Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Профессиональное образование в современном мире

2020

Выпуск № 1

7661.
СЛОВО РЕДАКТОРА

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
2chernych@mail.ru
Страницы: 3399



Выпуск № 1

7662.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК БАЗИС УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Д.В. Рахинский
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Российская Федерация
siridar@mail.ru
Ключевые слова: цифровизация, образовательное пространство, глобализация, информационное общество, информационные технологии, digitalization, educational space, globalization, information society, information technologies
Страницы: 3438-3446

Аннотация >>
Статья посвящена актуальной проблеме, которая затрагивает многие научные направления, поскольку в ней раскрываются основные направления развития образовательной системы в условиях господства новейших информационных технологий. Автор показывает, что процессы цифровизации создают основу для формирования единого образовательного пространства. Раскрываются основные направления развития образовательной сферы, обусловленные появлением новые формы коммуникации в среде обучающихся. Доказывается, что расширение образовательной среды посредством появления новых методик обусловлено возможностью цифровизации значительной части обучающего материала. Кроме того, использование новейших информационных технологий приводит к серьезным трансформациям в субъект-объектных отношениях в образовании. В статье показаны не только положительные, но и проблемные последствия цифровизации образования. В частности, погоня за оперативной информацией приводит к тому, что в жертву приносится ее достоверность. В статье приводятся примеры искажения исторической картины, что ставит под сомнение роль истории как мировоззренческого базиса в учебном познании. Исследуются глобальные тенденции в образовании, детерминированные внедрением цифровых технологий. Доказывается, что они свидетельствуют об универсализации образовательного пространства, что создает условия для социальных трансформаций, последствия от которых общество почувствует через десятилетия.


Выпуск № 1

7663.
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ

В.И. Панарин1, О.Э. Пучков2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
idpo@ngs.ru
2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
opop505@gmail.com
Ключевые слова: образовательная среда, цифровизация, образовательное пространство, глобальное образование, информационное общество, новейшие информационные технологии, educational environment, digitalization, educational space, global education, information society, the latest information technologies
Страницы: 3465-3473

Аннотация >>
Статья посвящена исследованию кардинальных изменений, который происходят в образовании под влиянием цифровых технологий. Решение этой проблемы возможно только на базе различных научных направлений, потому что образовательная политика в глобальном мире предполагает особую форму управления. Авторы показывают, что господства новейших информационных технологий в современном информационном обществе нарушает сложившуюся систему управления в современном образовании. В статье раскрываются потенциальные опасности, которые могут угрожать образовательной системе, если бесконтрольно использовать преимущества информационных технологий. Такие преимущества их, как оперативность, мобильность и дистанционность, могут сыграть отрицательную роль, если игнорировать традиции и исторический опыт общества. Всеобщая цифровизация основных образовательных процессов создает базис для формирования единого образовательного пространства. Авторы раскрывают основные принципы управления национальным образованием в глобальной образовательно среде. Кроме того, показаны основные направления образовательной политики в условиях рыночного хозяйства, а также появления новых форм коммуникаций в среде обучающихся. Авторы акцентируют внимание на том факте, что господство информационных технологий в образовательной сфере предполагает не только более совершенную систему управления, но и новых лидеров. Трансформация традиционных управленческих структур в отечественной образовательной системе предполагает выработку такой концепции, которая включала бы в себя не только преимущества глобального образования, но и традиционную педагогику данного социума.


Выпуск № 1

7664.
ОТРАЖЕНИЕ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

С.В. Максимов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
marxserge@mail.ru
Ключевые слова: новейшие информационные технологии, образовательная среда, цифровизация, образовательное пространство, информационное общество, the latest information technologies, educational environment, digitalization, educational space, information society
Страницы: 3490-3498

Аннотация >>
В статье раскрываются основные направления развития образовательной системы в условиях господства новейших информационных технологий. Основные тенденции новой гносеологической стратегии автор исследует на примере освещения военной тематики в учебных пособиях. Цифровые технологии позволяют более оперативно влиять на мировоззрение подрастающего поколения. В конечном счете, при помощи современных информационных технологий формируется виртуальное пространство, где теряется объективная реальность. На это нацелены также электронные игры, которые довольно часто в неприглядном виде показывают российскую армию и ее героических представителей. В статье показано, что героические страницы военного прошлого и настоящего находится под сильнейшим давлением современных информационных технологий. Нивелируются традиционные ценности, когда защитник Отечества всегда занимал особо почетное место в учебной литературе. Ставятся под сомнение подвиги наших соотечественников в годы мировых войн, а также заслуги полководцев в освобождении не только нашей страны, но и многих народов мира. Принижается роль конструкторов в создании лучших образцов оружия. В процессе информационной войны, где противники России часто имеют технологические преимущества, зарубежные СМИ пытаются поставить на одну плоскость нацистских преступников и отечественных военачальников. Автор показывает, что процессы цифровизации создают основу для формирования единого образовательного пространства, которое не призвано формировать объективную картину исторического прошлого и настоящего. Раскрываются основные направления развития образовательной сферы, обусловленные появлением новых форм коммуникации в среде обучающихся. Автор доказывает, что расширение образовательной среды посредством появления новых методик обусловлено возможностью цифровизации значительной части обучающего материала. В статье показаны проблемные последствия цифровизации образования, когда достоверность приносится в жертву оперативности. Автор рассматривает конкретные примеры противодействия современным цифровым технологиям, которые призваны сохранить историческую память и связи между поколениями.


Выпуск № 1

7665.
О СОЗДАНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ МИНИ-ЭКОСИСТЕМЫ "ТСХИ - ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - УЧРЕЖДЕНИЯ СПО АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ" ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОФЛАЙН И ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ

А.В. Гааг, А.А. Меденцев
Томский сельскохозяйственный институт - филиал ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
gaag85@mail.ru
Ключевые слова: офлайн-платформа, онлайн-платформа, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентациоционная мини-экосистема, offline platform, online platform, professional orientation, professional self-determination, career guidance mini-ecosystem
Страницы: 3575-3582

Аннотация >>
Анализируются противоречия, имеющиеся между традиционными образовательными учреждениями (образовательными офлайн-платформами) и современными образовательными онлайн-платформами в целях выявления возможности их интеграции для подготовки мотивированных на сельскохозяйственную деятельность абитуриентов. Показано, что трансформация интегрированных офлайн- и онлайн-платформ сельскохозяйственного вуза в хаб (центральный коммуникационный узел) способствует неограниченному расширению профориентационной сети по экосистемному принципу. Рассмотрен процесс создания профориентационной мини-экосистемы «ТСХИ - общеобразовательные школы - учреждения СПО», обеспечивающей эффективное функционирование модели непрерывного профессионального самоопределения школьников, ориентированной на сельскохозяйственную сферу. Обосновано определение понятия «Профориентационная мини-экосистема».


Выпуск № 1

7666.
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Б. Артемьева, Г.М. Вихрева, О.П. Федотова
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии на, Новосибирск, Российская Федерация
Artemyeva@spsl.nsc.ru
Ключевые слова: наука, профессиональное образование, высшие учебные заведения, научно-образовательный комплекс, научная библиотека, регион, информационно-библиотечное пространство, Новосибирск, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, кадры, аспирантура, переподготовка, повышение квалификации, science, professional training, higher educational establishments, scientific-educational complex, scientific library, region, information and library space, Novosibirsk, State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, stuff, post-graduate studentship, re-training, improvement of professional skill
Страницы: 3583-3593

Аннотация >>
Система высшего профессионального образования в регионе по праву занимает одно приоритетных из мест в структуре его базовых социально-экономических процессов, реагируя на воздействия внешней среды (социокультурные, экономические, законодательные и др.) и, в свою очередь, оказывая на нее ответное влияние. В структуре научно-образовательного комплекса Сибири городу Новосибирску принадлежит ведущая роль. Здесь функционируют высшие учебные заведения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работают научно-исследовательские учреждения (НИУ) Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и других ведомств. Все вузы города и большая часть НИУ имеют в своей структуре научные библиотеки. Поскольку насущной проблемой в настоящее время является формирование единой системы обеспечения вузов, учреждений науки региона информационными ресурсами, необходимыми для успешной научно-образовательной деятельности, предметом исследовательских интересов авторов является «должное» и реальное место библиотечного социокультурного института в этой структуре. Крупнейшей библиотекой регионального научно-образовательного комплекса является Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). Обеспечение доступа пользователей к информационным ресурсам - главное направление ее деятельности. В то же время, ГПНТБ СО РАН, имея лицензию на образовательную деятельность, сама является субъектом образовательного пространства: она организует проведение курсов переподготовки и повышения квалификации библиотекарей, сотрудничает с профильными вузами в обучении студентов. Являясь учреждением науки, ГПНТБ СО РАН имеет аспирантуру по подготовке научных кадров высшей квалификации по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. Общей методологической базой предпринятого исследования стал диалектический подход, позволяющий рассмотреть библиотечно-информационную и образовательную сферы деятельности крупной научной библиотеки в их единстве и взаимообусловленности. В статье обоснованы роль и место ГПНТБ СО РАН в формировании современной региональной системы профессионального образования и намечены перспективы по созданию модели взаимодействия библиотек научно-образовательного комплекса в целом для интеграции и диверсификации информационного сопровождения отраслевого и дисциплинарного дискурса.


Выпуск № 1

7667.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДИФИКАЦИИ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

П.В. Меньшиков
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», Калуга, Российская Федерация
edeltanne@list.ru
Ключевые слова: дидактическая коммуникация, конструктивистский подход, тест CTLES, представления обучаемого о параметрах дидактической коммуникации, educational communication, constructivist approach, CTLES, trainee’s notions about the educational communication
Страницы: 3594-3600

Аннотация >>
В статье рассмотрена проблема исследования дидактической коммуникации обучаемого и обучающего в аспекте конструктивистского подхода. Целью работы выступила апробация методики П. Тейлора - Б. Фрейзера - Д. Фишера применительно к выборке русскоязычных обучаемых. Приведены сравнительные характеристики традиционной и конструктивисткой моделей дидактической коммуникации, а также данные, касающиеся апробации конструктивистского теста П. Тейлора.


Выпуск № 1

7668.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

В.В. Собольников
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
vsobolnikovis@gmail.com
Ключевые слова: цифровизация, социализация, означивание, виртуальная личность, образ мира, смысл, ценностные ориентации, дополненная реальность, digitalization, socialization, signification, virtual personality, image of the world, meaning, value orientations, augmented reality
Страницы: 3601-3610

Аннотация >>
В статье рассматривается влияние цифровизации на индивидуальное и массовое сознание. Означивание степени влияния высоких технологий на человека, анализ образа мира, смысла в контексте вероятностного развития виртуальной личности «носителей» цифровизации становится целью исследования. Методологической предпосылкой явились положения виртуалистики обобщенно представленные в виртуальной психологии. Использован парадигмальный подход, где виртуальные реальности признаются в виде различных бытийных форм, определяющих существование множества дополненных реальностей. Методами исследования стали: диалектический, дискурс-анализ и методы виртуальной психологии. Установлено, что современные IT-технологии, формируя психологический механизм «порождения новой информации» создают возможности развития виртуальной личности, целенаправленность ее поведения, обеспечивая перевод в новую фазу развития. Определены проблемные зоны деструктивного погружения в виртуальное пространство. Злоупотребляя пребыванием в нем, аддикт может потерять жизненные ориентиры, усвоить нормы делинквентного поведения и криминальной субкультуры. Сделан вывод о необходимости продолжения изучения специфики социализации в интернет-среде, и перспективы развития виртуальной личности. Поиск путей связан с преодолением психологических барьеров возникающих в виртуальном пространстве. Очевидно, возникает потребность разработки системы психосаморегуляции психической деятельности, проработки смыслов, внутренних установок, определении специфика поведения и прогнозирования действий социума. Поэтому, задача формирования виртуальной личности посредством дополненной реальности актуализируется в числе наиболее значимых проблем современной психологии.


Выпуск № 1

7669.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

М.Р. Арпентьева
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», Калуга, Российская Федерация
mariam_rav@mail.ru
Ключевые слова: безопасность, цифровая безопасность, форсайт образования, балльно-рейтинговая система, облачные технологии, злоупотребление полномочиями, security, digital security, foresight education, point-rating system, cloud technologies, abuse of authority
Страницы: 3611-3619

Аннотация >>
Цифровая безопасность в современном мире - один из ведущих практических и теоретических трендов. Множество практиков и теоретиков работает над совершенствованием цифровой безопасности, обычно полностью игнорируя издержки собственных этого весьма нужного, но не столько однозначного, как это представляется государству и транснациональным корпорациям, спонсирующим данные исследования, процесса. Цель исследования - анализ социально-психологических аспектов применения ИКТ в управлении вузовским и школьным образованием. Методика и методология исследования. В работе осуществлен теоретический анализ проблемы социально-психологических опасностей использования ИКТ в управлении вузовским и школьным образованием, подведены итоги включенных и не включенных наблюдений за процессами и результатами внедрения балльно-рейтинговой системы и применения ИКТ в университетском образовании. Результаты исследования. Разработанные и внедряемые с целью оптимизации процессов управления и повышения доступности образования в школах вузах системы «виртуальной школы» и «виртуального университета» сталкиваются с серьезными социально-психологическими и управленческо-правовыми проблемами. Одна из ведущих - проблема спорадического или системного нарушения личностной и организационной безопасности. Эта проблемы возникла не только потому, что отсутствует культура взаимоотношений в цифровой среде. Она возникла потому, что нравственные, конвенционально-ритуальные и юридические нормы и в реальном, и в «виртуальном» мире перестали быть действительными регуляторами отношений. Реальными регуляторами в данной среде выступают нормы коммодифицировавшего все стороны своего бытия сообщества. Стоящая перед педагогами, администрациями, государством задача восстановления российского образования как лучшего образования в мире, восстановление обращения как сферы культуры, а не бизнеса, переориентация образования на развитие личности и культуры, а не обслуживание даже самых лучших «прямых» нужд производства и экономики, - действительно сложна. Нравственно осмысленное и опирающееся на нравственные нормы, партисипативные, развивающие технологии образование, однако, - не недостижимое будущее, а развитая традиция, поддержать и восстановить которую готовы и исследователи, и педагоги.


Выпуск № 1

7670.
ИДЕОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Б.В. Федотов
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
fedotovboris@gmail.com
Ключевые слова: новая идеология, здоровье населения, спорт достижений, массовый спорт, всероссийский физкультурно-спортивный комплекс В«Готов к труду и оборонеВ», new ideology, public health, sports achievements, mass sports, all-Russian sports complex В«Ready for work and defenseВ»
Страницы: 3620-3632

Аннотация >>
В данной публикации автор поднимает одну из злободневных проблем общественного развития современной России. Рассматривая общественное развитие через призму противоречий как фактор преодоления барьеров разного рода, в статье не случайно поднимается вопрос об отсутствии объединяющей идеи в стране, способной привести в движение гражданское общество. Физическая культура и спорт могут при определенных условиях стать не только составной частью здорового образа жизни, но и условием реализации актуальных задач, сформулированных органами власти в виде национальных проектов. Ведь физическое здоровье населения страны является приоритетным направлением деятельности и государственных структур и общественных институтов, поскольку именно человеческий ресурс во всех смыслах способен обеспечить прорыв страны на ключевых направлениях ее развития. В статье четко обозначены два вектора в развитии физической культуры и спорта. С одной стороны, это спорт достижений, т.е. профессиональный, а с другой, это массовый. Показано, что между ними существует тесная связь. Основным материалом в публикации послужили сведения о комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Представленная статистика этого движения в России, опирается на глубокий анализ большого количества государственных документов и собственные материалы исследования в учреждениях высшего профессионального образования.



Статьи 7661 - 7670 из 44030
Начало | Пред. | 765 766 767 768 769 | След. | Конец Все