Цицерон диагностирует потребность однородного образования, которое политически повлияет на молодые поколения. Поскольку данный вопрос прежде всего затрагивает органичность отношений между участниками, из которых состоит государство, устанавливается, что имеется определенная моральная связь, которая развивается между гегемоном или главенствующей группой, которая реализует власть, и гражданами. Несколько аспектов обязанностей лежат в пределах контекста социальной динамики морального действия. В этой связи Цицерон рассуждает о различии «полезного» и «честного» («honestum»), то есть целесообразного и правильного, что связано с политическим образованием. Согласно этому рассуждению, данные две категории в конечном счете тавтологичны, поэтому предотвращают любую политическую вовлеченность, которая бросила бы вызов их общему и непоколебимому признанию. Наш римский оратор очень близок к стоической догме, когда уточняет собственный концептуальный подход к политической «благопристойности». Власть, данная государством и людьми, служит бесспорным свидетелем принципов, которые должны стать очевидными в каждом проявлении этой власти. Взаимное управление политической властью и разделённая ответственность этих двух частей ведут к концепции государства, которое не только соблюдает «officia» (долг, этикет), но также понимает, что на практике правильное действие по-прежнему зависит от обычаев, закона и обучения.
В значительной степени образование объясняет и оправдывает государство и развитие любого современного политического общества. В этом смысле образование предает степень рациональности и зрелости общества в попытке поддержать императивы демократии. Современный мир исповедует поразительную преданность некоторому диапазону ценностей. Образование – одна из таких ценностей, которые наши современные демократические государства стремятся выразить и реализовать. Почти каждая современная политическая философия подписывается под этими ценностями, предоставляя аргументы об их природе и совместимости друг с другом. Ни одна из них, однако, не возвышает образование до такого высокого, безусловного статуса, как это сделали Платон и Гегель. Действительно, почти никакая политическая теория не оправдывает действие вопреки общераспространённой законности на эпистемологической основе. Хотя Платон и Гегель были весьма критически настроены по отношению к демократии или даже отрицали ее, они оба мыслили знание как необходимую предпосылку как индивидуальной, так и социальной свободы и процветания. Это означало, что было бы серьезной ошибкой не судить на основе достаточного знания а) ответственность за принятие политического решения и б) участие в политической деятельности. Данная статья стремится осветить эпистемологические и образовательные требования в их политических взглядах. Современная политическая философия пренебрегла Платоном и Гегелем в силу недемократической природы их политического видения. Данная статья утверждает, что, несмотря на указанную направленность их видения, они оба предложили положительные аргументы в пользу укрепления институционального пространства современной демократии. В этом смысле их идеалистический критический анализ демократии может побудить нас вновь обратиться к конечной цели демократической культуры, то есть формированию ответственных и образованных граждан и рассмотреть это как центральную задачу современного политического образования.
С.Г. Новиков
Волгоградский институт искусств им. П. А. Серебрякова, Волгоград novsergen@yandex.ru
Ключевые слова: воспитание, идеал, ядро культуры, антропоцентризм, социоцентризм, дуализм, глобализация
Страницы: 106-109
В статье рассматривается целевой компонент воспитания современной российской молодежи. Автор полагает, что воспитание следует ориентировать на идеал, который будет соответствовать, во-первых, ядру российской культуры и во-вторых, потребностям постиндустриальной модернизации. По мнению автора, идеал должен носить дуалистический характер (синтез антропоцентризма и социоцентризма), что позволит оптимально соединить интересы общества и индивида. В статье утверждается, что личность, воспитанная на основе дуалистического идеала, сумеет сохранить Россию как уникальный социокультурный организм в условиях глобализации.
Статья посвящена анализу концептуальных оснований понятия личности в европейском гуманизме в связи с состоянием современной теоретической педагогики. Являясь, по сути дела, прикладной философией, она, по мнению автора, нуждается в теоретической рефлексии основных позиций по отношению к личности, представленных в философских исследованиях ХХ–ХХI вв., когда личность оказывается как минимум под вопросом, как максимум – объявляется отжившим свое культурно-историческим продуктом.
С.А. Ганина
Российский Новый Университет, Орехово-Зуевский филиал, Орехово-Зуево Svetla3@yandex.ru
Ключевые слова: феномен детства, ребенок и общество, взрослые и дети, современное образование, философия детства
Страницы: 113-117
В статье рассматриваются проблемы бытования феномена детства в современном обществе, в частности отсутствие философской рефлексии данного феномена, влекущее за собой существование психолого-педагогических стереотипов в отношении к детству как объекту наблюдения и эксперимента для взрослой части общества, а не самобытной и равноценной возрастной группы и субкультуры. Как представляется, перестройка системы образования без учета данных ошибочных стереотипов не может дать положительных результатов.
Н.В. Евдокимова
Забайкальский государственный университет, Чита natusic-070@yandex.ru
Ключевые слова: образовательно-воспитательный потенциал, девиантное поведение несовершеннолетних, профилактика девиантного поведения детей и подростков
Страницы: 117-120
Автор анализирует образовательно-вопитательный потенциал специалистов по социальной работе, педагогов в решении проблем девиантного поведения несовершеннолетних. В статье исследована специфика работы специалистов с несовершеннолетними с девиантным поведением, показаны сложности в работе специалистов, классифицированы пути усиления воспитательной роли образовательного учреждения. Таким образом, обоснована необходимость повышения уровня образования специалистов по социальной работе и педагогов школ, работающих с несовершеннолетними девиантами.
В статье анализируется философский смысл понятия «творчество», рассматриваются пути создания образовательной среды, обеспечивающей развитие творческих способностей личности.
А.Л. Власова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск nvk@stu.ru
Ключевые слова: общество, культура, субкультура, контркультура, социокультурный статус
Страницы: 125-128
Статья посвящена проблеме определения молодежной субкультуры в современном обществе. Рассматриваются различные подходы к категориям «молодежная субкультура» и «контркультура». Дается анализ социокультурного статуса молодежи в современном мире.
Е.В. Покасова
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск pokevi@mail.ru
Ключевые слова: современная социокультурная ситуация, трансформация ценностей, образование
Страницы: 128-133
В статье раскрывается взаимовлияние и взаимообусловленность трансформаций отечественного образования и социокультурной ситуации в России, обосновывается необходимость изменений в ценностном полагании как отдельно взятой личности, так и образования в целом.
В.Н. Засухина
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, Чита zasuha_72@mail.ru
Ключевые слова: национальный менталитет, русский характер, социальный инфантилизм, примат общего над индивидуальным
Страницы: 134-137
В данной статье исследуется процесс реализации богатейшего потенциала России как самостоятельной цивилизации в новой конкурентной среде других культур, который значительно затрудняется такой чертой национального менталитета, как примат общего над индивидуальным. Эта черта порождает социальный инфантилизм и мешает развитию гражданского и индивидуально-личностного начала. Автор анализирует причины нынешнего состояния России и возможные перспективы ее развития.