Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия науки

2023

Выпуск № 1

561.
СТРЕЛА ОБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ: НОВОЕ О ПРИЧИНАХ ЕГО ОДНОНАПРАВЛЕННОСТИ И АСИММЕТРИИ

Т.П. Лолаев
Северо-Кавказский горно-металлургический институт, 362021, Владикавказ, ул. Николаева, 44. Республика Северная Осетия - Алания
lolaev.tp@gmail.com
Ключевые слова: объективное время, субъективное время, настоящее время - время нефизическая сущность, необратимость времени, однонаправленность стрелы объективного времени, асимметричность стрелы объективного времени
Страницы: 95-119

Аннотация >>
В статье принципиально по-новому обосновываются причины однонаправленности и асимметрии стрелы объективного времени, которые рассматриваются с позиции функциональной концепции времени, разработанной автором. Согласно функциональной концепции, стрела времени, как и объективное время, образуется в результате последовательной смены качественно новых состояний материального объекта, процесса. Поскольку объективное время образуется лишь конкретными, конечными объектами, оно всегда локально. Стрела времени, как и объективное время, несубстанциональна, не является физической сущностью и поэтому необратима. Поскольку стрела объективного времени необратима, она направлена только вперед Следовательно, стрела объективного времени однонаправленна. В природе существует только настоящее время, а прошлое и будущее времена в природе отсутствуют. Они возникают лишь в сознании наблюдателя. Поэтому стрела времени, как и объективное время движется от настоящего к последующему настоящему, а не от прошлого к будущему, как принято считать в науке. Соответственно, стрела объективного времени асимметрична. Объективное время образуют лишь конкретные, конечные объекты, процессы, Вселенная же несотворима и неуничтожима и существует вечно. По этой причине понятие времени и понятие стрелы времени к ней неприменимы. Понятия объективного времени и стрелы объективного времени были бы применимы к Вселенной, если бы она пульсировала, а циклы ее расширения и сжатия полностью повторяли все заложенные в ней возможности изменяться. В статье рассматриваются также возможности использования понятия объективного, функционального времени на практике.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

562.
СТРОГОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: "СЕРАЯ ЗОНА" МЕЖДУ ФОРМАЛИЗАЦИЕЙ И ПРАКТИКОЙ

Л.Д. Ламберов
Уральский федеральный университет, 620002, Екатеринбург, просп. Мира, 19
lev.lamberov@urfu.ru
Ключевые слова: доказательство, формализуемость, философия математики, математическая практика, будто-доказательство, локальная общезначимость
Страницы: 121-133

Аннотация >>
Одним из основных требований, предъявляемых к математическим доказательствам, является требование строгости. Строгость гарантирует наличие логической связи между доказываемым положением и принимаемыми допущениями или аксиомами. Традиционно считается, что строгость математического доказательства обеспечивается обращением к формализации. Однако такое понимание не соответствует математической практике. Подавляющее количество доказательств (как в прошлом, так и в настоящее время) дается в неформальном виде и принимается сообществом математиков-экспертов без какой-либо формализации. В статье представлена предложенная С. Де Тоффоли альтернативная позиция относительно строгости математического доказательства, которая, как предполагается, соответствует практике. Статья разделена на четыре части. В первой части рассматривается традиционное понимание доказательства как обозримой и формализуемой конструкции, используемой для целей убеждения, обсуждаются структура доказательства и стандартное понимание строгости, обеспечиваемой формализацией. Во второй части обсуждается практика обращения к «манипулятивному воображению» в рамках топологии и демонстрируется особый статус этой способности в «заполнении» пробелов в неформальных доказательствах. Утверждается, что эта способность вырабатывается в ходе соответствующего обучения и предполагает только такие манипуляции, которые обоснованы со строго формальной точки зрения. В третьей части обсуждается альтернативное традиционному понятие доказательства как общеиспользуемой и формализуемой конструкции, компоненты («шаги») которой могут быть перечислены, а также вводится понятие будто-доказательства, которое представляет собой средство объяснения математической практики принятия неполных или содержащих ошибки доказательств. В четвертой части статьи формулируются заключительные моменты, касающиеся обязательств принятия релятивизма и антиреалистской онтологии при излагаемом объяснении понятий доказательства и строгости.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

563.
МЕТОДЫ ОПИСАНИЯ И ОБЪЯСНЕНИЯ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОПТИКЕ

С.Б. Бондаренко
Курский государственный университет, 305000, Курск, ул. Радищева, 33
bondsb@rambler.ru
Ключевые слова: свойства света, геометрическая оптика, натуральные эксперименты, описание, объяснение
Страницы: 134-144

Аннотация >>
В статье производится философский анализ методов описания и объяснения свойств света в геометрической оптике. Раскрываются причины и факторы, оказавшие определяющее влияние на методологию описания и объяснения в геометрической оптике.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

564.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФУНКЦИЯХ ОРГАНА СЛУХА

М.А. Суботялов1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
subotyalov@yandex.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1
Ключевые слова: история науки, история медицины, история физиологии, история биологии, физиология органа слуха
Страницы: 145-157

Аннотация >>
Статья посвящена анализу основных этапов развития физиологии органа слуха. В эпоху Древнего мира и в Средневековье сложились предпосылки для дальнейшего развития этой научной области. В Новое время продолжается накопление знаний, приобретаемых с помощью новых теоретических и экспериментальных подходов к пониманию процессов в организме, совершаются важные открытия. Сегодня физиология органа слуха является одним из важных разделов физиологии. Цель статьи - выделить и характеризовать основные периоды становления и развития физиологии органа слуха. Материалами при написании данной работы послужили отечественные и зарубежные исследования, посвященные этому вопросу. Основные результаты заключаются в представлении этапов развития физиологии органа слуха с описанием вклада ведущих исследователей в этой области. Сделан вывод о процессе становления и развития физиологии органа слуха как направления медико-биологических знаний.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

565.
ПУБЛИКАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ ПАНДЕМИИ: КЕЙС "ЭКОНОМИКА"

В.В. Гамукин
Тюменский государственный университет, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6
valgam@mail.ru
Ключевые слова: публикационная активность, закон Ципфа, кластеризация слов, семантический анализ, стемминг, экономика, пандемия
Страницы: 158-180

Аннотация >>
В истории найдется не так много примеров, когда мировая научная мысль смогла столь быстро отреагировать на один общий вызов, которым в 2020-2022 гг. стала коронавирусная инфекция. Отечественные исследователи-экономисты за этот период опубликовали 1615 русскоязычных статей в журналах, отразив широкий спектр своих воззрений. Проведенный семантический и кластерный анализ ключевых слов и частот упоминаний понятий в названиях этих статей позволил выявить ряд закономерностей. Совокупность названий статей можно рассматривать в качестве сублимированного текста, отражающего совокупное понимание исследователями происходивших в этот период экономических процессов. Удалось определить высокую степень соответствия частот использованных понятий распределению согласно закону Ципфа. Это следует трактовать как отражение некоего единства процесса общественного осмысления обстоятельств пандемии и ее влияния на экономику в различных аспектах.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2023

Выпуск № 1

566.
Институт образования и современная социальная реальность: признаки и тенденции развития

О.Б. Истомина
Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
olgaistomina@mail.ru
Ключевые слова: институт образования, новая социальная реальность, типы рациональности, иррациональная рациональность, культура потребления, макдональдизация, макобразование, симулякры и симуляции, менеджеризм, дегуманизация
Страницы: 5-17

Аннотация >>
Введение. Кардинальные изменения в социальном устройстве и политическом регулировании общественной системы привели к необходимости переосмысления характеристик образовательной системы и ее ресурсов. С позиции социально-философского анализа представлены признаки современного российского института образования, тенденций динамики, обусловленной действующими типами постмодернистской рациональности. Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектический метод, исторический, системный, компаративный анализ. Исследованы признаки института в рамках постмодернистской парадигмы социального устройства. Проблема рассматривается с позиций социально-философского анализа, который позволяет исследовать поливариантное дискурсивное пространство института образования, его текущее состояние, характерные черты и проекции социального будущего. Обсуждение. С позиций социальной значимости охарактеризованы социальные процессы и признаки системы образования. Среди них выделяются наиболее значимые: внедрение принципов культуры потребления; примат симулякров и симуляций в программе реформирования системы; менеджеризм в осуществлении управления персоналом образовательной организации; укоренение принципов макобразования (эффективность, калькулируемость, предсказуемость); субституция качественных и количественных подходов; распад нормативных образов образования; имажинерия иррационального, определившая вектор дегуманизации образовательной системы. Обосновано деструктивное воздействие названных характеристик на функционирование института, разрушающее рациональное и гуманитарное начала самой системы образования. Раскрыты и проанализированы деструкции современных стратегий в образовании на основе анализа вирулентности и контагиозности социальных последствий лишенной национальной специфики и государственного целеполагания образовательной политики. В заключении фиксируется позиция относительно значительной актуализации темы исследования и растущей потребности в рефлексии и социально-философском анализе тенденций развития института образования в отношении государственного запроса и решения национальных задач.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

