Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2011 год, номер 3

1.
ОБРАЗОВАНИЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

А.Т. Стадник
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
direczia@rambler.ru
Ключевые слова: образование, специалист, образовательная политика, наука
Страницы: 5-11
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье подробно рассматриваются такие положения нового федерального закона «Об образовании», как разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти, а также участие органов местного самоуправления, обсуждаются новые категории образовательных учреждений, условия для научной деятельности в вузах, проблемы финансирования. Предлагается конкретизация некоторых статей закона «Об образовании».


2.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Цепелева
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
tam.cepelevanv@mail.ru
Ключевые слова: сциентизм, гуманизм, всеединство, цельное знание, аксиология, теономизм
Страницы: 11-16
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема аксиологических оснований образования. Подчеркивается плодотворность обращения к философии всеединства, которая может стать духовно-ценностным основанием концепции образования. В статье отражены наиболее актуальные идеи Н. О. Лосского (как яркого представителя философии всеединства) в русле обозначенной проблемы.


3.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Н.В. Кулипанова1, Е.В. Ушакова2, Н.П. Орлова3, Н.В. Наливайко4, В.И. Паршиков5
1Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, Барнаул
2Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул
foaushakova@bk.ru
3Бийский филиал Алтайского государственного университета, Барнаул
4Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
nnalivaiko@mail.ru
5Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
idpo@ngs.ru
Ключевые слова: потребностная идея, преобразование общественной идеи, политико-правовой фильтр, закон
Страницы: 16-25
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье представлен социально-философский анализ закономерностей развития общественных идей, возникающих на основе жизненных потребностей населения страны, обозначенных как потребностные идеи. Обосновывается, что потребностные идеи проходят стадии становления, концептуализации, политико-правовой переработки и включения в законодательную базу государства. Но на стадии политико-правовой фильтрации идеи могут значительно видоизменяться, а законы – принимать разнообразные формы. Применительно к проблемам образования важно определить, как видоизменяется образовательная потребностная идея в процессе ее концептуализации и политико-правовой переработки с целью создания закона об образовании, а также понять какие последствия в обществе может иметь внедрение той или иной конкретной формы такого закона.


4.
ФИЛОСОФИЯ В ВУЗЕ ИЛИ О ПОДМЕНЕ ФИЛОСОФИИ ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕМ

Н.А. Шлемова
Московский государственный городской педагогический университет, Москва
shlemovana@mail.ru
Ключевые слова: философский дискурс, философия как образ жизни, философия и идеология, критическое мышление и догмы, сознание, философский универсализм, кризис самоидентификации и самосознания, эйдология Платона
Страницы: 25-32
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Данная статья является продолжением дискуссии «как преподавать философию в вузе», прошедшей на общеуниверситетской кафедре философии МГПУ (июнь, 2009 г.). Статья посвящена проблемам кризиса университетского образования в России, места философии в нем (равно как и всей гуманитарной составляющей), подмены философии философоведением. Автор видит пути выхода из данного кризиса в том числе в возрождении и развитии платонического дискурса: эйдология Платона – универсальный путь к самосознанию индивида и государства.


5.
КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТОЯНИЕ И КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
2560380@ngs.ru
Ключевые слова: кризис образования, образовательное пространство, парадигма традиционного образования, субъект образования, электронное образовательное пространство, государственная политика в области образования
Страницы: 32-40
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье предпринят анализ кризисного состояния образования в условиях информатизации общества. По мнению автора, действительным основанием кризиса является изменение парадигмальных установок традиционного образования. Основными детерминантами изменения автор считает не только формирование новых парадигмальных установок, но и несоответствие в темпах развития основных элементов образовательного пространства: источника информации, приемника информации и передающей среды как совокупности коммуникационно-информационных взаимодействий. Изменение парадигмальных установок напрямую связано с изменением субъектов образования, основными из которых автор считает государство, гражданское общество и личность. Важным фактором, определяющим развитие кризиса, является также изменение архитектуры образовательного пространства, которое связывается автором с возникновением нового его типа – электронного образовательного пространства.


6.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 83-ФЗ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Б.Л. Рудник1,2
1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
rudnik@hse.ru
2Институт управления государственными ресурсами Национального исследовательского университета
Ключевые слова: казенные учреждения, бюджетные учреждения, автономные учреждения, финансирование в образовании, Федеральный закон № 83-ФЗ, профессиональное образование, реформа государственного сектора, учреждения профессионального образования, реформа бюджетного сектора
Страницы: 41-48
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В стране проводится реформа сектора государственных и муниципальных учреждений, предусматривающая переход к трем типам учреждений – казенным, автономным и бюджетным. Указанная реформа осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В статье рассматриваются основные положения реформы, особенности ее реализации в учреждениях профессионального образования.


7.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

В.Н. Чижов1, В.В. Чегодаев1, Н.В. Чижов2
1Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК, Барнаул
aipk-apk@intelbi.ru
2Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул
agau@asau.ru
Ключевые слова: сельхозорганизация, эффективность, руководитель, повышение квалификации, мотивация, система профессионального сопровождения, база данных, обучение, курсы
Страницы: 48-52
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье обосновывается необходимость создания и практической реализации системы профессионального сопровождения руководителей сельхозорганизаций, которая может послужить рычагом для повышения эффективности аграрного производства. Приведены первые шаги в реализации системы, описано создание базы данных о руководителях и поэтапное вовлечение их в индивидуальное профессиональное сопровождение, а также рассмотрены подходы к оценке эффективности разрабатываемой системы.


8.
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

А.Ю. Малышев
Сибирская академия государственной службы, Новосибирск
Alex1952@ngs.ru
Ключевые слова: политика образования, модернизация, целеполагание, инновации, параметры эффективности
Страницы: 53-59
Подраздел: РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Образовательная реформа может быть успешной лишь при наличии модернизационного целеполагания, приведения данного социального института к состоянию, наиболее адекватному миропорядку. Для решения этой задачи необходимо объективно ответить на ряд вопросов: каковы функции и цели образовательной системы, какой инструментарий должен быть использован для достижения этих целей, каковы параметры эффективности образовательного процесса, как обеспечить кадровый потенциал реформации образования, и наконец, какова цена отказа от преодоления глобальных вызовов. В статье анализируются два основных подхода к образованию, качество содержания предлагаемых образовательных инноваций, влияние культурной среды на этот процесс и роль государства.


9.
О МЕХАНИЗМЕ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗОВ К КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЭКОНОМИКИ

Б.А. Мкртчян, А.А. Саркисян
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
fimida@nsau.edu.ru, sanusha_van@mail.ru
Ключевые слова: механизм адаптации, образовательная система, требования экономики, инновационное развитие, стабилизационные инновации, прогрессивные инновации
Страницы: 60-65
Подраздел: РАЗДЕЛ II. ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация >>
Рассмотрены основные причины, обусловливающие имеющееся сегодня несоответствие между качеством подготовки выпускников вузов и квалификационными требованиями современной экономики. Сформулированы важнейшие задачи стратегического характера, на решение которых должен быть направлен действенный механизм адаптации образовательной системы вузов к потребностям российского бизнеса и предпринимательства.


10.
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РОССИЙСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

В.И. Красиков
Кемеровский государственный университет, Кемерово
krasikov@kemcity.ru
Ключевые слова: американская система высшего образования, академическая среда, проблемы культурно-профессиональной адаптации российских интеллектуалов
Страницы: 66-73
Подраздел: РАЗДЕЛ II. ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация >>
В статье анализируется система высшего образования в США на ее основных уровнях, описывается структура американского университета и организация преподавания в нем, обозначаются основные проблемы, с которыми может столкнуться здесь российский интеллектуал. Главная тема статьи — формирование универсальной образовательной среды как объединения разных международных форматов образования. Работа представляет собой сочетание констативной и аналитической частей, в которой вклад автора представлен в экспликации проблем культурно-профессиональной адаптации российских преподавателей в американской образовательной среде.


