В. И. Баяндин
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета ilan-sib@rambler.ru
Ключевые слова: обучение военном делу, молодые рекруты и новобранцы, русская армия в ХIХ - начале ХХ вв
Страницы: 304-310
Автор анализирует систему обучения рекрутов и нижних чинов, существовавшую в российской армии во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. В статье рассматриваются способы и методы подготовки молодого человека к исполнению служебных обязанностей. Названы сроки подготовки молодого солдата в учебных командах разных родов русской армии, определено количество рекрутов или молодых солдат, прикрепленных к наставнику из числа старослужащих солдат. Определен круг дисциплин, читаемых в учебных командах.
В статье выявляются особенности развития профессиональных компетенций субъектов непрерывного образования в условиях акмеологической среды. Акмеологическая среда описана как совокупность внешних и внутренних условий, возникающих и создаваемых под влиянием мега-, макро- и микрофакторов, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций субъектов непрерывного образования. Акмеологическая среда способствует готовности субъектов непрерывного образования осознавать и преодолевать факторы, препятствующие развитию профессиональных компетенций.
"А.И. Чанышев1,2, О.Е. Белоусова1"
"1Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия a.i.chanyshev@gmail.com 2Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия"
Ключевые слова: Блочность, модуль Юнга, предел текучести, напряжения, деформации, периодические функции, Block structure, Young's modulus, yield strength, stresses, strains, periodic functions
Страницы: 250-256
Для сред с периодическим изменением модуля Юнга и предела текучести решаются задачи о распределении напряжений, деформаций и смещений вокруг одиночных выработок сферической и цилиндрической форм. Блочность среды задается различием в модулях упругости и пределах текучести в самих блоках и межблочном пространстве. В каждом рассмотренном случае получены аналитические решения, пригодные для тестирования численных схем. Исследовано влияние количества блоков, различий в свойствах блоков и прослоек на характер изменения напряжений, деформаций, смещений. Показано, что блочность является одним из факторов образования зональной дезинтеграции массива пород вокруг выработок.
Экспериментально исследовано формирование трещин отрыва в геосреде, содержащей цилиндрическую полость и подверженную неравномерно распределенному сжатию. Обнаружено существенное влияние диаметра отверстия на локальную прочность материала. Предложен новый критерий квазихрупкого разрушения материала в зоне концентрации растягивающих напряжений, содержащий комплексный параметр, характеризующий размер зоны предразрушения и учитывающий не только структуру материала, но и его пластические свойства, геометрию выработки и условия нагружения. Результаты расчетов хорошо согласуются с полученными экспериментальными данными.
Разработана методика экспериментального исследования перемещений ударного устройства в скважине, включающая использование “низкочастотных” (токовихревых) датчиков перемещения и “высокочастотных” (акселерометров) датчиков ускорения. Проведена программная обработка получаемых с датчиков сигналов, включающая частотную фильтрацию, двойное интегрирование ускорений и определение точек сопряжения перемещений после интегрирования и прямой регистрации. Приведены осциллограммы измерений при разных величинах реакции со стороны породного массива. Обсуждены количественные аспекты явления, сделана попытка выявить взаимосвязь между количественными показателями ударных импульсов и продвижением корпуса.
Рассмотрена технология возведения бутобетонных закладочных массивов. Определены свойства искусственных целиков в зависимости от вмещающих пород, добытых при проходке горных выработок на месторождениях Ведугинское и Перевальное. На основе результатов численного моделирования напряженно-деформированного состояния массива пород при освоении камерной системы разработки с отбойкой руды из подэтажных выработок и формированием бутобетонных целиков установлены конструктивные особенности технологии выемки рудных залежей. Рекомендованы безопасные параметры системы разработки с комбинированной закладкой для отработки Ведугинского месторождения с учетом глубины очистных работ.
Описан новый способ получения слоев нитрида кремния из тетрахлорида кремния и аммиака в квазизамкнутом реакторе пониженного давления. Этот метод, сохраняя все достоинства традиционного РПД-процесса, имеет ряд преимуществ. Это более экономичный процесс по расходам реагентов и электроэнергии. Проведение процесса без откачки исключает выброс вредных газов в окружающую среду и решает экологические проблемы. Кинетические зависимости нового процесса и свойства слоев аналогичны тем, что получены ранее при традиционном осаждении в реакторе пониженного давления.
Одной из основных отличительных особенностей информационного общества является возникновение и развитие процессов информатизации, основой которых стали разработка и использование информационно-коммуникационных технологий. Развитие этих технологий связано с целым рядом процессов.
На этапе возникновения интеллектуально-информационной цивилизации XXI в. необходимы новые подходы к формированию духовных ценностей у учащихся. Значимое место в системе духовных ценностей занимают ценности эстетические. Автор показывает роль книги в процессе эстетического образования. Книга рассматривается с позиции структурно-функционального подхода.
"В. А. Возчиков1, А. Ю. Арутюнян2"
"1 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru 2 Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина, philos@bigpi.biysk.ru"
Ключевые слова: информационное общество, историческая преемственность, манипуляция, медиадеятельность, медиакультура, пресса, творческое взаимодействие, телевидение, традиции, цивилизационное развитие
Страницы: 254-259
Доминирующей целью статьи выступает постановка проблемы традиций в медиакультуре. Данная проблема рассматривается в образовательном и мировоззренческом аспектах, однако особый интерес представляет и обращение авторов к современным практикам средств массовой информации. Доказывается, что медиакультура вне исторического становления перестает быть культурой, а становится инструментом политического воздействия действующей власти на общество. Авторы связывают проблему традиций с понятиями исторической преемственности, национальной идентичности и др., в конечном итоге, с особенностями пути России к информационному обществу.
Н. А. Минулина
Новосибирский государственный педагогический университет, ona_nina@mail.ru
Ключевые слова: народная культура, фольклор, дополнительное образование, дошкольное воспитание, семейное воспитание, этнопедагогика, развитие и воспитание
Страницы: 289-297
В статье рассматриваются современные проблемы реализации воспитательного потенциала народной культуры, с которыми сталкиваются педагоги дополнительного и дошкольного образования. Представлены инновационные условия применения традиционных форм и методов воспитания детей раннего возраста средствами народной культуры и результаты теоретического обоснования и опытно-экспериментальной деятельности по системному внедрению культуроцентристской (этнопедагогической) направленности в практику учреждений дополнительного образования. Актуальность образовательной модели, реализующей данное направление, раскрывается через философский подход к формированию адекватной оценки родной культуры, этнической идентификации, толерантных межэтнических и внутрисемейных отношений.
Т. С. Косенко1, В. И. Панарин2 1 Новосибирский государственный педагогический университет nnalivaiko@mail.ru 2 Администрация Новосибирской области Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: воспитание, этапы становления отечественной философии воспитания, глобализация
Страницы: 282-289
Авторами статьи предпринята попытка анализа этапов становления отечественной философии воспитания. Для проведения данного анализа авторы описывают два различных подхода, которые связаны, во-первых, с представлением о проблематике философии воспитания как о части более широкого контекста философии образования, поскольку философия воспитания имеет тот же, что и философия образования, объект и предмет, а также методологию исследования. Второй подход основан на положении несовпадения контекста философии воспитания и философии образования. Основываясь на второй точке зрения, авторы дают периодизацию становления философии отечественного воспитания.
И. А. Вальдман, М. А. Куратченко
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университете» veritasnostra@mail.ru, mkuratchenko@gmail.com
Ключевые слова: модернизация, сетевые структуры, идентичность, система образования, социальные элиты, трансформация традиционной культуры
Страницы: 271-278
Достижения современного китайского общества на протяжении последних десятилетий в различных сферах ряд исследователей связывает со специфическим сочетанием традиционных и современных компонентов в системе социальной деятельности, присущей данному социуму. В данной статье рассматриваются социокультурные особенности процессов производства и воспроизводства знания в трансформирующемся китайском обществе. В центре внимания находится взаимосвязь образования с социально-управленческой спецификой осуществления модернизации и сетевым контекстом инноваций в Китае.
