@issa.nsc.ru
Ключевые слова: почва, химические элементы, формы соединений, фракции, подвижность, экстрагенты
Страницы: 307-318

Аннотация >>
Приведены различные методы изучения подвижных форм соединений химических элементов в почвах. Подробно рассмотрен метод последовательных экстракций, дан сравнительный обзор наиболее часто выделяемых фракций химических элементов (водорастворимые, обменные, специфически сорбированные, карбонатные, связанные с органическим веществом, оксидами/гидроксидами Fе и Мn, с алюмосиликатами) и экстрагентов, используемых для их извлечения. Указаны достоинства и недостатки различных экстрагентов, способы повышения их селективности. Рассмотрена возможность использования информации о содержании в почве подвижных форм соединений химических элементов для оценки степени техногенного загрязнения почв.


Выпуск № 2

37312.
О содержании фтора в природных водах южной части Обь-Иртышского междуречья

Ю. В. Ермолов
Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, ermolov@issa.nsc.ru
Ключевые слова: фтор, природные воды, Обь-Иртышское междуречье, эколого-геохимическая оценка
Страницы: 319-325

Аннотация >>
Изучено содержание фтора в 327 источниках поверхностных, почвенно-грунтовых и подземных вод юга Обь-Иртышского междуречья. Выявлено сильное варьирование концентраций фтора в водах и рассмотрены его возможные геохимические причины. В западной части Барабинской равнины обнаружен крупный район с высокими (>ПДК) концентрациями фтора в источниках подземных вод, используемых для водоснабжения населенных пунктов. Значения соотношения фтора и кальция в этих водах свидетельствуют о высокой опасности развития флюороза у населения.


Философия образования

2009

Выпуск № 1

37313.
ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

В. М. Кондратьев1, Л. Ф. Матронина2
1 Московский городской педагогический университет, kondrut@mail.ru
2 Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (Технический университет) (МИРЭА), lmatronina@mail.ru
Ключевые слова: Ключевые слова: стратегия образования, иррациональное и рациональное, рефлексивное знание
Страницы: 6-11

Аннотация >>
Эпоха перемен характеризуется авторами статьи как эпоха структурных изменений в организации общества, а образование - как процесс обретения человеком осознанной самостоятельности в освоении пространства и времени его жизни. В центре внимания авторов - механизм влияния социальных изменений на качество образования, рассматриваемый как системный феномен. В качестве основных элементов системы образования авторы выделяют учебную, производственную и досуговую деятельность. Изменение соотношения рационального и иррационального в структуре видов деятельности - характерная черта эпохи перемен. Интернет, СМИ, реклама способствуют усилению роли иррационального в жизни общества, а рациональное начало ограничивается потребностями производственной сферы. Изменение содержания и методов обучения в школе и вузах ведет к сокращению рефлексивного знания. В результате, уменьшается степень осознанной самостоятельности учащегося, работника и гражданина. По мнению авторов, Россия нуждается в разработке новой стратегии образования.


Выпуск № 1

37314.
ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Е. М. Николаева1, М. Д. Щелкунов2
1 Казанский государственный университет, evgenianik.@km.ru
2 Казанский государственный университет, Mikhail.Schelkunov@ksu.ru
Ключевые слова: консюмеризм, образование и потребление, субъектность в образовании, разграничение образования и обучения
Страницы: 11-19

Аннотация >>
В статье авторы рассматривают образование в дискурсе потребления и доказывают, что основной тенденцией развития современного образования становится ориентация на потребителя. Потребительные характеристики образования раскрываются понятиями «производительное потребление» и «потребительное производство». Отмечена специфика потребительских запросов к образованию со стороны бизнеса, общества, государства. Выявлена система символических псевдоценностей, порождаемых в сфере образования потребительским сознанием. Особое внимание уделено метаморфозам, которые претерпевает субъектность в образовании под влиянием потребительства. Обосновывается, что в потребительском обществе усиливается процесс разграничения образования и обучения, которому вполне отвечает система «бакалавр-магистр».


Выпуск № 1

37315.
ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л. Л. Тимченко
Алтайский государственный университет, zamruk@gd.barnaul-adm.ru
Ключевые слова: отчуждение, факторы отчуждения, внешние и внутренние причины, отчуждение в образовании
Страницы: 19-26

Аннотация >>
Цель статьи - исследовать проблему отчуждения в обществе XXI века и в российском образовании. Автор рассматривает проблему отчуждения в современной общественной жизни и анализирует, каким образом она влияет на систему современного российского образования. В статье выявляются и обосновываются онтологические, гносеологические, методологические, аксиологические, праксиологические и оптимологические факторы отчуждения в разных сферах общественной жизни - социосубъектной, индивидуально-психологической, антропотехнической.


Выпуск № 1

37316.
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВАХ

Н. В. Наливайко1, Е. В. Ушакова2
1 Институт философии и права СО РАН, nnalivaiko@mail.ru
2 Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: трансформирующееся общество, социальные трансформации - поверхностные и глубинные, эндемичные страны, социокультурная идеология, внешние и внутренние трансформационные процессы в образовании
Страницы: 26-35

Аннотация >>
В статье проводится системно-философский анализ трансформирующихся обществ и выявляются соответствующие изменения в системе образования, ставится проблема трансформации общества в XXI веке. Авторы исследуют трансформации в современном российском образовании, которые затрагивают глубинные основы социокультурного бытия общества.
В статье обосновывается, что существуют два уровня трансформаций: поверхностный (социальные явления) и глубинный (сущностный), а также внешние и внутренние причины социальных трансформаций. Особое место уделяется глобальным факторам, поскольку большинство трансформаций являются западно-глобалистскими и именно западный мир оказывает решающее влияние на все мировое сообщество за счет научно-технического прогресса и сопутствующих ему эгоцентризма и рационализма. Остальные страны мира обозначены как эндемичные, на которые западный глобализм оказывает разностороннее воздействие: стимулирующее, деформирующее, подавляющее, развивающее и пр.


Выпуск № 1

37317.
О «ПОСТМОДЕРНИЗМЕ» РЕФОРМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б. О. Майер
Институт философии и права СО РАН, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: double bind, паттерн, образование и общественное сознание, постмодернизм и реформа
Страницы: 35-43

Аннотация >>
Анализируются «постмодернистские» особенности реформы отечественного образования. Приводятся мнения различных участников реформы - начиная с учителей и заканчивая людьми, ответственными за продвижение реформ. Обосновывается, что в сфере реформы образования складывается ситуация расщепленности («шизофрении») общественного сознания (на основе паттерна double bind), которая систематически воспроизводится и ведет к деградации системы образования. Выдвигается гипотеза, что при кажущейся локальности российской реформы образования пути ее развития во многом определят образ будущего всего мира, поскольку «кто владеет Евразией, тот владеет миром».


Выпуск № 1

37318.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИМИТАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ

И. А. Вальдман
Новосибирский государственный технический университет, veritasnostra@mail.ru
Ключевые слова: социальный дизайн, социальное проектирование, инновационная деятельность, конструирование социальной реальности, имитация
Страницы: 44-51

Аннотация >>
Кризисные явления в современном обществе в немалой степени обусловлены избытком имитационной составляющей во многих сферах социальной деятельности. Несвободны от нее и такие взаимосвязанные деятельности, как социально-инновационная и образовательная. Целью настоящей статьи является выявление имитационной составляющей в современном социуме и раскрытие возможностей социального дизайна - нового развивающегося подхода к социальному проектированию и образовательной деятельности, представляющего собой способ преодоления имитации и обеспечения социально-релевантного инновационного развития.


Выпуск № 1

37319.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА

А. Г. Шабанов1, Т. И. Шорохова2
1 Современная гуманитарная академия, sga-novosib@ngs.ru
2 Современная гуманитарная академия, novosib-muh@ngs.ru
Ключевые слова: образовательная среда, формы презентации учебного материала, дистанционные образовательные технологии, информационные ресурсы, образовательный контент, компьютерные средства обучения
Страницы: 51-56

Аннотация >>
Современные информационные технологии и средства телекоммуникаций создают основу для реализации образовательных программ на качественно новом уровне, являясь неотъемлемым элементом образовательной среды инновационного вуза. В статье анализируются следующие компоненты образовательной среды: информационно-технологический компонент; интеллектуальный компонент; материальный компонент. Авторами представлен опыт создания образовательной среды вуза, использующего в полном объеме дистанционные образовательные технологии.


Выпуск № 1

37320.
ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПЕРЕНОСА ИНФОРМАЦИИ В СТРУКТУРЕ ВНУТРИПРЕДМЕТНОЙ СВЯЗИ

Т. Н. Гнитецкая1, Е. Н. Долгих2, Е. Б. Иванова3
1 Дальневосточный государственный университет, gnts@phys.dvgu.ru
2 УГПИ
3 Дальневосточный государственный университет, ivanovael@imcs.dvgu.ru
Ключевые слова: информация, знание, информационная модель, внутрипредметная связь, внутрипредметное пространство
Страницы: 57-62

Аннотация >>
В данной статье рассматриваются методологические и теоретические вопросы моделирования объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие понятия «информация» от понятий «знание» и «учебный материал». Обосновываются поправки к определению внутрипредметной связи, которая трактуется как субстрат, отвечающий за перенос информации внутри структуры учебного курса. Приводится графовая модель внутрипредметной связи, количественные характеристики которой позволяют выделять фундаментальное ядро на основе установленной иерархии элементов учебного материала, а также рассчитывать целостность учебного курса, оптимизируя его содержание.



Статьи 37311 - 37320 из 43869
Начало | Пред. | 3730 3731 3732 3733 3734 | След. | Конец Все