С. В. Андросенко
Алтайский государственный университет, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: философское образование, политологическое образование, власть, государство, государственная власть
Страницы: 231-236
Гуманитарная сфера системы образования является важнейшим элементом духовной культуры, отражает трансформационные процессы, происходящие в современном российском государстве, формирует политическое сознание, политическую культуру граждан страны, готовит специалистов в сфере управления и власти на микро- и макро- уровнях жизни социума. От качества подготовки специалистов высшей школы, имеющих прочный мировоззренческо-идеологический фундамент, во многом зависит судьба российского государства. Поэтому в сфере высшего специального политологического и философского образования необходимо рассматривать следующие вопросы: определение понятий «власть», «государственная власть»; взаимодействие субъекта и объекта властных отношений; социальная организация, взаимодействие общества и власти на разных этапах развития российского государства.
В статье критически рассмотрена концепция нового реального гуманизма И. Т. Фролова, а также необходимость постепенной практической гуманизации социогуманитарных наук и социогуманитарных дисциплин, которые изучаются в вузах. Определяются возможные тенденции их взаимоотношений и влияния на общественную жизнь.
В. И. Байтуганов
Новосибирский государственный педагогический университет, vasyuganie@mail.ru
Ключевые слова: моделирование воспитательного пространства, этнокультурный образовательный стандарт, социальная и социокультурная компетентность
Страницы: 262-266
По мнению автора, философия культуры сегодня выступает как методология системного гуманитарного знания; как часть познавательного процесса; как аксиология ценностного поведения и ориентаций личности; как смысловые и мировоззренческие универсалии, а также совокупные формы человеческой жизнедеятельности. Анализ культурной традиции, понимаемой как универсальный механизм моделирования воспитательного пространства, может послужить основой для культурологического подхода, реализация которого будет способствовать формированию этнокультурного образовательного стандарта, необходимого для социальной и социокультурной компетентности учащихся.
М. П. Яценко
Сибирский федеральный университет, ymp1957@rambler.ru
Ключевые слова: историческая преемственность, интеграционные процессы, глобализация, национальные ценности, взаимодействие цивилизаций, «страны второго и третьего мира», историческое познание, информационное общество
Страницы: 265-270
Автор исходит из того факта, что трансформация, которую несет в себе глобализация, вызывает необходимость в адекватной оценке специфики аксиологических особенностей, характеризующих исторические традиции социума, что играет решающую роль в формировании целост-ного социокультурного мировоззрения. Аксиологическое содержание исторического познания в современных российских условиях позволяет обозначать национальные ценности, которые находят актуальное социально-политическое выражение в определении национальных интересов и конкретизируются в национальных целях. Таким образом, можно говорить о включенности исторического познания в сферу национальной безопасности России.
В. Г. Леонов
Новосибирская государственная академия водного транспорта gtf@nsawt.ru
Ключевые слова: гуманитарное образование, гуманизация общественной жизни, гуманитарные дисциплины, гуманитарное научное знание
Страницы: 253-258
В статье исследуются процессы гуманитаризации культуры и гуманизации общественной жизни на основе общих демократических принципов в политике, экономике, организации среды. Современное общество, по мнению автора статьи, осознает экологическую, гуманитарную гуманистическую недостаточность современного существования и одновременно - необходимость обращения к новому мышлению, новой деятельности, новому существованию, основой которого может (и должно) выступать гуманитарное образование. Под широким гуманитарным образованием понимается приобщение не только к кругу гуманитарных дисциплин, но и к основам научного знания как такового. В центре предметного поля научного знания находится человек, к какому бы предмету оно ни было обращено.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы, опираясь на некоторые современные представления о возникновении, динамике и итогах адаптации личности в социуме, определить основные механизмы и проблемы адаптации студентов к среде высшей школы. Главной темой статьи является осмысление адаптации как динамичного явления, построенного на основе закономерностей процесса и требующего детального анализа. В статье исследуются проблемы формирования студенческого коллектива, воспитания специалистов, востребованных обществом, создания адаптивного пространства вуза.
Е. А. Крутько
Сибирская академия государственной службы krutko@ngs.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, детская безнадзорность, общество, маргинальность, отчуждение
Страницы: 305-309
В статье автор предлагает социально-философский анализ проблемы детской безнадзорности через объяснение категорий «общество», «маргинальность», «отчуждение» и др. Общество рассматривается как специфическая подсистема объективной реальности, которая влияет на преломление качественного и количественного характера человеческих отношений и под влиянием определенных обстоятельств вызывает социальные стрессы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия, что ведет к отчуждению людей. Отмечается, что процессы отчуждения отражаются наиболее существенным образом на маргинальных, низкостатусных группах общества, в которых и появляются безнадзорные дети
Л. В. Черникова
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования kp50@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная успешность, современный педагог-воспитатель, структурные компоненты профессионализма, профессионально-личностное новообразование, социально-философский анализ
Страницы: 271-279
В статье изложены базовые положения авторской концепции развития профессиональной успешности современного педагога как воспитателя в процессе повышения квалификации. В качестве альтернативы широко распространенной информационно-рациональной схеме обучения взрослых, основанной на системной интеграции современных психолого-педагогических теорий, предложена эволюционно-динамическая модель развития профессиональной успешности посредством педагогически организуемой регуляции внешне-внутренних движений педагога.
Г. И. Плясуля
Сибирская академия государственной службы common@sapa.nsk.su
Ключевые слова: гражданское общество, гражданское сознание, гражданская культура, гражданская зрелость, синергетический подход, самоорганизация, нелинейный диалог, технология модерации
Страницы: 280-286
Автор анализирует причины неразвитости гражданского сознания у большей части молодежи современной России и обосновывает необходимость изменения образовательной политики, которая должна быть направлена на формирование активной гражданской позиции у творческой, инициативной личности. Для достижения данной цели нужен новый подход к процессу обучения. Автор раскрывает преимущества синергетического подхода, делая вывод о том, что процесс обучения должен строиться в режиме самоорганизации; приоритетным методом должен стать нелинейный диалог, в построении которого наиболее результативной является технология модерации.
Н. В. Багрова
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия a2000407@yandex.ru
Ключевые слова: проектирование основных образовательных программ подготовки архитекторов, компетентностный подход в профессиональной архитектурной подготовке, критическое мышление
Страницы: 282-288
В статье, в рамках описания методологических проблем проектирования основных образовательных программ нового поколения при профессиональной подготовке архитекторов, анализируется возможность разрешения противоречий путем интерпретации эйдетической основы и целеполагания образовательных программ с позиций развития критического мышления.
Л. Ф. Щербинина
Алтайская государственная педагогическая академия hist-mpi@uni-altai.ru
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционное право, органы государственной власти, особый статус, контрольная власть, контрольная ветвь власти, образовательный процесс
Страницы: 222-225
Автор рассматривает важность преподавания в вузах учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации», способствующей формированию правового самосознания, политической культуры, социальной ответственности личности.
В статье показана зависимость качества содержания данного теоретического курса от актуальности развития дисциплины «Конституционное право». В связи с этим в статье анализируется роль и значение органов государственной власти, не относящихся ни к одной ветви власти, установленных Конституцией Российской Федерации, подчеркивается необходимость более глубокого и целостного изучения данной проблемы в рамках образовательных программ.
Д.Ю. Тарасов
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск parus77777@yandex.ru
Ключевые слова: критерии эффективности познавательной деятельности, критерий «цель», критерий «знания», критерий «качества личности», критерий «педагогическое взаимодействие» и критерий «практика»
Страницы: 220-224
Автор анализирует имеющиеся взгляды на критерии эффективности познавательной деятельности курсантов военных институтов. В статье раскрываются некоторые показатели, влияющие на уровень профессиональной подготовки курсантов. Обсуждается содержание критериев эффективности познавательной деятельности.
В. Л. Присекин, Н. В. Пустовой, Г. И. Расторгуев
Новосибирский государственный технический университет, 630073 Новосибирск rector@nstu.ru
Ключевые слова: самолет, крыло, моделирование, система управления силами, программа испытаний
Страницы: 198-206
На примере крыла большого удлинения, которое рассматривается как балка, нагруженная аэродинамическими и инерционными силами, проведено исследование эффективности алгоритмов автоматического управления силами, заданными программой испытаний.
