Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2017 год, номер 1

1.
ФИЛОСОФСКИЙ УРОВЕНЬ РЕФЛЕКСИИ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Наливайко1, О.В. Фотина2
1Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
nnalivaiko@mail.ru
2Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова, 614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23
oksanafotina@gmail.com
Ключевые слова: рефлексия, реформирование системы образования, образовательный процесс, методология, функции философии, онтологический подход, электронное обучение, reflection, reforming education system, educational process, methodology, philosophy functions, ontological approach, electronic learning
Страницы: 3-12
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Образование как сложная открытая нелинейная подсистема социума находится в состоянии постоянного преобразования и реформирования, продиктованного как внутренними, так и внешними факторами. Процесс реформирования образовательной системы начинает носить перманентный характер; на смену одному новшеству незамедлительно приходит другое, все более обостряя противоречие между субъективными действиями реформаторов и онтологически заданным содержанием образования. Для разрешения этого противоречия необходим философский анализ рефлексии теории и практики образования. В силу своих мировоззренческих и методологических функций философия способна раскрыть сущность представлений о человеке, его духовности и социальности. В статье дается обоснование тесной взаимосвязи философии и педагогической науки, изучается их основное различие, указываются функции философии образования, помогающие разносторонне осмысливать образование и его развитие. С позиций онтологического подхода рассматривается электронное обучение как одно из современных явлений образовательной системы.

DOI: 10.15372/PHE20170101
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
ДИСКУССИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ РОССИИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПОЗНАНИИ

И.А. Пфаненштиль, М.П. Яценко
Сибирский федеральный университет, 660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
ndubrovskaya@sfu-kras.ru
Ключевые слова: исторический путь, историческое сознание, учебное познание, идентичность социума, европоцентризм, историческое образование, history, historical consciousness, cognition, social identity, Eurocentrism, historical education
Страницы: 13-22
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В данной статье автор исследует различные подходы к проблеме исторического пути России. В частности, анализируются проявления этой дискуссии в образовательных системах. Автор акцентирует внимание на различных интерпретациях отечественной истории. В статье раскрываются важные характеристики российского народа, которые отражаются в конкретных исторических событиях. Идеологи глобализации не заинтересованы в объективном изучении исторического прошлого, потому что история сохраняет идентичность социума. Они используют историю в ее европоцентристском варианте, где нет места объективной оценке реального вклада каждого народа в мировую историю.

DOI: 10.15372/PHE20170102
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Т.А. Рубанцова
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191
rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: традиции и инновации в образовании, образовательные парадигмы, инновационные методики, патриотическое образование, личностные формы отчуждения в образовании, traditions and innovations in education, educational paradigms, innovative techniques, patriotic education, personal forms of alienation in education
Страницы: 23-28
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Целью статьи является анализ традиций и инноваций в современной парадигме образования. Дается определение парадигмы образования, выделяются основные парадигмы. Анализируется роль учителя и ученика в пространстве образовательных парадигм. Рассматривается парадигма образования традиционного общества. Отмечается, что основной целью данного типа образования на первых этапах являлось воспроизводство личности учителя, позже возникла школа как социальный институт, а профессия педагога стала массовой. В парадигме образования общества модерна сформировалась вторая ступень образования - университет. Появляющиеся гуманистические тенденции в педагогической практике неизбежно редуцировались к авторитарным и догматическим типам педагогических систем. Отмечается, что для современной системы образования очень важно признание особой роли диалога как принципа существования различных культурных образовательных моделей, формирование патриотического воспитания и интереса к традиционным ценностям.

DOI: 10.15372/PHE20170103
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
ОБЩЕЕ ПРОБЛЕМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Ю. Полянкина
Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20
polyankina@corp.nstu.ru
Ключевые слова: интеграция, дифференциация, стандартизация, вариативность, сетевая организация образовательного пространства, интернационализация образования, integration, differentiation, standardization, variability, network organization of educational space, internationalization of education
Страницы: 29-40
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Процессы интеграции и дифференциации в образовании обнаруживают себя в различных проблемных зонах современного отечественного образования. Бесконтрольная дифференциация может трансформироваться в дезинтеграцию, вызывая негативные последствия, так же как и чрезмерная интеграция ведет к унификации и понижению жизнеспособности системы. Цель статьи - рассмотреть суть данных противоречий и предложить пути их разрешения. Общее проблемное содержание процессов интеграции и дифференциации в системе отечественного образования обнаружено на четырех уровнях образовательной системы, начиная с определения содержания образования, учитывая методы и формы организации процесса образования в различных образовательных учреждениях с выходом на глобальный наднациональный уровень. На уровне содержания образования конфликт между дифференциацией и интеграцией выражен во фрагментации знания и межпредметной интеграции в качестве принципа отбора содержания образования. На уровне организации процесса образования проблемной зоной является противоречие между стандартизацией образования и необходимостью его вариативности. В системе образования как общественном институте дискретность уровневой подготовки вступает в конфликт с континуальностью непрерывного образования в обществе знаний. И, наконец, на глобальном уровне стремление к сохранению самобытности отечественных образовательных традиций противостоит объективным тенденциям интернационализации высшего образования по западному образцу. Рекомендации по противостоянию негативным тенденциям на этих уровнях включают в себя: 1) увеличение числа интегрированных курсов, способствующих развитию холистического и понятийного мышления в противовес фрагментарному и клиповому; 2) совершенствование института тьюторства в общем (полном) и высшем образовании, а также перевод вариативной компоненты процесса обучения в виртуальное образовательное пространство, предоставляющее обучающимся ряд онлайн-курсов на выбор с применением адаптивных технологий обучения; 3) сетевую организацию образовательного пространства и создание интегративных региональных образовательных кластеров для наращивания континуальности образовательного процесса; 4) активизацию тенденций к локализации, сопутствующих глобализации, с возрождением национальной образовательной традиции (этнопедагогический неотрадиционализм) и учет лучших образцов западной индивидуалистской и рациональной образовательной традиции в сочетании с коллективистской, гуманистической направленностью образования стран Востока.

DOI: 10.15372/PHE20170104
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
ВКЛЮЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЕ КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Р.Р. Гайфуллин
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Ключевые слова: образовательное пространство, коммуникационное пространство, образовательные процессы, информационные технологии, философия образования, educational space, communication space, educational processes, information technologies, philosophy of education
Страницы: 41-47
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме образования в рамках возрастающей коммуникации в современном пространстве. Данная тема является актуальной и значимой как для философии образования, так и для педагогики. Цель работы - поиск новых форм взаимодействия в образовательно-воспитательном пространстве в условиях, когда рост коммуникации обусловил появление новых технологических методов в современном образовании-воспитании. Основная идея автора состоит в том, что включение образовательных процессов в коммуникационное пространство чрезвычайно актуально: оно способствует расширению образовательного процесса и вносит качественные изменения в характер процесса обучения.

DOI: 10.15372/PHE20170105
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

А.А. Степанова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36
aastepanova@tpu.ru
Ключевые слова: социальная память, концепт, образование, образовательное пространство, интернет-технологии, social memory, concept, education, educational system, internet technologies
Страницы: 48-54
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена комплексному анализу значимости социальной памяти, поставлена проблема выявления ее роли и места в современном образовании. Проанализированы основные подходы к изучению социальной памяти как особого феномена, выявлены и изучены ее основные концепты. Обосновано, что увеличение объема информации в век интернет-технологий приводит к необходимости выработки алгоритмов сохранения содержания социальной памяти и необходимости развития социокультурной идентичности современной учащейся молодежи. Отмечено, каково отношение к значимым историческим событиям двадцать лет назад и в настоящее время (на примере Холокоста) в разных странах. Автор приходит к выводу, что на каждом образовательном этапе необходимо обращать внимание молодежи на содержание социальной памяти, конвертируя при этом негативные воспоминания в положительные ценности.

DOI: 10.15372/PHE20170106
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМ ОТЧУЖДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Е.А. Крутько
РАНХиГС при Президенте РФ, 119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82
e.a.krutko@mail.ru
Ключевые слова: отчуждение, социальное отчуждение, культурное отчуждение, коммуникативное отчуждение, образование, образовательный процесс, личность, личностное отчуждение, социальная реальность, социальный фактор, социальная система, социально-философский анализ, alienation, social exclusion, cultural alienation, communicative alienation, education, educational process, personality, personal alienation, social reality, social factor, social system, socio-philosophical analysis
Страницы: 55-59
Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
В статье рассматриваются формы отчуждения, которые могут появиться у индивида в процессе изучения иностранных языков. Несмотря на наличие ряда научных исследований по этой теме, можно отметить, что в них изучается явление, но сущность изменений, происходящих вокруг нас, не анализируется. Социально-философский анализ личностных форм отчуждения показал, что при изучении иностранных языков личность обучаемого остается отчужденной от многих исследуемых явлений и собственно от процесса обучения, функциональность и отчужденность становятся нормой взаимодействия между педагогом и обучающимся. Цель статьи состоит в выявлении этих форм и их социально-философском анализе. Для того чтобы процесс обучения стал эффективным, обучающийся должен быть вовлечен в ряд ситуаций - социальных, культурных, коммуникативных. Однако именно на этих уровнях можно столкнуться с проблемами отчуждения. Так, на социальном уровне в процессе обучения иностранным языкам отмечается утрата индивидом самодостаточности. В ситуации культурного отчуждения можно наблюдать, что социально-значимые для личности факторы, такие как взгляды, способности, интересы, моральные убеждения, ценности культуры страны изучаемого иностранного языка, не воспринимаются как нормы взаимоотношений между людьми. Чтобы быть способными к коммуникации, индивиды должны располагать общими для них культурно-организованными кодами, которые одновременно интегрированы в системы их социальных взаимоотношений. Однако процесс получения информации и данных у современных студентов зачастую имеет фрагментарный, поверхностный характер, ценность систематических знаний нивелируется, что приводит к потере интереса и появлению равнодушия к процессу обучения, к отчужденному состоянию личности от результатов обучения.

DOI: 10.15372/PHE20170107
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
К ФИЛОСОФИИ АДАПТАЦИИ КАК ФОРМЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Е.Б. Бабошина
Курганский государственный университет, 640020, Россия, г. Курган, ул. Советская, 63
ebaboshina@rambler.ru
Ключевые слова: идентификация личности, социализация, культурация, человек культуры, социальная адаптация, культурная идентификация, социально-культурное становление, философия культуры, образование, identity, socialization, cultural adaptation, person of culture, social adaptation, cultural identification, socio-cultural development, philosophy of culture and education
Страницы: 60-68
Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация >>
В статье рассматриваются подходы к изучению особенностей адаптации личности. Проблема идентификации анализируется с опорой на изученные черты адаптации человека в обществе (Л. С. Выготский, Э. Дюркгейм, Э. Фромм, В. А. Ядов и др.). Автор анализирует идентификацию не столько как проблему физической и психической адаптации, сколько как проблему социально-культурного становления личности. Исследователь предлагает разделение социальной адаптации на вопросы о социализации и культурации для объективного анализа этих сложных процессов, а также из-за их частого несовпадения на практике, для чего предлагает занять аксиологическую позицию в их оценке. Автор доказывает, насколько актуально целостное антропологическое знание о становлении человека в обществе для противостояния негативным социальным технологиям, вырабатывающим «сомнительные» ценности и нормы в сознании личности, уделяет внимание философии культуросообразного вхождения человека в общество, определяет отдельные важные принципы и механизмы процесса. Во взглядах на культурную идентификацию личности автор придерживается отечественного подхода к пониманию адаптации и культурации (Л. С. Выготский, И. И. Крупник, Э. С. Маркарян, С. В. Лурье и др.). Автор, хотя и не ссылается на труды других отечественных ученых (О. Г. Дробницкого, И. Г. Ионина, Н. М. Лебедевой) и зарубежных философов и культурологов (М. Бубера, Э. Фромма, М. Хайдеггера, Э. Эриксона и др.), но учитывает результаты их исследований в логике и содержании видения проблемы. Автор доказывает важность выстраивания менталеобразующих структур в помощь к культурной идентификации для становления личности не как пассивного, а как позитивно настроенного участника процесса эволюции, подчеркивает в этом особую роль образования. Новизна заключается в определении особенностей социализации современной личности, влияющих на форму и содержание ее культурной идентификации. Ведущие методы - анализ философских, культурологических, педагогических и психологических исследований; герменевтический метод; обобщение, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, умозаключение, синтез. Практическая значимость заключается в предложенном понимании возможности улучшения культурной идентификации личности при определении дополнительных целей и механизмов образования, опирающихся на развивающееся знание философии культуры, которая обогащается, в позиции осознания необходимости метаценностного и метанаучного осмысления социальной адаптации личности.

DOI: 10.15372/PHE20170108
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

А.В. Колесникова
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
alinaviktoria@ya.ru
Ключевые слова: образование, личность, духовная традиция, онтологичность, концепция целостной личности, живознание, смысл, соборность, бытие, education, personality, spiritual tradition, ontological character, concept of the integral personality, life knowledge, meaning, sobornost, being
Страницы: 69-77
Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация >>
В статье ставится проблема образования как личностного становления, которое подразумевает обретение себя как личности, обретение и постижение своей духовной традиции и, наконец, обретение себя как части народа и нации. Образованию необходимо вернуть его первоначальный смысл - восхождение человека к Образу, уподобление человека Богу-Творцу через постижение духовных оснований отечественной культуры и цивилизации. Данное обстоятельство требует осмысления отечественной образовательной традиции как онтологического феномена. Подлинность традиции должна быть определяема самой жизненностью в духовном смысле. Православная духовность по сути своей онтологична. Необходимость возвращения образования к христоцентричности сегодня постулируется также в работах известных европейских философов и теологов (Х. Яннарас, А. Милано, Дж. (Пантелеймон) Мануссакис, Т. Шпидлик и др.). Система образования предполагает постоянную взаимосвязь учителя и ученика. Смысл обозначенной взаимосвязи обнаруживается в русской духовной традиции, восходящей к святоотеческому наследию и продолжающейся в русской религиозной философии. В статье уделено внимание концепции целостной личности, обладающей целостным разумом и способной к живознанию - нераздельному восприятию жизни, знания и веры. Единение состоявшихся личностей явлено в нации, культуре, цивилизации, поэтому проблема личностного становления неизбежно выводит нас на проблему соборности. Сегодня в России остро необходимо появление национально ориентированного учителя. В центре образования - личность (учитель, ученик), сам процесс образования - это становление личности (и ученика, и учителя). Учитель приобщен к вечности уже в эмпирии, непосредственно в своем труде, в его результатах, в созерцании и действии, в этом состоит главное свидетельство онтологичности традиции, ее укорененности в самой жизни. Пока жива традиция, учительский труд и образование в целом не могут ни обесцениться, ни обессмыслиться. В основе воспитательной практики православного вероучения - любовь к ребенку (как исходный принцип и средство воспитательного воздействия). Отечественная традиция образования содержит духовную методологию, формирующую способ мышления и, в конечном итоге, самоосуществления личности в бытии. Становление целостного человека (личности) должно стать смыслом и целью образования. В результате личностного становления происходит обретение и осуществление человеком своего бытия в Бытии.

DOI: 10.15372/PHE20170109
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ АМОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И.Б. Габедава1, А.И. Евдокимова2
1Лицей прикладных наук, 410030, Россия, г. Саратов, ул. Комсомольская, 39
samo-roman@yandex.ru
2Саратовский государственный аграрный университет, 410600, Россия, г. Саратов, ул. Театральная, 1
nikolayevdokimov@yandex.ru
Ключевые слова: ценности, мораль, нравственность, физическая культура, патриотизм, профилактика аморального поведения, values, morality, ethics, physical education, patriotism, prevention of immoral behavior
Страницы: 78-83
Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация >>
Актуальность данного исследования связана с образовательными возможностями детских оздоровительных лагерей нашей страны, которая в последние годы находится в сложных экономических условиях, усугубленных противоречивыми аксиологическими настроениями населения. Изменившаяся социокультурная ситуация, ценностная переориентация нашего государства спровоцировали формирование неоднозначных условий жизни и воспитания во многих семьях. Так, многие родители сталкиваются с проблемой коммуникации детей, их неумения строить взаимоотношения с окружающими, что ведет не только к неудачам в учебе, но и к конфликтным ситуациям. Все это вызывает у детей и подростков различные психофизические отклонения, негативные изменения в состоянии здоровья, которые, как правило, ведут и к физическим, психологическим и социальным нарушениям, напрямую связанным с аморальным поведением. В этой связи авторами исследуется соотнесенность понятий «мораль», «аморальность», «нравственность». Приводятся собственные педагогические наработки, имеющие целями профилактику аморального поведения обучающихся, развитие у них устойчивой моральной позиции и ценностных предпочтений.

DOI: 10.15372/PHE20170110
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


11.
ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Т.С. Косенко, Н.Н. Власюк
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
tany0879@mail.ru
Ключевые слова: нравственное воспитание, образование, информационное общество, информационные потоки, moral education, upbringing, education, information society, information flows
Страницы: 84-90
Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация >>
Цели статьи - показать негативное влияние неконтролируемых процессов информатизации на процесс формирования подрастающего поколения и наметить пути выхода из сложившейся ситуации. В статье рассматриваются основные тенденции развития информационного общества и их роль в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения. Актуальность исследования заключается в том, что неконтролируемые потоки информации ведут к трансформации сознания подрастающего поколения, зомбируя их на пассивное отношение к жизни, труду, потребительское отношение к окружающему миру. Делается вывод о необходимости объединения усилий педагогов, родителей, законодателей, ученых и общественности для разрешения поставленных проблем. В целях сохранения нравственного и психологического благополучия детей необходимо сформировать новое содержание систем образования и воспитания, нацеленных на формирование у подрастающего поколения самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств личности, включая умение и стремление ориентироваться в потоках информации, эффективно трудиться в современном информационном обществе с учетом традиционного социокультурного российского опыта и опыта передовых стран.

DOI: 10.15372/PHE20170111
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


12.
ЗНАЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОДЕКСЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РФ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ

Р.А. Латыпов, В.Ю. Качалов
Российский университет кооперации, 141014, Россия, г. Мытищи, ул. В.Волошиной, дом 12\30
ravilrotor@mail.ru
Ключевые слова: Кодекс административного судопроизводства РФ, высшее юридическое образование, судебный процесс, представительство в суде, структура институционального пространства страны, Code of Administrative Procedure of the Russian Federation, higher legal education, litigation, representation in court, structure of the institutional space of the country
Страницы: 91-96
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье обосновываются своевременность и важность принятия в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ как правового фактора российской институциональной среды, а также отмечаются спорные вопросы необходимости наличия высшего юридического образования у участников административных дел, рассматриваемых в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ. Авторы анализируют складывающуюся судебную практику в различных регионах страны по рассматриваемому вопросу как на уровне Верховного суда РФ, так и на уровне судов субъектов Федерации. Ставится вопрос о конституционности требования о наличии высшего юридического образования у представителей сторон; граждан, участвующих в деле лично, а также единоличных исполнительных органов организаций. В работе обосновывается структура институционально-правового пространства страны и делается вывод о необходимости совершенствования Кодекса административного судопроизводства РФ в целях реализации конституционных прав и законных интересов граждан России.

DOI: 10.15372/PHE20170112
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


13.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРАМ СРЕДЫ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ В СПБГУ

Е.П. Петрашень
Санкт-Петербургский государственный университет, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18
e.petrashen@spbu.ru
Ключевые слова: ландшафтное проектирование, дизайн среды, формирование компетенций, дизайн-образование, landscape design, environmental design, formation of competencies, design education
Страницы: 97-108
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Формирование профессиональных компетенций дизайнера среды широкого профиля в условиях двухступенчатой системы бакалавриата и магистратуры является сложной и комплексной задачей. Ключевыми факторами в достижении этой цели становятся формирование проектного мышления, развитие творческих способностей, общекультурных компетенций и навыков самообразования, необходимых для дальнейшего самостоятельного профессионального роста. При таком подходе каждое узкое профильное направление проектирования должно интегрироваться в комплекс учебных задач каждого проекта, оказываясь то приоритетной, то второстепенной частью курсовых проектов. В статье этот методический принцип рассмотрен на примере ландшафтного проектирования как одного из важнейших компонентов подготовки дизайнеров среды широкого профиля в СПбГУ.

DOI: 10.15372/PHE20170113
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


14.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ АРХИТЕКТУРЫ УРАЛА

Н.С. Жданова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38
gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: ценностные ориентации, мировоззрение, региональная архитектура, реконструкция, процесс обучения и исследования, values, worldview, regional architecture, reconstruction, learning and research
Страницы: 109-116
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье представлены результаты многолетней работы преподавателей по формированию ценностных ориентаций у студентов, изучающих традиционную архитектуру Уральского региона. Автор подчеркивает важность процесса воспитания ценностей как основы мировоззрения молодого поколения, особенно тогда, когда речь идет о патриотических ценностях, столь необходимых в наше время. Одним из эффективных путей, по мнению автора, является приобщение студентов к истории и культуре родного края, в частности в процессе исследования традиционной региональной архитектуры. Наряду с общепринятыми методами обучения предлагается сделать опору на деятельностный подход и организовать исследовательскую работу так, чтобы студенты осуществляли модернизацию существующих сооружений или реконструкцию утерянных памятников в макетах. По мнению автора, такое обучение приводит к очевидному опредмечиванию теоретических результатов исследований, повышает их значимость в глазах не только самих авторов, но и тех студентов, которые наблюдают за работой или видят макеты на выставках.

DOI: 10.15372/PHE20170114
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


15.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА

К.А. Кравченко
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
kka-78@mail.ru
Ключевые слова: эстетическое восприятие, эстетическая выразительность, гармония, академический рисунок, esthetic perception, esthetic expressiveness, harmony, academic drawing
Страницы: 117-123
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор анализирует роль эстетической составляющей в процессе обучения академическому рисунку. Эстетическое восприятие предметов для изображения в академическом рисунке формируется в процессе контакта студента с эстетически значимыми предметами и явлениями, выражается в нахождении характерных особенностей, гармоничности и красоты изображаемого, что является одним из элементов эстетического освоения мира. В статье отмечается, что всякое изображение может основываться на знании и понимании красоты окружающего мира и культуры графической выразительности. Практика обучения академическому рисунку основана на выявлении сущности эстетического процесса, определении его места в искусстве, а также определении основных принципов эстетического формообразования. В процессе изображения эстетическая оценка предметов, явлений всегда связывается с возможными средствами изображения. В этом случае эстетический вкус, чувство меры служат определенным ориентиром для художника при переводе умозрительного художественного образа в конкретную материальную форму. Следовательно, формирование в процессе обучения таких эстетических категорий, как эстетический вкус и чувство меры, имеет одно из первостепенных значений. В статье отмечено, что академический рисунок является видом эстетической целесообразности и создается по принципу эстетической гармонизации. Гармония считается одной из основных категорий эстетики. Специфика эстетической гармонии заключается в том, что она неразрывно связана с качествами и характеристиками предмета (мерой, симметрией, пропорциональностью, соразмерностью, целостностью и т. д.). Эстетическая гармония - это чувственное восприятие объекта для изображения в соответствии с ценностями, потребностями, возможностями художника, она неотделима от процесса изобразительной деятельности, задача которой состоит в создании эстетической выразительности на картинной плоскости.

DOI: 10.15372/PHE20170115
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


16.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕМНОЙ ФОРМЫ ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

О.В. Шаляпин
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
shalyapin.oleg@mail.ru
Ключевые слова: рисунок, конструкция, объемная форма, методические приемы, drawing, design, volume form, methodical techniques
Страницы: 124-128
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье поднимаются вопросы по некоторым проблемам объемной формы в учебном рисунке. Автор отмечает, что начинающих художников обычно смущает сложная форма головы. Проблема заключается в том, что обучающиеся не проводят аналогий между принципами передачи объемной формы, познанными в процессе изображения натюрморта, и сложной формой головы человека, хотя они очевидны. В процессе изображения головы натурщика закладываются те же принципы построения объемной формы и объемно-пространственной конструкции, что и при изображении различных геометрических тел и предметов быта, только в портрете эти основополагающие принципы явно не прочитываются. В статье отмечается, что особенностью рисунка для живописного этюда головы является то, что при одинаковости общего принципа изображения головы карандашом или кистью мы наблюдаем разницу в приеме выполнения - отточенный карандаш и сравнительно широкая, плоская кисть по-разному решают форму. Зачастую начинающие художники, рисуя карандашом, делают изображение контурной линией, что исключает пространство и освещенность натуры, которые передаются тоже условно с помощью так называемого «тонального масштаба». Форма и конструкция в рисунке карандашом могут воспроизводиться иногда линейно, без фона. В работе же кистью форму придется изображать не отдельно, независимо от среды, от фона, а обязательно вместе с тем окружением, в котором находится модель. Законченность как карандашного рисунка, так и «живописного» состоит не в мелкой деланности работы, а в настойчивом стремлении цельно и выразительно передать натуру.

DOI: 10.15372/PHE20170116
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


17.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ

Е.С. Лыкова
Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, г. Омск, ул. Набережная Тухачевского, 14
dekanat.izo@mail.ru
Ключевые слова: композиция, средства художественной выразительности, детский рисунок, composition, means of artistic expression, child's drawing
Страницы: 129-135
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Моделирующий характер изобразительной деятельности создает условия для познания ребенком окружающего мира и выбора способов его изображения. Реализация этих возможностей предмета «Изобразительное искусство» интенсивнее проходит на уроках композиции. В статье автор рассматривает композиционные средства художественной выразительности с точки зрения учебных задач на уроках композиции у младших школьников. Выделяются следующие художественные средства выразительности для изучения на уроках: формат листа бумаги, размер изображения, равновесие изображения, симметричность и асимметричность композиционного построения, расположение главного и второстепенного в композиции, выделение композиционного центра, использование линии в построении композиции для передачи движения. Анализируются особенности восприятия и возможности изображения того или иного средства художественной выразительности детьми.

DOI: 10.15372/PHE20170117
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


18.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ»)

Г.А. Касатова, Ю.С. Седова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 455000, Россия, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38
gal-kasatova@yandex.ru
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, художественно-творческая деятельность, бакалавры, художественная обработка материалов, интериоризация, экстеоризация, value, value orientation, artistic and creative activity, Bachelors, art processing of materials, internalization, exteriorization
Страницы: 136-142
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы ценностного развития бакалавров в период вузовской подготовки. Актуальность данной статьи обусловлена прежде всего тем, что истинные ценности в современном обществе утратили значимость, а лжеценности получили широкое распространение. Можно констатировать, что современные молодые люди считают преобладающими материальные ценности при выборе будущей профессии, выборе средств достижения цели, в целом при определении вектора развития личности, самоопределении в мире. Возникают противоречия между необходимостью интериоризации личностью истинных ценностей и современными лжеценностями. В связи с этим формирование ценностных ориентаций в современном мире приобретает важную роль в развитии личности в ценностном плане. Профессиональная подготовка бакалавров строится на ценностях, накопленных поколениями в области художественной обработки материалов, интериоризация которых способствует самоопределению личности. Речь идет о ценностях-знаниях в данных областях, ценностях-технологиях, разработанных предшественниками, ценностях-образах, выполненных из различных материалов. Изучая и приобщаясь к данным ценностям, имея определенные задатки и таланты, ценностные ориентации, можно впоследствии экстериоризировать ценности в данной области. В данной статье рассмотрен процесс формирования ценностных ориентаций в художественно-творческой деятельности, которая реализуется со второго курса обучения в вузе и пронизывает всю профессиональную подготовку бакалавров. Авторами показывается роль художественно-творческой деятельности в развитии личности, в формировании ценностей-знаний, ценностей-отношений, ценностей-качеств, составляющих основу ценностных ориентаций личности. Все личностно значимые ценности формируются в процессе собственной деятельности, в нашем случае - в художественно-творческой деятельности. А результаты данного процесса реализуются в предметных объектах данной деятельности. Вместе с тем процесс художественно-творческой деятельности направлен на создание материальных ценностей как в области художественной обработки материалов, так и в духовной. Именно в процессе художественно-творческой деятельности происходит осознание и принятие (или непринятие) ценностей художественно-творческой деятельности. Процесс формирования ценностных ориентаций и процесс художественно-творческой деятельности тесно взаимосвязаны, в результате данной интеграции ценностные ориентации формируются наиболее полно.

DOI: 10.15372/PHE20170118
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину