Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.141.47.221
    [SESS_TIME] => 1713289042
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0a053e148b15dd2008204e880d22a507
    [UNIQUE_KEY] => 4cfd1443ebeca2d001b99b84e90c09f2
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2008 год, номер 4

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАННОМ ЧЕЛОВЕКЕ В США И ЯПОНИИ

D. P. Ericson
University of Hawaii, ericson@hawaii.edu
Ключевые слова: образованный человек, США, Япония, культура
Страницы: 138-159

Аннотация

Автор исследует некоторые традиционные представления об образованном человеке, существующие в США и Японии. В США, которые являются наследниками греко-римской традиции, в настоящее время широко используются два толкования понятия «образованный человек». Одно из них связано с представлением о «культурной грамотности» (что ассоциируется с консервативной политической теорией), а другое - с критически-креативным мышлением (в рамках либерально- демократической концепции). В Японии же представление об образованном человеке формировалось под влиянием буддизма, даосизма и конфуцианства - на фоне доминирующего синтоизма (исконно японского учения). Благодаря влиянию - интелектуальному, духовному и эстетическому - всех этих традиций японцы создали собственные представления о культурном развитии (кё-ё) и культуре (бунка). Эти понятия лежат в основе таких традиционных японских видов искусства, как танец, чайная церемония, стихосложение, искусство бумажной пластики (оригами), игра на сямисене) шестиструнном музыкальном инструменте и каллиграфия. Изначально только священнослужители и самураи могли заниматься этими искусствами; однако во время эпохи Токугава, начавшейся в XVII в., эти виды искусства начали распространяться и среди простолюдинов, стремившихся подражать знати. Это произошло благодаря учреждению частных школ. В конце феодального периода эти искусства стали достоянием всех слоев японского общества. Автор замечает, что такого рода культурное образование не способствовало социальному и экономическому развитию страны.
Анализ данных представлений является своего рода прелюдией к более обширному исследованию. Автор предлагает преодолеть противоречия, обусловленные различными представлениями японцев и американцев о том, каким должен быть образованный человек (эти различия объясняются разницей в их менталитете), введя термин «системное» пред- ставление об образованном человеке. То, что образовательная система в обеих странах ориентирована на распределение (социальное ранжирование) в конечном счете, влечет за собой и «распределение» жизненного пути для каждого конкретного индивидуума. Погоня за оценками, результатами тестов и дипломами подрывает традиционные представления об образованности, что приносит существенный вред и американскому, и японскому обществу.