Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 5

ФРАКТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: НОУМЕНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

А.Г. Маджуга, И.А. Синицина
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, пр. Ленина, 49, Стерлитамак, Россия, 453103
Mag-d@rambler.ru
Ключевые слова: ноумен, ноуменальная ментальность, фрактальная педагогика, фрактальный подход, принципы фрактальной педагогики, фрактальнось, культурно-феноменологический компонент фрактальной педагогики, полифоничная самость, noumenon, the noumenal mentality, fractal pedagogy, fractal approach, the fractal principles of pedagogy, fractality, cultural and phenomenological components of the fractal pedagogy, the polyphonic self
Страницы: 74-84
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Представления об образовании как способе трансляции знаний не отвечают вызовам современности, поскольку методологические установки и практически реализуемые дидактические формы, методы и средства в большей степени соответствуют парадигме классической и неклассической рациональности, в то время как постнеклассическая действительность утверждает иные цели и приоритеты. Авторы теоретически обосновывают необходимость введения в категориальный аппарат современного социально-гуманитарного знания понятия «фрактальная педагогика», которое позволит интегрировать естественнонаучные и социально-гуманитарные представления о человеке как многомерном феномене, обосновать выбор средств, обеспечивающих раскрытие реальных и потенциальных возможностей и самореализацию личности. В данной статье концептуализированы идеи фрактальной педагогики в рамках ноуменальной ментальности, впервые дана дефиниция понятия «фрактальная педагогика», рассмотрены ее базовые принципы, представлена ретроспектива эволюционных преобразований человека с позиций теории фракталов. Авторы резюмируют, что субъектом постиндустриального общества станет не характерный для эпохи индустриализма homo economicus с присущими ему качествами (целерациональность, стремление к минимуму затрат при максимуме результата и пр.), а homo creator - «человек творческий», конструирующий иные социальные отношения и собственную идентичность, который стремится «быть», а не «иметь» (желать реализовать внутренний потенциал, а не двигаться в направлении, навязываемом внешней социальной средой). Одной из разновидностей homo creator, по убеждению авторов, является «человек здравотворческий», ориентированный на эффективное использование, сохранение и наращивание собственного природного потенциала, мотивируемый на достижение физического и психологического комфорта. Таким образом, современный человек является сложным самоорганизующимся и преобразующим мир фракталом, который интегрирует в себе различные производные фракталы: «человек разумный, производящий орудия труда», «человек играющий», «человек высоких технологий в сфере производства, управления и обучения», «человек высоких гуманитарных технологий», «человек экономический», «человек творческий» и «человек здравотворческий».

DOI: 10.15372/PHE20150508
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину