Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Гуманитарные науки в Сибири

2020

Выпуск №

7641.
ПОЗДНЕИМПЕРСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ В ОЦЕНКАХ РАННЕСОВЕТСКИХ ЭКСПЕРТОВ

Н.Г. Суворова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, РФ, 644070, г. Омск, пр. Мира, 55а
sng19911@gmail.com
Ключевые слова: колонизационные эксперты, колонизация, колонизационные практики, колонизаторство, колония, плановое переселение, окраина, colonization experts, colonization, colonization practices, colonization, colony, planned relocation, outskirts
Страницы: 70-77

Аннотация >>
В статье проанализированы опубликованные и неопубликованные труды колонизационных экспертов 1920-х гг. Опыт практической деятельности, разносторонняя научная подготовка позволяла экспертам при разработке проектов планового советского переселения переосмыслить довоенный этап колонизации. Эксперты и исследователи их творчества чаще всего интересовались новациями и перспективами советской колонизации. Критика имперской колонизационной политики с классовых позиций как колонизаторской, русификаторской не умаляла признания эффективности переселенческих структур. Основные элементы критики, как и набор необходимых новаций (переход от переселения к колонизации, регулирование народной стихии, комплексное планирование, отбор колонизатора), были предложены еще на довоенном этапе и предлагались экспертами в качестве завершения неоконченных из-за войны программ. Особые экономические и политические условия реализации раннесоветских колонизационных проектов усиливали общегосударственные приоритеты в ущерб интересам регионов.


Выпуск №

7642.
ТРУДНАЯ ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ (НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СОБЫТИЯ ХVII КОНФЕРЕНЦИИ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (б))

М.А. Фельдмана
Уральский институт, РФ, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66
feldman-mih@yandex.ru
Ключевые слова: конференция, пленум, партия, делегаты, индустриализация, рабочие, специалисты, пятилетка, план, перелом, conference, plenum, party, delegates, industrialization, workers, specialists, five-year plan, plan, turning point
Страницы: 78-84

Аннотация >>
В статье рассмотрены основные события, произошедшие на ХVII конференции ВКП (б) в январе - феврале 1932 г. Сделаны выводы о формах и результатах дискуссии на этом партийном форуме. Отмечается, что, несмотря на доминирование идеологических оценок, на конференции была озвучена правдивая информация о характере экономических отношений в промышленности СССР; о масштабности брака выпускаемой продукции, порожденного в первую очередь необоснованным увеличением темпов роста. Развивается тезис о том, что государственные задачи стабилизации экономики требовали своего разрешения, и критические нотки в выступлениях ряда делегатов свидетельствовали о назревшем недовольстве в правящем эшелоне. Фактически партийный и хозяйственный управленческий корпус в той или иной форме выражал тревогу за положение дел в народном хозяйстве. Символическое молчание Сталина на протяжении одиннадцати заседаний конференции свидетельствовало и о нежелании вступать в дискуссию о причинах очевидных кризисных явлений в экономике, и о стремлении скрыть обобщающую информацию о подлинной ситуации в промышленности и сельском хозяйстве СССР.


Выпуск №

7643.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СИБИРИ В 1960-1980-е ГОДЫ

А.И. Тимошенко
Институт истории СО РАН, Россия, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
timoshenkoai@ngs.ru
Ключевые слова: Сибирь, регион, кадровый потенциал, индустриальное развитие, индустриальные предприятия, научно-технический прогресс, советская молодежь, Siberia, region, personnel potential, industrial development, industrial enterprises, scientific and technical progress, Soviet youth
Страницы: 85-90

Аннотация >>
В статье изучаются проблемы формирования кадрового потенциала на сибирских индустриальных предприятиях в 1960-1980-е гг. в условиях научно-технического прогресса. Особенно активно научно-технический прогресс развивался на промышленных предприятиях, связанных с машиностроением, энергетикой, химическим производством. Большое внимание автор уделяет трудовой деятельности советской молодежи, которая строила города и рабочие поселения, индустриальные предприятия, а также активно участвовала в обустройстве месторождений полезных ископаемых и в разработке других природных ресурсов. Показана роль Тюменского индустриального института (открыт в 1964 г.), а также созданной в Тюменской области и соседних с нею регионах сети техникумов и профессионально-технических училищ, которые практически сразу приступили к подготовке кадров для нефтегазового комплекса Западной Сибири.


Выпуск №

7644.
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ РОССИЙСКИМИ ЭКОНОМИСТАМИ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI в

Н.А. Куперштох
Институт истории СО РАН, РФ, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
nataly.kuper@gmail.com
Ключевые слова: Сибирское отделение РАН, Институт экономики и организации промышленного производства, Сибирский регион, стратегии социально-экономического развития, Сибирское отделение РАН, Институт экономики и организации промышленного производства, Сибирский регион, стратегии социально-экономического развития, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Region, strategies for socio-economic development
Страницы: 91-98

Аннотация >>
В статье исследуется история разработки проектов основных направлений социально-экономического развития Сибирского региона, которая осуществлялась учеными Института экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) СО РАН (г.Новосибирск). При активном участии коллектива института с начала 1960-х гг. определялись векторы основных трендов развития экономики Сибири, сообразуясь с направлениями государственной политики и потребностями региона. В 1970-1980-е гг. стратегические направления социально-экономического развития Сибирского региона были сформулированы и осуществлялись в рамках программы «Сибирь». В постсоветский период потребовались новые подходы к восстановлению экономического потенциала региона и осмыслению роли Сибири в геополитической стратегии государства. Эти подходы нашли отражение в трех документах - Стратегиях социально-экономического развития Сибири 2002, 2005 и 2010 гг.


Выпуск №

7645.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА УРАЛЕ В 1990-2010-е гг.: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

М.В. Бекленищева
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, РФ, 620002 г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
bekmv88@yandex.ru
Ключевые слова: развитие туризма, Свердловская область, В«Самоцветное кольцо УралаВ», туристский кластер, Большой Урал, иностранные туристы, деловой туризм, tourism development, Sverdlovsk Region, Urals precious ring, tourist cluster, Great Ural, foreign tourists, business tourism
Страницы: 99-105

Аннотация >>
В статье рассматривается деятельность органов государственной власти Свердловской области по развитию внутреннего и въездного туризма с момента принятия регионального закона о туризме. Выделены этапы развития региональной политики в сфере туризма, включая переход к программно-целевому методу. Отмечены особенности развития отрасли в 1990-2010-е гг., связанные с организационно-административной перестройкой региональных органов управления. Если в 1990-е гг. вопросы развития туризма курировало Министерство физкультуры и спорта, то в настоящее время они относятся к ведению Министерства инвестиций и развития Свердловской области, что свидетельствует об изменении статуса данной отрасли. Выявлены специфика и виды туризма, которые развиваются в регионе. Определены ключевые проблемы, сдерживающие развитие отрасли, а также возможные варианты их решения в Свердловской области. Показана динамика турпотока, акцентировано внимание на причинах увеличения количества иностранных туристов в Свердловской области, среди которых следует отметить мероприятия федерального и регионального уровней, а также повышение узнаваемости Среднего Урала за рубежом.


Выпуск №

7646.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО УРОВНЯ В МУЗЕЙНОМ МИРЕ СИБИРИ

О.Н. Шелегина
Институт истории СО РАН, РФ, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
oshelegina@yandex.ru
Ключевые слова: музейный мир Сибири, социокультурные практики, международные музеологические форумы, Комитет музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона, новации, мировое музейное сообщество, интеграция, освоение наследия, museum world of Siberia, sociocultural practices, international museological forums, the Committee of museology of Asia and the Pacific, innovations, the All-Russian scientific and practical conference “Modern trends in the development of museums and museology”, the project “Integration of Russian museums in the regional socio-cultural space”, the world museum community, integration, development of heritage
Страницы: 106-113

Аннотация >>
Актуальность статьи связана с необходимостью определить перспективность современных социокультурных практик международного и российского уровней в региональном музейном мире. Впервые дается совокупный анализ проблематики и характера участия представителей музейного мира Сибири в наиболее значимых музеологических форумах международного и российского уровней в период 2014-2019 гг. Установлена ведущая роль в продвижении результатов работы сибирских музееведов на мировой уровень Комитета музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона. Появление в музейном мире Сибири ряда новаций российского уровня (конференция «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения», проект «Интеграция российских музеев в региональное социокультурное пространство») обусловлено высоким уровнем интеграции учреждений науки, культуры, образования Сибирского региона и ведущих российских институций в сфере музеологии. Перспективы развития музейного мира Сибири соответствуют мировому социокультурному тренду освоения наследия.


Философия образования

2020

Выпуск № 1

7647.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ВЫХОДА ИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ТЕХНОГЕННОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ

С.А. Новосадов
Обнинский институт атомной энергетики, Наро-Фоминск, Россия
ser-novosadov@yandex.ru
Ключевые слова: система образования, методология, человек, социум, процесс, кризис, культура, педагогика, развитие, перспектива, education system, methodology, person, society, process, crisis, culture, pedagogy, development, perspective
Страницы: 5-24

Аннотация >>
Введение. Сейчас большинством стран мира и в частности Россией принята Болонская система высшего образования, которая, по нашему мнению, ведет систему образования к педагогическому и образовательному кризисам и не может отвечать на вызовы современности и ближайшего стратегического будущего. В связи с этим нарастает давление как внутренних (культурных, социально-экономических), так и внешних (международных, политических, глобальных) системных факторов, негативно влияющих на развитие общества и положение страны в международном и глобальном пространстве. Эта проблема в системе образования обусловливает необходимость выявления новых методологических направлений и моделей образовательного процесса, которые должны вывести страну на траекторию бескризисного развития. Для этого в рамках заявленной темы была сформулирована цель и определены основные задачи исследования. Методология и методика исследования. Исследование заявленной темы осуществлялось на основе образовательно-аксиологической методологии с применением историко-хронологического, системного и процессного подходов с упором на интуитивно-рассудочный, абстрактный и практико-опытный анализ. Предложенные новые понятия и определения могут представлять интерес для дальнейшего философского осмысления, развития образовательной системы в России. Результаты исследования. Полученные результаты проведенного комплексного анализа показывают ущербность дальнейшего развития существующей образовательной системы, которая сказывается на общем образовательном, а главное - на нравственно-этическом и культурном поведении как управленческой «элиты», так и большей части общества. Дается главная установка для решения обозначенной проблемы - формирование индивида с человеческим строем психики. По сути, речь идет о человеке, живущем по диктатуре совести, реализующем генетически заложенные возможности и творческий потенциал, применяя силу воли. Без этого предлагаемая система нежизнеспособна. Более того, делается вывод об утрате философией, педагогикой, социологией и в частности философией образования своей основной функции - прогностическо-познавательной. Заключение. Выход из образовательного кризиса предполагает изменение траектории развития методологии образования. Для этого в рамках заявленной темы рассматриваются два основных этапа перехода, которые будут основой для плана развития (дорожной карты) образовательной системы в тактической и стратегической перспективе. С целью практического осуществления мероприятий на первом этапе преобразований предложена схема условно перспективной системы образования России. В работе обозначены лишь контуры и направления образовательного процесса, которые, по нашему мнению, приведут к созданию общества, способного решить существующие системные кризисы и проблемы.


Выпуск № 1

7648.
МОДЕЛЬ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И(ИЛИ) СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ?

М.А. Абрамова
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
marika24@yandex.ru
Ключевые слова: международные сравнительные исследования, качество образования, стандарты обучения, рейтинг, национальная система образования, модель, international comparative studies, quality of education, training standards, rating, national education system, model
Страницы: 25-37

Аннотация >>
Введение. Поставлена проблема рефлексии цели и задач управления образовательным процессом в России на примере принятия и использования рейтингов международных исследований стран в области образования. Методология и методика исследования. Анализ проводится на основе междисциплинарного подхода, использующего качественную и количественную методологию исследования, а также системного подхода, обеспечивающего возможности проведения анализа предмета исследования как целостной развивающейся структуры, встроенной в другие системно-структурные образования. Под системой оценки качества в сфере образования мы понимаем набор инструментов, с помощью которого регулируется институциональное поведение участников образовательного процесса (школ, вузов) для достижения результата. Результаты исследования. Опираясь на проведенный ранее анализ критериев оценки качества высшего образования и внедрения программ по цифровизации, автор фокусирует внимание на использовании методик исследования общего образования и создании в России единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). Сопоставляя цели государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» с показателями PISA, определяющей уровень функциональной грамотности подростков, автор приходит к выводу, что, несмотря на очевидную пользу проведения межстрановых исследований, в государственной программе не сформировано вѝдение собственного понимания целей и задач развития. Заключение. Подмена качественного описания результатов обучения количественными параметрами оценки при помощи международных рейтингов способствует нивелированию ценности опыта российской системы образования и, более того, не создает условий для сохранения и развития Россией своего культурного потенциала. Выявленные нарушения в логике и процедуре оценки влияния всех этапов построения образовательного процесса, начиная с определения цели, актуализируют необходимость введения нового параметра - оценки управленческого воздействия, обеспечившего или не обеспечившего гармоничное развитие системы образования.


Выпуск № 1

7649.
ЭССЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ В ДИДАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (опыт эмпирического исследования)

М.Н. Дудина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
mndudina@yandex.ru
Ключевые слова: дидактика высшей школы, креативная деятельность, жанр эссе, творческое задание, самовыражение, самоидентификации личности, didactic in higher education, essay genre, creative task, self-expression, self-identification
Страницы: 38-53

Аннотация >>
Введение. Цели публикации - представить теоретический и практический потенциал жанра эссе как творческого учебного задания в дидактике высшей школы, аргументировать актуальность его использования в качестве перспективного в отечественном образовании. Подтвердить результатами эмпирического исследования студентов двух уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура) реальную возможность успешного поиска и нахождения инновационных технологий, осознаваемых в целях, содержании и средствах «форм видения и осмысления определенных сторон мира» (М. М. Бахтин). Методология и методика исследования. Методологической основой обучения является концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского. В качестве объекта исследования выступает процесс творческого поиска студентов, добровольно выбравших проблему и самостоятельно формулирующих тему своего эссе. Предмет исследования - восприятие и понимание стимулирующего материала (высказываний выдающихся мыслителей, аудио- и видеоматериалов), предложенного преподавателем в учебных курсах «Теория и практика высшего образования», «Дидактика высшей школы», «Педагогика и психология высшей школы». Словесное творчество студентов в создании собственного текста предполагает диалог я и другой (М. М. Бахтин). Реализация авторского замысла представлена в результатах анализа (с преобладанием контент-анализа) эссе студентов. Результаты исследования. Новизна авторского подхода состоит в использовании жанра эссе как дидактического средства в отличие от изучения конкретных произведений классической и современной литературы. Предлагается решение задач, связанных с пониманием актуальных проблем социума и личности, адаптации и идентичности в осмыслении и обосновании студентами собственной позиции. Написание эссе как учебная деятельность осуществляется студентами в ситуации свободы выбора проблемы и темы для создания собственного продукта творческой деятельности, воплощения авторского «Я». В мышлении, запечатленном в письменной речи, раскрывается креативный потенциал каждого студента, его рефлексия (личностная, социальная, гражданская, патриотическая, морально-нравственная), проявляющаяся в потребности самовыражения и возможности рассказать о себе, своих впечатлениях, раздумьях через восприятие мира на основе доверия к преподавателю. Несомненное достоинство каждого студента - наличие авторской позиции по актуальной проблеме, по сформулированной им теме, выраженной в форме эссе, которая предполагает небольшой объем и свободную композицию. Заключение. Использование жанра эссе как творческого дидактического задания ориентировано на развитие креативных способностей современных студентов, оказавшихся в ситуации доступности любой информации. Осознанный отбор содержания эссе для последующей интерпретации воспринимается как воплощение эстетического опыта словесного творчества в учебном процессе и экзистенциального опыта свободы самовыражения и самоидентификации.


Выпуск № 1

7650.
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРАТЕГИЯ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

О.В. Шимельфениг
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия
shim.ov@mail.ru
Ключевые слова: парадигма, трансдисциплинарность, сюжетно-игровая картина мира, творчество, активные формы обучения, парадигма, трансдисциплинарность, сюжетно-игровая картина мира, творчество, активные формы обучения, paradigm, transdisciplinarity, plot-game picture of the world, creativity, active forms of learning
Страницы: 54-67

Аннотация >>
Введение. В связи с нарастающими проявлениями системного кризиса цивилизации: мировоззренческого, экологического, социально-экономического - возникает острая необходимость в целостной духовно-психофизической картине мира, основанной на трансдисциплинарной интеграции гуманитарных наук и естествознания и разработке комплексов взаимосвязанных учебных программ. Данная работа является вариантом ответа на этот вызов времени. Методология и методика исследования основаны на анализе тенденций в культуре на «омашинивание» окружающей среды и самого человека; опираются на картину мира древних культур, прежде всего, на концепцию реальности как Космической Игры, на современные философские и научные исследования, методологию и практику применения инновационных и деловых игр, конфликтологию, управленческие технологии. Результаты исследования. Показано, что в концептуальной области сюжетно-игровая модель реальности обобщает системный подход, избавляя его от опасного крена в сторону объективизма и однобокого материализма; обнажает неочевидный процесс формирования нашей общей совместной жизни через взаимодействие индивидуальных восприятий, чувств, мыслей и поступков каждого участника вселенской драмы, в то время как традиционная объективистская картина мира обычно создает иллюзию якобы «независимости» человека и целостного универсума, сводящегося к механическим «закономерностям», что провоцирует безответственность на всех уровнях социума. Как одна из практических реализаций представленного автором мировоззрения приводится краткое описание со ссылками на основные источники цикла из пяти дисциплин: 1) «Концепции современного естествознания»; 2) «Модели поведения»; 3) «Конфликтология и менеджмент»; 4) «Теория катастроф»; 5) «Правовые и управленческие аспекты качества». Заключение. Предложенный комплекс дисциплин, сформированный на основе сюжетно-игровой парадигмы, может послужить, прежде всего, в сфере образования прецедентом для дальнейшей деятельности, направленной на решение сформулированных глобальных проблем.



Статьи 7641 - 7650 из 44030
Начало | Пред. | 763 764 765 766 767 | След. | Конец Все