11.
ВОСПИТАНИЕ – НЕОБХОДИМЫЙ АТРИБУТ УСПЕШНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Т.С. Косенко, С.В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
tany0879@mail.ru, kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: личность, воспитание, образование, государство, общество, индивидуальность, жизнедеятельность
Страницы: 73-79
Подраздел: РАЗДЕЛ II. ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация >>
Авторы отмечают, что процессу воспитания во все времена уделялось значительное внимание как одному из важнейших факторов успешного развития государства. Глубокие социокультурные изменения в общественном устройстве в обязательном порядке влекут за собой поиск новых подходов в системе воспитания. Воспитание, ориентированное в будущее, но оторванное от социализации личности, может привести к острому конфликту личности с условиями ее жизнедеятельности. В современных условиях воспитание должно является одним из факторов устойчивого развития общества и государства.


12.
ЧЕЛОВЕК НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)

Ю.Н. Москвич
Красноярский государственный педагогический университет им. И. П. Астафьева, Красноярск
KSPU@kspu.ru
Ключевые слова: глобализация, постчеловек, экономика, Новая реальность, инновация, интеллект
Страницы: 80-92
Подраздел: РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация >>
В статье раскрывается экономический образ будущего мира. Делается предположение, что экономическое развитие само по себе является самонастраивающейся системой. Глобальная финансовая активности оказалась вне какого-либо государственного и общественного контроля и мир приобретает новые черты и новые формы. Глобализация, по мнению автора, завершится и наступит иное постглобальное время, в котором главным действующим лицом истории будет постчеловек со своими ценностями, традициями, привычками и картиной мира.


13.
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ

А.В. Наливайко, В.И. Паршиков
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
nnalivaiko@mail.ru, idpo@ngs.ru
Ключевые слова: образование, воспитание, ценности, патриотизм, духовность
Страницы: 93-98
Подраздел: РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация >>
Проблема воспитания, становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. Процессы глобализации и информатизации в мире не прошли бесследно для культуры, вызвали социокультурный сдвиг. Авторы отмечают, что отечественному образованию нужно глубокое изучение русской культуры и, прежде всего русского языка, литературы, истории, живописи в целях укрепления национального культурного самосознания.


14.
HUMANITATIS STUDIIS В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСЧЕЗАЮЩАЯ МЕРА И ЦЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Н.С. Рыбаков
Псковский государственный педагогический университет им.С. М. Кирова, Псков
nik-rybakov@yandex.ru
Ключевые слова: возделывание души, мера человека, цельность человеческой природы, миссия гуманитарного образования
Страницы: 98-106
Подраздел: РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация >>
В данной статье речь идет о гуманитарных науках как инструменте возделывания души человека. Обращается внимание, что возделывание души предполагает знание того, что есть человек, каковы его мера и природа. Однако в разрезе исторического развития мера человека становится исчезающей, расплывается природа человека, повреждается его цельность. Поэтому в современных условиях возделывание души человека превращается в серьезную проблему, требующую обстоятельного и всестороннего осмысления.


15.
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Л.П. Загорулько
НВИ внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск
zalex82@list.ru
Ключевые слова: языковое образование, язык международного общения, диалог культур, глобализация
Страницы: 107-111
Подраздел: РАЗДЕЛ IV. ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
В статье рассматривается взаимозависимость проблем мирового развития и современной системы языкового образования. На современном этапе языковое образование формирует способность личности быть социально мобильной в обществе, свободно входить в открытое информационное пространство. Поскольку формирование человека происходит благодаря диалогу культур – родной и неродной, то процесс языкового образования должен осуществляться в диалоге двух миров – мира родной и мира неродной культуры.


16.
РОЛЬ СМЫСЛА ЗНАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУЯЗЫКУ

Н.П. Чупахин1, Н.Г. Заречнева2
1Томский государственный педагогический университет, Томск
chnp45@mail.ru
2Томский государственный университет, Томск
Ключевые слова: cмысл знания, потенциальные и актуальные возможности знания, обучение иностранному языку на неязыковых факультетах
Страницы: 111-114
Подраздел: РАЗДЕЛ IV. ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
Смысл в области знания иностранных языков выявляется как взаимно однозначное соответствие потребностей в таком знании и удовлетворяющих их актуальных возможностей. Знание как потенциальная возможность становится истинным только в результате актуализации его потенциала. Знание иностранного языка у студентов неязыковых специальностей носит в основном потенциальный характер. Для удовлетворения потребности в истинном знании языка необходимо ввести в обучение новые актуализирующие возможности.