Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.84.65.73
    [SESS_TIME] => 1710816267
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => c9be30746ab71641deb8ccc23e366dc1
    [UNIQUE_KEY] => 15f9cd2e429f85a0ab1a9d2912fdbaff
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2014 год, номер

1.
ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПАМЯТНИКА ДАРВАГЧАЙ-ЗАЛИВ-1

А.П. Деревянко, А.В. Кандыба, А.А. Анойкин
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
derev@archaeology.nsc.ru
Ключевые слова: средний палеолит, палеопочва, леваллуазское расщепление, неоплейстоцен
Страницы: 5-9
Подраздел: АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация >>
Данная статья посвящена результатам последних исследований одного из среднепалеолитических комплексов памятника Дарвагчай-залив-1, материалы которого являются ключевыми в понимании развития данного обширного культурно-хронологического диапазона для территории Северо-Восточного Кавказа. Литологические исследования палеопочвы, вмещающей в себя археологические материалы, позволили включить данный комплекс в общую палеогеографическую картину региона. Хронологический период существования древнего человека в данном регионе определен эпизодом рисс-вюрского межледниковья - кислородно-изотопной стадией 5е. Каменный инвентарь характеризуется леваллуазской техникой расщепления и типичным среднепалеолитическим орудийным набором. Наличие очажных пятен в совокупности с рассеяностью археологического материала по широкой площади свидетельствует о многократном посещении древним человеком третьей древнекаспийской террасы. Исходя из имеющихся данных, можно заключить, что, несмотря на значительное количество известных среднепалеолитических памятников на Кавказе и большое технико-типологическое разнообразие внутри их групп, прямые аналогии среди них со среднепалеолитическими материалами долины Геджухского водохранилища в настоящее время проследить не представляется возможным. Это может быть связано как с неполной представленностью дагестанских индустрий, состоящих из немногочисленных материалов, так и с имевшимся в то время культурным разнообразием, что не исключает возможности существования на данной территории оригинальной среднепалеолитической культуры. Особенности технико-типологического облика каменной индустрии с ярко выраженными леваллуазскими чертами позволяют говорить о специфическом облике палеолита приморского Дагестана.


2.
ИНДУСТРИИ РУБЕЖА СРЕДНЕГО - ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА В ПРИМОРСКОМ ДАГЕСТАНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК СТОЯНКИ ТИНИТ-1 В 2011-2013 гг.)

А.А. Анойкин, М.А. Борисов, А.Г. Рыбалко, В.С. Славинский
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
anui1@yandex.ru
Ключевые слова: палеолит, археологический горизонт, техника первичного расщепления, ремонтаж, радиоуглеродное датирование
Страницы: 9-14
Подраздел: АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация >>
В статье представлены стратиграфические данные о стоянке Тинит-1 (Дагестан) и подробная технико-типологическая характеристика находок из раскопов 2 и 3 (общая площадь 75 м 2), включая данные ремонтажа. Кроме того, приводятся данные естественнонаучных методов, включая результаты радиоуглеродного датирования. Определяется сырьевая база и хозяйственный тип стоянки. Толща рыхлых отложений при раскопочных работах была вскрыта на глубину до 5 м от дневной поверхности и разделена на семь основных литологических слоев, содержащих девять горизонтов залегания археологического материала. Общая коллекция каменных артефактов из раскопа 2 насчитывает 594 экз., в том числе 17 нуклевидных и 38 орудийных форм. Коллекция каменных артефактов из раскопа 3 включает 66 экз., в том числе 3 нуклевидные и 5 орудийных форм. Анализ коллекции позволяет сделать вывод о том, что первые четыре археологических горизонта по технико-типологическим характеристикам скорее всего относятся к периоду начала позднего палеолита. Об этом свидетельствуют как технические характеристики продуктов первичного расщепления, так и применение верхнепалеолитической техники скола - прямое и обратное редуцирование края ударных площадок подтеской и пришлифовкой. В нижних горизонтах фиксируется использование среднепалеолитических техник расщепления (фасетированные и двухгранные площадки у части заготовок; целевые заготовки, близкие леваллуазским формам, леваллуазские ядрища). Орудийный набор не многочислен, однако, отдельные яркие образцы орудий, в основном из нижних горизонтов (изделия на леваллуазских заготовках и др.), не противоречат делению коллекции, предложенному на основании технических параметров. Таким образом, по результатам комплексного изучения индустрии памятника относятся к рубежу среднего - верхнего палеолита, что подтверждает серия радиоуглеродных дат, определяющих время существования стоянки в интервале 37-50 тыс. л.н.


3.
КОСТЯНАЯ ИНДУСТРИЯ СТОЯНКИ УСТЬ-КЯХТА-3 (ЗАПАДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ)

Г.Д. Павленок
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
lukianovagalina@yandex.ru
Ключевые слова: костяная индустрия, финальный палеолит, мезолит, Западное Забайкалье
Страницы: 14-18
Подраздел: АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается костяной инвентарь двуслойной стоянки Усть-Кяхта-3 (Западное Забайкалье) в контексте хронологически и территориально близких комплексов региона с целью уточнения периодизационной атрибуции культурных слоев памятника. Развитая костяная индустрия на территории Западного Забайкалья впервые фиксируется в раннем верхнем палеолите, ее расцвет приходится на рубеж плейстоценовой и голоценовой эпох. Важность изучения костяной индустрии заключается в том, что ряд региональных периодизационных схем отводит ей особое место при атрибуции памятников палеолита либо мезолита. Коллекция двуслойной стоянки Усть-Кяхта-3, имеющая финальнопалеолитические абсолютные даты, но определенная А.П. Окладниковым эпохой мезолита, включает выразительные костяные орудия из обоих культурных слоев. Предварительный анализ каменной индустрии обоих слоев памятника указал на их явные различия, которые могут свидетельствовать об их принадлежности к разным периодам. Установлено, что костяные орудия Усть-Кяхты-3 имеют прямые аналогии в коллекциях синхронных памятников пред- и раннеголоценового времени Западного Забайкалья. Было выделено три группы изделий: острийные формы, основы пазовых орудий и крючки. Вариативность морфологии острий обусловила невысокую степень их информативности при корреляции с синхронными комплексами. Напротив, устойчивые формы пазовых изделий и крючков могут свидетельствовать о принадлежности обоих культурных слоев исследуемого местонахождения к мезолитической эпохе. В комплексе подобные изделия встречаются в культурных отложениях стоянок Ошурково, Усть-Кяхта-17 и Студеное-1 (гор. 11). Все памятники на основе комплекса наблюдений были отнесены авторами раскопок - В.И. Ташаком и М.В. Константиновым - к эпохе мезолита.


4.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРВИЧНОГО РАСЩЕПЛЕНИЯ В ИНДУСТРИЯХ СРЕДНЕГО ПАЛЕОЛИТА ИЗ ВОСТОЧНОЙ ГАЛЕРЕИ ДЕНИСОВОЙ ПЕЩЕРЫ

М.Б. Козликин1,2
1Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
kmb777@yandex.ru
2Алтайский государственный университет (АлтГУ), Россия, 656049, Барнаул, проспект Ленина, 61
Ключевые слова: Горный Алтай, Денисова пещера, средний палеолит, каменная индустрия, первичное расщепление
Страницы: 19-23
Подраздел: АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация >>
В ходе последних археологических работ в восточной галерее Денисовой пещеры изучались плейстоценовые отложения, содержащие материалы среднепалеолитического времени. В результате раскопок была получена многочисленная коллекция каменных артефактов, требующая всестороннего анализа и введения в научный оборот. В данной статье представлены результаты изучения основных категорий каменного инвентаря, характеризующих технологии первичного расщепление в среднепалеолитическом комплексе восточной галереи. В колонке рыхлых отложений восточной галереи, включающей 17 стратиграфических подразделений, материалы среднепалеолитического возраста происходят из литологических слоев 15-12. Анализ нуклевидных форм и сколов позволил сделать вывод, что рассматриваемый массив каменных артефактов является неоднородным. В среднепалеолитической коллекции восточной галереи достаточно четко можно выделить два технологически разных комплекса. Первый комплекс, объединяющий материалы из слоев 15 и 14, характеризуется первичным расщеплением, осуществляемым исключительно в радиальной системе. В связи с этим среди отщепов преобладают экземпляры укороченных пропорций, доля сколов с подправкой карниза остаточной ударной площадки минимальная, пластины отсутствуют. Второй комплекс включает материалы из слоя 12 и характеризуется преимущественно плоскостным параллельным и объемным расщеплением с тщательным оформлением нуклеусов. Соответственно возрастает удельный вес отщепов удлиненных пропорций и сколов с подправкой карниза остаточной ударной площадки, а также процентное содержание отщепов с продольной однонаправленной огранкой дорсальной поверхности. Появляются регулярные правильные пластины. Индустрия из слоя 13 сочетает в себе основные признаки как первого, так и второго комплексов и, вероятнее всего, отражает переходный характер. Основные технологические различия между представленными палеолитическими комплексами скорее всего демонстрируют, по мнению автора, процесс развития в рамках единой индустриальной линии.


5.
ХАРАКТЕРИСТИКА КАМЕННЫХ ИНДУСТРИЙ РАННЕГО ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА МНОГОСЛОЙНОЙ СТОЯНКИ ТОЛБОР-15

С.А. Гладышев
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
paleomongolia@yandex.ru
Ключевые слова: Монголия, Южная Сибирь, каменные технологии, орудийный набор, эволюция индустрий
Страницы: 23-27
Подраздел: АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена сравнительному анализу индустриальных комплексов раннего верхнего палеолита стоянки Толбор-15, расположенной на севере Монголии. Эти индустрии относятся к временному интервалу от 34 до 28 тыс. л.н., что подтверждается радиоуглеродными датами. В толще рыхлых отложений, в которых содержались артефакты, выделено шесть литологических подразделений и семь археологических горизонтов. Нижние горизонты 5-7 относятся к эпохе раннего верхнего палеолита. В рассматриваемых комплексах преобладают одноплощадочные однофронтальные плоскостные нуклеусы для получения крупных пластин и пластинок. Среди орудий доминируют шиповидные изделия, концевые скребки высокой формы, зубчатые и выемчатые предметы и скребла. Цель данной статьи - подвести итоги исследования стоянки Толбор-15, дать характеристику индустрий ранневерхнепалеолитических слоев, которые залегали в горизонтах 5-7, определить ее место среди других палеолитических комплексов Монголии. Показано, что на протяжении существования комплексов из горизонтов 5-7 происходит последовательная эволюция в технике расщепления - от использования крупных бипродольных нуклеусов для получения удлиненных пластин до эксплуатации плоскостных однонаправленных и ортогональных ядрищ. Кроме того, наблюдаются изменения в морфологии заготовок в сторону уменьшения размеров основ орудий и нуклеусов. Типологический реестр орудий остается практически неизменным, что является основным свидетельством развития культурных традиций в сфере изготовления и использования орудий. Технология расщепления обсуждаемых комплексов очень близка основным вариантам параллельного пластинчатого раскалывания, широко представленным в коллекциях памятников рассматриваемого региона. Орудийный набор, при наличии определенных локальных различий также свидетельствует о генетических связях монгольских индустрий с комплексами соседних территорий в рамках феномена ранней поры верхнего палеолита Южной Сибири.


6.
В«НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО» в€’ МЕЗОЛИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ (К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТРАДИЦИЙ В КУЛЬТУРАХ ПОСТПАЛЕОЛИТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ ЕВРАЗИИ). ЧАСТЬ V: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ В ЭПОХУ МЕЗОЛИТА СРЕДНЕЙ СИБИРИ

В.Е. Ларичев
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
alkin-s@yandex.ru
Ключевые слова: Сибирь, мезолит, искусство, числовые «записи», календари, Луна, Солнце, сохранение культурных традиций, духовная жизнь
Страницы: 27-30
Подраздел: АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация >>
Статья завершает программу анализа проблемы сохранения информационных традиций в культурах мезолита Евразии. Она посвящена расшифровке знаков на гранях изделия из рога - инструмента, «объекта искусства» и носителя календарно-астрономических «записей», найденного в Сибири. В итоге сделан вывод о том, что в познании астрономии и календаристики обитатели востока Евразии ни в чем существенном не уступали своим современникам в Европе. Творцы голоценовых культур всего континента сохранили в полном объеме интеллектуальный потенциал предшествующей эпохи - палеолита. Перерыва в информационных традициях не было. В статье детально описываются, а затем тестируются числовые знаковые «записи», выполненные вдоль правого (30+4+2 = 36 насечек) и левого (12+1+6 или 7+2 = 19 или 21 насечек) краев изделия. В итогe выяснилось, что жрецы стоянки Шилка-2, расположенной в долине р. Енисей (Средняя Сибирь) и датированной начальной стадией мезолита, отслеживали не только синодические , но также сидерические и, возможно, драконические циклы времени. Такой факт позволил автору высказать предположение о нацеленности календарных систем на предсказания (или предвычисления?) моментов возможного наступления затмений - лунных и солнечных . Числовые «записи» вблизи краев изделия позволили реконструировать счисление лунно-солнечного и сидерического ( звездного ) годов . Лунный год отслеживался посредством шестикратного счисления двухмесячных циклов (30+ 29 = 59 сут.), а выравнивание с потоком времени солнечного производилось после трех лунных лет посредством введения в счетную систему интеркалярия - дополнительного временнóго цикла, длительность которого составляла 34 сут. Лунно-солнечный год отслеживался посредством десятикратного считывания числовой «записи» 36. Интеркаляция в цикл 360 сут. «записей» чисел 4 (или 3) и 2 выводила на рубеж окончания високосного или простого солнечного года .


7.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЕРАМИКИ СРЕДНЕГО ДЗЁМОНА НА ТЕРРИТОРИИ О. ХОНСЮ

Д.А. Иванова
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
Nightliro@bk.ru
Ключевые слова: Япония, о. Хонсю, культура дзёмон, Средний период, керамика, орнамент
Страницы: 30-33
Подраздел: АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация >>
Представленная работа посвящена описанию и анализу стилей керамики Среднего дзёмона на территории о. Хонсю. Работа основана на анализе японских материалов по данной тематике. Изучение керамического производства играет важную роль для понимания особенностей культуры дзёмон. Средний дзёмон выбран нами не случайно, это был период наивысшего расцвета орнаментальных традиций, время, когда наряду с опытом предшествующих периодов в орнаменте данного региона появляются и широко используются совершенно новые виды орнамента и технологические приемы. Начиная с северных территорий о. Хонсю (район Тохоку) и заканчивая западными префектурами (район Чюгоку), мы последовательно даем анализ пяти наиболее ярким, с нашей точки зрения, стилям керамики. Каждый из них представляет собой не только отдельное, художественное уникальное явление, сколько совокупность орнаментальных особенностей как более ранних стилей, так и соседних стилистических зон. В каждом из выбранных стилей мы находим как общие, характерные для керамики культуры дзёмон в целом, черты, так и частные узоры, не известные ранее. Причина, по которой мы выбрали для изучения период Среднего дзёмона, заключается в том, что на данном этапе появляется совершенно не известная до этого в данном регионе орнаментальная техника - техника аппликации. Ее распространение ознаменовало появление новых вариантов декорирования. Для данного этапа существования культуры дзёмон характерны такие орнаментальные мотивы, как антропоморфные, зооморфные и аморфные изображения. Широкое распространение получают разнообразные налепы, имитирующие своей формой человеческие лица, животных, птиц, а порой и горящее пламя. Пройдя все этапы развития, орнаментальная техника Среднего дзёмона просуществовала лишь около тысячи лет, не оставив наследства для последующих поколений. До сих пор не известно, почему, достигнув пика в середине Среднего дзёмона, во времена существования стиля Каен, техника аппликации постепенно изживает себя.


8.
КОСТЯНЫЕ НАКОНЕЧНИКИ СТРЕЛ ИЗ МОГИЛЬНИКА УЛУГ-ЧОЛТУХ ДОЛИНЫ Р. ЭДИГАН В ГОРНОМ АЛТАЕ (из раскопок Южно-сибирского отряда 2008 г.)

Ю.С. Худяков1,2
1Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
khudjakov@mail.ru
2Новосибирский государственный университет (НГУ), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2
Ключевые слова: костяные наконечники стрел, могильник Улуг-Чолтух, айрыдашский тип памятников, хунно-сяньбийская эпоха, Эдиган, Горный Алтай
Страницы: 33-36
Подраздел: АРХЕОЛОГИЯ

Аннотация >>
В статье анализируются находки костяных наконечников стрел различных форм из материалов раскопок Южносибирского отряда на могильнике Улуг-Чолтух, расположенном в долине р. Эдиган в Горном Алтае. Раскопанные на памятнике могилы относятся к памятникам айрыдашского типа хунно-сяньбийской эпохи. В составе изучаемой коллекции имеются стрелы, различающиеся формой пера и насада. Среди имеющихся наконечников представлены костяные стрелы с раздвоенным насадом и втулкой с костяным шариком и отверстиями. Прослежены истоки происхождения и распространение костяных наконечников стрел в культурах кочевников Центральной Азии в конце I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. В статье предложена классификация костяных наконечников стрел из могильника Улуг-Чолтух по формальным признакам. В составе изучаемой коллекции выделены стрелы с раздвоенным насадом. Среди подобных наконечников представлены стрелы различных форм. Такие стрелы получили распространение в Центральной Азии в период существования державы Хунну. Под влиянием хуннов костяные стрелы с раздвоенным насадом были заимствованы древними кочевыми племенами Саяно-Алтая. Аналогичные стрелы имели в своем распоряжении и сяньбийцы. В течение всей первой половины I тыс. н. э. стрелы с раздвоенным насадом использовались древними номадами Южной Сибири, находившимися в сфере влияния центрально-азиатских военных держав. В составе набора костяных стрел, обнаруженных в процессе раскопок могильника Улуг-Чолтух, помимо стрел с раздвоенным насадом, были обнаружены костяные втульчатые наконечники со шариком-свистункой. Такие наконечники найдены в памятниках бурхотуйской культуры в Восточном Забайкалье. По мнению автора, изученный набор стрел из раскопок могильника Улуг-Чолтух свидетельствует о значительном своеобразии костяных наконечников стрел в памятниках айрыдашского типа в Горном Алтае. Поиск аналогий костяным наконечникам стрел из памятника Улуг-Чолтух позволил уточнить особенности их развития в пределах всего изучаемого региона.


9.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ КУЛЬТУРНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ АДАПТАЦИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ XVII - НАЧАЛА XVIII в.

А.А. Люцидарская
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
lucid@archaeolgy.nsc.ru
Ключевые слова: коренные народы Сибири, Российское государство, подданство, хозяйственная деятельность, ясак
Страницы: 37-40
Подраздел: Этнография

Аннотация >>
В статье рассмотрены практики рекрутирования аборигенов Сибири в экономическую систему Российского государства как один из механизмов реализации политико-правового оформления их подданства в конце XVI - начале XVIII в. На материалах источников этого периода доказывается, что царская администрация не придерживалась целенаправленной установки на использование труда аборигенов в хозяйственной сфере на регулярной основе. Показано, что доминировала ориентация на охват автохтонного населения края налогом (ясаком) в виде ценных мехов, имеющих спрос на европейских рынках. Царское правительство было заинтересовано в поддержании максимального числа плательщиков ясака. Однако часть коренного населения территорий, вошедших в состав Российского государства, вовлекалась в сферу хозяйственной жизни региона и использовалась в экстренных обстоятельствах. Так, при пожарах и наводнениях местные аборигены привлекались воеводскими властями для нормализации ситуаций. Коренные жители заготавливали лес, прочищали сухопутные и речные пути. Такая деятельность, в отличие от попыток использовать аборигенов на соляных промыслах, не вызывала негативных реакций, поскольку не отрывала людей от привычной природной среды. Кроме того, аборигенов зачастую использовали как проводников при прокладке дорог, учитывая их ориентирование на местности. В ходе процесса колонизации Сибири происходили военные конфликты между казачьими отрядами и автохтонами территорий, оказывающими сопротивление русским властям. В результате военных столкновений в сибирские города попадали пленные из числа коренных народов. Большинство пленных проходили обряд крещения и попадали в холопскую зависимость. Пленные, или ясыри, становились дворовыми людьми, т.е. принимали участие в хозяйственной жизни своих хозяев. В деревнях и на заимках бывших пленников активно использовали в сельскохозяйственных работах. Дальнейшие судьбы дворовых людей из числа аборигенов зависели от целого ряда обстоятельств: воли хозяев, гендерных факторов и т. п. В результате они сливались с крестьянским населением сельскохозяйственной округи.


10.
ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАГАЙБАКОВ

И.Р. Антагулов
Магнитогорский государственный университет (МаГУ), Россия, 455038, Магнитогорск, проспект Ленина, 114
i.atnagulov@mail.ru
Ключевые слова: нагайбаки, крещеные татары, казачество, этнодемография, Поволжье, Приуралье
Страницы: 40-44
Подраздел: Этнография

Аннотация >>
Статья посвящена этнодемографической характеристике одного из малочисленных народов России - нагайбаков в контексте их этнической истории. Начало формирования нагайбаков связано с императорским указом 11 февраля 1736 г., согласно которому их перевели из ясачных в казачье сословие. Основу нагайбаков составили крещеные татары Уфимской провинции. До 1842 г. они проживали в крепости Нагайбакской и нескольких деревнях. Как прослежено автором, по данным ревизских сказок, численность нагайбаков возрастала: в 1719 г. - 1500 чел., в 1744 г. - 1800, в 1762 г. - 2700, в 1795 г. - 2800 чел. Этносословный состав Нагайбакской крепости и округи включал в себя следующие группы: казаки, старокрещеные татары-казаки, крещеные казаки, татары-казаки. В 1842 г. казаки-нагайбаки были переселены в Новолинейный район укрепленных поселений, находящийся, главным образом, в Верхнеуральском уезде. Автором показано, что в течение второй половины XIX в. в демографической картине нагайбаков Верхнеуральского уезда наблюдалась общая положительная динамика. В 1844 г. их насчитывалось 2900, а в 1897 г. - 7812 чел. В 1926 г. нагайбаки впервые были зафиксированы как самостоятельный этнос. Небольшой прирост в первой четверти XX в. можно объяснить последствиями ряда войн, в которых казаки-нагайбаки принимали активное участие. В материалах остальных переписей XX в. нагайбаки учитывались вместе с татарами. При незначительном количестве татар можно утверждать, что численность нагайбаков возрастала: в 1959 г. - около 8700, в 1979 г. - около 9700, в 1989 г. - примерно 12 тыс. чел. Данную демографическую тенденцию автор связывает с улучшением уровня жизни села. В материалах Всероссийских переписей 2002 и 2010 гг. нагайбаки вновь фиксируются как самостоятельный этнос. В 2002 и 2010 гг. их насчитывалось 9600 и 8148 чел. соответственно. Согласно современной статистике, в настоящее время отмечается отрицательная этнодемографическая динамика, что вполне соотносится с общей ситуацией в стране. Кроме того, современные демографические характеристики нагайбаков отражают сложные процессы самоидентификации этого народа.


11.
МЕННОНИТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ХАРАКТЕРИСТИКА В КОНТЕКСТЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ю.В. Гейбель
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
julija-hld@mail.ru
Ключевые слова: меннониты России и мира, этноконфессиональное сообщество, транснациональное взаимодействие, глобализация
Страницы: 44-47
Подраздел: Этнография

Аннотация >>
В статье дается обзорная характеристика сообщества меннонитов в современном мире, включая российские общины. В основу исследования положена концепция этноконфессионального сообщества. Согласно данным Мировой ассоциации меннонитов (Mennonite world conference), учитывающей всех верующих анабаптистского толка, современное мировое меннонитское сообщество насчитывает 1,7 млн последователей в 83 странах. Менонитские общины известны в России с XVIII в. Первые меннониты переселились из Пруссии в 1789 г. по приглашению правительства России и заселили Хортицкий округ Екатеринославской губернии. В настоящее время меннониты представлены на юге России, в Оренбуржье и в других регионах. Большинство меннонитских общин Сибири возникло в результате миграций конца XIX - начала ХХ в. Демографы отмечают постоянный рост численности меннонитов, связывая это с естественным приростом, а также с миграционными перемещениями. На сегодняшний день действуют международные организации меннонитов, способствующие формированию всемирного сообщества меннонитов и организации взаимопомощи в его среде. Они действуют на основе пожертвований, главным образом от американских и канадских общин, и проводят благотворительные акции в развивающихся странах Африки, Азии, Латинской Америки. Влияние международных структур на Россию не столь существенно. Однако и в нашей стране известны примеры благотворительности зарубежных меннонитов. Развивается транснациональное сотрудничество. Для меннонитов характерна активная миграция; на семейном и клановом уровнях поддерживаются прочные транснациональные связи. Доминирующей для сибирских меннонитов остается миграция в Германию. Существует глобальная конфессиональная сеть. Современные меннониты ведут активную, в том числе прозелитскую, деятельность в границах принимающих регионов и в масштабах мирового сообщества в целом. В статье выделяются современные тенденции развития меннонитских общин. Делается вывод о том, что главным консолидирующим фактором меннонитов являются религиозные особенности и образ жизни.


12.
КАТЕГОРИЯ ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАСОВ

Л.В. Горбатов
муниципальный музей «Хуртуях-Тас», Россия, 655711, Республика Хакасия, Аскизский район, ул. Анхаков
gorbatovl@mail.ru
Ключевые слова: хакасы, народная медицина, лечебные методы, лекарственные и магические средства
Страницы: 48-51
Подраздел: Этнография

Аннотация >>
Статья посвящена характеристике практик врачевания в хакасской народной медицине. Первые заметки о традиционных практиках врачевания хакасов появились в XIX - начале ХХ в. Системного описания традиций врачевания у хакасов не предпринималось, между тем эта категория сакральных лиц занимала значимое место в мифоритуальных и лечебных практиках хакасов. Статья основана на полевых, ранее не публиковавшихся материалах. Даны классификация и характеристика основных категорий врачевателей в традиционной культуре хакасов. В хакасском языке слово имчi (имчiл) - «знахарь, врачеватель, целитель», происходит от слова им - «лекарство». На основе полевых материалов автор делает вывод, что традиционно знахари, в отличие от шаманов, не проходили через «шаманскую болезнь» и не получали «посвящения» от горных духов. Однако иногда знахарей открывали шаманы и представляли их горным духам. Знахарство было наследуемым занятием, предполагавшим посвящение. Перед началом лечения обязательно обращались к духам предков. Среди хакасов известны различные категории знахарей: знатоки лекарственных трав и лечебных снадобий; повитухи; специалисты, вправлявшие животы; вправлявшие кости; заговаривавшие ячмень на глазах; люди, лечившие поглаживанием и теплом своих рук, и др. Автор воссоздает личные истории наиболее известных знахарей Хакасии. Приводит описания их инструментария и методов диагностики и лечения. Большое место в статье занимает описание традиционных лечебных практик хакасов, в которых сочетались рациональные и магические аспекты. Автор приходит к выводу, что в современной Хакасии в контексте последних общественных трансформаций происходят редукция и упрощение обрядов и лечебных действий.


13.
УКРАШЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОМ СВАДЕБНОМ ДАРООБМЕНЕ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

М.В. Москвина
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
marg.moskvina@gmail.ru
Ключевые слова: женские украшения, Центральная Азия, символический дарообмен, свадьба, ритуал
Страницы: 51-54
Подраздел: Этнография

Аннотация >>
Статья посвящена феномену символического обмена в традиционной свадебной практике тюрко-монгольских народов Центральной Азии (северных и южных алтайцев, хакасов, бурятов, якутов, казахов). В центре внимания автора - анализ практик ритуального использования женских украшений. Показано, что в ритуалах свадебного цикла тюрко-монгольских народов Центральной Азии женские украшения использовались в сложной системе обменов, маркируя установление отношений разного уровня - от личных отношений новобрачных до отношений между объединяющими семьями и родами. Брак в традиционном обществе рассматривался как ритуал общественного значения, поэтому в нем участвовали родственники из обоих родов, обмениваясь дарами, в том числе украшениями. В ритуальных действиях использовались все составные элементы традиционного женского комплекта украшений - серьги, накосные и нагрудные украшения, кольца, браслеты, пояса, а также бусины и серебряные монеты. Свадебные дары невесте рассматривались не только как выкуп за нее, они также обозначали ее переход в следующую социально-возрастную группу. Прослеживается семантическая нагруженность украшений при ритуальном обмене: серьги были связаны с образом невесты и замужней женщины; перстни и накосные украшения символизировали объединение двух родов; кольца и бусины - будущих детей; серебро, из которого изготавливались украшения, отражало пожелания благополучного брака. Кроме того, отмечено, что дополнительно украшения несли благопожелательные, охранительные и репродуктивные смыслы, были воплощением женской красоты, здоровья и благополучия. В ходе свадебных церемоний в обмене украшениями принимали участие не только новобрачные и их родственники, но и все гости, которые также могли приобщиться к счастью и плодородию новой семьи. Особенно активно в этих действиях участвовали молодые незамужние девушки, таким образом воспринимая «репродуктивную» магию украшений. В статье делается вывод, что процесс подношения украшений в традиционной свадебной практике тюрко-монгольских народов Центральной Азии является частью взаимных одариваний двух родов, объединяющихся в новой семье; он сопровождает и символизирует основной обмен - передачу невесты из рода в род.


14.
СОВРЕМЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ ТАТАР КАЗАХСТАНА: ФУНУЦИИ, СПЕЦИФИКА И ТРАНСФОРМАЦИЯ

З.А. Махмутов1, Г.Ш. Файзуллина2
1Институт истории Академии наук Республики Татарстан (ИИ АН РТ, Россия, 420061, Казань, Кремль, подъезд 5
zufar@inbox.ru
2Общественный фонд «Almadeniet», Казахстан, 050043, Алматы, микрорайон Орбита-1, 10-38
galiaf2@yandex.kz
Ключевые слова: татарское население Казахстана, культура пищи, традиции и новации, этническая идентичность, миграции, маркеры идентичности
Страницы: 55-59
Подраздел: Этнография

Аннотация >>
Настоящая статья посвящена характеристике современной кухни татар Казахстана. По данным Общеказахстанской переписи 2009 г., в республике проживают 204 229 татар. Авторы подчеркивают, что современное татарское сообщество Казахстана представляет собой конгломерат различных групп, образовавшийся в результате интенсивных процессов миграции. В 1950-1960-е гг. на юге и юго-востоке Казахстана сформировалась группа так называемых «китайских» татар, репатриированных в 1950-е гг. в Советский Союз из Китайской Народной Республики. В годы Гражданской войны татары покинули Россию и, прожив в Китае более 30 лет, по их собственному мнению, приобрели особую идентичность и ряд культурных отличий, проявляющихся в том числе в области кулинарии. На примере кулинарных традиций и новаций авторы статьи выявляют основные тенденции этнокультурного развития одного из этнических меньшинств республики. Особое внимание уделяется инокультурным заимствованиям. В ходе исследования делается попытка определить важнейшие функции этнической кухни в полиэтничном сообществе Казахстана начала XXI в. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что в целом современная кухня татар Казахстана является результатом их адаптации к различным природным условиям и этнокультурной ситуации в республике. Адаптация определяла вариативность различных блюд татарского населения по сравнению с традициями основного этнического массива. На специфику пищи татар Казахстана оказывают большое влияние соседствующие культуры. При всех инновациях кулинария татар Казахстана остается наиболее устойчивой сферой культуры. Особенности традиционной пищи часто воспринимаются как маркеры этнической, локальной и религиозной идентичности.


15.
ИСТОРИЯ И ФОЛЬКЛОР В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ АЛТАЯ 1930-х гг

И.В. Октябрьская, Е.В. Самушкина
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
siem405@yandex.ru
Ключевые слова: Алтай, этничность, модернизация, образы прошлого, этнонациональный дискурс, культурная память, фольклор, советская национальная политика
Страницы: 59-64
Подраздел: Этнография

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме формирования этнонациональной идентичности автохтонного населения Алтая. На материалах центральной и региональной прессы, архивных и фольклорных источников анализируется советский этнополитический дискурс. Рассматривается процесс формирования коллективной памяти и структурирования самосознания алтайского народа в ходе советского строительства. Особое внимание уделяется фольклорным текстам, трактующим революционные события и социально-политические преобразования в крае. На основе анализа советского этнополитического дискурса выделяются следующие идеологемы: мотив жертвы, колонизационная парадигма в отношениях автохтонного тюркоязычного населения с Российским государством, акцент на классовом расслоении внутри этнической группы, критика родового строя алтайцев и традиционных форм хозяйствования, образ семьи, дружба советских народов, конструирование образа политического лидера с использованием фольклорных мотивов. Делается вывод о том, что в официальной прессе 1930-х гг. конституируется разрыв с этническим прошлым, традициями, традиционными социальными институтами. Важнейшей функцией советской соционормативной культуры становится сплочение людей на социально-классовой основе. Показано изменение культурной парадигмы: ставка делается на «нового» человека, не связанного с прошлым, устремленного в будущее и, по сути, лишенного этнических корней. Одной из центральных категорий, используемых для описания периода революции и Гражданской войны, становится трудящийся народ. На первый план при рассмотрении различных сфер жизни выходит представление о преобразующей деятельности, в том числе в области фольклора и истории. Происходит конструирование новой реальности, в том числе и образов прошлого.


16.
ОБРАЗ ДРЕВНИХ МОГИЛЬНИКОВ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ХАКАСОВ (конец XIX-XX в.)

В.А. Бурнаков1,2
1Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
venariy@ngs.ru
2Новосибирский государственный университет (НГУ), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2
Ключевые слова: хакасы, традиция, мифы, фольклор, обряды, предки, курганы
Страницы: 64-68
Подраздел: Этнография

Аннотация >>
В статье на основе архивных, фольклорных и литературных сведений рассматривается комплекс традиционных мифологических представлений хакасов о таких историко-культурных памятниках, как курганы. Хакасия - территория с древнейшей и самобытной историей. В течение тысячелетий эта земля была одним из значимых культурных центров Евразии. В наши дни его историческое достояние представлено множеством разнообразных курганов, повсеместно встречаемых на обширных лесостепных пространствах. Важнейшим, структурообразующим элементом этих древнейших могильных сооружений выступает камень. Он является естественной и неотъемлемой частью окружающей природы. Общедоступность и специфические свойства камня способствовали тому, что он закономерным образом вошел в жизнь, быт и культуру народа. С помощью камня и в его обработке реализовывался творческий, интеллектуальный потенциал человека. Камень и его образ в мировоззрении хакасов наделяется широким семантическим полем. Он в качестве отражения состояний человеческой жизни сопутствовал человеку от рождения и до смерти. Считалось, что камень неотделим от самого бытия человека. Верили, что от него зависит рождение новых человеческих жизней, а конец жизни и по сию пору отмечается могильным камнем. Камень нередко выступает в качестве распространенного магического предмета. В хакасской культуре он воспринимается в качестве сакрального объекта - воплощения и транслятора священных сил природы. С камнем был связан комплекс архаических представлений, касающихся культа гор, духов-хозяев местности и почитания предков. Верили, что покровительство каменных божеств обеспечивало плодородие, процветание и успех в жизнедеятельности людей, проживавших на территории их локализации. В связи с этим люди обожествляли как сам камень, так и место, где он располагался, поклоняясь всему сакрализованному пространству. В мифологическом сознании хакасов отмечается устойчивое сопоставление курганов с образами их легендарных предков. Эти археологические объекты выступают в качестве неотъемлемой части этнокультурного ландшафта и одного из ярких этнокультурных символов хакасов.


17.
В«НАРОД САМ ПОРУЧИТ ДЕЛО СВОЕЙ РЕФОРМЫ ЛЮДЯМ, КОТОРЫМ ОН ВЕРИТ»: РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА О ВЫБОРАХ В I ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Л.В. Котович
Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), Россия, 630126, Новосибирск-126, ул. Вилюйская, 28
Lida.Kotovich@yandex.ru
Ключевые слова: еженедельный иллюстрированный журнал, ежедневная газета, общественные настроения, выборы в I Государственную думу
Страницы: 69-71
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ

Аннотация >>
Тематика статьи находится на пересечении проблемных полей истории журналистики и социокультурной истории. В статье рассматривается, как журнал «Сибирские отголоски» и газета «Почта и телеграф» освещали вопросы, связанные с подготовкой к выборам и началом деятельности I Государственной думы. «Сибирские отголоски» - еженедельный иллюстрированный политический, общественный и литературный журнал, выходивший в г. Томске (1906-1907 гг.). «Почта и телеграф» (1906 г.) - первая газета в Минусинском уезде Енисейской губернии. Автор подчеркивает, что журнал «Сибирские отголоски» по форме представления материалов читателям был весьма близок газете, особенно при обсуждении актуальных для современников общественно-политических вопросов. Эти издания сближала и позиция их редакторов-издателей В.А. Долгорукова и В.В. Федорова. В статье анализируется корреспонденция из газеты и журнала, посвященная Государственной думе, что позволяет проследить позицию избирателей и властей. Корреспонденции этих изданий свидетельствуют о внимании сибирского общества к Государственной думе, к участию крестьян в предвыборной кампании, подтверждая, что в начале XX в. периодика превратилась в мощный рупор настроений самых широких масс.


18.
КОММЕМОРАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАССОВЫХ ПОХОРОН ЖЕРТВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ГУБЕРНСКИХ ГОРОДАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Е.И. Красильникова
Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Россия, 630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56/1-53
katrina97@yandex.ru
Ключевые слова: Западная Сибирь, губернский город, политическая культура, коллективная память, похороны, политика памяти
Страницы: 71-75
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ

Аннотация >>
Цель статьи состоит в характеристике массовых похорон «жертв колчаковщины» в губернских городах Западной Сибири (Омск, Новониколаевск, Томск и Барнаул) как коммемораций - способов формирования коллективной памяти сибиряков о недавно завершившейся Гражданской войне. Исследование расширяет представление о советской исторической политике, о тенденциях формирования коллективной памяти россиян в первой трети ХХ в. и о культуре памяти этого периода. Похороны, как и другие коммеморации, служили власти для сознательной передачи современникам и потомкам мировоззренчески значимой информации с помощью увековечивания памяти об определенных лицах и событиях. Автор выявляет истоки ритуала похорон жертв Гражданской войны, среди которых выделяет христианские традиции, похоронные практики парижских коммунаров, литературные похороны России ХIХ в. Подчеркнуто, что по форме эти обряды напоминали традиционные православные похороны членов царской семьи Романовых, политических и других деятелей. Однако на таких похоронах использовалась атрибутика, имеющая революционное значение. При этом некоторые традиционные элемента ритуала подменялись элементами, характерными для «красных похорон»: использовались не иконы, а красные знамена и транспаранты, вместо религиозной панихиды устраивался гражданский митинг, вместо молитв звучали революционные песни. Автор также уделяет внимание эмоциональному фону этих похорон, проблеме моральных чувств, которые, по мнению большевиков, должны были испытывать обыватели. В статье объясняется идеологическое значение ритуала «красных похорон», их роль в осуществлении большевистской политики памяти, которая предполагала определенное видение событий Гражданской войны. Автор приходит к заключению о том, что похороны были нацелены на дискредитацию режима А.В. Колчака в общественном мнении жителей Сибири начала 1920-х гг., преувеличение героизма людей, погибших по вине «колчаковцев», на политическую социализацию населения и легитимацию власти.


19.
ОБ ИТОГАХ ПОЕЗДКИ ДЕЛЕГАЦИИ ЦЕНТРОСОЮЗА В ГЕРМАНИЮ В 1928 г.

А.А. Николаев
Институт истории Сибирского отделения Российской Академии наук (ИИ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8
agronicol@gmail.com
Ключевые слова: Центросоюз, Закупсбыт, кооперативная торговля, германская кооперация, кооперативное управление
Страницы: 75-81
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ

Аннотация >>
В статье впервые публикуются выдержки из докладной записки члена правления Центросоюза К.Г. Петунина по использованию опыта германской кооперации в организации советской торговли и совершенствованию системы кооперативного управления. Записка была подготовлена по итогам заграничной поездки делегации Центросоюза, посетившей Германию в 1928 г. Ее подлинник, датированный 4 апреля 1929 г., хранится в Российском государственном архиве экономики в ф. 484 Центросоюза. К.Г. Петунин, возглавлявший делегацию, являлся талантливым организатором кооперативной торговли, он начал свою управленческую карьеру в Сибирском союзе кооперативных союзов - Закупсбыте еще в дореволюционные годы. В 1920-е гг. занимал руководящие должности в Центросоюзе. Его предложения сводились к совершенствованию техники организации торговли в плане приспособления к запросам потребителя, использованию немецких принципов и методов кооперативного управления и модернизации системы подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на освоение практических навыков работы в процессе обучения. Особое значение в записке уделялось укреплению материально-технической базы и ее профилированию для решения целей и задач потребительской кооперации, разделению функций в органах управления, строгой регламентации порядка принятия и исполнения решений, сочетанию принципов самостоятельности и ответственности сотрудников в пределах своих функций.


20.
ПРОЕКТЫ КОЛОНИЗАЦИИ СИБИРИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1920-Х ГГ.: ВЫБОР ВЕКТОРА

В.А. Ильиных
Институт истории Сибирского отделения Российской Академии наук (ИИ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8
agro_iwa@mail.ru
Ключевые слова: колонизация, переселение, аграрно-промысловое освоение, планирование, сельское хозяйство, крестьянство, землеустройство, нэп, коллективизация, Сибирь
Страницы: 81-86
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ

Аннотация >>
В статье анализируются подготовленные в Сибири во второй половине 1920-х гг. проекты организации аграрного переселения и колонизации региона: Перспективный план развития сельского хозяйства Сибирского края 1926 г., Генеральный плана колонизации Сибирского края 1927 г., Пятилетний план развития переселенческого дела в Сибири 1928 г., Пятилетний план переселенческих работ в Сибирском крае 1929 г. Составители этих проектов 1926-1927 гг., рассчитанных на длительную перспективу, исходили из тезиса об исчерпании колонизационного потенциала южных степных и лесостепных районов Сибири. Основной территорией размещения прибывающих в регион переселенцев определялась южная часть таежной зоны. Освоение таежных пространств предполагалось осуществлять методом последовательного продвижения из районов, прилегающих к путям сообщения, во все более отдаленные массивы. Хозяйство крестьян-переселенцев приобретало преимущественно лесопромысловый и скотоводческий характер. Пятилетние переселенческие планы конца 1920-х гг. составлялись в условиях форсирования темпов индустриализации и коллективизации. Количественные параметры переселенческого движения увеличивались. Аграрное переселение увязывалось с новым промышленным и железнодорожным строительством. Основные миграционные потоки концентрировались в районах реализации крупных промышленных и транспортных проектов. Переселенцы должны были создать для новых индустриальных центров надежную продовольственную базу, а также обеспечить их дополнительными трудовыми ресурсами. Переселение крестьян-единоличников сворачивалось. Основной организационно-производственной структурой переселенческого хозяйства становились колхозы. Под аграрную колонизацию надлежало использовать не только земли в таежных районах, но и излишки сельскохозяйственных угодий, изъятые у старожильческого населения в обжитой зоне региона. Значительные массивы колонизационного фонда отводились под организацию совхозов.


21.
В«ЗНАТНЫЕ ЛЮДИ»: БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПЕРЕДОВЫХ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СЕРЕДИНЕ 1930-х гг.

В.В. Введенский
Институт истории Сибирского отделения Российской Академии наук (ИИ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8
vvedenskiyv@yandex.ru
Ключевые слова: история повседневности, советский быт, материально-бытовое положение, профсоюз, ударники, стахановцы
Страницы: 86-90
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ

Аннотация >>
В статье представлена картина материально-бытового положения лучших работников промышленных предприятий Западной Сибири середины 1930-х гг. Для реконструкции использованы результаты обследований профсоюзными комиссиями условий жизни стахановцев, ударников, отличников производства, а также обозначен эталон благосостояния рабочего, зафиксированный в журнальной статье. Анализ идеального образца, представленного в настоящей журнальной статье, позволил выявить основные составляющие пропагандируемого материального и духовного облика образцового советского рабочего. Было установлено, что замыслом автора являлась демонстрация взаимосвязи уровня благосостояния семьи рабочего-ударника с его активной производственной и общественной деятельностью. Данная демонстрация имела сугубо прикладной характер. Широкое освещение в периодической печати таких положительных примеров играло важную роль в мотивировании советских трудящихся к увеличению интенсивности производственной деятельности. Кроме того, был проведен анализ результатов обследования материально-бытового положения семей лучших рабочих. В итоге выявлены различия в уровне благосостояния работников разных промышленных предприятий, установлены причины этих различий. На основе сопоставления идеального образца с результатами обследований фактического положения лучших работников был реконструирован образ материально-бытового положения работника, воспринимавшийся в то время в качестве допустимой нормы, выявлены необходимые составляющие допустимого материально-бытового уровня, а также компоненты, свидетельствовавшие о более высоком статусе их владельца в рабочей иерархии.


22.
ВЛИЯНИЕ АГРАРНОЙ В«ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ» СЕРЕДИНЫ 1950-х гг. НА ВНУТРИКОЛХОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

С.Н. Андреенков
Институт истории Сибирского отделения Российской Академии наук (ИИ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8
Andreenkov_sn@mail.ru
Ключевые слова: колхозы, аграрная политика, Н.С. Хрущев, Сибирь, трудовая дисциплина, сельское хозяйство
Страницы: 90-93
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ

Аннотация >>
Обращение к данной теме обусловлено стремлением автора понять природу советского аграрного строя, выявить его преимущества и недостатки, что представляется крайне важным для осмысления вопросов развития сельского хозяйства нашей страны в настоящее время. В середине XX в. базовой организационной формой сельского хозяйства СССР являлись колхозы. Первое постсталинское десятилетие стало для них временем ощутимых перемен, сопряженных с проведением мер по ускорению темпов аграрного развития. По мнению руководителей, возглавивших страну после смерти И.В. Сталина, одним из ключевых факторов, сдерживавших развитие отрасли, являлась слабая заинтересованность колхозников в труде на общественных полях и фермах, обусловленная репрессивной политикой, несвободой и низкой доходностью хозяйств. Решая вопрос о том, как без применения репрессий заставить селян работать в колхозах более результативно, глава государства Н.С. Хрущев попытался опереться сразу на два противоположных друг другу источника трудовой энергии - материальный интерес и патриотический энтузиазм. Приводимая в статье конкретно-историческая информация, почерпнутая из архивов и библиотек Западной Сибири, позволяет говорить о том, что ни тот, ни другой рычаг не позволил поднять колхозное хозяйство на необходимый уровень. Вследствие аграрной «десталинизации» важнейшие функции колхозной системы - мобилизация крестьян на труд во имя общенародных интересов и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении доходов - перестали осуществляться в полной мере. Трудовая дисциплина в колхозах стала снижаться, налицо были все признаки демобилизации коллективного хозяйства. При этом направленные из города в деревню руководители, призванные вдохновить крестьян на высокорезультативный труд, полностью свою миссию не выполнили. К управленческой деятельности глав хозяйств у региональных властей появлялось немало претензий, в том числе связанных с нерациональным расходованием средств из фондов оплаты труда.


23.
КАМПАНИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В КОЛХОЗАХ И СОВХОЗАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1970-х - НАЧАЛЕ 1980-х гг

Д.С. Орлов
Алтайская государственная Академия образования (АГАО), Россия, 65933, Бийск, ул. Короленко, 33
orlovd2010@mail.ru
Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная политика, административно-командная система, партийные и хозяйственные органы, колхозы, совхозы, ограничение внутрихозяйственного потребления, продовольственный дефицит, государственные закупки, Западная Сибирь
Страницы: 94-97
Подраздел: СООБЩЕНИЯ

Аннотация >>
В статье на материалах Западной Сибири анализируются причины, ход и итоги кампании по ограничению внутреннего потребления продуктов питания в колхозах и совхозах в середине 1970-х - начале 1980-х гг. Замедление темпов развития в 1970-е гг. и кризис аграрного сектора в начале 1980-х гг. привели к возникновению продовольственного дефицита. В сложившихся условиях сельхозпредприятия увеличили и натуральные выдачи, и продажу продуктов сотрудникам, что вызвало значительное превышение установленных лимитов. Согласно действовавшим нормам, плановые органы устанавливали объем продовольственных ресурсов, который мог быть использован на внутренние нужды. Нарушение нормативов побудило партийные и хозяйственные органы, для поддержания необходимого продовольственного баланса ужесточать меры административного характера с целью ограничения внутрихозяйственного потребления и сохранения объемов государственных закупок. Автор делает вывод о том, что данная кампания была одним из показательных примеров функционирования административно-командной системы управления сельским хозяйством. Проведение этой кампании осуществлялось путем административного нажима на руководителей хозяйств через привлечение их к партийной и материальной ответственности, лимитирование сельхозпродукции, отпускаемой на внутрихозяйственные нужды и общественное питание, организацию проверок со стороны контролирующих организаций. Вместо стимулирования производства растениеводческой и животноводческой продукции деятельность партийных и хозяйственных органов была направлена на организацию контроля над соблюдением нормативов расходования произведенной продукции в колхозах и совхозах.


24.
ДОСУГ ГОРОЖАН В 1964-1985 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ТЮМЕНИ)

Д.А. Фёдорова
Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Россия, 625000, Тюмень, ул. Семакова,8
shineamber@mail.ru
Ключевые слова: городская повседневность, культурно-досуговая среда, досуговая деятельность, досуговые практики, индивидуализация сознания, образ жизни
Страницы: 97-100
Подраздел: СООБЩЕНИЯ

Аннотация >>
Цель статьи - в рамках антропологически-ориентированного подхода исследовать процесс эволюции городского социума на примере изучения досуговых практик тюменцев в 1964-1985 гг. Работа основана на архивных источниках, материалах статистики, периодической печати, а также воспоминаниях. Анализ развития досуга тюменцев показал, что в изучаемый период происходит изменение круга любительских занятий, повышается интерес тюменцев к средствам массовой информации, а также расширяются возможности совершать путешествия. Кроме того, в 1964-1985 гг. жителям Тюмени были свойственны особенности восприятия городской сферы досуга, зачастую связанные с явлениями провинциализма в Тюмени и недостаточным развитием культурно-досуговой среды. Автор приходит к выводу о расширении диапазона досуговой деятельности жителей Тюмени, обусловленных важными изменениями в социально-экономической сфере: увеличивается продолжительность свободного времени населения, растут его благосостояние, образовательный уровень, улучшается материальная база учреждений культуры. Досуг тюменцев был неразрывно связан с изменениями в массовом сознании, которое складывалось на почве новых сравнительных ассоциаций и ускоренного развития города как крупного административного и интеллектуального центра Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. В этих условиях начинает формироваться новый тип личности, потенциально способной овладеть многообразием мира, включиться в сложную систему общественных связей.


25.
СОРОК ЛЕТ В«СИБИРСКОЙ ССЫЛКЕ»

А.А. Иванов
Иркутский государственный университет, Россия, 664003, Иркутск, ул. К. Маркса, 1, каб. 410
ottisk@irmail.ru
Ключевые слова: историография, сборник научных статей, Сибирь, политическая и уголовная ссылка, Иркутский университет, сибирское общество
Страницы: 100-103
Подраздел: СООБЩЕНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена историографическому анализу иркутского сборника научных статей «Сибирская ссылка», отметившего в 2013 г. 40-летний юбилей. В советскую эпоху издание имело название «Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. - февраль 1917 г.)» и было предназначено для публикации исследований, раскрывавших историю пребывания в регионе ссыльных, в основном социал-демократического направления (в первую очередь большевиков), их нелегальной деятельности среди местных рабочих и интеллигенции. С 1973 по 1991 г. на страницах 12 выпусков были подвергнуты анализу самые различные стороны истории этого явления: здесь плодотворно изучалась ссылка первой половины и середины ХIX в. - А.Н. Радищев и декабристы, петрашевцы и Н.Г. Чернышевский. Значительное место было отведено народникам: анализировалась их научная деятельность, участие в изучении истории коренных народов Сибири, в географических экспедициях, организации музеев, обучении детей и взрослого населения. С 2000 г. издано семь выпусков обновленного сборника под названием «Сибирская ссылка». Изучение темы обрело иные направления, стало исследоваться комплексно, на стыке нескольких наук, в качестве проявления охранительной, карательной и пенитенциарной политики Российского государства в Сибири, как важнейшая особенность хозяйственного, социокультурного и политического развития региона в XVII-XX вв. Такой подход позволил исследователям не замыкаться в рамках отдельных временных границ и периодов, а последовательно и глубоко изучать проблемы и явления. На основе анализа содержания статей и основных направлений «старого» и «нового» сборника обосновывается положение о том, что Иркутск, наряду с Новосибирском и Томском, является подлинным региональным центром изучения проблем политической и уголовной ссылки, издание выполняет важную объединяющую и координирующую роль для специалистов из различных областей Сибири и Дальнего Востока, а разработка самой темы, несмотря на многолетние исследования, далека от своего завершения.