Н.И. Овечкина
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Российская Федерация daeq31@rambler.ru
Ключевые слова: материнский капитал, рождаемость, воспроизводство населения, демографическая политика, репродуктивное поведение
Страницы: 235-244
В России в 2007 г. разработана и утверждена Концепция демографической политики на период до 2025 года, где одной из ключевых задач является повышение уровня рождаемости населения. Осуществляемые меры по стимулированию рождаемости вторых и последующих детей в семье не приносят желаемого результата. К 2019 г. рождаемость в стране вновь снизилась до «дореформенного» уровня. Статья посвящена описанию основных теорий, объясняющих современную ситуацию с рождаемостью не только в России, но и в мире в целом: парадокс обратной связи А. Смита, теорию социальной капиллярности А. Дюмона, теорию потоков благ Дж. Колдуэлла. Рассматривается понятие репродуктивного поведения.
С развитием цифровизации общество сталкивается с новыми для себя угрозами и проблемами. В статье рассмотрены вопросы обеспечения информационной безопасности, актуальные для компаний, осуществляющих свою деятельность в любых секторах экономики; особое внимание уделено управлению рисками нарушения информационной безопасности в финансовых учреждениях. Приведены данные, отражающие уровень и динамику потерь от киберинцидентов, проанализирована структура киберинцидентов. Построение системы управления рисками нарушения информационной безопасности в кредитных организациях имеет первостепенное значение как основа предотвращения финансовых и репутационных потерь и должна выстраиваться с учетом наилучшей отечественной и зарубежной практики.
Н.А. Вялых
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация sociology4.1@yandex.ru
Ключевые слова: социальное неравенство, институт семьи, брачно-семейные отношения, семейный капитал, социальная мобильность, социально-стратификационная структура
Страницы: 254-268
В статье раскрываются методологические ориентиры научного изучения семейных отношений как пространства формирования и воспроизводства социального неравенства в обществе. Доказывается, что семья, несмотря на номинальную прозрачность каналов социальной мобильности в обществах с открытой системой социальной стратификации, продолжает оказывать решающее влияние на распределение статусных позиций. Ограничение современных представлений о дифференцирующей роли института семьи связано с редукцией социального неравенства к объективным факторам, хотя речь должна идти скорее о результате влияния социальной ситуации или индивидуальных черт, социальных ценностей, установок и культурных предрасположенностей. Показано, что в современных фамилистических исследованиях происходит методологический поворот от количественных социологических замеров социально-экономических и образовательных различий к качественным интерпретативным методикам, позволяющим вскрыть глубинные социокультурные факторы неравенства. В заключении автор приходит к выводу о том, что методологический плюрализм социологии семьи может стать источником амбивалентности государственной семейной политики по устранению избыточного социального неравенства.
В статье поднимается вопрос влияния коммуникации на развитие конфликтных взаимодействий социальных субъектов. Отмечается, что на разных этапах динамики конфликта коммуникация может принимать различные формы. Они специфичны и наполнены соответствующими коммуникативными ресурсами. В работе рассматриваются особенности предконфликтной и конфликтной коммуникации; коммуникативных отношений в конфликторазрешении и постконфликтной стадии. Многообразие существующих коммуникативных средств позволяет участникам социального конфликта обеспечить управление им, однако значительную роль в этом играет их коммуникативная компетентность, а также определенные условия развития конфликтной ситуации.
Н.П. Суханова, И.С. Родичева
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Российская Федерация n.p.suhanova@edu.nsuem.ru
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, вербализованные и невербализованные традиции, явное и неявное знание, педагог, студент, личностное знание
Страницы: 277-283
Современный образовательный процесс ориентирован на подготовку специалиста, способного критически мыслить и творчески разрешать проблемные ситуации, постоянно повышающего уровень своего образования. Образование как важнейший социальный институт остро реагирует на процессы, происходящие в обществе. Активно развивающееся дистанционное обучение является сегодня достаточно востребованным, однако возникают различного рода вопросы, связанные с его реализацией, один из которых анализируется в данной статье - это значимость личного примера, личных контактов в процессе обучения. Будет ли полноценным дистанционное образование, лишенное личностного начала по определению? Система образования понимается в статье как традиция. Авторами выявляется два типа традиций - вербализованные и невербализованные. Специфика педагогической деятельности не позволяет эксплицировать многие ее значимые составляющие. Акцентируется внимание на невербализованных традициях, существующих в форме неявного знания. На конкретных примерах (В.И. Вернадский, В.В. Докучаев, П.В. Отоцкий) обнаруживается обязательность личностного знания в образовательном процессе. Делается вывод о необходимости личностного общения между педагогом и студентом как осознанного движения против деиндивидуализации в современном обществе.
