Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2014 год, номер 2

КОММЕМОРАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАССОВЫХ ПОХОРОН ЖЕРТВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ГУБЕРНСКИХ ГОРОДАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Е.И. Красильникова
Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Россия, 630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56/1-53
katrina97@yandex.ru
Ключевые слова: Западная Сибирь, губернский город, политическая культура, коллективная память, похороны, политика памяти
Страницы: 71-75
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ

Аннотация

Цель статьи состоит в характеристике массовых похорон «жертв колчаковщины» в губернских городах Западной Сибири (Омск, Новониколаевск, Томск и Барнаул) как коммемораций - способов формирования коллективной памяти сибиряков о недавно завершившейся Гражданской войне. Исследование расширяет представление о советской исторической политике, о тенденциях формирования коллективной памяти россиян в первой трети ХХ в. и о культуре памяти этого периода. Похороны, как и другие коммеморации, служили власти для сознательной передачи современникам и потомкам мировоззренчески значимой информации с помощью увековечивания памяти об определенных лицах и событиях. Автор выявляет истоки ритуала похорон жертв Гражданской войны, среди которых выделяет христианские традиции, похоронные практики парижских коммунаров, литературные похороны России ХIХ в. Подчеркнуто, что по форме эти обряды напоминали традиционные православные похороны членов царской семьи Романовых, политических и других деятелей. Однако на таких похоронах использовалась атрибутика, имеющая революционное значение. При этом некоторые традиционные элемента ритуала подменялись элементами, характерными для «красных похорон»: использовались не иконы, а красные знамена и транспаранты, вместо религиозной панихиды устраивался гражданский митинг, вместо молитв звучали революционные песни. Автор также уделяет внимание эмоциональному фону этих похорон, проблеме моральных чувств, которые, по мнению большевиков, должны были испытывать обыватели. В статье объясняется идеологическое значение ритуала «красных похорон», их роль в осуществлении большевистской политики памяти, которая предполагала определенное видение событий Гражданской войны. Автор приходит к заключению о том, что похороны были нацелены на дискредитацию режима А.В. Колчака в общественном мнении жителей Сибири начала 1920-х гг., преувеличение героизма людей, погибших по вине «колчаковцев», на политическую социализацию населения и легитимацию власти.