Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Rambler's Top100

Поиск по журналу

Философия образования

2008 год, номер 4

1.
ОБ ОНТОЛОГИИ ТЕХНОПАРКОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

М. И. Ананич1, Б. О. Майер2, Г. А. Сапожников3
1 Департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, anmi@obladm.nso.ru
2 Новосибирский государственный педагогический университет, maierbo@gmail.com
3 Департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, felva@obladm.nso.ru
Ключевые слова: идеология, информационное общество, общество знания, технопарк, инновации, Новосибирская область, экономика, основанная на знаниях
Страницы: 5-20

Аннотация >>
Анализируется онтология технопарковой идеологии в синергетическом концептуальном каркасе применительно к развитию инновационной деятельности. Предлагается синергетическая модель инновационной деятельности, в которой может быть реализована технопарковая идеология. Анализ проводится в контексте модели общества знания и экономики, основанной на знаниях. Описывается реализация предлагаемого подхода на примере инновационной деятельности в Новосибирской области.


2.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ И ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Н. В. Наливайко1, В. И. Панарин2
1 Новосибирский государственный педагогический университет, nnalivaiko@mail.ru
2 Управление общественно-политических связей администрации Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: политическое оформление теории образования, условия глобализации, свобода, демократия
Страницы: 21-27

Аннотация >>
Развитие информационного общества в условиях глобализации связано с демократизацией самого общества и его образовательной системы. Демократизация образования - широкое понятие подразумевающее вовлечение в образовательный процесс всех слоев населения, а также развитие прав и свобод участников образовательного процесса. Мы свободны в той степени, в которой способны разумно участвовать в жизни общества и мыслить независимо, а не просто пассивно откликаться на воздействие социальных факторов. Демократия понимается нами как механизм обеспечения развития личности и защиты общества от авторитарной власти.


3.
СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

В. С. Диев
Новосибирский государственный университет, diev@smile.nsu.ru
Ключевые слова: философия управления, методология науки, модель эффективной организации общества
Страницы: 28-33

Аннотация >>
Философия формирует систему обобщающих суждений о предмете и методах управления, месте среди других наук и в системе научного знания в целом, его познавательной и социальной роли в современном обществе. Современная теория управления включает в себя системный подход, признание неопределенности как неотъемлемого атрибута управленческих решений, установку на изучение процессов коммуникации, самоорганизации и адаптации к внешней среде. В системах управления всегда присутствует человек, поведение которого определяется ценностями, потребностями, мировоззрением, волей и другими личностными характеристиками. Управление как социальный феномен необходимо рассматривать в контексте национальной культуры, традиций и менталитета.


4.
ЦЕННОСТИ И МЕТАФОРЫ (ЗНАЧЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ)

Е. Ю. Потапчук
Тихоокеанский государственный университет, epotapchuk@mail.ru
Ключевые слова: ценности и метафоры в социогуманитарном образовании, аксиология и модель поведения
Страницы: 34-41

Аннотация >>
Статья посвящена анализу сущности ценностей, их связи с метафорами, а также аксиологической проблематики в изучении социогуманитарных дисциплин в высшей школе. Автор рассматривает содержание понятия «ценность», раскрывает природу ценностей, обнаруживая в них субъективные и объективные смыслы. Подчеркивается, что тип культуры и общества зависит от особенностей ценностно-нормативного комплекса. В статье утверждается, что только личность наполняет ценностные значения конкретным содержанием. В результате, каждый член общества участвует в конструировании и трансформации социокультурной реальности. В исследовании рассматривается экстралингвистическое значение метафор, которые участвуют в установлении определенных стандартов и шаблонов поведения. Указывается, что изучение аксиологической проблематики крайне важно для процессов воспитания и социализации студентов.


5.
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Л. Румянцева
Российский государственный институт Интеллектуальной Собственности, nlrumyantseva@mail.ru
Ключевые слова: стратегия развития образования, гуманитаризация, целостность образования
Страницы: 41-48

Аннотация >>
Цель работы - анализ проводимой реформы образования и предложения по ее изменению. Основная проблема - стратегия развития образования. Особенность нашей работы - системный подход к проблеме развития образования. Целью системы образования является сохранение цивилизации. Исходя из этой цели, представлена новая стратегия реформы образования: переход от «образования для экономики» к «образованию для выживания цивилизации», в которой только человек, развивающийся от экзистенциального к духовному уровню, и может обеспечить такое выживание, а также высокий инновационный потенциал. Автор предлагает изменить принципы финансирования образования, усилить его гуманитаризацию и целостность.


6.
КРИЗИСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ И СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С. А. Храпов
Астраханский государственный университет, Psychoan21@yandex.ru
Ключевые слова: кризис общественного сознания, система образования современной России, деформация ценностной матрицы
Страницы: 49-54

Аннотация >>
Целью статьи является раскрытие сущности кризисных тенденций эволюционной трансформации общественного сознания и системы образования современной России. Главная тема статьи - влияние кризиса общественного сознания на деструктивные процессы в системе образования современной России. Вклад автора состоит в выявлении сопряженности деструктивной динамики общественного сознания, деформации ценностной матрицы, снижения уровня культуры и кризисных тенденций в развитии современного российского образования, а также ее обосновании и предметной конкретизации.


7.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

Е. Н. Малышева
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, lm25193@rambler.ru
Ключевые слова: глобальный терроризм, образовательная и социокультурная политика, идеологизация общественного сознания
Страницы: 54-59

Аннотация >>
Целью данной статьи является анализ проблемы преодоления терроризма. Рассматриваются основные причины возникновения терроризма и стратегии его преодоления. Автор полагает, что необходима последовательная государственная образовательная и социокультурная политика в деле профилактики и искоренения терроризма; кроме того, следует уделять особое внимание развитию духовно-творческого потенциала членов общества. Важнейшим аспектом стратегии антитеррористической борьбы, по мнению автора, является педагогическая и образовательная деятельность, направленная на то, чтобы перестроить общественное сознание, воздействуя на основные ценностные ориентации и установки, и предложить поведенческие стратегии, снижающие социальную напряженность.


8.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

О. Р. Сигнаевская
Уральский государственный педагогический университет, belyaeva@uspu.ru
Ключевые слова: гражданское общество; современное образование; духовно-нравственные ценности образования; национальная безопасность страны
Страницы: 60-66

Аннотация >>
В статье раскрывается взаимосвязь между духовно-нравственными ценностями образования и успешностью построения гражданского общества, а также показывается новое понимание национальной безопасности страны в русле проблем современного образования.


9.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА-ПРОЕКТИРОВЩИКА

Т. А. Арташкина
Институт истории, философии и культуры Дальневосточного государственного университета, artash@mail.primorye.ru
Ключевые слова: Болонский процесс, педагог-проектировщик, креатор, проблема целеполагания, модель специалиста, государственный образовательный стандарт, социальные эстафеты, инфраструктура высшего образования, условия неопределенности, социальная система
Страницы: 67-75

Аннотация >>
Цель исследования - изучение проектной деятельности педагога-проектировщика. Структура данной деятельности соответствует двум специальностям: креатора и технолога. В статье подробно анализируются объект, результаты и особенности деятельности креатора. Подробно изучается механизм по выработке неопределенности, оказывающий существенное влияние на решение проблемы целеполагания в системе деятельности высшей школы.


10.
АСПИРАНТЫ СИБИРСКИХ ВУЗОВ: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

А. М. Аблажей
Институт философии и права СО РАН, ablazhey@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: кадровый потенциал, аспирантура и карьера, сибирские вузы
Страницы: 75-80

Аннотация >>
Статья посвящена анализу важнейшего механизма воспроизводства кадрового потенциала науки - института аспирантуры. Впервые в качестве объекта исследования выступают аспиранты региональных вузов Сибири. Приведены профессиональные самооценки аспирантов (частота использования различных источников информации, степень владения иностранными языками, современными компьютерными и информационными технологиями). Показаны мотивы выбора ими ученой карьеры, зависимости выбора от окружающего социума (престиж науки), критерии успеха.


11.
ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ

Я. А. Чернышев
Ульяновский государственный университет, yanchernyshev@bk.ru
Ключевые слова: развитие личности; содержание образования; профессиональная карьера; диалог человека и профессии; соразмерность образования карьере; целостный жизненный путь
Страницы: 81-88

Аннотация >>
В статье автор анализирует текущее состояние системы образования в ее соотнесении с профессиональной карьерой человека, а также предлагает пути совершенствования сферы образования как средства оптимизации процессов личностного и профессионального развития человека. Автор ставит проблему рассогласованности форм и содержания общего и профессионального образования по отношению к процессам профессионального становления специалиста. Авторское понимание профессиональной карьеры в широком социокультурном контексте ее развития позволяет очертить контуры оптимальной модели образования в карьере.


12.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ИНТЕГРАТИВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

О. В. Фролов
Оренбургский государственный институт менеджмента, frolov1961@rambler.ru
Ключевые слова: социально-профессиональная компетентность, интегративно-культурологический подход, менеджер государственного управления
Страницы: 88-94

Аннотация >>
Автор считает, что процесс формирования социально-профессиональной компетентности будущего государственного служащего должен рассматриваться с позиций интегративно-культурологического подхода. Формирование социально-профессиональной компетентности объективно нацелено на достижение главной профессиональной ценности - культуры профессиональной деятельности.


13.
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

А. А. Миллер
Новосибирское высшее военное командное училище (Военный институт) Министерства обороны РФ, manja.cream@mail.ru
Ключевые слова: боевая подготовка, техническая подготовка курсантов военных вузов, профессиональная подготовка курсантов в период реформирования армии, комплектование армии на новых контрактных условиях
Страницы: 95-101

Аннотация >>
Автор анализирует систему технического обучения, представляющую собой основу профессиональной подготовки курсантов, рассматривает вопросы технической подготовки курсантов военных вузов России в период реформирования армии и в новых условиях комплектования Вооруженных Сил (военными специалистами на контрактной основе). Автором анализируются критерии готовности выпускников высших военных командных училищ (военных институтов), будущих командиров, организаторов, управленцев к дальнейшей профессиональной деятельности.


14.
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Мелёхина
Новосибирский государственный технический университет, elenam@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: целеполагание в педагогической деятельности, высшее профессиональное образование, личностно ориентированное обучение
Страницы: 101-109

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема целеполагания в системе высшего профессионального образования в современных социоэкономических условиях. Описываются требования к подготовке компетентных специалистов, способных эффективно функционировать в конкурентной среде глобальной экономики. Анализ потребностей рассматривается как неотъемлемая часть составления рабочих программ в контексте личностно ориентированного обучения. Особый акцент делается на иерархическом характере образовательных целей как важной составляющей эффективного управления процессом обучения. Упоминаются недостатки в процессе постановки цели, приводящие к нежелательным результатам в их реализации.


15.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

Е. В. Мальченков
Барнаульский юридический институт МВД России, info@buimvd.ru
Ключевые слова: профессиональная компетентность, процесс адаптации к службе, сотрудники уголовного розыска, наставники, кураторы, компетентностный подход
Страницы: 109-115

Аннотация >>
В статье рассматривается процесс совершенствования профессиональной подготовки и формирование профессиональной компетентности сотрудников уголовного розыска в процессе адаптации к службе. Раскрываются педагогические условия, направления и методика данного процесса. Модель формирования профессиональной компетентности сотрудников уголовного розыска была проверена в педагогическом эксперименте, который подтвердил ее эффективность. На основании результатов эксперимента разработана методика формирования профессиональной компетентности сотрудников уголовного розыска и подготовлены методические рекомендации.


16.
ФИЛОСОФ КАК ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК: АНТИЧНОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

И. В. Черданцева
Алтайский государственный университет, fdump@mail.ru
Ключевые слова: философ как образованный человек, античное и современное понимание деятельности философа
Страницы: 115-120

Аннотация >>
Цель этой статьи связана с выяснением тех основополагающих черт, которые должны характеризовать философа как образованного человека с точки зрения античных и современных философских представлений. Исходя из этой цели, можно определить проблемное поле данной работы, относящееся к осмыслению предназначения и призвания философа. Автор приходит к заключению о принципиальных различиях в античной и современной трактовке философа и делает вывод, что философ в античности - это человек, изменивший свою жизнь, а философ в наше время - это человек, ставший дипломированным специалистом и освоивший специфику философского дискурса.


17.
КРИЗИС ВОСПИТАНИЯ И ВОСПИТАНИЕ КАК ВЫХОД ИЗ МИРОВОГО КРИЗИСА

Надежда Пельцова
Карлов Университет (Прага, Чехия), nadezda.pelcova@centrum.cz
Ключевые слова: власть, насилие, ответственность человека, авторитет, воспитание
Страницы: 121-126

Аннотация >>
Власть и насилие нужны там, где действительный авторитет отсутствует. Авторитет возможен лишь при условии ответственности человека. Воспитательная ответственность двояка и разнонаправленна: с одной стороны, это ответственность за детей, за новую жизнь, за то, чтобы с ними ничего не случилось, чтобы они преуспевали, а с дру-гой - это также ответственность за мир, в который мы вводим детей.


18.
О БЕЗУСЛОВНОМ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЯПОНИИ

Tetsuya Takahashi
Graduate School of Arts and Sciences, the University of Tokyo
Ключевые слова: образование, Япония, Деррида, деконструкция, безусловное, справедливость, подарок, прощение, гостеприимство, отчуждение
Страницы: 127-136

Аннотация >>
Отправной точкой размышлений автора служит философская концепция деконструкции Жака Деррида, особенно его работы последнего периода. Автор обращает внимание на то, что идея деконструкции Деррида не является тотальным разрушением и нигилизмом, а напротив - открывает путь к изначальным понятиям, таким как справедливость, дар, прощение, гостеприимство. Автор рассматривает понятия безусловной и необусловленной справедливости, дара прощения, гостеприимства, подчеркивая глубинную связь рассуждений Даррида с христианским мировоззрением.
Автор начинает вторую часть статьи с описания трагического проишествия, случившегося в Японии минувшим летом: 25-летний молодой человек атаковал случайных прохожих в Токио с целью убийства как можно большего их числа. Причиной такого поступка послужило чувство отчуждения от общества. Автор подчеркивает, что оно возникает благодаря нынешней японской системой образования с ее жесткой установкой на успех. Автор показывает, что данный молодой человек все острее стал ощущать себя изгоем, когда понял, что не вписывается в жесткие рамки ожиданий родителей и общества. При этом автор отмечает, что отношение родителей к нему было «обусловленным». Анализируя японскую систему образования в целом, автор замечает, что данная система утратила некий фундамент, суть которого - в признании безусловной ценности каждого ученика, независимо от его академических успехов. В заключении статьи автор рассматривает тенденции развития образовательной политики в Японии.


19.
ПОДРАЖАЕМ СТРАУСУ?

John Colbeck
, j.colbeck@yahoo.co.uk
Ключевые слова: «страусиная» политика, экологическое вымирание, глобализация
Страницы: 136-138

Аннотация >>
В короткой заметке, написанной в метафорическом духе, автор обращается к проблеме выживания человеческой цивилизации. По мнению автора, человек подобно страусу вместо решения проблем пытается уйти от них, но это невозможно в условиях глобализации, вносящей значительные коррективы во все стороны человеческой деятельности.


20.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАННОМ ЧЕЛОВЕКЕ В США И ЯПОНИИ

D. P. Ericson
University of Hawaii, ericson@hawaii.edu
Ключевые слова: образованный человек, США, Япония, культура
Страницы: 138-159

Аннотация >>
Автор исследует некоторые традиционные представления об образованном человеке, существующие в США и Японии. В США, которые являются наследниками греко-римской традиции, в настоящее время широко используются два толкования понятия «образованный человек». Одно из них связано с представлением о «культурной грамотности» (что ассоциируется с консервативной политической теорией), а другое - с критически-креативным мышлением (в рамках либерально- демократической концепции). В Японии же представление об образованном человеке формировалось под влиянием буддизма, даосизма и конфуцианства - на фоне доминирующего синтоизма (исконно японского учения). Благодаря влиянию - интелектуальному, духовному и эстетическому - всех этих традиций японцы создали собственные представления о культурном развитии (кё-ё) и культуре (бунка). Эти понятия лежат в основе таких традиционных японских видов искусства, как танец, чайная церемония, стихосложение, искусство бумажной пластики (оригами), игра на сямисене) шестиструнном музыкальном инструменте и каллиграфия. Изначально только священнослужители и самураи могли заниматься этими искусствами; однако во время эпохи Токугава, начавшейся в XVII в., эти виды искусства начали распространяться и среди простолюдинов, стремившихся подражать знати. Это произошло благодаря учреждению частных школ. В конце феодального периода эти искусства стали достоянием всех слоев японского общества. Автор замечает, что такого рода культурное образование не способствовало социальному и экономическому развитию страны.
Анализ данных представлений является своего рода прелюдией к более обширному исследованию. Автор предлагает преодолеть противоречия, обусловленные различными представлениями японцев и американцев о том, каким должен быть образованный человек (эти различия объясняются разницей в их менталитете), введя термин «системное» пред- ставление об образованном человеке. То, что образовательная система в обеих странах ориентирована на распределение (социальное ранжирование) в конечном счете, влечет за собой и «распределение» жизненного пути для каждого конкретного индивидуума. Погоня за оценками, результатами тестов и дипломами подрывает традиционные представления об образованности, что приносит существенный вред и американскому, и японскому обществу.


21.
КОНЦЕПТ ЭВОЛЮЦИОННО-ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Йозеф Шмайс1, Эмиль Вишневский2
1 Университет им. Масарика, smajs@phil.muni.cz
2 Словацкой Академии наук, ksbkemvi@savba.sk
Ключевые слова: эволюционно-онтологическая грамотность, онтологическая эволюция, информационный конфликт, биофильные изменения
Страницы: 160-169

Аннотация >>
Наряду с разнообразными видами грамотности - такими, например, как грамотность информационная, технологическая, компьютерная, культурная, экологическая, а также биограмотность (их основой не является новая онтология природы и культуры), мы предлагаем ввести альтернативный концепт - эволюционно-онтологической грамотности. Это новый парадигматический концепт грамотности исходит из эволюционной онтологии, изучению которой в настоящее время и посвящена данная статья.


22.
ИЗУЧЕНИЕ САМОВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГОСЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРИРОДЫ - ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

А. В. Вершков
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М. Ф. Решетнева, director@krkimе.com
Ключевые слова: антропогенные загрязнения, природопользование, самоочищение природы
Страницы: 169-176

Аннотация >>
В статье показано, что необходимы новые подходы к преподаванию дисциплины «природопользование». Существующие экономические подходы, основанные на представлении, согласно которому природа - всего лишь ресурс человеческой деятельности, привели к глобальным экологическим проблемам, ставящим человечество на грань выживания. Необходим новый, экологический подход, основанный на понимании природы как равноправного партнера. В программу курса природопользования должны быть включены темы, посвященные изучению самовосстанавливающегося потенциала природы и возможности усиления его человеком, поскольку благодаря такому сотрудничеству возможна разработка основ коэволюционного взаимодействия человека и биосферы. В статье приводятся возможные направления такого взаимодействия.


23.
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

В. В. Копеин
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, valkem2@mail.ru
Ключевые слова: инновация, коммерциализация научно-производственной деятельности, востребованность российской науки, инновационный процесс, инновационная ориентация российской науки, востребованность научно-технических достижений
Страницы: 177-184

Аннотация >>
В статье рассматриваются причины и особенности невосприимчивости российской экономики к инновационному пути развития, показывается необходимость активного внедрения достижений научно-технического прогресса. Конкретизированы основные условия, при которых научно-технический прогресс становится ведущим фактором динамичного развития экономики. Определена необходимость регулирования инновационного процесса в отраслевом масштабе, на уровне регионов и всей страны в целом.


24.
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

О. Н. Большакова
Иркутский государственный университет (г. Братск), Human@pisem.net
Ключевые слова: гуманистическая культура; двухуровневая система; инновационный; специалитет; когнитивная, функциональная, личностная компетенция; эндогенная основа; диверсификация, интернационализация высшего образования; информационные технологии; конструктивно-деятельн
Страницы: 184-190

Аннотация >>
В статье представлены результаты анализа проблем модернизации современного образования, обоснована необходимость инновационных преобразований в системе подготовки специалистов с высшим образованием, исследовано одно из направлений совершенствования инновационной подготовки к творческой профессиональной деятельности будущих специалистов с высшим образованием.


25.
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Т. Е. Шапошникова
Новосибирский государственный педагогический университет, shaposhnikova@gmai1.com
Ключевые слова: насилие, семья, физическое насилие, сексуальное насилие, моральная жестокость, факторы риска
Страницы: 191-199

Аннотация >>
В статье рассматривается специфика соотношения проявлений насилия - ненасилия в семье. Акцент делается на осмыслении источников и форм проявления насилия, анализируются возможности снижения насилия и перехода на воспитательную позицию ненасилия в семье. Автор приводит различные определения понятия семейного насилия над детьми и вообще насилия. Проблема находится в начальной стадии разработки, хотя уже имеется уникальный опыт отдельных разрозненных исследований и практики создания кризисных центров (убежищ). В статье проанализированы психологические и педагогические аспекты проявлений насилия в семье, а также пути последующей реабилитации детей, подвергшихся такому насилию.


26.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРАКТИК ПЕДАГОГИКИ И АНТРОПОЛОГИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

А. А. Попов1, И. Д. Проскуровская2
1 Томский государственный педагогический университет, aktor@mail.ru
2 Томский государственный педагогический университет, prosk@mail.ru
Ключевые слова: человеческий потенциал, антропопрактика, самоопределение, гуманитарная антропология, антропопрактики институциализации и актуализации, идеализация и трансформация социокультурного объекта, образовательная задача, практическое мышление
Страницы: 199-207

Аннотация >>
Статья посвящена построению начал теории образования, основанной на философско-антропологическом проекте Л. С. Выготского, а конкретно - его теории поиска. В статье вводится ключевое понятие образовательной задачи как основного в антропологии и педагогике самоопределения. Образовательная задача инициирует открытое действие субъекта; авторами предлагается идея практического мышления, обеспечивающего реализацию той или иной культурно-исторической практики. Авторы статьи трактуют теорию поступка как теорию самоопределения, которая рассматривается ими в качестве ведущего концепта современной педагогической культуры. В статье вводится понятие человеческого потенциала как предмета педагогики самоопределения. Благодаря этому описываются представления о современных образовательных практиках, таких как практики институциализации, актуализации, самоопределения.


27.
ЦИКЛИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ ФОРМУЛА ОТКРОВЕНИЯ

О. П. Кожина
Сибирский федеральный университет, kozhina_olga_p@mail.ru
Ключевые слова: инновационная образовательная методология «Русло», циклическая композиционная формула, откровение - феномен сознания
Страницы: 208-211

Аннотация >>
В статье предлагается оригинальная авторская трактовка «Откровения» Иоанна Богослова, в основе которой - циклическая композиционная формула, разработанная в рамках инновационной образовательной методологии «Русло». Тема Апокалипсиса, традиционно важная для русских философов, понимается автором не как подготовка к неизбежному концу света, а как форма традиционно-философского осмысления основ человеческого бытия.


28.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕШЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

О. С. Терехов
Новосибирский государственный педагогический университет, Terehoff@ngs.ru
Ключевые слова: поликультурное образование, этнический конфликт, этнокультура, толерантность
Страницы: 212-216

Аннотация >>
В статье рассматриваются перспективы развития поликультурного образования в России и ставится вопрос о необходимости раннего преду-преждения и блокировки негативных последствий конфликтов на межэтнической почве. Автором проводится анализ условий, способствующих нарастанию межэтнической напряженности, и предлагаются методы выявления факторов, определяющих динамику межэтнической напряженности и конфликтности.


29.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

О. Д. Олейникова
Новосибирский государственный педагогический университет, Sophos310@mail.ru
Ключевые слова: социокультурная среда, библиотечное дело как ценность культуры, информационная цивилизация, экзистенциальный вакуум
Страницы: 216-224

Аннотация >>
Целью статьи является осмысление библиотечного дела как ценности культуры и образования. Автор исследует соотношение медиакультуры и культуры книгопользования, читателя и визуального потребителя, социокультурную роль в просвещении и образовании литературы и телевидения, Интернета и библиотек. Анализируются социокультурные функции библиотечной работы в университете в сопоставлении с функциями современного телевидения.


30.
О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

В. Я. Лалуев
Новосибирский государственный педагогический университет, Rdu2@mail.ru
Ключевые слова: творческая личность, философия образования, культура развития
Страницы: 224-227

Аннотация >>
Одна из актуальных проблем современной философии образования - развитие творческих способностей и творческой активности личности в процессе обучения. По мнению автора, происходящие перемены требуют от высшей школы образования качественно нового подхода к воспитанию активных, творчески мыслящих личностей, способных самостоятельно решать и оценивать новую информацию в быстро меняющихся условиях реальной жизни. Автор анализирует проблему качества современного образования с философской точки зрения и делает акцент на приоритете ценностей, способствующих развитию творческой личности в процессе обучения.


31.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА

Н. С. Дуреева
Сибирский федеральный университет (Красноярск), serge@krkime.com
Ключевые слова: цивилизационный и формационный подходы, волны глобализации, однополярность
Страницы: 227-233

Аннотация >>
В настоящей статье рассматриваются особенности современного этапа глобализации, понимаемой как формирование общественного устройства по западному образцу. Отсутствие четкого определения понятия «глобализация» ведет к различному восприятию глобализации как социального явления. Большинство исследований, касающихся этой проблемы, посвящено экономической стороне глобализации. При этом насаждение западного мироустройства проникло во все сферы общественной жизни и выражается в различных формах. Этапы развития глобализации обычно изучают с позиции цивилизационного подхода, что сужает возможности исследования данного социального явления. В статье предлагается проводить исследование глобализации с позиции формационного подхода, что является новым методом в методологии изучения глобализации.


32.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА

В. И. Панарин
Управление общественно-политических связей администрации Новосибирской области, Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: глобализация, высшее образование, воспитание
Страницы: 233-239

Аннотация >>
Явление глобализации - это объективное явление, закономерно возникшее в ходе эволюции человечества. С развитием глобализации набирает силу экономическое, информационное и культурное объединение различных регионов Земного шара. Расширяется интенсивный обмен материальными и духовными ценностями, создаваемыми в локальных общностях людей. Образование находится в эпицентре глобализации, поскольку в сфере образования закладываются основы стратегии развития всего человечества и каждой страны.


33.
КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Я. Н. Поликарпова
Новосибирская государственная академия водного транспорта, Kinolog@ngs.ru
Ключевые слова: ноосферное образование, общество риска, эффективность, природа образования
Страницы: 239-243

Аннотация >>
В статье представлена точка зрения автора относительно эффективности развития ноосферного образования в России. Современное общество рассматривается автором как общество риска; соответственно, необходимо развивать образование на новом уровне. Ноосферное образование - это система научно-теоретических, гносеологических, методологических и практических представлений относительно природы образования и его эффективности в обществе; данный вид образова-
ния - это осознанно управляемое, ценностно ориентированное и взаимно обусловленное развитие человека, общества и природы. В свою очередь, в контексте ноосферы возникает возможность синтеза - единение индивидуального и коллективного интеллекта, а также духовности, что создает новое качество целостного мышления. Однако при этом возрастает опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.


34.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Л. В. Подгорная
Новосибирский государственный педагогический университет, lv_p@mail.ru
Ключевые слова: формирование самосознания индивида, методологическая культура, педагогическая технология, личностно-деятельностный подход
Страницы: 244-250

Аннотация >>
В статье анализируются с философской точки зрения вопросы организации обучения математике студентов педвузов. Динамично развивающееся современное общество выдвигает новые требования к качеству подготовки специалистов; в их число входят способность к самообучению, саморазвитию, смене деятельности, адекватная реакция на социально-культурные условия. Одним из приоритетных направлений решения поставленных задач является проектирование и внедрение адаптивных педагогических технологий, базирующихся на личностно-деятельностном подходе, когда получаемые студентами знания являются не целью, а средством развития их личностных свойств и расширения их деятельностных способностей. Приводятся результаты исследований и примеры компонентов авторской технологии обучения дисциплинам математического цикла.


35.
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Е. В. Крум
Тывинский государственный университет, evkrum@mail.ru
Ключевые слова: модульно-рейтинговая технология обучения, учебно-технологические карты, информатизация процесса обучения, индивидуализация, дифференциация
Страницы: 250-257

Аннотация >>
Последние годы отмечены интенсивным внедрением в образовательный процесс инновационных технологий. В данной статье рассматривается созданная автором модульно-рейтинговая технология обучения геометрии, предназначенная для студентов педвузов. Учебно-методический комплекс, в состав которого входят авторская программа, учебно-технологические карты и электронный учебник-экзаменатор, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения. Комплекс создает условия для активной самостоятельной деятельности студентов, необходимой для осуществления качественной подготовки будущих учителей математики.


36.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

М. В. Таранова
Новосибирский государственный педагогический университет, tmv13@inbox.ru
Ключевые слова: учебное исследование; активизация мыслительной деятельности; гипотеза; аналогия; моделирование
Страницы: 257-266

Аннотация >>
В статье рассматривается вопрос о содержании учебно-исследовательской деятельности школьников при обучении их математике. Дается сравнительная характеристика деятельности ученого и ученика в процессе исследования, выявляется особенности и содержание исследовательской деятельности школьника. К таким особенностям относятся: направленность на овладение знаниями и умениями в процессе исследования; направленность на усвоение приемов и способов научных методов познания (аналогия, индукция, дедукция и пр.); влияние на изменение личности самого ученика, его развитие (целеустремленность, любознательность, развитие творческого потенциала). Содержание исследовательской деятельности ученика составляют как теоретические знания, так и приемы и способы деятельности, а также соответствующие им умения и навыки.


37.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

М. В. Монгуш
Новосибирский государственный педагогический университет, mmengi@mail.ru
Ключевые слова: повышение качества образования, математическая подготовка, сельскохозяйственные специальности
Страницы: 267-273

Аннотация >>
В данной статье рассматривается проблема качественной (в частности, математической) подготовки студентов сельскохозяйственных специальностей. Также описывается значение математики как учебного предмета, ее особенности, цели ее изучения, раскрыто содержание учебно-методических пособий по математике и электронного учебника (консультанта-экзаменатора) по теории вероятностей. Для достижения высокого профессионального уровня необходимы твердые знания в области математических методов и информационных технологий. Доказывается, что применение информационных технологий в учебном процессе вызывает интерес у студентов, повышает мотивацию к изучению математики и формирует у них такие качества, как способность к логическому мышлению и настойчивость в достижении цели.


38.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЗАДАЧА МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА

В. К. Суханова1, О. В. Плотникова2
1 Тихоокеанский государственный экономический университет
2 Тихоокеанский государственный экономический университет, plotolga@yandex.ru
Ключевые слова: модернизация образования, ключевые компетентности, физический практикум, экономический вуз, профессиональная адаптация
Страницы: 273-278

Аннотация >>
Целью статьи является определение способов формирования ключевых компетентностей на материале конкретной учебной дисципли-
ны - физики. Рассматриваются возможности физического практикума для решения данной задачи, а также направления модернизации практикума с учетом принципов проблемно ориентированного обучения и требований профессиональной адаптации. Авторами дана классификация общетрудовых умений, которые могут быть сформированы в курсе физики, рассмотрены особенности обучения физике в вузах экономического и пищевого профиля и дан перечень работ с элементами научного исследования, которые могут быть использованы при проведении физического практикума в данных вузах.


39.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКЕ

Д. А. Власов
МГГУ им. М. А. Шолохова, DAV495@mail.ru
Ключевые слова: целеполагание при проектировании системы обучения, методическая система обучения, прикладная математическая подготовка
Страницы: 278-283

Аннотация >>
В статье рассматривается технологическая процедура определения целей обучения (целеполагания), которая, в сущности, является ключевым компонентом методической системы любой учебной дисциплины. Представленные теоретические заключения и обобщения проиллюстрированы конкретными примерами, отражающими проблемы совершенствования прикладной математической подготовки будущих специалистов. Автором приводится анализ и уточнение сущностных характеристик категорий «методическая система обучения», «технологический подход», «целеполагание». Рассматриваются практические моменты реализации технологического подхода к проектированию целей обучения (аспект прикладной математической подготовки).


40.
О II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Л. А. Барахтенова, Т. А. Горелова, Е. А. Пушкарева
Страницы: 284-286

Аннотация >>
22-24 октября 2008 г. в г. Новосибирске состоялась II международная научно-практическая конференция «Инновации в педагогическом образовании».


41.
МАТЕРИАЛЫ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО СЕМИНАРА И ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ»

Н. В. Наливайко, Е. А. Пушкарева
Страницы: 287-299

Аннотация >>
24 октября 2008 г. в г. Новосибирске состоялась Всероссийская конференция «Качество современного отечественного образования: сущность и проблемы», организованная Институтом философии и права СО РАН, совместно с учебно-методическим центром философии образования Новосибирского государственного педагогического университета. Конференция явилась результатом работы постоянно действующего семинара с одноименным названием, проводившегося учебно-методическим центром философии образования НГПУ в течение года.