О.С. Коржова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Российская Федерация korzhovaos@omsu.ru
Ключевые слова: высшее образование, стратегия развития, преподаватели
Страницы: 284-294
В результате трансформации системы высшего образования происходит переход высших заведений в рыночную среду. Это заставляет вузы действовать в категориях эффективности и разрабатывать стратегии своего развития. Выбор стратегии развития образовательной организации зависит от ряда внешних и внутренних факторов - государственной политики в области образования, спроса на образовательные услуги, географического положения, размера, формы собственности вуза и др. В данной статье рассмотрены существующие подходы к классификации стратегий организаций, проанализированы возможности, условия и ограничения их применения в отношении организаций высшего образования.
Исследованы образцы каменного угля и антрацита, подвергнутые циклическому замораживанию-оттаиванию при разных уровнях водонасыщенности. В процессе криотермического воздействия образцы подвергались непрерывному ультразвуковому прозвучиванию. Установлено, что различное содержание влаги существенно влияет на спектральный состав регистрируемых сигналов. Показано, что в контрольных образцах, ненасыщенных влагой, изменение спектрального состава носит обратимый характер, а подобное криотермическое воздействие не приводит к разрушению образцов. Увеличение степени водонасыщенности образцов способствует необратимым изменениям в спектрах сигналов на фоне образования значительных макротрещин вдоль плоскостей напластования. При этом антрациты демонстрируют более высокую стойкость к криодезинтеграции, чем каменные угли.
А.И. Чанышев1,2, И.М. Абдулин1 1Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Красный проспект, 54, 630091, г. Новосибирск, Россия a.i.chanyshev@gmail.com 2Новосибирский государственный университет экономики и управления, ул. Каменская, 56, 630099, г. Новосибирск, Россия
Ключевые слова: Переопределенная задача, напряжения, деформации, компоненты вектора поворота
Страницы: 13-20
Построено точное решение задачи об определении напряженно-деформированного состояния границ выработок произвольной геометрии, если на границе заданы одновременно вектор напряжений Коши и вектор смещений. Определены в явном виде все компоненты тензоров напряжений и деформаций, компоненты вектора поворота в зависимости от упругих характеристик среды, от значений заданных функций и от дифференциальных свойств границы.
А.М. Свалов
Институт проблем нефти и газа РАН, ул. Губкина, 3, 119333, г. Москва, Россия svalov@ipng.ru
Ключевые слова: Гидроразрыв пласта, дегазация угольных пластов, напряженно-деформированное состояние породы, разгерметизация затрубного пространства скважины, расширение ствола скважины, пружинный центратор
Страницы: 21-27
Представлены результаты математического моделирования особенностей формирования зон концентрации разрушающих напряжений в затрубном пространстве скважины при проведении гидроразрыва продуктивных пластов в вертикальных или близких к вертикальным скважинах. Установлено, что разрушение жесткой связи между цементной оболочкой и породой происходит из-за наличия между ними тонкой глинистой прослойки, что приводит к потере герметизации затрубного пространства скважины с осложнениями, в том числе и экологического характера. Для предотвращения потери герметичности затрубного пространства скважины при проведении гидроразрыва предложен способ, реализуемый в процессе бурения и заключающийся в расширении ствола скважины в области контакта продуктивного пласта и кровли с последующей установкой пружинного центратора на этом уровне.
Ж. Цзян1,2, Г. Ван1,2, Ц. Ли3,2, К. Сунь1,2, Я. Хоу1,2 1Колледж машиностроения и аэрокосмической техники, 130022, г. Чанчунь, провинция Цзилинь, Китай wanggqjlu@163.com 2Цзилиньский университет, 130022, г. Чанчунь, провинция Цзилинь, Китай 3Колледж автомобильной инженерии, 130022, г. Чанчунь, провинция Цзилинь, Китай
Ключевые слова: Мельница полусамоизмельчения, футеровка, метод дискретных элементов, модель кригинга, оптимизация, генетический алгоритм
Страницы: 36-48
Исследовано влияние геометрических параметров футеровки мельницы полусамоизмельчения на ее полезную мощность, долю полезного энергопотребления и кумулятивную энергию касательного контакта. Предложен метод оптимизации футеровки на основе модели крикинга в сочетании с методом конечных элементов и генетическим алгоритмом. Определены оптимальные параметры конструкции футеровки.