Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Профессиональное образование в современном мире

2020

Выпуск № 2

7221.
СЛОВО РЕДАКТОРА

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
2chernych@mail.ru
Страницы: 3655



Выпуск № 2

7222.
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СИСТЕМ В ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВАХ

В.В. Петров1,2
1Институт философии и Права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Российская Федерация
v.v.p@ngs.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Российская Федерация
Ключевые слова: университет, глобализация, национальные системы образования, university, globalization, national education systems
Страницы: 3666-3673

Аннотация >>
Изменения, которые происходят в отечественном образовании под влиянием глобализационных процессов, накладывают серьезный отпечаток на развитие университетских систем, что приводит к необходимости трансформации университета в изменившихся социокультурных условиях. Проблема, обсуждаемая в данной работе, может быть сформулирована следующим образом: с одной стороны, в условиях глобализационных преобразований требуется выстроить развитие отечественных университетов в соответствии с некоторой «единой европейской моделью», но с другой стороны, отсутствует понимание, что может выступить в качестве такой универсальной модели развития университетских систем в трансформирующемся обществах. Цель работы - определить возможность создания «универсальной» модели университетских систем в условиях глобализации. Для достижения поставленной цели применяется метод философской концептуализации и используются социокультурный и культурфилософский подходы, что сделало возможным обобщение полученных в ходе исследования данных. В работе сформулировано определение университетской системы, обозначены ключевые организационные принципы университета, проведен анализ опыта развития европейских университетских систем, показаны онтологические аспекты их развития и определены ключевые факторы, непосредственно влияющие на становление и развитие национальных университетов. В результате сравнения в едином категориальном пространстве университетских моделей Англии, Франциии Германии обосновано, что основной причиной, сдерживающей формирование «универсальной» модели развития университетских систем в трансформирующихся обществах под воздействием глобализационных процессов является ответная реакция самозащиты национальных систем образования, исторически формировавшихся под воздействием консервативного традиционализма и национального фундаментализма.


Выпуск № 2

7223.
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИЕРАРХИЯ И ИНВЕРСИЯ

Д.А. Севостьянов
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
dimasev@ngs.ru
Ключевые слова: личный социальный капитал, активный социальный капитал, пассивный социальный капитал, социальная иерархия, инверсия, personal social capital, active social capital, passive social capital, social hierarchy, inversion
Страницы: 3674-3681

Аннотация >>
В статье рассматривается понятие «социальный капитал». Анализируются различные трактовки этого понятия. В частности, показано, что социальный капитал может быть представлен и как общественное достояние, и как личное достояние индивида. Социальный капитал, рассматриваемый как сугубо общественное явление, описан как наличие социального доверия. Социальный капитал, который рассматривается в качестве личного актива субъекта, составляет один из факторов, определяющих его положение в обществе. В статье выделяется две разновидности личного социального капитала - активный и пассивный. На основе личного социального капитала действует социально-коммуникативный организационный принцип в социальной иерархии. Это лишь один из многих организационных принципов, которыми обусловлена позиция человека в социальной иерархии. Данный принцип, при всей его значимости, не может рассматриваться как главный. Во-первых, социальный капитал чаще всего важен не сам по себе, а как средство для достижения некоторых внешних целей. Во-вторых, если субъект стремится занять высшую общественную позицию только на основе социального капитала, это становится проявлением популизма и интриганства. В этом проявляется инверсия в социальной иерархии - состояние, угрожающее разрушением данной системы. Приобретение и накопление личного социального капитала начинается еще с детства в семье. Однако решающую роль в этом вопросе играют учебные заведения. Именно в период обучения происходит весьма интенсивное накопление социального капитала. Поэтому накопление личного социального капитала обучающихся заслуживает особого внимания и отдельного изучения. Для этого могут применяться как констатирующие, так и формирующие эксперименты.


Философия науки

2020

Выпуск № 2

7224.
ФОРМАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В МАТЕМАТИКЕ И КОНЦЕПЦИЯ ПОНИМАНИЯ

В.В. Целищев, А.В. Хлебалин
Институт философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева 8
leitval@gmail.com
Ключевые слова: формализованный язык, естественный язык, понимание, семантика, передоказательства теорем, formalized language, natural language, understanding, semantics, reproving of theorems
Страницы: 45-58

Аннотация >>
Рассматривается популярное в философии математики направление, согласно которому семантические и когнитивные характеристики математического знания могут быть адекватно объяснены посредством анализа математической практики, в частности естественного языка, в рамках которого изначально совершается математическое мышление. На примере анализа концепции Т. Хофвебера, противопоставляющей семантические и синтаксические характеристики естественного и формализованного языков и отводящей последнему исключительно репрезентирующую роль, показана ограниченность такого подхода элементарными разделами арифметики и несостоятельность преуменьшения роли формализованного языка в развитии математического знания.


Выпуск № 2

7225.
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПОНЯТИЕ ОШИБКИ

А.Ю. Моисеева, С.Е. Овчинников
Института философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
ajumo@yandex.ru
Ключевые слова: ошибка, диалог, исследование, познание, прагматизм, fallacy, dialogue, research, knowledge, pragmatism
Страницы: 59-72

Аннотация >>
В статье проводится параллель между двумя нетрадиционными подходами к построению теории ошибки: подходом, развиваемым в совместных работах Дж. Вудса и Д. Уолтона, а позже в самостоятельной работе Д. Уолтона «Прагматическая теория ошибки» (1995), с одной стороны, и подходом, представленным в серии работ Я. Хинтикки по интеррогативной эпистемологии, с другой стороны. Показано, что несмотря на различие посылок, на основе которых выстроены эти подходы, оба они характеризуются тенденцией к прагматизации понятия ошибки, обусловливающей схожесть выводов, полученных в результате их применения.


Выпуск № 2

7226.
ПОНЯТИЕ ЭНТРОПИИ И ОНТИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ РЕАЛИЗМ

А.Ю. Сторожук
Институт философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, Николаева, 8
stor71@mail.ru
Ключевые слова: онтический реализм, структурализм, энтропия, информация, ontic realism, structuralism, entropy, information
Страницы: 73-83

Аннотация >>
В последние годы широко обсуждается концепция онтического реализма, представляющего собой разновидность структурализма с онтологическим уклоном. Основной тезис этого течения состоит в том, что при смене научной теории структура связей и отношений между объектами является более стабильной сущностью, чем сами объекты. Цель статьи - представить понятие, которое может служить контрпримером этому тезису, так как понятие энтропии, сохраняющее примерно постоянный смысл, включалось в структуру научных теорий совершенно разными способами.


Выпуск № 2

7227.
ПРОБЛЕМА ОНТОЛОГИИ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

А.В. Нечипоренко1,2, П.А. Французов3,4
1Институт философии и права, 630090, г. Новосибирск
a.v.nechiporenko@gmail.com
2Новосибирский государственный университет, 630090, г. Новосибирск
3Институт химической кинетики и горения СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Институтская 3
pavel.frantsuzov@gmail.com
4Московский педагогический государственный университет, 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская 1/1
Ключевые слова: научная программа, объединенная квантово-классическая теория, проблема, онтология, эпистемология, квантовая физика, квантовая инженерия, scientific program, combined quantum-classical theory, problem, ontology, epistemology, quantum physics, quantum engineering
Страницы: 84-112

Аннотация >>
В статье проблемы квантовой физики анализируются в контексте современной ситуации в науке, инженерии и философии. Сформулировано утверждение, что поиск удовлетворительной интерпретации существующей квантовой теории бесперспективен и выдвигается тезис о необходимости запуска научно-философской программы построения новой физической картины мира на основе объединенной квантово-классической теории.


Выпуск № 2

7228.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

И.Е. Прись
Институт философии Национальной академии наук Беларуси, ул. Сурганова, 1, корп. 2. Минск, 220072, Беларусь
frigpr@gmail.com
Ключевые слова: науки о природе, гуманитарные науки, квантовая механика, контекстуальный реализм, квантовый реализм, natural sciences, human sciences, quantum mechanics, contextual realism, quantum realism
Страницы: 113-130

Аннотация >>
Не существует фундаментального различия между естественными и гуманитарными науками. Всякая наука - это нормативная практика, позволяющая описывать, объяснять и предсказывать явления. В то же время существуют очевидные нередуцируемые онтологические различия между науками и в рамках самих наук. Более того, онтология не абсолютна, а зависит от контекста. Наш контекстуальный реализм трактует теорию как витгенштейновское правило для измерения реальности (природной или социальной) в контексте. Тем самым он позволяет рассматривать различные науки с единой точки зрения и объясняет применимость квантовой теории к ряду социальных явлений. Социальный реализм - контекстуальный («квантовый») реализм. В частности, трудная проблема философии сознания устраняется в рамках контекстуального («квантового») реализма.


Выпуск № 2

7229.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ГИПОТЕЗ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕФТИ В КОНТЕКСТЕ НАРРАТИВНОГО ПОДХОДА

В.А. Миронов
Национальный исследовательский Томский государственный университет, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36
mironovv@mail2000.ru
Ключевые слова: методология геологии, геологический нарратив, генезис нефти, референциальная иллюзия, methodology of geology, geological narrative, genesis of oil, referential illusion
Страницы: 131-149

Аннотация >>
Целью данной работы является указание слабых методологических сторон всех гипотез о генезисе нефти, учет которых может быть полезным как для развития геологического знания, так и для философии и методологии науки. Показано, что для геологов успешные результаты лабораторных исследований по получению углеводородов, и в частности нефти, как из органических, так и из неорганических веществ не являются определяющими, так как не отражают всю сложность процессов, происходящих в недрах Земли. В качестве методологического инструмента, который позволяет «отражать» все глубинные процессы Земли, геологи применяют нарративную форму представления материалов, описывающих и объясняющих процесс формирования месторождений нефти и газа. Однако подобные геологические нарративы имеют ряд особенностей, которые не способствуют развитию гипотез о генезисе нефти. Первой такой особенностью является написание нарративов от лица «всеведущего рассказчика», что создает эффект «референциальной иллюзии», придающей, в свою очередь, геологическим нарративам вид завершенного исследования, к которому нечего добавить. Второй особенностью является то, что гипотезы-нарративы о генезисе нефти имеют вид универсального правила, игнорирующего индивидуальные особенности геологических структур разного типа в разных участках Земли. На этом основании в статье делается предположение о необходимости отказа от универсальных нарративов и перехода к гипотезам о генезисе нефти для каждого месторождения углеводородов.


Выпуск № 2

7230.
"НОРМАЛЬНАЯ НАУКА" ТОМАСА КУНА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ

О.И. Целищева
Институт философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева 8
oxanatse@gmail.com
Ключевые слова: Кун, Рорти, Фуллер, нормальная наука, парадигма, история науки, научное сообщество, Kuhn, Rorty, Fuller, normal science, paradigm, history of science, scientific community
Страницы: 150-160

Аннотация >>
В статье рассмотрена концепция «нормальной науки» Т. Куна в контексте социальной эпистемологии С. Фуллера. Исследованы политические, философские и религиозные коннотации этого понятия, исходно принадлежащего к истории науки. Показано, что анализ основной работы Куна «Структура научных революций» фактически подтверждает вердикт П. Фейерабенда, что она является идеологией под маской истории.



Статьи 7221 - 7230 из 44028
Начало | Пред. | 721 722 723 724 725 | След. | Конец Все