Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2014 год, номер 2

УКРАШЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОМ СВАДЕБНОМ ДАРООБМЕНЕ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

М.В. Москвина
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИАЭТ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, проспект Акад. Лаврентьева, 17
marg.moskvina@gmail.ru
Ключевые слова: женские украшения, Центральная Азия, символический дарообмен, свадьба, ритуал
Страницы: 51-54
Подраздел: Этнография

Аннотация

Статья посвящена феномену символического обмена в традиционной свадебной практике тюрко-монгольских народов Центральной Азии (северных и южных алтайцев, хакасов, бурятов, якутов, казахов). В центре внимания автора - анализ практик ритуального использования женских украшений. Показано, что в ритуалах свадебного цикла тюрко-монгольских народов Центральной Азии женские украшения использовались в сложной системе обменов, маркируя установление отношений разного уровня - от личных отношений новобрачных до отношений между объединяющими семьями и родами. Брак в традиционном обществе рассматривался как ритуал общественного значения, поэтому в нем участвовали родственники из обоих родов, обмениваясь дарами, в том числе украшениями. В ритуальных действиях использовались все составные элементы традиционного женского комплекта украшений - серьги, накосные и нагрудные украшения, кольца, браслеты, пояса, а также бусины и серебряные монеты. Свадебные дары невесте рассматривались не только как выкуп за нее, они также обозначали ее переход в следующую социально-возрастную группу. Прослеживается семантическая нагруженность украшений при ритуальном обмене: серьги были связаны с образом невесты и замужней женщины; перстни и накосные украшения символизировали объединение двух родов; кольца и бусины - будущих детей; серебро, из которого изготавливались украшения, отражало пожелания благополучного брака. Кроме того, отмечено, что дополнительно украшения несли благопожелательные, охранительные и репродуктивные смыслы, были воплощением женской красоты, здоровья и благополучия. В ходе свадебных церемоний в обмене украшениями принимали участие не только новобрачные и их родственники, но и все гости, которые также могли приобщиться к счастью и плодородию новой семьи. Особенно активно в этих действиях участвовали молодые незамужние девушки, таким образом воспринимая «репродуктивную» магию украшений. В статье делается вывод, что процесс подношения украшений в традиционной свадебной практике тюрко-монгольских народов Центральной Азии является частью взаимных одариваний двух родов, объединяющихся в новой семье; он сопровождает и символизирует основной обмен - передачу невесты из рода в род.