Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Профессиональное образование в современном мире

2020

Выпуск № 2

7211.
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМА АКАДЕМИЧЕСКИХ СВОБОД И ВЫБОРА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С.Г. Горин
Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Российская Федерация
info@gem.nsk.ru
Ключевые слова: трансформация высшего образования, академические свободы, компетентностная модель, образовательные стандарты и технологии, болонские преобразования, transformation of higher education, academic freedoms, competency model, educational standards and technologies, Bologna transformations
Страницы: 3682-3687

Аннотация >>
В статье рассматриваются критические аспекты трансформации российской образовательной системы в постсоветский период в ходе внедрения некоторых болонских принципов в высшем образовании в контексте проблемы академических свобод и независимости университетов. Отмечено, что болонские преобразования в российской высшей школе (например, искусственное разделение на бакалавриат и магистратуру, неудачно сформулированные компетентностно-ориентированные образовательные стандарты и др.) имеют сомнительную прогностическую перспективу, но, тем не менее, продолжают директивно внедряться в учебную практику. Они способствуют бюрократизации вузов, ограничивают традиционную автономность и независимость университетов, выбор и самостоятельность индивидуальных образовательных технологий даже, ведущих в своей области профессоров. Это снижает продуктивность их научной и учебной деятельности, эффективность и качество образовательного процесса, а также позитивную мотивацию и творческую составляющую и в работе преподавателей, и в отношении студентов к учебе. В современной образовательной практике достаточно примеров, подтверждающих изменчивость студенческой субъектности, подчас в сторону ее деструктивности. В качестве эмпирической базы в статье использованы данные социологических исследований, проведенных среди преподавателей четырех сибирских вузов и трех образовательных организаций дополнительного образования по различным направлениям профессиональной деятельности, а также экспертные мнения более ста преподавателей высшей школы в сибирском регионе.


Выпуск № 2

7212.
НОВЫЕ ФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ

Н.А. Ольшанникова
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Российская Федерация
caramelka75@mail.ru
Ключевые слова: образование в интернете, МООК, университетское образование, онлайн-курсы, online education, MOOC, University education, online courses
Страницы: 3688-3694

Аннотация >>
Университет рассматривается как особый социальный институт, выполняющий ряд значимых для общества задач: производство и трансляцию знаний и научной картины мира; воспроизводство и развитие человеческого капитала; социализацию молодого поколения; обеспечение экономики кадрами высокой квалификации и др. Причем в различные культурно-исторические периоды функции университета имеют характерные фокусировки, например, для индустриального общества - это подготовка кадров и квалифицированных специалистов, для постиндустриального общества - используется понятие «человеческий капитал». За последние десятилетия образование кардинально изменилось. Теперь процесс обучения очень сложно представить без Интернета. Основная цель массовых открытых онлайн-курсов - обеспечение прямого доступа студентов к учебным материалам без необходимости поступления в образовательное учреждение. Как известно, образование является важным социальным процессом, поэтому оно должно быть максимально доступно каждому человеку. Массовые открытые онлайн-курсы, реализуемые при участии ведущих университетов мира, динамично развиваются в глобальном масштабе, расширяя доступ к образованию и обучению в течение всей жизни для людей со всего мира и оказывая существенное воздействие на современную систему высшего образования. Изучение курсов носит рекомендательный характер, может быть предложено для самостоятельного изучения, без требований к контролю результатов. В статье рассмотрены плюсы и минусы онлайн-образования, проблемы вхождения на российский образовательный рынок.


Выпуск № 2

7213.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.А. Бутина
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
eugeniabutina@gmail.com
Ключевые слова: компьютеризация образования, информатизация, цифровизация образования, перспективы цифровизации, риски цифровизации, цифровые технологии, смешанное обучение, computerization of education, Informatization, digitalization of education, prospects of digitalization, risks of digitalization, digital technologies, mixed learning
Страницы: 3695-3701

Аннотация >>
В настоящее время мы являемся свидетелями глубокой трансформации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и системы образования. Изменения происходят в направлении цифровизации - актуальной тенденции современного образовательного пространства. Однако единой трактовки понятия цифровизации пока нет, следовательно, цифровизация происходит в ситуации понятийной неопределенности. Кроме того, в научной литературе оперируют разными терминами для обозначения цифрового образования: «дигитализация образования», «смарт-образование», «цифровое образования» и др. Следовательно, имеет место и терминологическая неопределенность. В статье приведено несколько определений термина «цифровизации», перечень нормативных документов, направленных на регулирование образовательного процесса в отношении цифровизации, этапы цифровизации образования, рассмотрены ее перспективы и риски. Отмечено, что необходимо учитывать достоинства и недостатки цифровизации образования, в соответствии с этим корректировать изменения в образовательном пространстве. Мы считаем, в образовании необходимо использовать преимущества цифрового обучения, которое должно стать дополнением к традиционному (речь идет о смешанном образовании), при этом важно актуализировать морально-этический аспект образования, сохранять в образовательном процессе нравственную составляющую. Мы согласны с М. А. Маниковской, отмечающей, что решение проблемы «видится в новом ее развороте, который указывает перспективу выявления и сохранения в трансформирующемся образовании конструктивных возможностей оптимального и гармоничного сопряжения цифровых и гуманитарных технологий, обеспечивающих моральную идентичность человека». Теоретико-методологическим основанием исследования стали работы, посвященные проблеме цифровизации образовательного пространства.


Выпуск № 2

7214.
СТРАТЕГИЯ ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНОГО ЦЕЛЕВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Ю.И. Молотков1, Д.П. Ильин2
1Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Новосибирск, Российская Федерация
molotkov@siu.ranepa.ru
2Муниципальное образование «Промышленновский муниципальный район», Кемерово, Российская Федерация
adm-promishl-rn@ako.ru
Ключевые слова: Стратегия, стратегические направления, стратегическое управление, целевые программы, проекты, точки роста, мониторинг, индикативные показатели, Strategy, strategic direction, strategic management, targeted programs, projects, growth points, monitoring, benchmarking performance
Страницы: 3702-3717

Аннотация >>
В статье обоснована потребность разработки муниципальными образованиями в Российской Федерации Стратегий социально-экономического развития, в соответствии с ФЗ РФ № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. "О стратегическом планировании в Российской Федерации". По этому закону органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение о разработке Стратегий социально-экономического развития, с учетом особенностей природно-климатических условий, выбора приоритетных направлений, точек роста, обеспечивающих стратегическое развитие муниципального образования. Объектом исследования принят Промышленновский муниципальный район Кемеровской области со структурой экономики сельскохозяйственной направленности, с численностью населения до пятидесяти тысяч человек, имеются перспективные природные запасы угля. Авторами рассмотрено состояние и уровень развития района. Исследование проводилось с целью сформировать «Стратегию социально-экономического развития Промышленновского муниципального района до 2035 года». В этом документе рассмотрены стратегические направления развития района, прогноз основных результатов, получаемых за счет реализации 16 программ, 34 проектов, принятых к Стратегии, которые сформированы с учетом Указа Президента 204 от 7.05.2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Постановления №1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 31.10.2018 г.


Выпуск № 2

7215.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

А.С. Комкова1,2, Е.П. Кобелева1, Е.А. Стучинская1, Е.А. Крутько1,3
1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Российская Федерация
raykova88@mail.ru
2Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Российская Федерация
3Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Российская Федерация
e.a.krutko@mail.ru
Ключевые слова: метакомпетенция, научно-исследовательская деятельность, иностранный язык, проектная деятельность студентов, академическое письмо, публичное научное выступление, metacompetencies, research activities, foreign language, student project work, academic writing, public scientific presentation
Страницы: 3718-3725

Аннотация >>
Результативность дальнейшей самореализации выпускника вуза в определенной профессиональной сфере деятельности. Необходимость анализа теоретических и практических аспектов этой деятельности обусловила цель данной статьи. В качестве основного авторами был использован системный метод. Для понимания и уточнения сущности и предпосылок формирования метакомпетенций студентов вуза в процессе научно-исследовательской работы на иностранном языке на современном этапе авторы обратились к общелогическим методам и приемам исследования. Для выявления и обоснования общих и отличительных признаков и свойств содержания и организации научно-исследовательской работы на иностранном языке, использовались принципы структурно-функционального анализа. Приводятся результаты педагогического эксперимента, проведенного в Сибирском государственном университете путей сообщения, направленного на изучение влияния научно-исследовательской работы на иностранном языке на формирование метакомпетенций студентов. Предложена модель организации научно-исследовательской работы студентов, включающая уровни восприятия, анализа и синтеза научной информации. Раскрывается содержание каждого из уровней организации научно-исследовательской работы студентов. Особое внимание авторами уделено формированию навыков академического письма, необходимых для повышения публикационной активности различных групп исследователей с учетом международных правил и норм, а также навыков публичного научного выступления на иностранном языке, позволяющих представлять результаты исследования на международном уровне. Авторы заключают, что моделирование процесса научно-исследовательской работы студентов позволило систематизировать и обобщить рекомендации к ее организации с учетом актуальных международных требований к содержанию доклада, оформлению научных статей на иностранном языке, специфики рецензирования работ и ранжирования научных журналов, показателей публикационной деятельности ученых, организаций.


Выпуск № 2

7216.
АРХИТЕКТОНИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНСТИТУТА

Ю.А. Гуськов1, В.В. Косухин2, Р.В. Орлов2, Т.В. Сидорина2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
nsauii@ngs.ru
2Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева, Новосибирск, Российская Федерация
vivv@mvd.ru
Ключевые слова: научно-исследовательская культура, образовательное пространство института, психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих специалистов, research culture, educational space of the Institute, psychological and pedagogical support of professional training of future specialists
Страницы: 3726-3735

Аннотация >>
Проблема формирования научно-исследовательской культуры как ведущего фактора наукоемких профессий и инновационного характера развития практики, обуславливают приоритет развития образовательного пространства институтов в логике систем «человек - научно-техническая информация» и «человек - техника». Это предопределяет их специализированную системную архитектонику и особое психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих специалистов. Образовательное пространство каждого института наполнено минимум тремя составляющими его компонентами, профессионально-культурным, социальным и материально-человеческим капиталом. Профессионально-культурный компонент определяем, как интерес к познанию, умение использовать методы исследования, освоенные знания, значимость науки, ценность обретаемой профессии и т.д. В социальный компонент с необходимостью входят потенциал семей обучающихся, их традиций и образовательный ценз родственников; национальность, верование, уровень воспитанности; общественные установки окружения и микрогрупп; социальное влияние друзей и одногруппников, и пр. Компонент материально-человеческого капитала характеризуется престижностью получаемого образования, особенностями и сложностью приобретаемой профессии, признанностью ее в обществе и экономике страны и как источник экономического роста. Предлагаемая проблема исследования носит практико-ориентированный характер. В статье выявляются структурные компоненты научно-исследовательской культуры, основы интеграции образовательной, профессионально-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.


Выпуск № 2

7217.
СТИМУЛИРОВАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА: ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Ю. Наумова1, П.Ю. Наумов2, С.Н. Сорокоумова3
1Общество с ограниченной ответственностью «ТД Мироград», Новосибирск, Российская Федерация
2Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации, Балашиха, Российская Федерация
naumov.777@mail.ru
3Российский государственный социальный университет, Москва, Российская Федерация
4013@bk.ru
Ключевые слова: стимул, стимулирование, педагогическое стимулирование, правотворчество, правотворческая деятельность, готовность, stimulus, stimulation, pedagogical stimulation, law making, law-making activities, readiness
Страницы: 3736-3745

Аннотация >>
В статье на основании последовательного изучения научных источников рассмотрено педагогическое стимулирование и его структура при формировании готовности будущих юристов к правотворческой деятельности. Авторы приводят мнения ученых и практиков по данному вопросу, анализируют его актуальность. Изучены виды стимулирования, к которым относится ценностное, педагогическое, психологическое, моральное, материальное, активное и пассивное стимулирование, прямое или опосредованное. Оно направлено на стимуляцию, например, психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания и т.д.), совершения определенных действий или освоения заданной информации, отработки практических заданий. Подробно рассмотрена структура готовности к правотворческой деятельности, которую необходимо сформировать у будущих юристов в процессе обучения в образовательной организации высшего образования. Отмечено, что педагогическое стимулирование происходит в определенных условиях (педагогические условия: использование в образовательном процессе педагогической технологии знаково-контекстного обучения; конструирование модулей решения типовых профессиональных правотворческих задач; уточнение программы и направленности войсковой стажировки и юридической практики на решение типовых профессиональных правотворческих задач; создание педагогического сопровождения стимулирования формирования готовности к правотворческой деятельности), (психологические условия: стимулирование мотивации субъектов образовательной деятельности на формирование готовности к правотворческой деятельности; выявление психолого-педагогических особенностей стимулирования готовности студентов к правотворческой деятельности; комплексная диагностика психической готовности к правотворческой деятельности). Готовность будущих юристов к правотворческой деятельности предстает перед нами изоморфной самой правотворческой деятельности, однако при этом имеет свое специфическое эмоционально-коммуникативное и ценностно-смысловое содержание, обусловленное с одной стороны уровнем функционально-психомоторной готовности к решению правотворческих задач и соответствующим уровнем интеллектуально-творческих устремлений, основанных не только на кумулятивно накопленных знаниях и опыте, но и ценностном отношении к будущей профессии, с другой стороны она обусловлена эмоционально-волевым взаимодействием и коммуникацией одних субъектов носителей готовности к правотворческой деятельности с другими.


Выпуск № 2

7218.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ

А.В. Андронов, Н.М. Игошина, А.С. Кузин
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация
andronovav@mail.ru
Ключевые слова: развивающее обучение, метод проектов, информационные технологии в образовании, облачные технологии, информационная безопасность, сервис ownCloud, военно-учебное заведение, educational training, project method, information technologies in education, cloud technologies, information security, ownCloud service, military educational institution
Страницы: 3746-3755

Аннотация >>
В рамках работы представлена методика организации проектной деятельности при изучении информационных технологий в военном институте войск национальной гвардии. Обоснована актуальность и целесообразность использования данного метода при выполнении курсового проекта. Проектные технологии способствуют более глубокому усвоению программного материала, формированию базовых компетенций обучающихся, потребностей в самообразовании и самостоятельной познавательной деятельности, что является одним из условий реализации компетентностного подхода. В статье подчеркнуто, что курсовой проект имеет направленность на практический результат, так как в ходе его выполнения курсант приобретает навык системного подхода к решению проблемы, умение самостоятельно мыслить и конструировать свои знания, привлекать знания и умения из различных областей деятельности, что немаловажно для будущей профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии. Рассмотрено понятие «облачных» технологий, их преимущества и недостатки. Представлены возможности применения «облачного» сервиса ownCloud в военном учебном заведении. Внедрение в учебный процесс «облачных» технологий дает возможность обучающимся получить через локальную сеть кафедры доступ к хранилищу как сервису, что позволяет улучшить процесс обучения. Затронута проблема обеспечения информационной безопасности при применении «облачных» технологий в проектной деятельности курсантов, раскрыта суть понятия «информационная безопасность». Отмечено, что реализация мер по обеспечению информационной безопасности должна сводиться к осуществлению её составляющих, а именно: конфиденциальности, доступности и целостности. Указанные меры обеспечиваются за счет авторизации пользователей по логину и паролю, хранения информации в зашифрованном виде, распределения дискового пространства между клиентами .


Выпуск № 2

7219.
НОВЫЕ ГОРОДСКИЕ МЕДИА И ДЕФОРМАЦИИ КУЛЬТУРЫ

М.Р. Арпентьева1, Т.Л. Худякова2, О.П. Степанова3, О.В. Токарь3, О.Н. Дувалина1, Р.Р. Гасанова4
1Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация
mariam_rav@mail.ru
2Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Российская Федерация
tanya.dom@list.ru
3Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Российская Федерация
olga.psihea@mail.ru
4Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация
renata_g@bk.ru
Ключевые слова: постиндустриальный социум, демократия шума, мусорное общество, смысл, городской текст, новые городские медиа, postindustrial society, democracy of noise, a garbage society, meaning, city text, new (city) urban media
Страницы: 3756-3767

Аннотация >>
Современность - время и место возникновения постиндустриального типа городского социума. Этот тип во многом отличается от городских образований сообществ, находящихся на аграрной и индустриальной стадиях общественного развития и по-разному взаимодействует с ними: существует множество разных путей взаимодействия - разные процессы и различные результаты внутри диалектически связанных феноменом урбанизации. Урбанизация представляет собой и возможности развития культуры и угрозы ее деформаций (массовиация замусоривание). Ретранслятором массовой культуры и ее «замусоривания» выступают новые городские медиа, основную часть которых представляют медиа цифровой культуры. Вместе с тем новые городские медиа - важный инструмент поиска и утверждения новых смыслов жизнедеятельности и развития города и его жителей. Новые городские медиа активно включены в процессы бренинга и ребрендинга городских и прилегающих к ним - областных - территорий. Городские медиа конструируют и реконструируют «городской текст» в его множественных ипостасях и проявлениях.


Выпуск № 2

7220.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Л.М. Струминская, Е.Н. Богданчикова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
strumlya@mail.ru
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, ФГОС, оценивание компетенции, оценочное средство, результат освоения компетенции, competencies, competence-based approach, The Federal State Educational Standard, assessment of competence, assessment tool, the result of the development of competence
Страницы: 3788-3797

Аннотация >>
В настоящее время система профессионального образования строится на компетентностном подходе, который в качестве результатов образования рассматривает не сумму усвоенной информации, а способность человека продуктивно действовать в профессиональной ситуации. Термин «компетенция», как показатель результата обучения, введен в РФ с 2009 г., с внедрением государственных образовательных стандартов высшего образования первого поколения (ФГОС), тогда же появляется компетентностная модель выпускника. Компетентностно-ориентированное образование подразумевает компетентностную ориентацию как содержания образовательного процесса и технологий его реализации, так и оценочных процедур, средств оценки качества подготовки обучающихся, поскольку цели и содержание образования, организация образовательного процесса, заданные образовательными стандартами, определяют результаты образования в форме компетенций. Переход от формулировок компетенций в ФГОС ВО к реальному процессу обучения оказался не таким простым. При соотнесении целей образования с предполагаемыми результатами - компетенциями возникают проблемы. Сложности связаны с несоответствием практической ориентированности компетентностного подхода и существующей предметной ориентацией педагогической практики. В ходе изучения конкретной дисциплины возможность сформировать в полной мере отдельную компетенцию не только набор компетенций, заданных ФГОС ВО, но и отдельную компетенцию - минимальна. Но основная сложность связана с диагностикой уровня сформированности компетенций. Компетентностный подход требует измерения не отдельных знаний, умений и навыков обучающихся, а оценки качеств самого человека. Однако существующая система оценки качества образования не имеет для этого необходимых оценочных средств. В представленной статье рассматриваются вопросы компетентностно-ориентированного образования в высшей школе, анализируются его особенности, проблемы диагностики уровня сформированности компетенций.



Статьи 7211 - 7220 из 44028
Начало | Пред. | 720 721 722 723 724 | След. | Конец Все