|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 18.225.92.60
[SESS_TIME] => 1732180086
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => bf4ce0722107fbfafbce897e1dbe1576
[UNIQUE_KEY] => 0c5d01485923164eb1737e08a73c538a
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2023 год, номер 1
А.Н. Пилясов1, И.Н. Алов2, Б.В. Никитин1
1Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия, Москва pelyasov@mail.ru 2Российский университет дружбы народов, Россия, Москва alov.ivan@mail.ru
Ключевые слова: пандемия COVID-19, регионы Большой Сибири, передислокационная, горизонтальная, иерархическая пространственная диффузия вируса, проницаемость регионального пространства, типы региональных пространственных систем
Страницы: 3-43
Аннотация >>
Объектом исследования стал процесс распространения пандемии COVID-19 в пространствах Сибири в 2020-2021 гг., рассмотренный на примере 15 субъектов Российской Федерации. Цель исследования - объяснить механизм и результат (в избыточной смертности) проникновения коронавируса в Сибирь, исходя из характерных особенностей пространства сибирских регионов. Новизна подхода состоит в использовании наиболее достоверной для характеристики демографического урона от пандемии помесячной статистики избыточной смертности, привлечении региональных нормативных правовых актов антиковидной направленности и применении концепции пространственной диффузии инноваций для описания волн пандемии в регионах Большой Сибири. Основные результаты работы заключаются в следующем. Во-первых, выделены пять типов сибирских регионов с точки зрения интегрального демографического ущерба от пандемии в 2020-2021 гг.: ХМ АО и ЯНАО - с самой высокой избыточной смертностью: Омская, Новосибирская, Тюменская области - с умеренно высокой: Томская область, Алтайский и Красноярский края - с относительно высокой: Иркутская область, Республика Алтай, Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика Бурятия, Забайкальский край - с избыточной смертностью ниже среднероссийской; Республика Тыва - с предельно низкой избыточной смертностью за всю пандемию. Во-вторых, определены четыре типа региональных пространственных систем Сибири по степени уязвимости к диффузии коронавируса: самая уязвимая открытая полицентричная; высокоуязвимая открытая централизованная; среднеуязвимая закрытая централизованная; наименее уязвимая закрытая полицентрич- ная. В-третьих, установлено, что в первом типе важнейшей для распространения пандемии была передислокационная пространственная диффузия (и ее частный характерный случай вахтовых миграций), во втором типе - передислокационная («самолетная») и горизонтальная (в контуре местного рынка труда), в третьем и четвертом типах - горизонтальная пространственная диффузия. Привычные факторы отраслевой специализации, плотности населения, транспортной обустроенности пространства в сибирских условиях слабо влияли на уровень заболеваемости коронавирусом. Значительно важнее был коммуникационный (контактоемкий) срез этих факторов, который определял потенциал заражаемости и скорость распространения пандемии в пространстве сибирских регионов.
DOI: 10.15372/REG20230101 EDN: FHXOKA
|
Э. Маркварт1, Д.П. Соснин1,2, С.В. Нечаева3
1ИОН РАНХиГС, Россия, Москва postkasten2006@yandex.ru 2ИПЭИ РАНХиГС, Россия, Москва uldps@mail.ru 3Челябинский РАНХиГС, Россия, Челябинск nechaeva@chel.ranepa.ru
Ключевые слова: управление агломерациями, городские агломерации, эффективность управления, агломерационное взаимодействие, развитие агломераций
Страницы: 44-81
Аннотация >>
Эффективность управления городскими агломерациями до настоящего времени не была объектом пристального внимания исследователей. В статье предлагается оценивать ее применительно к договорной модели управления на основании трех компонентов, т.е. оценивать общую эффективность управления развитием агломерации как степень достижения целей агломерационного взаимодействия, «политическую» эффективность принятия и реализации решений, «менеджеристскую» эффективность реализации агломерационных проектов. Приведено теоретическое обоснование подхода и представлены результаты исследования эффективности управления агломерациями на примере агломераций Челябинской области.
DOI: 10.15372/REG20230102 EDN: DZIVLX
|
Е.А. Коломак1,2, А.И. Шерубнёва1
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск ekolomak@academ.org 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Россия, Новосибирск
Ключевые слова: Азиатская Россия, муниципальные образования, пространственное развитие, эмпирический анализ
Страницы: 82-110
Аннотация >>
В работе исследуются пространственные особенности развития азиатской части России, географической единицей анализа выступают муниципальные образования. На основе изучения распределения характеристик экономического развития делается заключение о наличии неоднородности и несогласованности в развитии востока страны как в широтном, так и в меридиональном измерении. С использованием эконометрических методов оценивается влияние ресурсных, географических, инфраструктурных, агломерационных и рыночных факторов на развитие муниципалитетов российской Азии. Выборка включает 271 муниципальное образование, период наблюдения охватывает 2015-2018 гг. Регрессионные оценки показали, что ресурсная экономика и природная рента продолжают играть важную роль в экономике востока страны. Но несмотря на низкую плотность деловой активности и высокие транспортные издержки, агломерационные и рыночные факторы значимы и формируют пространственные пропорции Азиатской России. Влияние рыночного механизма неоднозначно, во взаимодействиях региональных центров с окружением доминируют эффекты вымывания, горизонтальные же межмуниципальные связи создают положительный эффект, который перекрывает отрицательное влияние взаимодействий с региональной столицей. Полученные результаты являются аргументами в пользу усиления связности пространства макрорегиона и поддержки межрегиональной и межмуниципальной кооперации. Решение этой задачи включает техническую составляющую, предполагающую реализацию инфраструктурных проектов, а также институциональную составляющую, направленную на усиление кооперативных и сокращение конкурентные стимулов пространственного взаимодействия.
DOI: 10.15372/REG20230103 EDN: VFXAHE
|
Р.М. Мельников1, П.Ю. Макаров2
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва rmmel@mail.ru 2Владимировская Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Владимир makarovpu@ya.ru
Ключевые слова: брендинг регионов, бренд региона, туризм, метод «разность разностей», результативность брендинга регионов, маркетинг территорий, туристическая привлекательность, региональное развитие
Страницы: 111-137
Аннотация >>
В статье проверяются гипотезы о влиянии инициатив по разработке туристических брендов субъектов Российской Федерации на количество привлеченных туристов и доходы туристско-рекреационного сектора экономики. Для этого методом «разность разностей» на панельных данных субъектов РФ оценивается средний эффект влияния продвижения бренда на прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, и на прирост добавленной стоимости гостиниц и предприятий общественного питания. Результаты расчетов свидетельствуют, что реализация инициатив по брендингу регионов сопровождается увеличением количества привлеченных туристов в среднем на 15,7%, а уровень доходов от их обслуживания значимо возрастает при проведении активной политики продвижения бренда. Однако наблюдаемый положительный эффект проявляется главным образом в первые годы реализации инициатив по брендингу. Следовательно, достижение долгосрочных целей по увеличению доходов туристско-рекреационного сектора региона требует не только мер по формированию и продвижению туристического бренда, но и более капиталоемких мер по развитию туристической инфраструктуры, созданию новых объектов и проведению мероприятий, которые могли бы выступать стимулом для посещения региона.
DOI: 10.15372/REG20230104 EDN: UUOGPM
|
С.В. Соболева, Н.Е. Смирнова, О.В. Чудаева
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск soboleva@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: Депопуляция, естественный прирост, рождаемость, смертность, женщины репродуктивного возраста, возрастная структура, возрастные группы
Страницы: 138-169
Аннотация >>
В статье кратко описано естественное движение населения в России за 1980-2021 гг. с акцентом на депопуляционные процессы постсоветского периода. Первопричиной депопуляции является недостаточная для замещения поколений рождаемость на протяжении длительного времени. Числа родившихся, помимо интенсивности рождаемости в расчете на одну женщину, определяются численностью и возрастной структурой репродуктивных контингентов женщин. В работе представлены особенности динамики этих показателей для женщин репродуктивного возраста по федеральным округам в контексте общероссийских тенденций. В качестве метода исследования использовался демографический анализ динамических рядов с выделением населения городских и сельских территорий. Информационную базу исследования составили данные Росстата за 1980-2021 гг. Показано, что на фоне уменьшения численности всего населения России опережающими темпами снижалась численность женщин репродуктивного возраста, особенно на селе. При этом численность женщин в самых активных репродуктивных возрастах 20-34 года во всех федеральных округах сокращалась еще более быстрыми темпами. Сильнее всего негативные тенденции уменьшения численности рассматриваемых контингентов проявились в Дальневосточном федеральном округе, испытывающем длительный миграционный отток населения. Помимо сокращения общей численности женщин в возрасте 15-49 лет, в России менялась и их возрастная структура: численность и доля молодых женщин уменьшились и в городе, и в селе, а женщин старших репродуктивных возрастов с гораздо меньшими возрастными показателями рождаемости, наоборот, увеличились. Особенно сильное снижение численности как следствие крайне низкой рождаемости 1990-х годов фиксировалось в самой активной в репродуктивном плане возрастной группе 25-29 лет. В результате таких количественных и качественных изменений, связанных с длительным сокращением численности и старением женщин репродуктивного возраста, весьма значительно осложняются перспективы выхода страны из затяжной депопуляции за счет увеличения чисел родившихся. Эта сложность еще больше возрастает с учетом резкого роста чисел умерших начиная с 2020 г. по причине распространения коронавируса. Таким образом, рекордная за весь постсоветский период естественная убыль населения в 2021 г. усиливает крайне негативную тенденцию к дальнейшей депопуляции в России и ее регионах с соответствующими последствиями для будущего страны, ее социально-экономического развития, геополитического статуса и национальной безопасности. Результаты исследования могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти при формировании и корректировании демографической политики и стратегий социально-экономического развития.
DOI: 10.15372/REG20230105 EDN: CWDCKL
|
А.А. Бычкова
Институт экономики УрО РАН, Россия, Екатеринбург bychkova.aa@uiec.ru
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, миграция населения, внутренняя миграция, региональное развитие, инфраструктура, межрегиональная миграция, транспортная доступность
Страницы: 170-188
Аннотация >>
В статье рассматриваются социально-экономические факторы миграции населения по железной дороге на территории России. Выявляются основные причины миграции населения в регионах, обусловливающие изменения местопребывания граждан. Цель исследования заключается в определении факторов, воздействующих на миграционные потоки граждан в пространственной взаимосвязи между регионами с учетом плотности инфраструктуры железных дорог. Задачи анализа - изучение и выявление статистически значимых показателей, характеризующих факторы, влияющие на переселение людей. Для исследования использованы статистические данные по миграции населения в 78 регионах с наличием железнодорожного транспорта. Учитывается переселение населения на территории страны (межрегиональный прирост/убыль, тыс. чел.). Изученность вопроса миграционных потоков между регионами с каждым годом углубляется, что связано с его возрастающей актуальностью, которая обусловлена изменением общего состава населения, убылью граждан из-за изменения геополитической обстановки. В статье отмечены авторы, занимающиеся вопросами переселения, исследующие закономерности передвижения населения по различным социально-экономическим причинам с использованием регионального транспорта. Проанализированы с помощью метода наименьших квадратов факторы влияния на переселение. Ряд показателей определены как статистически значимые, предварительно исключены выбросы - наблюдения, отражающие факторы, которые не оказывают воздействия на потоки населения. В качестве результата представлено картографическое изображение внутренней миграции населения. Визуализация результатов исследования регионального переселения по железнодорожным путям позволяет выявлять значимые факторы миграции, влияющие на регулирование транспортных направлений. Данные, полученные в ходе исследования миграционных потоков, могут быть использованы транспортными компаниями для принятия решений в области планирования регионального развития на территории РФ.
DOI: 10.15372/REG20230106 EDN: JMYQSM
|
З.Б. Дондоков, Д.Б. Дугаржапова, Е.Ю. Пискунов
Бурятский научный центр СО РАН, Россия, Улан-Удэ dzorikto@mail.ru
Ключевые слова: модель Миядзавы, регион, таблица "затраты-выпуск", потребление домашних хозяйств, дифференциация населения по доходам, мультипликаторы, Республика Бурятия
Страницы: 189-210
Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи показателей добавленной стоимости и потребления домашних хозяйств в рамках модели «затраты-выпуск». Исследуются проблемы разработки и использования региональных межотраслевых моделей с расширенным составом эндогенных параметров. Показана ограниченность практического применения дезагрегированных региональных моделей на основе метода Social Accounting Matrix. В качестве инструментария анализа межотраслевых взаимодействий в экономике региона используется модель Миядзавы, увязывающая показатели формирования и использования доходов различными группами домохозяйств. Показаны дополнительные возможности рассматриваемой модели по сравнению с классическим межотраслевым анализом. Дано описание производственного и потребительского эффектов мультипликации от потребительской активности домашних хозяйств. Проведен анализ межотраслевых взаимосвязей в экономике региона на основе данных по Республике Бурятии по 14 видам экономической деятельности. Представлены матрицы коэффициентов заработной платы и удельных расходов конечного потребления домохозяйств в разрезе пяти доходных групп по отраслям экономики республики. Выполнен сравнительный анализ мультипликаторов валового выпуска региона по моделям Леонтьева и Миядзавы. Выявлено, что потребительская активность домашних хозяйств оказывает максимальное влияние по видам экономической деятельности «образование» и «здравоохранение и предоставление социальных услуг». Минимальное воздействие испытывают ВЭД «строительство» и «оптовая и розничная торговля». Обоснован вывод о том, что применение модели Миядзавы на региональном уровне обеспечивает большую адекватность по сравнению с расчетами в масштабах всей страны за счет меньшей зависимости от конечного использования прибыли.
DOI: 10.15372/REG20230107 EDN: PERAAB
|
Ю.И. Винокуров, Б.А. Красноярова
Институт водных и экологических проблем СО РАН, Россия, Барнаул vinokurov@iwep.ru
Ключевые слова: алтайские регионы, трансграничный регион, международное сотрудничество, потенциал развития, транспортные коммуникации
Страницы: 211-241
Аннотация >>
В статье рассматриваются алтайские регионы, расположенные практически в центре Евроазиатского континента и являющиеся периферийными территориями Казахстана, Китая, Монголии и России с преимущественно аграрно-индустриальным типом развития. Выявлены особенности функционирования и потенциальные возможности развития отдельных регионов Большого Алтая в контексте их трансграничного местоположения и международного сотрудничества, в том числе в рамках реализации китайской инициативы «Один пояс - один путь», предусматривающей новые направления сотрудничества, главным образом в области повышения транспортной связанности регионов и создания новых транспортно-логистических цепочек. Отмечается высокий минерально-сырьевой потенциал регионов Большого Алтая, который в настоящее время слабо освоен, за исключением крупных месторождений Рудного Алтая (Казахстан и юго-запад Алтайского края). Совместное освоение минерально-сырьевых ресурсов может дать синергетический эффект для развития всех алтайских регионов, существенно изменив их экономические позиции на мировых рынках товаров и услуг. Потенциал рекреационных ресурсов также представляет существенный интерес с точки зрения формирования международных туров «Золотое кольцо Алтая» историко-культурного, эколого-познавательного и экстремального типов с возможностью посещения всех стран региона. Строительство новых транспортных магистралей на территории Западной Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного региона, расширение и реконструкция автодорог в России и Казахстане позволят увеличить рекреационные возможности стран региона, повысить их внутреннюю и межрегиональную коммуникационную связанность, обеспечить благоприятные условия для развития внутрирегиональной торговли и для создания современной рыночной и туристической инфраструктуры.
DOI: 10.15372/REG20230108 EDN: SOXYBR
|
В.Е. Селиверстов1,2, А.В. Соболевский2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск sel@ieie.nsc.ru 2Сибирское Отделение Российской Академии Наук, Россия, Новосибирск sobol@sb-ras.ru
Ключевые слова: Евразия, евразийские трансграничные взаимодействия, экономическая интеграция, Евразийский экономический союз, международное научно-техническое сотрудничество, глобальные вызовы и угрозы, Сибирь в новой конфигурации трансграничных взаимодействий, Международная ассоциация академий наук, межуниверситетское сотрудничество, взаимодействие региональных научно-инновационных систем
Страницы: 242-277
Аннотация >>
Статья посвящена подведению итогов II Международной конференции «Евразийские трансграничные экономические и научно-технические взаимодействия» (Новосибирск, 12-14 декабря 2022 г.). Рассмотрены цели и задачи конференции и содержание основных пленарных докладов. Сделан вывод, что конференция была проведена на высоком научном и организационном уровне и получила широкий общественный резонанс. На основе анализа докладов, выступлений и дискуссий рассмотрены: проблемы меняющейся конфигурации трансграничных взаимодействий евразийских стран и международного научно-технического сотрудничества с учетом возникших в 2022 г. глобальных вызовов и угроз; позиционирование Сибири и ее регионов в системе трансевразийской интеграции в новых условиях; роль российской науки в реализации новой государственной политики РФ в области международного экономического и научно-технического сотрудничества; возможности активизации межакадемического сотрудничества с акцентом на взаимодействие региональных научно-инновационных систем. Показано, что именно Сибирь в настоящее время становится важнейшим макрорегионом России, способным реализовать новую конфигурацию евразийских экономических и научно-технических взаимодействий. При этом новая роль Сибири в системе евразийской интеграции должна базироваться на модернизированной модели экономического развития, ориентированной на усиление роли инноваций и знаний. Продемонстрирован потенциал новосибирской научно-инновационной экосистемы, которая реально становится важнейшим научно-инновационным хабом России в восточных и южных трансграничных взаимодействиях.
DOI: 10.15372/REG20230109 EDN: XLSRBU
|
|