567.
Категории "традиция" и "инновация" в научно-образовательном пространстве вуза

Н.Н. Абакумова1, Г. Лей1,2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
niv_tomsk@mail.ru
2Средняя школа Цзи Нань №1, Шаньдун, КНР
leiguofang@126.com
Ключевые слова: традиции, инновации, инновационные изменения, преемственность, научно-образовательное пространство вуза
Страницы: 18-31

Аннотация >>
Введение. Актуализирована проблема традиционного и инновационного научно-образовательного пространства вуза в аспекте неопределенности инновационных изменений, неясности общественно-образовательных приоритетов, отсутствия целостной методологии философского понимания определенности и неопределенности в онтологических, эпистемологических, гносеологических, аксиологических научно-исследовательских программах, что отражается на возможности прогнозирования в образовании. Методология. В качестве методологической основы взяты теории педагогической инноватики В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, В. А. Сластенина и концептуальные основы философии образования (прогнозирования, моделирования, проектирования) В. П. Беспалько и Б. С. Гершунского. Для определения традиционной и инновационной составляющей системы оценки научно-образовательного пространства вуза используются материалы, которые могут показать состояние объекта (вуз), результаты статистического мониторинга, мониторинга трудоустройства выпускников и др. Обсуждение. Выделены направления исследований в вопросах преемственности организации и развития научно-образовательного пространства вуза. Дано рабочее определение понятия «инновационные изменения», которое демонстрирует сочетание традиций и реализацию инновационных изменений с учетом преемственности, что будет способствовать достижению нового качества образования. Установлена взаимосвязь и соподчиненность категорий «традиции» и «инновации», что позволяет более полно охарактеризовать процессы преемственности. Определено, что в перспективе согласованное развитие категорий «традиции» и «инновации» в поле образовательной практики можно фиксировать по следующим направлениям: многоуровневое системное моделирование (включающее характеристики федерального, регионального и прочих уровней), сочетание внутренней и внешней оценок; разработку критериев образовательных достижений, связанных с использованием инновационных изменений; оценка инновационных изменений в контексте организации международных исследований (участия в международных рейтингах). Заключение. Система оценки научно-образовательного пространства вуза включает оценку традиционных и инновационных изменений внутренних и внешних условий и механизмов, их скорость реагирования на изменения во внешней среде, цифровую трансформацию вуза и возможность институализации инновационных изменений.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

568.
На пути к здоровью общества. Часть 4. Знаниеведение как базис российского образования

Е.В. Ушакова1, Т.С. Косенко2, И.В. Яковлева2
1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия
foaushakova@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: здоровье общества, нормос и патос, социальный нормогенез и патогенез, смысл образования, онтология образования, эпистемология образования, базисный интеллект, аксиология образования
Страницы: 32-48

Аннотация >>
Введение. Представленная статья является четвертой заключительной частью из опубликованной в журнале «Философия образования» серии статей «На пути к здоровью общества». В ней раскрываются фундаментальные положения знаниеведения: онтологии, эпистемологии и аксиологии образования. Путь к здоровью общества раскрывается через социальную онтологию образовательных процессов; смысл образования; базисный интеллект обучающихся; полярные конструктивные и деструктивные трансформации образования; роль образования в условиях полярных социальных процессов. Методология представлена концептами циклизма, диалектики социальных процессов; системной философии; компаративизма; аксиологии общества и образования. Обсуждение. 1. Показана атрибутивная роль образования в обществе. 2. Раскрыто содержание смысла образования, содержащего вопросы: по какому пути идет современное российское образование; какова специфика современного социального бытия; какова роль образовательных ценностей и аксиологического знания в отношении происходящих перемен в обществе? 3. Проанализированы эпистемология и знаниеведение в образовании, основная стратегия обучения, главные блоки жизненно важных знаний. 4. Обсуждено понятие базисного интеллекта в образовании. 5. Прослежены полярные трансформации в образовании по пути нормогенеза (нормоса) и патогенеза (патоса). 6. Проанализированы исходные внутренние ресурсы человеческих возможностей как основы аксиологии образования при наличии полярных трансформаций социальных процессов. Заключение. Определено, что здоровое существование современного общества зависит от нормоса и нормогенеза сферы образования.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

569.
Цифровые технологии в образовательных взаимодействиях: проблема доверия

С.И. Черных1, И.Г. Борисенко2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
2560380@ngs.ru
2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
i.g.borisenko@yandex.ru
Ключевые слова: образовательные взаимодействия, студенческое сообщество, педагогическое сообщество, доверие, интернет-технологии
Страницы: 49-64

Аннотация >>
Введение. Анализ развития интернет-технологий и их адаптация к системе образования являются важными направлениями современной философии. Цель исследования - найти ответы на вопросы: каким образом студенческое сообщество использует электронные технологии; кому и в каких видах образовательных практик студенты доверяют больше? А также на основании имеющихся и проведенных новых исследований выявить изменения и отследить трансформационные процессы в проблеме доверия. Методология. Социологический опрос в сочетании с аналитическим подходом позволил не только представить проблему феномена доверия, но и специфицировать ее в применении к взаимодействию трех композиционных элементов образовательных взаимодействий: педагогического сообщества, студенческого сообщества и интернет-технологий. Обсуждение. Социальная установка на то, что с развитием цифровых средств в образовательном взаимодействии необходимость непосредственного общения студентов с преподавателем сокращается, если их цифровая грамотность скоординирована (по уровню развитости) у обоих субъектов. Установлено, что в период сессий (экзамены, зачеты, защита и подготовка курсовых и дипломных работ) студенты охотнее прибегают к личному общению с преподавателем. Заключение. Результаты исследования показали следующее: снижается доверие к книге как источнику информации, что определяет новые ценностные ориентации и требует формирования соответствующих навыков, в числе которых и психологическая готовность к подобному «перелому»; школьная подготовка не дает достаточного уровня подготовленности, поэтому освоение функции персонификатора образовательных взаимодействий ложится серьезной ответственностью на преподавателя вуза, что отражается на «критических точках» учебного процесса.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

570.
Проблема гуманитарного содержания человеческого капитала в образовательных системах России и за рубежом: сравнительный анализ

О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: человеческий капитал, гуманитарное содержание, образовательные системы
Страницы: 65-74

Аннотация >>
Введение. Проблема гуманитаризации человеческого капитала заключается в технократизации образования и рассмотрении этого феномена в контексте экономических наук. Ярчайшим примером проблемы гуманитарного содержания человеческого капитала выступил Болонский процесс, главной причиной которого стала не культурная трансляция национальных ценностей внутри европейских государств, а неспособность удовлетворить возрастающие потребности экономического сегмента. Компаративный анализ реформирования систем образования в европейских странах продемонстрировал, что основным вектором образовательной политики является ведение рыночного модельного образца, где вместо педагогических задач навязывается предоставление образовательных услуг. В связи с этим решение проблемы заключается в переосмыслении человеческого капитала и рассмотрении его в контексте педагогической науки с учетом определения гуманитарной составляющей человеческого капитала как ключевой. Методология. В качестве методологической основы используется сравнительный анализ содержания образовательных программ в высших учебных заведениях в странах Западной Европы, Азии и России. Обсуждение. Представлены основные характеристики образовательных систем стран-инициаторов Болонского процесса. Отмечается, что Болонский процесс (как пример экономической концепции формирования человеческого капитала), предполагающий двухуровневое образование, способствовал экономизации ресурсов с возможностью расширения и доступности высшего образования, выбора профессии, развития образовательной мобильности, однако этот процесс не смог предотвратить радикальную модернизацию существующих высших учебных заведений, практически полную потерю самобытности и идентичности национальных систем образования. Заключение. Основной проблемой современной системы образования является отсутствие определений ее целей и средств, соответствующих современным реалиям, требующих осознания того, кто и что является субъектом образовательного процесса, а также таких феноменов, как нравственные и ментальные ценности, морально-этические убеждения, внутренняя культура личности и др. Именно поэтому возникает острая необходимость в новом взгляде и новой интерпретации феномена человеческого капитала (образования) в контексте педагогической науки.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 561 - 570 из 43899
Начало | Пред. | 55 56 57 58 59 | След. | Конец Все