Автор исследует значение фактора образованности, оценивая его влияние на психологическое состояние социальной группы инвалидов как суицидогенной группы. Впервые в психосоциальном аспекте рассматривается вопрос образованности инвалидов (то есть получения ими среднеспециального профессионального или высшего образования) как фактор, обусловливающий физический, социально-экономический и социокультурный статус инвалидов, а также фактор, способствующий их психосоциальной реабилитации и снижению опасности суицида. Автор доказывает, что образованность инвалидов способствует приобретению ими жизненно значимых целей, формированию правосознания и снижению риска суицида.
Г. В. Дроздецкая
Сибирская академия государственной службы dgv@list.ru
Ключевые слова: заочное обучение, дистанционное образование, русский язык и культура речи, учебно-методические материалы, кейс-технология, сетевая технология
Страницы: 307-315
В данной статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы дистанционного образования, связанные со спецификой организации учебного процесса и созданием современных средств обучения. Дистанционное образование характеризуется как современная форма заочного обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. На примере развертывания системы дистанционного обучения в Сибирской академии государственной службы автор прослеживает эволюцию средств обучения русскому языку и культуре речи: от учебно-методических материалов, реализованных в кейс-технологии, до новейших электронных учебных материалов, используемых в сетевой технологии дистанционного обучения.
В. А. Корытков
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета kafedra_pip69@ mail.ru
Ключевые слова: адаптация, социально-профессиональная адаптированность, критерии социально-профессиональной адаптированности, военнослужащие по призыву
Страницы: 310-315
В статье раскрыты особенности социально-психологической и профессиональной адаптации в воинском коллективе, обосновано понятие социально-профессиональной адаптированности личности, предложены критерии социально-профессиональной адаптированности молодых солдат, призванных по призыву. Автор раскрывает особенности и критерии принудительной, встречной и ресурсной адаптации военнослужащих по призыву, доказывает важность субъективной позиции молодого человека в процессе вхождения его в воинский коллектив.
Л. К. Аверченко
Сибирский институт управления avertchenko@sapa.nsk.su
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компетенции, тренинговые технологии, интерактивные методы
Страницы: 244-250
В статье описан опыт подготовки руководителей по развитию управленческих компетенций, отражен взгляд автора на развитие управленческих компетенций, в том числе эмоционального интеллекта, который определяет пригодность к руководящей работе. Описаны подходы к определению понятия эмоционального интеллекта, анализ и результаты проведения тренингов с руководителями в ЦДО «Персонал» (г. Томск).
"Л.С. Шамганова1, В.Н. Токсаров2, Н.А. Самоделкина2, С.В. Кузьменко3"
"1Институт горного дела имени Д. А. Кунаева, Алматы, Казахстан shamls@mail.ru 2Горный институт УрО РАН, Пермь, Россия toksarov@mi-perm.ru 3АО "ССГПО", Рудный, Республика Казахстан main@ssgpo.enrc.com"
Ключевые слова: Массив, напряжения, боковое давление, устойчивость, моделирование, свойства, Rock mass, stresses, lateral pressure, stability, modeling, properties
Страницы: 257-261
Для проектирования углубки Сарбайского и Южно-Сарбайского карьеров и вовлечения в разработку новых участков месторождений потребовалось детальное изучение геомеханических условий добычи руды. С целью уточнения геомеханической модели Сарбайского карьера выполнена оценка напряженно-деформированного состояния пород. Контроль напряжений в прибортовом массиве осуществлялся на основе использования эффекта Кайзера в горных породах при нагружении стенок скважины гидродомкратом Гудмана. Для Южно-Сарбайского карьера проведено математическое моделирование методом конечных элементов в трехмерной постановке.
П.Н. Тамбовцев
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия tambovskiyp@mail.ru"
Ключевые слова: Грунтовый массив, обсадка дегазационных скважин, стальные трубы, пневмоударная машина, энергия удара, расход воздуха, параметры рабочего цикла, Soil, casing of degassing holes, steel pipes, pneumatic percussion machine, blow energy, air flow rate, operating cycle parameters
Страницы: 255-260
Для образования дегазационных скважин угольных пластов обоснована конструктивная схема гравитационного пневмоударного устройства, обеспечивающего эффективное погружение обсадных труб в грунтовый массив. Методом численного моделирования исследована динамика его рабочего цикла, установлены рациональные конструктивные параметры, определены значения энергии и частоты ударов, расхода сжатого воздуха в зависимости от величины давления сжатого воздуха в магистрали. Проведена сравнительная оценка массогабаритных и динамических характеристик гравитационного устройства с известными аналогами.
Л.В. Городилов, А.И. Першин
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия a.ig.pershin@gmail.com"
Ключевые слова: Гидроударное устройство, ограничители, реверсивный режим работы, ударная мощность
Страницы: 278-283
Разработана имитационная модель автоколебательной гидроударной системы одностороннего действия с двумя ограничителями движения бойка, включающая насос (источник постоянного расхода), боек и корпус (с ограничителями), связанные между собой механической пружиной, золотниковый распределитель, газожидкостный аккумулятор, соединительные гидравлические линии. Проведены расчеты режимов работы реверсивного гидроударного устройства с энергией удара, изменяющейся от 8 до 110 Дж. Полученные результаты сравниваются с результатами расчетов на “идеальной” модели (без гидравлических и механических потерь и с мгновенно переключающемся распределителем). Разрабатываемое оборудование может быть использовано для преодоления заклинивания оборудования при бурении и использовании в уже пробуренных скважинах специального оборудования, при проходке выработок ударным методом в грунтах.
Е.В. Шилова, Л.А. Рыбалкин, С.В. Сердюков
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия shilovatanya@yandex.ru"
Ключевые слова: Двухкомпонентный полимерный состав, укрепление горных пород, физико-механические свойства, вязкость, непроницаемое включение
Страницы: 291-295
Выполнены лабораторные исследования двухкомпонентных составов на основе полимерсиликатов и полиуретанов, созданных для укрепления разрушенных горных пород и образования непроницаемых включений в породном массиве. Определены вязкости жидких компонентов полимерных композиций для температурных условий подземной разработки твердых полезных ископаемых, а также физико-механические характеристики отвержденных полиуретановых и органоминеральных составов.
Т. П. Смирнова*, Masami Terauchi, Futami Sato, Kichiro Shibata, Michiyoshi Tanaka
"*Институт неорганической химии СО РАН, пр-т Акад. Лаврентьева, 3, Новосибирск 630090 (Россия) Research Institute for Scientific Measurements, Tohoku University, 2-1-1 katahira, Aoba-ku, Sendai 980-8577 (Japan)"
В статье приводятся результаты исследований состава и структуры пленок нитрида бора (BN), полученных из боразина. Пленки синтезировались методом газофазного химического осаждения (ГФХО), в основе которого лежит реакция взаимодействия гелия или азота, предварительно активированных в плазме высокочастотного разряда (ВЧ), с нейтральной молекулой боразина ("удаленная плазма" УП ГФХО). По сравнению с аморфными пленками нитрида бора, получаемыми с использованием традиционных плазмохимических процессов, пленки, синтезированные в процессе УП ГФХО из боразина при температурах 473873 K имеют нанокристаллическую структуру. Они состоят из смеси гексагональной и кубической фаз BN (h-BN и c-BN), причем массовая доля кубической фазы значительно меньше (15 %), чем гексагональной. Микроструктура пленок зависит от условий осаждения. Смесь кубической и гексагональной фаз наблюдалась в пленках, осажденных при температуре подложки Tп = 473 K в системе с активированным азотом, в то время как единственная фаза h-BN регистрировалась в пленках, синтезированных в системе с активированным гелием. Размер зерен зависит от давления боразина в процессе осаждения. В пленках наблюдается эволюция микроструктуры по ее толщине: слой аморфного нитрида бора толщиной 2 нм прилегает к поверхности подложки, а последующий слой состоит из нанокристаллических фаз h-BN и c-BN или единственной фазы h-BN.
В статье дается философский анализ теории систем Н. Лумана в контексте идеи массовой коммуникации. Социализация индивида, общественно-политические изменения, по мнению автора, являются результатом коммуникации.
Соматическое воспитание - область целенаправленной педагогической деятельности, направленная не только на сохранение, но и на формирование и укрепление здоровья, позитивную мотивацию к здоровому образу жизни. Показано, что без изменения сознания и мотивации социальных моделей поведения человека невозможно преодолеть влияние негативных воздействий и улучшить качественные и количественные характеристики жизни.
Е. А. Торопчина
Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина
Ключевые слова: культурная коммуникация, масс-медиа, массовая культура, формирование сознания, система образования
Страницы: 260-264
В данной статье анализируются проблемы наиболее важных коммуникативных сфер современного общества. Статья посвящена проблеме влияния средств массовой информации и коммуникации на формирование сознания современного человека и в особенности молодого поколения. Информационная среда, создаваемая системой СМИ, сопоставляется с системой образования как институциализированной формой трансляции культурных ценностей.
Усовершенствование методической системы в русле принципа овладения иностранным языком в неразрывном единстве с освоением иноязычной культуры приобретает статус стратегической задачи. Поскольку культуру в целом изучает наука культурология, то для системы обучения русскому языку как иностранному в настоящее время важное значение имеет использование лингвокультурологического подхода, благодаря которому в процессе обучения устанавливается тесная взаимосвязь между языком и культурой.
В статье рассмотрены философско-образовательные условия, способствующие духовно-нравственному возрождению этических качеств в современном обществе. Автор проводит анализ литературных источников, определяет аксиологическую составляющую феномена милосердия. В статье ставятся проблемные вопросы и предлагается авторское видение воспитания духовно-нравственных ценностей у населения, рассматривается значение профессиональной компетенции преподавателя в контексте дидактических задач, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание.
В. Е. Зубов
Сибирская академия государственной службы zubov@sapa.nsk.su
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный семинар, сетевые технологии в образовании, интернет-обучение
Страницы: 315-322
В статье анализируются новые варианты проведения электронных семинаров, являющихся одним из элементов в системе дистанционного обучения. Автор рассматривает специфику электронного семинара, а также основные проблемы, возникающие при использовании данной формы работы. В статье предлагаются (на основе имеющегося опыта) некоторые варианты совершенствования методики проведения электронных семинаров, имеющие целью активизировать групповую работу в рамках электронного семинара и приблизить их к классическим семинарам, существующим в очном образовании. Кроме того, определяются условия, при которых станет возможным переход к новым формам проведения электронного семинара.
Л. Н. Иванова, А. В. Кирьянко
Сибирский институт управления lara.lera2012@yandex.ru, kirianito@yandex.ru
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, образовательная услуга, конкурентоспособность образовательных услуг, конкурентное преимущество, потребительская ценность образовательной услуги, показатели оценки, направления оптимизации управления конкурентоспособностью обра
Страницы: 250-258
Основная цель статьи заключается в исследовании теоретико-методологических основ конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы. Представлены сущностные характеристики таких понятий, как «рынок образовательных услуг» и «образовательная услуга». Проанализированы факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг. Исследованы различные подходы к системе оценки конкурентоспособности образовательных услуг вуза. Авторами статьи предложены пять приоритетных направлений оптимизации управления конкурентоспособностью образовательных услуг: - «маркетинг», «проектирование и разработка образовательных программ», «прием студентов», «проектирование и реализация программ дополнительного образования», «научные исследования и разработки, инновационная деятельность».
Рассмотрена возможная связь возникновения катастрофических ситуаций (землетрясения, горные удары и др.) в условиях, когда, казалось бы, для этого отсутствовали какие-либо предпосылки, с проявлениями тектонических процессов в недрах Земли на уровне нижняя кора-верхняя мантия. Показано, что такая тектоника отмечается в базит-гипербазитовых ксенолитах, несущих явные признаки глубинной деформации (двойникование оливинов, изогнутые кристаллы, дезинтегрированные зерна шпинели, предпочтительная ориентация оптических индикатрис минералов и др.). Указанная связь исследована с точки зрения релаксационной реакции массивов пород, самих пород и их элементных составляющих на перемещения масс в глубинах Земли.
О.М. Усольцева, В.И. Востриков, П.А. Цой, В.Н. Семенов
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия usoltseva57@mail.ru"
Ключевые слова: Сдвиг, нарушение сплошности, прочность, микросейсмическая эмиссия, Shear loading, rock joint, strength, microseismic emission
Страницы: 261-266
Выполнен анализ параметров сигналов микросейсмической эмиссии: количества сигналов, накопленных за десятисекундный интервал, их амплитуды и частоты в соответствии со стадией нагружения диаграммы “касательное напряжение - время” при сдвиговом деформировании образцов горных пород. Эксперименты проведены на сплошных образцах из глинистой коры выветривания и образцах туфопесчаника, содержащих нарушения сплошности с различной шероховатлстью поверхности. Показано, что процесс сдвигового нагружения можно разделить на следующие стадии: линейный участок зависимости “касательное напряжение - время”, нелинейный в окрестности пиковой нагрузки и постпиковый. Установлено, что каждой стадии соответствуют определенные закономерности изменения параметров сигналов микросейсмической эмиссии, которые могут быть использованы для прогнозных оценок начала разрушения горной породы.
"Б.Б. Данилов1, А.И. Чанышев1,2, Д.О. Чещин1"
"1Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия a.i.chanyshev@gmail.com 2Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия"
Ключевые слова: Сопротивление, упругое, пластическое, вязко-пластическое, глубина, скорость, время
Страницы: 284-292
Из различных видов сопротивления массива пород внедрению в него твердого тела определены такие, с преодолением которых связан не отскок, а глубина проникания (вязко-пластическое сопротивление). Показано, как при известной начальной скорости движения инструмента (при измеренных в экспериментах глубине и времени проникания) для заданной геометрии инструмента восстанавливается искомая функция сопротивления, состоящая из постоянного слагаемого и функции, зависящей от скорости движения. Более приемлемой считается такая геометрия инструмента, при которой сопротивление среды внедрению для данной глубины получается минимальным.
В.И. Востриков, О.М. Усольцева, П.А. Цой
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия usoltseva57@mail.ru"
Ключевые слова: Лабораторный эксперимент, напряжение, деформация, микросейсмическая эмиссия, температурное поле
Страницы: 296-301
Представлены результаты испытаний на одноосное сжатие до разрушения призматических образцов из аргиллита с отверстием в центре с использованием измерительного комплекса, предназначенного для синхронной регистрации напряжений, деформаций, температурного поля и параметров микросейсмической эмиссии. Проведен анализ изменения этих физических параметров на различных стадиях деформирования образца. Показано, что эволюция деформационного процесса - появление микроповреждений, их локализация в области будущего разрушения и возникновение магистральной трещины, приводят к существенному изменению спектрального состава сигналов микросейсмической эмиссии и температурного поля. Повышение температуры в области будущего основного разрыва и генерация мощных низкочастотных гармоник при нагрузках, приближающихся к пику, может служить предвестником разрыва на поверхности и, как следствие, разрушения геоматериала.
Изучена люминесценция Eu3+ в двойных молибдатах и вольфраматах состава MLn(ЭO4)2Eu (М щелочной металл, Ln La, Gd, Y, Sc; Э Mo, W) при ультрафиолетовом возбуждении. Наибольшую интенсивность люминесценции Eu3+ имеют составы NaY1-хEux(MoO4)2, причем с ростом концентрации европия интенсивность люминесценции возрастает и максимальна при х = 0.8. По рентгеновским данным, все составы имеют шеелитовую структуру, изменение параметров тетрагональной решетки подтверждает существование непрерывных твердых растворов. В образцах оптимального состава NaY0.2Eu0.8(MoO4)2 самую высокую интенсивность излучения имеют полосы 613 и 616 нм (эмиссионный переход Eu3+5D0 7F2), полосы при 592 и 596 нм (переход 5D0 7F1) выражены очень слабо. Это позволяет рассматривать соединение состава NaY0.2Eu0.8(MoO4)2 как перспективный яркий люминофор с высокой цветопередачей в красной области (координаты цветности х = 0.655; y = 0.337).
По мнению автора, многие исследователи пытаются свести сложности в познании игры к проблемам рефлексии, что не совсем верно. Трудности гносеологического уровня кроются в многомерности самого объекта познания - игры.
Н. В. Гончарова
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Международная школа иностранных языков «Бенедикт», goncharova_n74@mail.ru
Ключевые слова: культурная антропология, культура, язык, культурная картина мира, языковая картина мира, идеология, мировоззрение, языковая норма, менталитет, взаимосвязь терминов
Страницы: 265-270
Статья посвящена изучению основных понятий культурной антропологии, таких как культура, язык, картина мира (культурная и языковая), идеология, мировоззрение, языковая норма, менталитет. Многообразие определений данных терминов является следствием сложности исследуемых явлений. Данные понятия являются характеристикой культуры как сложного феномена в ее взаимодействии с человеком. Автором подчеркивается, что культурная антропология - фундаментальная наука, изучающая общие проблемы культурного развития человечества. Основная цель культурной антропологии - всесторонне изучить процессы формирования и развития человеческой культуры.
А. Х. Тикуев
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университете» heilong85@mail.ru
Ключевые слова: образ Китая, исторические модели восприятия, идентичность, образовательные стратегии, межкультурный диалог
Страницы: 281-289
В статье фокусируется внимание на необходимости направленного создания образа Китая у студентов-востоковедов с целью формирования у них коммуникативных компетенций, необходимых для ведения межкультурного диалога. Показано, что в основе современных представлений о Китае лежит противоречивый образ этой страны, который складывался в ходе длительного исторического периода. Раскрывается значение восприятия Китая в формировании образа России как национального государства.
В. А. Герт
Уральский государственный педагогический университет valeragert@gmail.com
Ключевые слова: событие и его структура, деформация целостности со-бытия, формы совместности в образовательном процессе
Страницы: 340-348
Автор рассматривает в статье антропологический принцип Л. Фейербаха, согласно которому существует необходимость «себе подобного» в существовании и развитии каждого человека. Совместность бытия человека с человеком как событие - это новый тип целостности в природе и с природой. Формирование событийных свойств - сознания, со-чувствия, содействия, совести - у каждого человека происходят в разных формах совместности. В образовательном процессе автором рассматриваются разные формы совместности: от социальной защиты, помощи, поддержки, сопровождения - к сотрудничеству, содружеству, сотворчеству. Событийная природа совместности обеспечивает образовательному процессу возможность выхода к целостности события даже в случае его деформаций.
Л. К. Аверченко
Сибирская академия государственной службы avertchenko@sapa.nsk.su
Ключевые слова: дистанционная образовательная технология, дистанционная педагогика, самостоятельная работа, психологические особенности
Страницы: 322-329
Для органов государственной власти и местного самоуправления внедрение дистанционного образования открыло дополнительные возможности в повышении уровня профессионального мастерства своих кадров. Государственные служащие получили возможность обучаться, не отрываясь от профессиональной деятельности. Развитие дистанционной образовательной технологии приводит к необходимости введения особого типа педагогики - дистанционной - со своим понятийным аппаратом и принципами.
М. А. Бичеев, И. В. Доронина
Сибирский институт управления superpersonal@gmail.ru, doroni@inbox.ru
Ключевые слова: скилл-обучение, онлайн-обучение, перспективы профессионального образования в России
Страницы: 258-262
В статье исследуется феномен скилл-обучения в режиме онлайн, рассматриваются его основные особенности и перспективы на рынке образовательных услуг, постулируется необходимость реализации скилл-обучения в режиме онлайн современными российскими вузами для сохранения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Исследованы особенности и разработана расчетная схема развития радиальных трещин в слоистом породном массиве при взрыве скважинных зарядов и гидроразрыве. Для расчета напряженного состояния упругого породного массива с трещинами использован метод граничных элементов в трехмерной постановке. Определено влияние прочностных свойств слоев массива на форму радиальных трещин и их площадь.