Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.137.178.133
    [SESS_TIME] => 1713598154
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 91a8aaf77c0a62cb74c0f87512e364e0
    [UNIQUE_KEY] => 3ceefaf3c3d408d70c8ab4135bf4cb3e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 5

1.
НОВЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

В.И. Разумов1, В.П. Сизиков2
1Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, пр. Мира, 55-А, Омск, Россия, 644077
razumovvi@omsu.ru
2Омский государственный университет путей сообщения, пр. Маркса, 35, Омск, Россия, 644046
v_p_sizikov@mail.ru
Ключевые слова: Инсейфинг, интеллектоемкость, интеллектуальные технологии, категориальные схемы, кризис, линеаризация, наука и образование, новая эпоха, обучение, синтетическая картина мира, теория динамических информационных систем, Insafing, intellectual content, intellectual technologies, categorical schemes, crisis, linearization, science and education, new age, training, synthetic world view, theory of dynamic information systems
Страницы: 11-25
Подраздел: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье ставится проблема места и роли науки и образования в мировом системном кризисе, обусловленном переходом человечества в новую эпоху; необходимости смены стратегии развития цивилизации с экстенсивной на интенсивную, для чего требуются радикальные усовершенствования интеллекта. Сложившийся еще в эпоху античности тип интеллектуальности сосредоточил в себе установки на линеаризацию мышления, письмо, речь; преобладание анализа над синтезом; вещественно-энергетическую парадигму в формировании картины мира; рассогласование смыслосодержательных и формально-математических приемов организации знаний и опережающее развитие автоматизации вычислений в сравнении с автоматизацией рассуждений. XXI в. характеризуется стагнацией науки и образования, в которых в первую очередь должна разворачиваться инновационная деятельность. Снижение креативности, углубляющаяся бюрократизация в науке и образовании свидетельствуют о том, что их институты утрачивают роль субъектов, генерирующих гуманитарные и социальные технологии, а они должны проявить себя первоначально в самих науке и образовании. В качестве средства для выхода из обозначенного комплекса затруднений предлагается обращение к теме разработки новых интеллектуальных технологий. Приводятся опыты их создания на базах категориально-системной методологии, теории динамических информационных систем. Новые интеллектуальные технологии определяются визуализируемыми способами построения категориальных схем. Описаны четыре типа операций для работы над категориально-системной методолигией: 1) категоризация предметной области; 2) формирование из категорий ориентированного графа класса динамических информационных систем; 3) задание на динамические информационные системы процесса информационного функционирования; 4) построение имитационной модели. Рассмотрена возможность реализации новых интеллектуальных технологий уже на уровне категоризации и построения орграфа (операции 1, 2). В примере показано, как можно получить значительные эвристические эффекты при работе над выделением ключевых слов относительно имеющегося материала. Следующий уровень развития новых интеллектуальных технологий - переход к коммуникациям. На базе теории динамических информационных систем разработана организационно-деловая игра «Инсейфинг», в которой предусмотрено сочетание фундаментальной теоретической базы и возможности организовать интеллектуально емкую коммуникацию по разработке любой научной, учебной темы, проекта. Описаны методика проведения Инсейфинга, а также возможности его использования в аспектах исследования, обучения и проектирования. Сделан вывод о перспективности работы над созданием и внедрением новых интеллектуальных технологий с установкой на становление синтетической картины мира, в основу которой заложены объединение философии, физики и математики. Это обеспечит благоприятные перспективы для перехода человечества в новую эпоху.

DOI: 10.15372/PHE20150501


2.
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Е.В. Александрова
Самарский государственный университет путей сообщения, Первый Безымянный пер., 18, Самара, Россия, 443066
aleksandrova.eka@mail.ru
Ключевые слова: философское осмысление, информационно-коммуникационные технологии обучения, классическая система образования, инновационные процессы совершенствования качества, информатизация современного образовательного пространства, компаративный анализ, киберпространство, информационное общество, philosophical understanding, information-communication technologies of training, classical educational system, innovative processes of improving the training quality, informatization of the modern educational space, comparative analysis, cyberspace, information society
Страницы: 25-33
Подраздел: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируется возможный подход к философскому осмыслению перехода современного образовательного пространства на новый уровень. Автор обращается к проблеме трансформирования классической системы образования, ее адаптации к инновационным процессам совершенствования качества обучения в системе дистанционного образования. Чтобы определить, каково практическое значение тенденций информатизации современного образовательного пространства, необходимо понять сущность, закономерности и перспективы развития этого явления, выявить роль, смысл и значение его возникновения на данном этапе развития человечества. Решение такой задачи требует социально-философского подхода. Проведенные исследования, направленные на социально-философский анализ основания педагогической деятельности и образования, вывели тесную зависимость развития образования от развития информатизации современного общества. Они способствуют также более осознанному восприятию современной модели обучения посредством анализа перехода традиционных моделей обучения к дистанционным формам. Социально-философский анализ теории и практики дистанционного обучения наглядно свидетельствует о его интеграции как закономерного результата в развитие современного мирового социума. Философское осмысление тенденций информатизации современного образовательного пространства показывает тесную связь развития современного образования с развитием инфокоммуникационных технологий в современном обществе, имеет под собой несомненные основания и несет неоспоримые перспективы.

DOI: 10.15372/PHE20150502


3.
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

В.С. Диев1,2
1Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, ул. Пирогова, 2., Новосибирск, Россия, 630090
diev@smile.nsu.ru
2Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
Ключевые слова: управление, общество, образование, культура, принятие решений, высшая школа, management, society, education, culture, decision making, higher education institutions
Страницы: 33-39
Подраздел: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Глобализация существенно повлияла на модель управления российской высшей школой, причем это касается не только тех вузов, которые участвуют в программе попадания в ТОП-100. В качестве образца управления высшей школой сегодня используется модель управления крупной корпорацией. Во многом это оправданно, поскольку такой подход доказал свою эффективность в глобальной экономике, однако его реализация вызывает ряд противоречивых тенденций. Позитивной тенденцией автор считает постепенный уход от выборов ректоров. К негативным тенденциям он относит усиление контроля над вузами со стороны Министерства образования и науки, а также существенное снижение роли ученого совета вуза и утрату факультетской автономии. Образование и наука, по своей сути, имеют интернациональный характер, но в каждой стране присутствует и национальная специфика. При анализе проблем управления автор исходит из того, что оно «погружено» в культуру и историю своей страны. По его мнению, образование в целом, и прежде всего высшее, может стать одним из факторов консолидации и развития российского общества, выступить в качестве универсальной ценности и ориентира для развития страны. Образование - это один из краеугольных камней в фундаменте общества, его можно представить как «общественную машину», через которую проходит все население страны в течение как минимум десятилетия. И то, какие установки, программы, компетенции и квалификации освоены людьми в это время, во многом определяет судьбу общества и государства. В статье обосновывается тезис о том, что для более эффективного управления сферой образования необходимо вернуться к российской и советской практике и воссоздать Министерство просвещения, которое занималось бы вопросами среднего образования.

DOI: 10.15372/PHE20150503


4.
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

А.В. Исаков
Забайкальский государственный университет, ул. Александро-Заводская, 30, Чита, Россия, 672039
isakovaleksv@yandex.ru
Ключевые слова: постнеклассическая рациональность, деятельностный подход, деятельность, социальность, субъект деятельности, коллективная деятельность, ценности, post-non-classical rationality, activity-based approach, activity, sociality, the subject of activity, collective activity, values
Страницы: 40-48
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье обосновываются возможности и перспективы реализации деятельностного подхода в социальной философии в контексте постнеклассического типа научной рациональности, актуализирующей аксиологиическую проблематику. С этих позиций анализируются категории «социальность», «деятельность», «субъект деятельности», «коллективная деятельность», в содержании которых раскрывается идея развития всех форм общественной жизни и самого человека через деятельную природу человека как его родовую сущность. Автором анализируются идеи современной социальной философии в контексте трактовки «социальности» как полисубъектной деятельности и мыследеятельностного подхода, где ключ к использованию дефиниции «деятельность» находится в области аксиологической проблематики целеполагания, целереализации и целедостижения деятельности. Делается вывод, что проблема деятельностной релятивности связана с решением вопросов личностной идеентичности и ее антропологической подлинности как укорененности человека в системе ценностей своего народа, что в российском контексте может быть продуктивно решено рецепцией идеи русской религиозной философии в современном научном знании. Резюмируется, что деятельностный подход в настоящее время претендует на статус одного из ведущих объяснительных принципов при анализе, описании, проектировании и прогнозировании социальных процессов и социальных структур в постнеклассической рациональности, что дает возможность исследовать социальную действительность в соответствии с аксиологическими установками конкретного общества. Реализация деятельностного подхода не только обогащает исследовательскую базу социальной философии, позволяет реализовать ее рекомендательную и прогностическую функции, но и дает возможность проектировать, сценировать социальную действительность, что видится чрезвычайно важным в условиях тенденций глобализации и трансформации ценностей.

DOI: 10.15372/PHE20150504


5.
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Т.Н. Гнитецкая, Ю.Е. Шутко, Е.Б. Иванова, Н.Н. Ковальчук
Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950
gnitetskaya.tn@dvfu.ru
Ключевые слова: естественнонаучная картина мира, иерархические связи, предметные связи, процесс обучения физике, natural-scientific picture of the world, hierarchical relations, inter-disciplinary links, process of teaching physics
Страницы: 49-58
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье обсуждается роль и место связей в естественнонаучной картине мира. Установлено, что векторы иерархий предметных связей в структуре картины мира и в содержании учебного материала, обеспечивающего формирование картины мира у студентов, имеют противоположные направления. Внутренние и внешние связи не только обеспечивают связность учебной информации различных дисциплин естественнонаучного, математического и социально-экономического циклов, но и способствуют выработке целостных представлений о научной картине мира. Задача определения места отдельных предметов в системе обучения, выяснение логических связей между фундаментальными и специальными дисциплинами, координация и преемственность в изложении учебного материала, его методологический анализ имеют первостепенное значение для эффективной реализации внутри- и межпредметных связей,. вклад которых в процесс формирования научного мировоззрения трудно переоценить. Разработка механизма использования в учебном процессе системы внутри- и межпредметных связей, имеющих иерархическую структуру, не только является задачей практикующих педагогов, но и имеет важнейшее методологическое значение. Выявлена важность предметных связей в формировании целостных представлений о научной картине мира, моделирование которых становится научным, если имеет количественное описание. Анализ содержания физического образования, форм, методов и дидактических процессов, проведенный на основе изучения внутри- и межпредметных связей, не может быть полным, если он не дополнен количественными расчетами. Ведь именно такой анализ позволит начать научно обоснованное построение целостной технологии обучения. Отметим также, что отсутствие количественной теории внутри- и межпредметных связей является наиболее слабым звеном научного обоснования образовательного процесса и ставит под сомнение возможность такого обоснования. Поэтому задача построения теории внутри- и межпредметных связей становится основной среди задач, предшествующих проектированию процесса обучения.

DOI: 10.15372/PHE20150505


6.
Л. ВИТГЕНШТЕЙН О ПОНЯТИЯХ В«КРИТЕРИЙ» И В«СИМПТОМ»

А. Лорети
Московский государственный университет, Ленинские горы, 1, Москва, Россия, 119991
loreti_a@yahoo.it
Ключевые слова: Витгенштейн, критерий, симптом, верификационизм, В«Философские исследованияВ», Wittgenstein, criterion, symptom, verificationism, В«Philosophical InvestigationsВ»
Страницы: 58-64
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируются понятия «критерий» и «симптом» в творчестве Л. Витгенштейна. Рассматриваются теории критерия и симптома, изложенные в «Голубой книге», «Философских замечаниях» и «Философских исследованиях». Автор обращает внимание на то, что в «Философских замечаниях» на концепцию о «симптоме» и «критерии» оказал влияние верификационизм. Автор также отмечает, что поздний Витгенштейн убежден в том, что различие между критерием и симптомом является нечетким, неточным. Автор анализирует трактовку понятия тождества Витгенштейна как в среднем, так и в позднем периоде. Приходит к выводу, что на протяжении философской деятельности Л. Витгенштейна от «Философских замечаний» до «Философских исследований» наблюдается постепенное приближение понятия «симптом» к понятию «критерий» на фоне решительного отказа от классического эпистемологического подхода, отличающего и изолирующего субъект от объекта познания.

DOI: 10.15372/PHE20150506


7.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Р.Г. Буянкина1, Е.В. Замиралова2, Н.А. Князев3, М.В. Соколовская1, О.М. Попова1
1Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ, ул. Партизана Железняка, 1, Красноярск, Россия, 660022
buyankinar@mail.ru
2Сибирский государственный технологический университет Минобрнауки РФ, пр. Мира, 82, Красноярск, Россия, 660049
zamiralova@mail.ru
3Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, проспект им. газеты Красноярский рабочий, 31, Красноярск, Россия , 660037
knyazev@sibsau.ru
Ключевые слова: качество образования, образовательная услуга, программы подготовки специалистов, показатели качества, quality of education, educational service, programs of specialist training, quality indicators
Страницы: 65-73
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Опыт теоретического осмысления проблем подготовки высококвалифицированных кадров в вузах страны заставляет все чаще обращаться к понятию «качество образования». В определенной степени это понятие стало играть ключевую роль в решении актуальных задач отечественного образования. Цели статьи - найти эксплицированный критерий, который позволит выяснить, что считать качественным, а что количественным, а также определить грань между ними. Авторы стремились расширить связь между методологическим потенциалом понятия «качество образования» и тем, какие параметры образовательного процесса нуждаются, в первую очередь, в строгом и конкретном измерении и его переводе в оценочные баллы. В качестве критерия, позволяющего оценить качество образования, нами были выбраны программы подготовки специалистов, в которых закладывается «фундамент» образовательной услуги. Проведя анализ внешних и внутренних моделей оценки качества программ подготовки специалистов, авторы разработали персонифицированную модель оценки, используя в качестве основы ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества». Для образовательного комплекса как одного из видов образовательной организации, применение данного стандарта возможно, так как он оказывает комплекс образовательных услуг, которые реализуются в рамках программ подготовки специалистов, регламентированных федеральными государственными образовательными стандартами. В соответствии со структурой стандарта и ряда нормативных документов было построено дерево показателей качества, которое позволило увидеть взаимосвязи всех его элементов и легло в основу модели определения качества программ подготовки специалистов. Перевод качественной оценки соответствующих критериев модели в количественную составляющую был достигнут авторами в процессе использования методики оценки «Определение уровня качества программ подготовки специалистов». Таким образом, показатели качества полученной модели выступают в качестве объектов для измерения. Применение данного инновационного инструментария, предполагающего использование модели «Дерево качества программ подготовки специалистов», даст возможность анализировать, выявлять слабые места и принимать своевременные и грамотные управленческие решения.

DOI: 10.15372/PHE20150507


8.
ФРАКТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: НОУМЕНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

А.Г. Маджуга, И.А. Синицина
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, пр. Ленина, 49, Стерлитамак, Россия, 453103
Mag-d@rambler.ru
Ключевые слова: ноумен, ноуменальная ментальность, фрактальная педагогика, фрактальный подход, принципы фрактальной педагогики, фрактальнось, культурно-феноменологический компонент фрактальной педагогики, полифоничная самость, noumenon, the noumenal mentality, fractal pedagogy, fractal approach, the fractal principles of pedagogy, fractality, cultural and phenomenological components of the fractal pedagogy, the polyphonic self
Страницы: 74-84
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Представления об образовании как способе трансляции знаний не отвечают вызовам современности, поскольку методологические установки и практически реализуемые дидактические формы, методы и средства в большей степени соответствуют парадигме классической и неклассической рациональности, в то время как постнеклассическая действительность утверждает иные цели и приоритеты. Авторы теоретически обосновывают необходимость введения в категориальный аппарат современного социально-гуманитарного знания понятия «фрактальная педагогика», которое позволит интегрировать естественнонаучные и социально-гуманитарные представления о человеке как многомерном феномене, обосновать выбор средств, обеспечивающих раскрытие реальных и потенциальных возможностей и самореализацию личности. В данной статье концептуализированы идеи фрактальной педагогики в рамках ноуменальной ментальности, впервые дана дефиниция понятия «фрактальная педагогика», рассмотрены ее базовые принципы, представлена ретроспектива эволюционных преобразований человека с позиций теории фракталов. Авторы резюмируют, что субъектом постиндустриального общества станет не характерный для эпохи индустриализма homo economicus с присущими ему качествами (целерациональность, стремление к минимуму затрат при максимуме результата и пр.), а homo creator - «человек творческий», конструирующий иные социальные отношения и собственную идентичность, который стремится «быть», а не «иметь» (желать реализовать внутренний потенциал, а не двигаться в направлении, навязываемом внешней социальной средой). Одной из разновидностей homo creator, по убеждению авторов, является «человек здравотворческий», ориентированный на эффективное использование, сохранение и наращивание собственного природного потенциала, мотивируемый на достижение физического и психологического комфорта. Таким образом, современный человек является сложным самоорганизующимся и преобразующим мир фракталом, который интегрирует в себе различные производные фракталы: «человек разумный, производящий орудия труда», «человек играющий», «человек высоких технологий в сфере производства, управления и обучения», «человек высоких гуманитарных технологий», «человек экономический», «человек творческий» и «человек здравотворческий».

DOI: 10.15372/PHE20150508


9.
КРОСС-КУЛЬТУРНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КАК ОСНОВА КРОСС-КУЛЬТУРНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Е.А. Костина
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
ea_kostina@mail.ru
Ключевые слова: кросс-культурный подход, кросс-культурность, поликультурное образование, кросс-культурная грамотность, cross-cultural approach, cross-culturalness, polycultural education, cross-cultural literacy
Страницы: 84-101
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В настоящее время в педагогической науке формируется новая идеология развития образования, в основе которой лежит мировой уровень культурного развития, усиливающий процессы глобализации. На основе идеи диалога культур принципиальное значение придается механизму культурного отбора - мирного заимствования передового опыта различных стран. Для реализации данной задачи необходимо философское осмысление кросс-культурности, что позволит обеспечить безболезненное вхождение данного явления в образовательный процесс высшей школы Российской Федерации. В предлагаемой статье представлен краткий обзор некоторых теорий культурного развития общества (циклизм, культурный плюрализм, гуманистические теории личности, теория локальных цивилизаций) с акцентом на диалог, переходящий сегодня в полилог культур. В конце XX столетия активно обсуждалась идея универсализации мировых культур, вытекающая из теории равенства культур народов не только в масштабе отдельно взятой страны, но и в масштабе всего человечества. Подобная мысль справедливо обеспокоила идеологов ЮНЕСКО, подчеркнувших, что процесс универсализации всех культур приведет к глобальному застою. Сегодня цель взаимодействия наций можно определить как сохранение культурного разнообразия в процессе разноплановой деятельности в рамках полилога культур с учетом принципа кросс-культурности. Под принципом кросс-культурности автор понимает осознание, принятие и учет особенностей взаимодействующих культур участниками данного процесса взаимодействия. Принципом кросс-культурности необходимо руководствоваться и в сфере глобального образования, выполняющего две основные функции: становление социального начала человека; становление социальной общности. Феномен кросс-культурности вызвал к жизни кросс-культурный подход к анализу разнообразных процессов, инициируемых и протекающих в различных социальных слоях и, в первую очередь, в сфере образования. Признаками кросс-культурного подхода в образовании являются полилог культур; моральная ценность знания; междисциплинарный подход к обучению; воспитывающее обучение культуре. Формирование кросс-культурной грамотности индивида - одна из важнейших задач поликультурного образования в современных условиях. Для решения названной задачи вузу необходимо обратить особое внимание на создание толерантной образовательной среды. Вместе с тем сохранение собственной культурной идентичности - условие поликультурности личности. К качествам целостной поликультурной личности относят гуманность, гражданственность, кросс-культурную грамотность, культуру общения и самоидентификацию личности. Становление поликультурной личности на основе кросс-культурного подхода в образовании - процесс сложный и многоступенчатый, но актуальный и необходимый в современных условиях глобализации.

DOI: 10.15372/PHE20150509


10.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

С.А. Ан1, Е.В. Ушакова2, Н.В. Наливайко3,4
1Алтайский государственный педагогический университет, ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031
2Алтайский государственный медицинский университет, пр. Ленина, 40, Барнаул, Россия, 656038
foaushakova@gmail.com
3Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
nnalivaiko@mail.ru
4Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
Ключевые слова: мировоззрение, философское мировоззрение, картина мира, детское философствование, специфика мировоззрения в образовательных культурах Запада и России, world outlook, philosophical outlook, world picture, children’s philosophizing, specifics of the world outlook in the educational cultures of the West and Russia
Страницы: 101-112
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье исследуется проблема сущности целостных знаний и философского мировоззрения обучающихся в разные периоды их существования: от детского возраста до юности, переходящей во взрослое состояние. Рассматривается мировоззрение человека и общества на разных этапах развития. Проводятся аналогии между детским и взрослым философствованием. Отмечается важная роль философии образования в определении социокультурных аспектов формирования философского мировоззрения в условиях информационной эры XXI в. Анализ проблемы формирования философского мировоззрения с помощью педагогических средств позволил выявить специфику подходов к образованию в культурах Запада и России, в связи с чем можно сделать следующий вывод: нет необходимости (и это даже опасно) безоглядно принимать инокультурные Болонские постулаты образования, чуждые нашей культуре, российскому менталитету и реальным российским условиям жизни людей в начале XXI в. Понимание социокультурной специфики образования в современном мире, особенно в решении задачи формирования целостного мировоззрения личности, не ведет к самоизоляции образовательных культур, а напротив, может стать существенным подспорьем на пути к сотрудничеству в сфере образования при гибком взаимодействии и взаимообогащении культур России, Запада и Востока.

DOI: 10.15372/PHE20150510


11.
ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ И ХИМИИ МЕТОДОМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ КЕЙСОВ

Е.Б. Иванова, Н.Н. Ковальчук, Ю.Е. Шутко, О.Е. Гришай
Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950
ivanova.eb@dvfu.ru
Ключевые слова: образовательный процесс, модульное обучение, межпредметный кейс, разноуровневые задачи по физике, психологическое обоснование модульного обучения, educational process, modular education, inter-subject case, problems in physics of different levels of complexity, psychological substantiation of modular education
Страницы: 113-123
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена вопросам межпредметного обучения физике и химии в общеобразовательной школе. Описан метод межпредметных кейсов, разработанный на основе модульной технологии обучения. Особенностью метода является то, что обучение физике и химии ведется в одной методической манере. Это значит, что учащимся в начале изучения каждого модуля и по физике, и по химии выдается пакет учебных материалов (межпредметный кейс), который включает в себя план-вопросник, список рекомендуемой литературы, типовую задачу, список индивидуальных задач. Кроме того, межпредметный кейс по физике включает смысловые структуры межпредметного содержания по химии и наоборот: кейсы модулей по изучению химии содержат смысловые структуры межпредметного содержания по физике. В статье дано психологическое обоснование применения метода межпредметных кейсов к процессу обучения, согласования метода межпредметных кейсов с теорией поэтапного формирования умственных действий, а также сопоставления этого метода с факторами эффективности учебного процесса. Авторами разработаны и проведены специальные контрольные работы, которые включали в себя межпредметные тесты и задачи. Результаты контрольных работ показали высокий уровень знаний межпредметных связей учащихся, которые обучались методом межпредметных кейсов. Для подтверждения корректности выставленных оценок был использован метод, предложенный в конце прошлого столетия И. А. Кулаком. Итоговые оценки учащихся, полученные за межпредметные контрольные работы, сравнивались с оценками, рассчитанными по методике И. А. Кулака. Оценки совпали в 99 случаях из 100. Таким образом, обосновано применение метода межпредметных кейсов при обучении физике и химии в общеобразовательной школе.

DOI: 10.15372/PHE20150511


12.
ЛИДЕРСТВО, НРАВСТВЕННОСТЬ И УРОКИ ФИЗИКИ

Т.Н. Гнитецкая, Н.Н. Ковальчук, Ю.Е. Шутко, Е.Б. Иванова
Дальневосточный федеральный университет, ул. Суханова, 8, Владивосток, Россия, 690950
gnitetskaya.tn@dvfu.ru
Ключевые слова: управление обучением, ситуационная матрица, лидерство, нравственность, уроки физики, management of learning, situational matrix, leadership, morality, physics lessons
Страницы: 123-131
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена актуальному сегодня вопросу управления коллективом в классе. В процессе управления классом следует опираться на специально отобранных и подготовленных лидеров. Критерием отбора предлагается считать нравственность, измерителем которой является реакция школьников на пословицы-ситуации. Приводится разработанная авторами методика ситуационной матрицы, которая осуществлялась в процессе изучения физики учащимися 10-х классов, а также результаты ее апробации. Показано распределение нравственного фона в классе. Ситуационная матрица позволяет учителю составить представление о поведении школьников в различных ситуациях, дает возможность прогнозировать поведение учащихся в групповой деятельности, чем облегчает управление классом и способствует нахождению способов мотивирования к изучению сложного материала физики. Картина нравственных ценностей класса, обрисованная с помощью элементов ситуационной матрицы, может помочь учителю установить группу учащихся с высоким уровнем нравственности, которых можно рассматривать в качестве потенциальных лидеров. Безусловно, не все попавшие в эту группу, являются явными лидерами. Но, как показывает практика, высокие нравственные установки свойственны сильным личностям, способным попрать свои интересы в пользу чужих. Поэтому мы предположили, что дополнительное усиление учителем авторитета этих ребят в классе, который настроен на соревнование, позволит установиться нужному психологическому «климату», в рамках которого произойдет естественное распределение лидеров по командам. Установлен факт совпадения распределений по нравственности в двух 10-х классах. Зависимость между нравственностью и успеваемостью не выявлена. Поиск в нравственной и ценностной областях дополнительных ресурсов, которые можно использовать в процессе управления классом, является оправданным и результативным, они могут способствовать решению вопроса повышения эффективности обучения физике в современных условиях.

DOI: 10.15372/PHE20150512


13.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

А.А. Артемьев, И.Л. Левина
Кемеровский государственный университет, ул. Циолковского, 23, Новокузнецк, Россия, 654041
a.a.artemev@mail.ru
Ключевые слова: физическая культура, спорт, физкультурно-оздоровительная деятельность, оздоровление, здоровый образ жизни, physical culture, sport, health and fitness activity, health improvement, healthy lifestyle
Страницы: 131-140
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация >>
Представления человека о здоровье менялись практически на всех этапах становления и развития человечества. Одновременно с этим прослеживалась разнонаправленность подходов к обучению и воспитанию всесторонне развитой, здоровой личности, в основе которых лежит процесс физического развития и физического совершенствования. Движение педагогической мысли указывает на разносторонность подходов к организации физического воспитания подрастающего поколения. Например, в эпоху Античности в древнегреческих полисах использовались две системы воспитания - спартанская и афинская. Основной целью в Спарте было воспитание подрастающего поколения, способного одержать победу в войне при любых условиях. В Средние века не уделялось внимания сохранению здоровья и долголетию. Христианская религия, игравшая огромную роль в жизни средневекового сообщества, установила свое господство в области обучения и воспитания. Проповедуя «аскетизм», греховность заботы о теле, религия призывала заботиться только о спасении души и подготовке к загробной жизни. Эпоха Возрождения ознаменовалась борьбой со схоластикой, в том числе и в области воспитания и образования. Нарождавшаяся буржуазия не могла довольствоваться религиозной философией и средневековой культурой, мириться с идеями аскетизма и презрительным отношением к физическому развитию. В период раннего и развитого феодализма на первый план вышла система военно-физической подготовки рыцарей, основные черты которой - военная направленность и классовый характер. Ситуация начинает меняться в период позднего феодализма, когда зарождается буржуазная культура и ее составной частью становятся физическая культура и спорт. В это время появляются гуманистические, социалистические теории физического воспитания. Начало эпохи Нового времени сопровождается борьбой против средневековых традиций и переосмыслением человеческих ценностей, что неизбежно отразилось и на развитии педагогической мысли этого периода. Подобная тенденция перехода от одних ценностей к другим существовала вплоть до начала ХХ в. В обобщенном виде все мысли и идеи выдающихся философов и педагогов можно дифференцировать по двум основаниям: ориентации на личность и ориентации на систему. Сущность подхода, ориентирующего на систему, заключается в том, что процесс оздоровления детей организовывался с целью формирования личности обучающегося в интересах государства. В свою очередь подход, ориентированный на личность обучающегося, предполагает организацию процесса физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах личности детей, с учетом ее склонностей и возможностей.

DOI: 10.15372/PHE20150513


14.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ

К.А. Кравченко1, И.Д. Щетинин2
1Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
kka-78@mail.ru
2Тюменский государственный университет, ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003
Ключевые слова: академический рисунок, критерии оценки, профессиональные компетенции, замысел, гармония и выразительность, художественный образ, academic drawing, criteria of assessment, professional competences, plan, harmony and expressiveness, artistic image
Страницы: 140-149
Подраздел: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация >>
Авторы отмечают, что для определения уровня профессиональной подготовки студентов в системе художественно-педагогического образования необходимо выделить критерии оценки учебных работ студентов по академическому рисунку, которые основываются на объективных закономерностях построения графического изображения на плоскости листа бумаги. В соответствии с логикой построения процесса обучения академическому рисунку критерии оценки учебных работ студентов должны разрабатываться на основе целей и задач обучения академическому рисунку, что способствует развитию профессионального художественного восприятия и мышления. Кроме того, критерии оценки должны отражать и направлять развитие способностей студентов к активной учебно-творческой деятельности. Процесс обучения академическому рисунку является целостной системой, которая включает в себя цель, задачи, теоретический материал, а также методы формирования и развития профессиональных компетенций рисовальщика у студентов с учетом их будущей художественно-педагогической деятельности. Поэтому планируемый результат учебной деятельности - сформированная профессиональная компетентность студентов в области академического рисунка. Для успешной и качественной профессиональной подготовки студентов в системе художественно-педагогического образования необходимо решать не только хорошо известные первоочередные задачи обучения академическому рисунку, но и акцентировать внимание на более сложных аналитических задачах, позволяющих выявить пространственно-ритмические связи в натурной постановке, а также творческую составляющую изобразительной деятельности. В методическом плане этот процесс рассматривается в двух аспектах, а именно: как процесс мысленного анализа натурной постановки, в том числе и ее пространственно-ритмических связей, и как процесс материального воплощения на изобразительной плоскости. В этом контексте выделяются необходимые качества профессиональной подготовки студентов по академическому рисунку: способность к анализу и синтезу, способность к акцентированию внимания на внутренних пространственно-ритмических связях, позволяющих достигать пропорциональной точности, усиливать динамику формы, а также гармоничность и выразительность образа, способность к схематизации, упрощению. Авторы отмечают, что необходимо четко разграничивать содержание обучения на младших и старших курсах, расставляя акценты сообразно задачам: на младших курсах студенты постигают аналитическую составляющую академического рисунка, на старших курсах у них развивается более сложное и глубокое отношение к натуре и процессу изображения. На заключительном этапе обучение направлено на творческое овладение системой изображения, которая содержит определенный комплекс взаимосвязанных задач, включающих изобразительные и выразительные начала, содержание которых в конкретном изображении предполагает гармонизацию и художественную целостность изображения.

DOI: 10.15372/PHE20150514


15.
ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Н.Н. Власюк, Т.С. Косенко, С.В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
nnvlasuk@ngs.ru
Ключевые слова: воспитание, концепция устойчивого развития общества, образование, философия образования, upbringing, education, the concept of sustainable development of the society, philosophy of education
Страницы: 150-161
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация >>
В статье представлены основные позиции авторов по проблеме социально-философского исследования воспитания как фактора обеспечения устойчивого развития общества. Подчеркивается, что в современных условиях проблемы поиска альтернативных путей социального развития, осознания роли системы воспитания во всей ее многоаспектности причисляются к числу наиболее актуальных. Концепция устойчивого развития общества рассматривается многими учеными как едва ли не единственная реальная перспективная возможность стабильного развития человечества в условиях современных вызовов и кризисов. Несмотря на наличие значительного количества глубоких работ, посвященных исследованию сферы воспитания, концепции устойчивого развития, до настоящего времени не проводилось систематического философского исследования воспитания как фактора обеспечения устойчивого развития общества, особенно в контексте российских трансформационных процессов. Работы данной проблематики единичны и носят в основном постановочный характер. Недостаточный уровень разработанности отдельных философских, методологических и социальных аспектов темы исследования требует изучения в совокупности всех сторон поставленной проблемы: анализа воспитания как фактора обеспечения устойчивого развития общества. По нашему мнению, в исследовании обозначенной проблемы необходимо широко использовать методологию социальной философии (общее), а также методологию философии образования (особенное). Философия образования является методологической платформой осмысления воспитательных концепций. Философия образования выступает формой философской концептуализации знаний об образовании и воспитании, интегрирующей все знания, так или иначе соприкасающиеся с воспитанием в концептуальном, обобщенном виде. Философия образования как междисциплинарная область позволяет осуществить целостный анализ воспитания как фактора обеспечения устойчивого развития общества.

DOI: 10.15372/PHE20150515


16.
ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ РАЗНЫХ ГЕНДЕРНЫХ ТИПОВ

Н.М. Мантурова
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
pinori1973@mail.ru
Ключевые слова: самоактуализация личности, социализация, гендер, гендерный тип личности, гендерная роль, маскулинность, фемининность и андрогинность, self-actualization, socialization, gender, gender personality type, gender role, masculinity, femininity and androgyny
Страницы: 161-173
Подраздел: ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация >>
В статье раскрыты понятия «гендер», «гендерные роли» и «самоактуализация личности», выделены их основные характеристики. Рассмотрены условия самоактуализации женщин и мужчин в современном обществе. Представлены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей самоактуализации работников дошкольных образовательных учреждений Сибирского отделения Российской Академии наук (ДОУ № 84, 120, 258, 300, 302, 305, 352, 477 СО РАН) г. Новосибирска. Выборку составили педагогические работники дошкольных образовательных учреждений в количестве 90 человек. Представлен сопоставительный анализ параметров самоактуализации маскулинных и фемининных, маскулинных и андрогинных, фемининных и андрогинных типов личности. При сопоставлении показателей маскулинных и фемининных типов личности получены 23 достоверных различия параметров самоактуализации. У респондентов с ярко выраженным фемининным типом достоверно выше следующие параметры самоактуализации: «Гибкость в общении», «Шкала гибкости поведения», «Шкала представлений о природе человека». При сопоставлении параметров самоактуализации маскулинных и андрогинных типов личности обнаружено 17 достоверных различий, а при сопоставлении - фемининных и андрогинных типов выявлено 8 достоверных различия. В результате эмпирического исследования подтвердилась гипотеза о том, что более высокий уровень самоактуализации преобладает у педагогических работников с выраженным маскулинным типом личности, чем у респондентов, имеющих фемининный и андрогинный типы личности.

DOI: 10.15372/PHE20150516


17.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Е.В. Штарк, Н.В. Комова, М.М. Анисимов
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, ул. Партизана Железняка, 1, Красноярск, Россия, 660022
elenashtark@mail.ru
Ключевые слова: добровольчество, волонтерство, альтруизм, народничество, подвижничество, добро, благо, взаимопомощь, нравственность, сострадание, бескорыстие, благотворительность, volunteering, volunteering, altruism, populism, spiritual, good, benefit, mutual aid, moral, compassion, unselfishness, charity
Страницы: 174-184
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена изучению истории происхождения и развития добровольчества в России и за рубежом. Авторы поднимают очень актуальную для сегодняшнего дня проблему. Современное общество испытывает острую потребность в коллективизме, взаимопомощи, сострадании, бескорыстной помощи ближним - все эти качества являются неотъемлемыми составляющими волонтерства. Волонтерская деятельность в настоящее время - один из самых популярных видов добровольческого труда. Бескорыстное служение гуманным интересам людей принимает различные формы, проявляется как помощь на местном, общенациональном и международном уровнях. Сегодня волонтерские организации существуют в 80 странах мира. В 1990-е гг. этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан США и европейских стран. На сегодняшний день общая численность добровольцев в России составляет только 2% от всего населения, однако волонтерство в России возрождается. В статье проводится сравнительный анализ развития добровольческой деятельности в России и мире, раскрывается содержание понятия «добровольчество», выявляется специфика, значимость, а также проблемы развития данного явления в России. Авторы считают волонтерскую деятельность необходимой для полноценного духовного развития современного общества.

DOI: 10.15372/PHE20150517


18.
ФИЛОСОФИЯ И АРХИТЕКТУРА: ИСТОКИ ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ

А.Н. Журин
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, Красный проспект, 38, Новосибирск, Россия, 630099
Ключевые слова: интердисциплинарность, философия, архитектура, ранняя эклектика, Ф. В. Шеллинг, Н. И. Надеждин, современная архитектурная школа, interdisciplinarity, philosophy, architecture, early eclectics, N. I. Nadezhdin, F. W. Schelling, modern architectural school
Страницы: 184-193
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается междисциплинарный подход на примере объединения архитектуры и философии эпох Просвещения и романтизма. Философские основания междисциплинарного подхода можно увидеть уже в античности как идеал единого знания, в Новое время - в стремлении к преодолению картезианского дуализма, противоположностей реального и идеального представителями немецкой классической и романтической философии. Для выявления интеграции философии и архитектуры является важным исследование периодов парадигмальных сдвигов в культуре, когда можно выраженно наблюдать взаимосвязь различных областей культуры, увидеть общее между категориальным аппаратом двух дисциплин. В статье рассматриваются предпосылки интердисциплинарности во второй половине XVIII и первой половине XIX вв., когда происходили стилистические изменения от барокко к классицизму и от классицизма к романтизму. Истоки интердисциплинарности в России с середины XVIII в. связаны со стремлением к развитию цельной просвещенной, всесторонне образованной гармоничной личности. Открытие Академии художеств хронологически совпало с периодом перехода от стилистики барокко к классицизму, что предполагало новый взгляд на решение вопроса органичного сочетания профессиональных дисциплин с дисциплинами общенаучного плана. Период перехода от классицизма к эклектике и историзму в первой половине XIX в. также совпал с качественно новым этапом в развитии архитектурного образования. Большое влияние на развитие отечественной эстетической мысли этого периода, на идею объединения искусства и философии оказала немецкая классическая и романтическая философия, в особенности философско-эстетические идеи Ф. В. Шеллинга. Профессор Московского университета Н. И. Надеждин творчески развил и дополнил философско-эстетические взгляды Ф. В. Шеллинга в русле объединения противоположностей классического и романтического искусства, основываясь на понимании Ф. В. Шеллингом единства противоположностей идеального и реального. Философская направленность, стремление осмыслить роль своей профессии, ответить на ведущие, принципиальные вопросы развития архитектурной теории успешно реализовались в Московском дворцовом архитектурном училище, было выявлено определенное соответствие тематики критических произведений Н. И. Надеждина в области архитектуры и тематики эссе, предлагавшихся учащимся училища. В статье рассматривается возможность использования результатов исследования в учебном процессе в современной архитектурной школе.

DOI: 10.15372/PHE20150518


19.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА БУДДИЙСКОЙ ЦЕРКВИ В БУРЯТИИ В 1990-Е ГГ.: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ

В.В. Лыгденова1, О.Б. Дашинамжилов2
1Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. ак. Лаврентьева, 17, Новосибирск, Россия, 630090
victoria.lygdenova@gmail.com
2Институт истории СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
Ключевые слова: образование, культура, национальная политика, традиции, социальная философия, буддийская философия, этнография, история Бурятии, education, culture, national politics, traditions, social philosophy, Buddhist philosophy, ethnography, history of Buryatia
Страницы: 193-200
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Междисциплинарное исследование посвящено основным проблемам, которые встали перед буддийской церковью в постсоветский период. Анализируются масштабные преобразования в ее структуре и деятельности, начало которым было положено в 1990-е гг. и которые продолжались в течение всего переходного периода. Это представляется наиболее важным, поскольку на основании сделанных выводов необходимо скорректировать предпринятые действия по урегулированию ключевых вопросов и попытаться определить стратегию дальнейшего развития церкви. Кроме того, делается попытка выявить основные проблемы, которые встали перед руководством Буддийской Сангхи в тот период, иоценить способы их разрешения. Особое внимание уделяется ценностным основаниям буддийской философии, которые прослеживались в стратегических действиях руководства в то время, и определяется их роль в трансформационном процессе. С философских позиций выявляются ценностные основания тибетского буддизма, которые прослеживаются в реформах образования, внешней и внутренней политике и возрождении национальной культуры. Наиболее значительными результатами преобразований стали возникновение буддийского образовательного института «Даши Чойнхорлин», усиление интереса среди населения России к буддизму, формирование позитивных отношений с местными и центральными органами власти, а также объединение буддистов Бурятии, Индии, Монголии и других стран.

DOI: 10.15372/PHE20150519


20.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КОНТИНГЕНТА ДМШ

Е.В. Щеглова
Детская музыкальная школа № 1, ул. Кабанбай Батыра, 111, Усть-Каменогорск, Казахстан, 070000
elena19_yk@mail.ru
Ключевые слова: интернет-форумы, мониторинг, обучающийся контингент, предпрофессиональное музыкальное образование детей, социокультурные реалии, социокультурные условия, информационно-компьютерные технологии в музыкальном образовании, формирование и развитие личности, развитие способностей, профессионализм педагогических кадров, аттестация, preserving the student body of children’s music schools, Internet-forums, prevocational music training of children, sociocultural realities and sociocultural conditions, "school - specialized school - higher educational institution" system, information and computer technologies in music education, formation and development of personality, development of abilities, professionalism of pedagogues, certification procedure
Страницы: 200-214
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор статьи рассматривает актуальную проблему сохранения обучающегося контингента ДМШ как социальную проблему и предлагает использовать интернет-форумы как социологический опрос и один из способов мониторинга отношения общественности к музыкальному образованию и его качеству. В статье прослеживается историческая преемственность, взаимосвязь целей и задач детского музыкального образования советского и постсоветского периодов, их прямая зависимость от социальных, экономических, культурных реалий. С этой точки зрения рассматриваются отношение музыкальной школы к обучающимся, изменение роли ученика в образовательном процессе, взаимоотношения «треугольника» «школа - семья - ученик», проблема формирования высокопрофессиональных кадров, их стремления к самообразованию, привлечения молодых специалистов.

DOI: 10.15372/PHE20150520