"А.С. Сердюков1,2, А.В. Яблоков1,2, Г.С. Чернышов1,2"
"1Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия aleksanderserdyukov@yandex.ru 2Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, Новосибирск, Россия"
Ключевые слова: Рудная сейсморазведка, обработка сигналов, преобразование Фурье, вейвлеты, S-преобразование, Ore mining seismic survey, signal processing, Fourier transform, wavelets, S-transform
Страницы: 233-237
Предложены методы, основанные на применении частотно-временных представлений. Полезный сигнал восстанавливается по пикам амплитуд частотно-временных спектрограмм, полученных с помощью S-преобразования. В результате численных экспериментов показано, что, используя узкие по времени частотно-временные окна (порядка 10 - 20 отчетов по времени), удается определить параметры сигнала импульсного типа существенно большей длительности.
В.М. Серяков
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия vser@misd.nsc.ru"
Ключевые слова: Породный массив, выработка, крепь, напряженно-деформированное состояние, метод расчета, алгоритм, зоны опорного давления, Rock mass, development, support, stress-strain state, calculation method, algorithm, bearing pressure zones
Страницы: 234-238
Предложен метод расчета напряженно-деформированного состояния крепи, позволяющий при любых значениях их механических параметров учитывать величину смещений контура выработки до его контакта с крепью. Метод основан на использовании матрицы жесткости, формируемой для нетронутого горными работами породного массива. Моделирование образования выработки и совместного деформирования крепи и приконтурного массива проведено с помощью итерационных процедур методов начальных напряжений и начальных деформаций. Разработан алгоритм и комплекс программ для расчета нагрузок на крепь горных выработок.
Рассмотрены условия самоторможения в волновых передачах с гибким колесом, выполненным в виде втулочной цепи. Показано, что особенностью волновой передачи является конструкция, имеющая сдвоенный генератор и двухвенцовую звездочку, которая позволяет исключить перекос цепи под нагрузкой. Определены критерии самоторможения в волновой цепной передаче: в диапазоне передаточных отношений свыше 30 эффект самоторможения обеспечивается, до 30 - для его достижения необходимо использовать внецентроидное зацепление.
С.А. Павлов
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия pavlov_s_a@inbox.ru"
Ключевые слова: Вентиляция, проветривание шахт, продольная перегородка, вычислительное моделирование, тупиковая выработка, расход воздуха, аэродинамическое сопротивление
Страницы: 260-266
Приведены результаты исследования аэродинамических процессов, протекающих в протяженных тупиковых выработках. Отражено изменение местного аэродинамического сопротивления исследуемого участка при нагнетательном и всасывающем режиме работы шахтной вентиляции. На основании результатов вычислительного моделирования показано, что использование обособленно установленных продольных перегородок позволяет проветривать тупиковые выработки (до 100 м) без применения местной механической вентиляции за счет возникающего эжекционного эффекта.
S. N. Vereshchagin1, N. N. Anshits1, A. N. Salanov2, O. M. Sharonova1, T. A. Vereshchagina1 and A. G. Anshits1 1Institute of Chemistry and Chemical Technology, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ul. K. Marxa 42, Krasnoyarsk 660049 (Russia), E-mail: snv@icct.ru 2G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia)
Страницы: 303-308
The present paper reviews the processes of separation of microspheres from fly ash and their possible applications for the creation of catalytic supports, adsorbents and catalysts. To isolate magnetic microspheres and cenospheres of stabilized composition, the process flowsheets of concentrate separation, based on the combination of hydro- or aerodynamic and granulometric classification, followed by the separation in magnetic field of different intensity, were developed. Novel materials based on cenospheres of stabilized composition, such as mesoporous microspherical glasses (specific surface area Ssp = 3–50 m2/g), the supported iron oxide systems (Ssp = 50–200 m2/g), and zeolites are described. Spherical zeolites demonstrated good ion exchange properties of in cesium and strontium removal from the technological solutions. The catalytic properties of Fe2O3/cenosphere catalysts and magnetic microspheres in deep oxidation of methane are discussed.
Изучение структуры границ раздела важно для понимания и предсказания поведения материалов. Среди множества типов интерфейсов межзеренные границы особенно важны из-за того, что играют решающую роль в поликристаллических материалах. Доступность просвечивающей электронной микроскопии с точечным разрешением 0.2 нм или менее сделала возможным изучение атомных конфигураций на межзеренных границах. Исследование интерфейсов в материалах двух типов – нанокристаллических фазах и квазикристаллических системах – в настоящее время представляет значительный интерес. В нанокристаллических материалах доля поверхностных атомов велика и может достигать даже 50 %. В случае квазикристаллических систем существуют возможности сочетания решеток квазикристаллической фазы и структурно соответствующей ей кристаллической фазы. Трансляционное упорядочение кристаллической фазы сменяется квазипериодическим упорядочением по интерфейсу. Нанокристаллические фазы характеризуются размером зерен порядка нескольких нанометров. В Центре атомных исследований им. И. Ганди (Kalpakkam, India) интенсивно изучались структура межзеренных границ и линий тройных стыков в нанокристаллических металлах – палладии и титане, а также в керамических диоксиде тория и диоксиде циркония. Эти исследования помогли понять природу дефектов и релаксационных процессов. Показано, что в структуре межзеренных границ наблюдается меньшее разупорядочение, чем отмечалось при использовании других методов исследования. Проведена интерпретация изображений линий тройных стыков и межзеренных границ в соответствии с дисклинационной моделью. Изучение нанокристаллического состояния актуально, поскольку было показано, что это состояние предпочтительнее для проведения таких процессов, как аморфизация твердого тела. Отмечен удивительный факт – никакие особенности структуры в двух классах изученных нанокристаллических материалов не удалось соотнести с природой химического взаимодействия. В настоящее время изучаются структурные соотношения между квазикристаллической и соответствующей кристаллической фазами. Эти соотношения используются для описания структуры интерфейсов. Границы раздела между структурно сходными фазами, отличающимися друг от друга периодичностью, по-видимому, выражают степень соответствия решеток. Исследование границ раздела в системах Аl – Cu – Fe и Al – Pd – Mn, выполненное нами при помощи электронной микроскопии высокого разрешения (ЭМВР), показало, что в этих системах присутствуют отчетливо видные выступы. Это явление было объяснено на языке обычных структурных представлений о двухфазных системах и геометрического соответствия их межфазных границ. Структурное исследование квазикристаллических фаз не позволило непосредственно выявить их структуры, но полученные результаты могут помочь решить эту проблему.
Международный туризм играет значительную роль во взаимодействии и взаимообогащении культур, что соответствует современной философии диалога культур. Туризм одна из перспективных отраслей экономики, имеющая огромный потенциал роста (причем более значительный, чем в любой другой отрасли).
В. М. Ефимов, А. Л. Резник, Ю. В. Бондаренко
Институт автоматики и электрометрии СО РАН, г. Новосибирск E-mail: reznik@iae.nsk.su bjuv@iae.nsk.su
Страницы: 41-51
Исследованы особенности синусно-косинусных преобразований на интервале –0,5T ≤ t ≤ ≤ 0,5T, эквивалентных косинусному преобразованию на интервале 0 ≤ t ≤ T. Получены соотношения для дисперсии ошибки реконструкции сигнала, позволяющие в зависимости от априорных сведений об анализируемом сигнале выбрать для его представления наиболее подходящее ортогональное разложение. Для сравнения последнего с традиционным синусно-косинусным преобразованием использована модель стационарного случайного сигнала.
Атмосфера системного кризиса, в которой российское общество оказалось на рубеже 1990-х гг., явилась причиной роста как общего уровня преступности в стране, так и детских и молодежных правонарушений. Рассматриваются возможности для профилактики молодежной преступности в системе российского образования.
Д. О. Заречнев
Барнаульский юридический институт МВД России, zarechnev@buimvd.rv
Ключевые слова: образовательная политика, наркотизм среди несовершеннолетних, социализация молодежи
Страницы: 237-242
Д. О. Заречнев (Барнаул) Представленная статья посвящена актуальной сегодня проблеме вовлечения детей в незаконный оборот наркотиков. Автором рассматривается влияние семьи, школы и сферы досуга на процесс социализации подростков и выявляются социальные условия, влияющие на вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств. Уточнено содержание понятия «наркотизм среди несовершеннолетних», определен комплекс мер по организации профилактической работы для различных учреждений и организаций. Отмечено, что в региональных и муниципальных программах эти меры должны быть детализированы, с учетом конкретных вопросов практики по противодействию наркотизма среди несовершеннолетних. Основные результаты исследования могут найти применение в деятельности различных учреждений и организаций, занимающихся профилактикой наркотизма среди несовершеннолетних.
24 октября 2008 г. в г. Новосибирске состоялась Всероссийская конференция «Качество современного отечественного образования: сущность и проблемы», организованная Институтом философии и права СО РАН, совместно с учебно-методическим центром философии образования Новосибирского государственного педагогического университета. Конференция явилась результатом работы постоянно действующего семинара с одноименным названием, проводившегося учебно-методическим центром философии образования НГПУ в течение года.
Г. С. Петрищева
Бийский государственный педагогический университет им. В. М. Шукшина, kpetrishev@mail.ru
Ключевые слова: восприятие как этап познания, предметное содержание, внетекстовые компоненты
Страницы: 270-275
Данная статья посвящена анализу восприятия, понимаемому как этап познания предметного содержания, отраженного в школьных учебниках. Цель статьи - рассмотрение условий возникновения и развития восприятия как этапа познания при организации работы учащихся. В работе представлен анализ содержания школьных учебников биологии и предложено объяснение особенностей их структуры, а также возможностей их использования с позиций восприятия текстов и внетекстовых компонентов.
О. Б. Панова
Томский государственный университет, obp73@mail.ru
Ключевые слова: мировая культура, международное образование, межкультурная коммуникация, современный университет, компетентность преподавателя, ключевые компетенции, научно-образовательный процесс, современные педагогические технологии
Страницы: 266-273
В статье анализируется влияние процессов глобализации на развитие современного российского университета и приобретение им статуса международного научно-образовательного комплекса. Обосновывается вывод о том, что коммуникативная подвижность современной культуры вызывает существенные изменения в деятельности университета и способствует внедрению новейших педагогических технологий и коммуникативных стратегий в университетское образование. Определяются ключевые компетенции преподавателя современного российского университета международного уровня, рассматривается компетентностная модель работы преподавателя в международном научно-образовательном пространстве.
А. А. Демиденко
Новосибирский государственный технический университет, gaidar.77@mail.ru
Ключевые слова: гендерное образование, гендерная теория, гендерное преподавание, инновации, субъект социальных отношений, гендерный субъект
Страницы: 270-276
Реформирование российского образования призвано способствовать улучшению его качества и развитию человеческого потенциала. С социально-философской точки зрения, инновации в образовании являются средством и способом развития института образования, который должен обеспечить формирование субъекта социальных отношений в соответствии с новыми реалиями. В статье показаны возможности, которые открывает освоение гендерной теории в плане формирования субъекта. Проанализирован вклад гендерного подхода в содержание учебных программ и методы преподавания.
О. Д. Олейникова
Новосибирский государственный педагогический университет Sophos310@mail.ru
Ключевые слова: современное отечественное образование, нравственное воспитание, аксиологический подход в образовании, ценностное развитие
Страницы: 259-266
Данная статья рассматривает проблемы развития современного отечественного образования на основе единства гносеологического и аксиологического подходов в формировании личностных качеств представителей подрастающего поколения. По мнению автора статьи, нравственное воспитание должно пониматься как воспитание гуманизированного ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.
В данном исследовании феномен «толерантность» рассматривается в контексте типологического подхода во взаимосвязи со стилями мышления (по типологии А. Харрисона и Р. Брэмсона) и характеристиками психологических типов (по теории К. Г. Юнга). Автором выявлены значимые взаимосвязи толерантности с типологическими характеристиками личности у студентов вуза, анализируются отличительные особенности когнитивной, ценностно-мотивационной и поведенческой сферы толерантных студентов в каждой из исследуемых типологических групп.
В данной статье автор анализирует современное состояние проблемы экстремизма и терроризма среди молодежи, предлагает профилактические меры борьбы с молодежным экстремизмом, определяет исследовательские задачи.
Н. Л. Шевченко
Информационные технологии natali.pa73@mail.ru
Ключевые слова: конкурентоспособность специалиста, дистанционное высшее профессиональное образование, профессиональная компетентность, рынок труда
Страницы: 279-287
В статье рассматриваются теоретические подходы к проблеме развития конкурентоспособности специалиста. Приведена авторская трактовка структуры конкурентоспособности специалиста, развитие которой возможно в профессиональном образовании, организуемом дистанционным способом. Рассмотрены профессионально важные качества специалиста, определяющие его конкурентоспособность в условиях современного рынка труда Республики Казахстан.
А. Ю. Малышев
Сибирская академия государственной службы Alex1952@ngs.ru
Ключевые слова: политика образования, политические науки, политический режим, актуализация методов и содержания преподавания, Болонский процесс
Страницы: 287-294
В статье рассматривается взаимосвязь политической системы и содержания образовательной политики по подготовке управленских кадров. Автор называет причины отсутствия политологических дисциплин в советской образовательной системе, обосновывает появление политологии в учебном процессе в начале 1990-х гг. В статье показаны основные причины сокращения политического образования в рамках вступления России в Болонский процесс и связанной с этим образовательной реформы. На базе накопленного опыта предложены основные направления актуализации учебно-методического обеспечения дисциплин политологического цикла при подготовке управленческих кадров в современных условиях.
Е. В. Чернявская
Институт физико-математического и информационно-экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета svadebdance@mail.ru
Ключевые слова: профильное обучение, кластерный подход, профессиональное самоопределение, сетевое взаимодействие
Страницы: 289-295
В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения учащихся на современном этапе развития образования. Автор предлагает использовать кластерный подход для создания интегрированного образовательного сообщества, связанного синергическими отношениями и обеспечивающего условия для формирования профессионального самоопределения учащихся. Дается обоснование применения кластерного подхода для организации сетевого взаимодействия школ, реализующих профильное обучение с различными социальными, экономическими и другими институтами, общая цель которых состоит в содействии учащимся в выборе профессии.
И. Н. Каланчина
Алтайский государственный аграрный университет kalanchina62@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, социальное управление, современное образование, специфика национальных систем образования, диалог культур
Страницы: 226-230
В статье рассматриваются основные стратегии управления образованием в условиях глобализации. Автор эксплицирует философско-мировоззренческие основания, которые лежат в основе двух моделей управления, противостоящих по критерию: признание/непризнание метафизических оснований бытия. Реализующаяся в настоящее время модель управления базируется на отрицании данных оснований и ведет к унификации и деградации национальных систем образования. Автор полагает, что наиболее оптимальной является стратегия, ориентирующаяся на фундаментальные принципы и законы универсума, находясь в согласии с которыми, и мир в целом, и человечество, в частности, эволюционируют к более гармоничным, совершенным уровням бытия.
В. П. Радченко, М. Н. Саушкин, С. В. Горбунов
Ключевые слова: кинетические уравнения, металлические материалы, пластичность, ползучесть, разупрочнение, длительная прочность, вязкоупругий материал, устойчивость по Ляпунову, третья стадия ползучести, устойчивость вычислительного алгоритма
Страницы: 207-217
Предложены кинетические уравнения неупругого реологического деформирования энергетического типа, в которых упругая деформация, деформации пластичности и ползучести являются аддитивными составляющими полной деформации и учитывается параметр поврежденности. Рассмотрена модель вязкоупругого материала с ядром ползучести экспоненциального типа. Исследована устойчивость решений по Ляпунову при постоянных напряжениях. Установлена область устойчивости решений системы дифференциальных уравнений математической модели, соответствующая асимптотически ограниченной ползучести материала. Показано, что область неустойчивости решений соответствует появлению третьей стадии ползучести. Установлена связь между устойчивостью решений по Ляпунову и устойчивостью вычислительного алгоритма при численном решении системы уравнений. Выполнена экспериментальная проверка предложенной модели. Показано, что расчетные и экспериментальные данные хорошо согласуются.
О.М. Усольцева, П.А. Цой, В.Н. Семенов
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия usoltseva57@mail.ru"
Ключевые слова: Прочность, сдвиг, напряжение, деформация, нарушение сплошности, Strength, shear, stress, strain, discontinuity
Страницы: 238-243
Проведены испытания на образцах с нарушениями сплошности из искусственного геоматериала (бетонно-песчаной смеси) с треугольным профилем шероховатости поверхностей при трех значениях нормальной сжимающей нагрузки: 0.5, 0.9, 1.2 МПа и сдвиговом нагружении с граничным условием “постоянная нормальная жесткость”. Определены закономерности деформирования на каждой стадии диаграмм нагружения: линейной, нелинейной, при пиковой нагрузке и стадии остаточной прочности. Построены эмпирические зависимости предельного касательного напряжения от нормального напряжения при различных значениях шероховатости.
Рассмотрен способ интенсификации процесса разрушения горных пород при алмазном бурении глубоких скважин. Для повышения частоты вращения породоразрушающего инструмента предложена принципиально новая кинематическая схема синусошарикового роторно-мультипликаторного бура. Теоретически обоснованы возникающий реактивный момент и требуемая сила прижатия башмаков тормозного устройства. С помощью роторно-мультипликаторного бура можно осуществлять бурение в режимах, близких к оптимальным, и повысить механическую скорость процесса в 1.5 - 2.0 раза, а оснащение его специальными съемными узлами позволит применить в бурении скважин со съемными керноприемниками.
Приведены гидравлические схемы разработанного универсального стенда, предназначенного для практического исследования спроектированных средств автоматизации, получения их выходных параметров, а также для настройки гидравлических регуляторов расхода жидкости и проведения анализа адекватности работы автоматических систем, предназначенных для регулирования режимов работ буровых машин. Рассмотрен принцип работы стенда и технические характеристики его основных гидравлических устройств.
"Е.А. Разумов1, В.Г. Венгер1, Е.Ю. Пудов2, С.И. Калинин1"
"1Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела - межотраслевой научный центр ВНИМИ”, Прокопьевск, Россия vnimi@inbox.ru 2Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, Прокопьевск, Россия pudov_evgen@mail.ru"
Ключевые слова: Осложняющие факторы, подземные выработки, оценка, устойчивость, вероятностные методы
Страницы: 267-273
Разработана классификация комплекса осложняющих природных и техногенных факторов, влияющих на формирование геомеханических процессов и устойчивость выработок при интенсивной разработке подземным способом угольных месторождений. Проведена оценка их воздействия на основе вероятностно-статистического метода с использованием формулы полной вероятности гипотез Байеса.
S. A. Yashnik1, L. T. Tsykoza1, Z. R. Ismagilov1, V. A. Sazonov1, N. V. Shikina1, V. V. Kuznetsov1, I. A. Ovsyannikova1, N. M. Danchenko2, S. P. Denisov2 and H. J. Veringa 3 1 G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia), E-mail: ZRI@catalysis.nsk.su 2Ural Electrochemical Plant, Novoural'sk (Russia) 3ECN, Westerduiinweg 3, 1755 ZG Petten (The Netherlands)
Страницы: 309-320
The composition of modified monolith zeolite catalysts containing the basic components in the washcoating layer is suggested. When the washcoating layer contains 80 % zeolite, 10 % TiO2, and 10 % Al2O3, the catalyst exhibits both activity and adhesion strength. The titanium catalyst is stable to sulfur poisoning (H2S) at 500 °C; a small decrease in the catalyst activity at 400 °C is no longer observed after regeneration. Introducing 4 % mass Ce (calculated for respect to the washcoating) into the ready catalyst, one can preserve the catalyst activity and provide its stabile operation in the presence of water vapour both at 400 and 500 °C. Activity of the titanium-cerium-modified monolith catalyst is stable in the presence of water vapour and sulphur compounds in the gas mixture at a time.
Пленки аморфного углерода получены газофазным пиролизом органических ангидридов (малеиновый ангидрид, перилентетракарбоксильный диангидрид, тетрахлорфталевый ангидрид) при температурах около 700, 800 и 900 oС. Пленки рентгеноаморфны. Измерения низкотемпературной электропроводности (1.5–300 K) и магнетосопротивления (в поле до 6.5 Тл) показывают, особенно при температуре ниже 20 K, что свойства образцов колеблются от изоляторных с переменной длиной прыжка до металлических. Металлоподобные образцы характеризуются слабой локализацией и эффектами электрон-электронного взаимодействия. Некоторые образцы носят промежуточный характер между металлами и диэлектриками в критической области вблизи границы металл – диэлектрик. Химическая стабильность углеродных пленок и их устойчивость к коррозии изучены методом циклической вольтамперометрии. Пленки подвергали различным электрохимическим воздействиям (менялись растворители, электролиты, приложенные потенциалы). Результаты показывают, что пленки могут использоваться как антикоррозионное покрытие. Проведено сравнение свойств пленок с характеристиками платины, меди и спектроскопически чистого углерода.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее