Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2014 год, номер 2

КАТЕГОРИЯ ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ХАКАСОВ

Л.В. Горбатов
муниципальный музей «Хуртуях-Тас», Россия, 655711, Республика Хакасия, Аскизский район, ул. Анхаков
gorbatovl@mail.ru
Ключевые слова: хакасы, народная медицина, лечебные методы, лекарственные и магические средства
Страницы: 48-51
Подраздел: Этнография

Аннотация

Статья посвящена характеристике практик врачевания в хакасской народной медицине. Первые заметки о традиционных практиках врачевания хакасов появились в XIX - начале ХХ в. Системного описания традиций врачевания у хакасов не предпринималось, между тем эта категория сакральных лиц занимала значимое место в мифоритуальных и лечебных практиках хакасов. Статья основана на полевых, ранее не публиковавшихся материалах. Даны классификация и характеристика основных категорий врачевателей в традиционной культуре хакасов. В хакасском языке слово имчi (имчiл) - «знахарь, врачеватель, целитель», происходит от слова им - «лекарство». На основе полевых материалов автор делает вывод, что традиционно знахари, в отличие от шаманов, не проходили через «шаманскую болезнь» и не получали «посвящения» от горных духов. Однако иногда знахарей открывали шаманы и представляли их горным духам. Знахарство было наследуемым занятием, предполагавшим посвящение. Перед началом лечения обязательно обращались к духам предков. Среди хакасов известны различные категории знахарей: знатоки лекарственных трав и лечебных снадобий; повитухи; специалисты, вправлявшие животы; вправлявшие кости; заговаривавшие ячмень на глазах; люди, лечившие поглаживанием и теплом своих рук, и др. Автор воссоздает личные истории наиболее известных знахарей Хакасии. Приводит описания их инструментария и методов диагностики и лечения. Большое место в статье занимает описание традиционных лечебных практик хакасов, в которых сочетались рациональные и магические аспекты. Автор приходит к выводу, что в современной Хакасии в контексте последних общественных трансформаций происходят редукция и упрощение обрядов и лечебных действий.