Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Автометрия

2024

Выпуск № 1

551.
МЕТОДЫ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ИСКАЖЕНИЙ СИГНАЛОВ В ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИХ ЛИНИЯХ СВЯЗИ

О.С. Сидельников, А.А. Редюк, М.П. Федорук
Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
o.sidelnikov@g.nsu.ru
Ключевые слова: волоконно-оптические системы связи, нелинейность оптического волокна, компенсация нелинейных искажений, нейронные сети, машинное обучение, цифровая обработка сигнала
Страницы: 3-14

Аннотация >>
В статье затронуты актуальные проблемы в области волоконно-оптической передачи данных, связанные с постоянным ростом спроса на пропускную способность систем связи и их нелинейным откликом. Представлены основные методы машинного обучения, используемые для компенсации нелинейных искажений сигнала в когерентных линиях связи большой протяжённости, включая нейронные сети различной архитектуры. В работе подчёркнута перспективность решений на основе методов машинного обучения для увеличения производительности оптоволоконных систем связи, благодаря их способности получать эффективные и адаптивные схемы восстановления сигнала с низкой вычислительной сложностью.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

552.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛАЗЕРОВ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТА ВЫНУЖДЕННОГО КОМБИНАЦИОННОГО РАССЕЯНИЯ СВЕТА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕЛЛУРИТНЫХ ВОЛОКНАХ И МИКРОРЕЗОНАТОРАХ

Е.А. Анашкина, А.В. Андрианов
Институт прикладной физики им. А. В. Гапонова-Грехова РАН, Нижний Новгород, Россия
elena.anashkina@ipfran.ru
Ключевые слова: вынужденное комбинационное рассеяние, оптический микрорезонатор, многосердцевинное волокно, теллуритное стекло, лазер
Страницы: 15-26

Аннотация >>
Теоретически исследованы лазеры различных классов мощности от десятков мкВт до десятков Вт на основе эффекта вынужденного комбинационного рассеяния (ВКР) света в волноводных элементах из теллуритных стёкол. Благодаря высокому коэффициенту ВКР-усиления и большому ВКР-сдвигу частоты, теллуритные стёкла являются перспективными материалами для развития лазерных источников на длине волны около 2,3 мкм при накачке на длине волны около 2 мкм. Проведено детальное численное моделирование ВКР-лазеров на основе односердцевинных и многосердцевинных специальных теллуритных волокон. Показано, что для оптимальных параметров эффективность преобразования мощности накачки в мощность ВКР-волны может превышать 50 %. Выполнено детальное моделирование маломощных ВКР-лазеров на основе высокодобротных микрорезонаторов, найдены оптимальные параметры и факторы, ограничивающие генерацию.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

553.
КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ НЕЛИНЕЙНОЙ ПЛАЗМОНИКИ С. Г. РАУТИАНА

В.П. Драчев
Сколковский Институт науки и технологий, Москва, Россия
v.drachev@skoltech.ru
Ключевые слова: плазмоника, нелинейная оптика, наночастицы металла
Страницы: 27-37

Аннотация >>
Рассмотрены резонансные свойства локального поля фрактальных кластеров металлов. Исследуются эффекты гигантского комбинационного рассеяния, усиления фотолюминесценции и нелинейных откликов. Демонстрируется, что модель Раутиана, основанная на квантовой теории нелинейности, предлагает более точное описание, чем предыдущие теории. Среди научных результатов теории Раутиана и его учеников можно выделить следующие: металлические наночастицы с диаметром <30 нм демонстрируют дискретные энергетические уровни в отличие от полупроводниковых квантовых точек; теория Раутиана предоставляет точное описание линейной части диэлектрической проницаемости, соответствующее классической модели Друде; кубическая нелинейная восприимчивость по модели Раутиана совпадает с экспериментом, указывая на вклад электронов проводимости.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

554.
ПРОГРЕСС И ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБЛАСТИ КВАНТОВЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ

И.И. Бетеров1,2,3,4
1Институт физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН, Новосибирск, Россия
beterov@isp.nsc.ru
2Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
3Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
4Институт лазерной физики СО РАН, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: квантовая информатика, кубиты, одиночные атомы, оптические ловушки
Страницы: 38-48

Аннотация >>
В статье представлен краткий обзор современных достижений в квантовой информатике, проблем и перспектив развития квантовых вычислений. Обсуждаются элементарная математическая модель квантовых вычислений и понятие квантового превосходства. Рассматривается применение ультрахолодных атомов для реализации квантовых процессоров.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

555.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ГЕНЕРАЦИИ КВАНТОВОГО КЛЮЧА В СВОБОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА РАССТОЯНИИ 20 М В СХЕМЕ С ПОЛЯРИЗАЦИОННЫМ КОДИРОВАНИЕМ

А.С. Плешков, А.В. Коляко, Д.Б. Третьяков, И.И. Рябцев, И.Г. Неизвестный
Институт физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН, Новосибирск, Россия
pleshkov@isp.nsc.ru
Ключевые слова: квантовые коммуникации, протокол BB84, поляризационное кодирование, детекторы одиночных фотонов
Страницы: 49-58

Аннотация >>
Экспериментально исследована работа созданной нами атмосферной установки для генерации квантового ключа, использующей протокол квантовой криптографии BB84 и поляризационное кодирование. Скорость генерации «просеянного» квантового ключа и уровень ошибочных битов в нём оставались постоянными в течение 1 ч и равнялись 7558 ± 83 бит/с и 5 , 1 ± 0 , 84 % соответственно при расстоянии между передатчиком и приёмником 20 м. Для приведённых параметров установки рассчитан минимально возможный коэффициент пропускания квантового канала, обеспечивающий секретность квантового ключа.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2023

Выпуск № 1

556.
Репрезентация идей милосердия в системе практического применения законов Российской Федерации в системе образования

В.А. Скорев, Ю.П. Шевченко
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, Омск, Россия
v.skorev@yandex.ru
Ключевые слова: взаимодействие, воспитание, гуманизм, милосердие, образование, профилактика, профессионализм, служение
Страницы: 75-91

Аннотация >>
Введение. Проблематика защиты прав и свобод человека в сфере образования и воспитания находится на стыке философии, юриспруденции, педагогики. Это присуще идее социально-правового государства. Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления идеи милосердия в системе законотворческих проектов федерального и регионального уровней РФ с целью гармонизации соотношения индивидуального и социального в человеке. Статья посвящена актуальным процессам, происходящим в образовательной, воспитательной и профилактической деятельности образовательных организаций в условиях глубокой трансформации общественных отношений. Цель исследования - выявить системные факторы, лежащие в основе механизмов модернизации воспитательного и образовательного процессов современных образовательных организаций. Новизна состоит в стремлении выделить милосердие как усилительный контур основных видов деятельности образовательных организаций, репрезентации и практическом применении действующих законов Российской Федерации. Методология. Исследование проводилось в рамках сбора и интерпретации эмпирической информации по формированию российской образовательной политики на основе методологии аксиологии образования. Аксиологическая методология позволила авторам исследовать институциональный подход места и роли образовательных организаций в деятельности по предупреждению девиантных форм поведения детей и молодежи; необходимость моделирования позиции и роли педагога (учителя, наставника) как профессионала и компетентного специалиста, способного транслировать способности души к добру, справедливости и милосердию; региональный компонент наградной политики. сохраненный в законодательных актах образования, воспитания, профилактике правонарушения на принципах милосердия. Обсуждение. Переосмыслено предназначение образовательной организации в современном состоянии, проанализированы факторы, препятствующие раскрытию ее потенциала, и определено, что основой для адаптации образовательной деятельности под общественно-политические реалии становятся развитая духовно-нравственная и правовая культура, традиционные ценности российского общества. На основании понимания гуманистических проблем, с неизбежностью сопровождающих новые тенденции в образовании, обсуждаются два усилительных контура милосердия (потенциальная роль образовательного учреждения в деятельности по профилактике девиантных форм поведения и правонарушений несовершеннолетних; роль репрезентации идей милосердия в системе оценки деятельности работников образовательных сфер). Заключение. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы для увеличения спектра научных исследований в сфере духовно-нравственных ценностей, ключевым из которых является милосердие. Представленные в статье обзор и интерпретация федеральных и региональных законов позволяют рационально объяснить феномен милосердия как безусловную ценность общественного и индивидуального сознания, позволяющую обрести уверенность и определенность в условиях распада нормативных образцов образования и неопределенности бытия. Подобное социально-философское осмысление соотношения образовательной политики и индивидуально-общественного сознания является базой для реформирования и обновления теоретических и прикладных исследований в области философии образования.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

557.
Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке

И.В. Козлова, В.В. Брюно
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Москва, Россия
iraangarskaya@mail.ru
Ключевые слова: человеческое достоинство, образование, воспитание внутреннее достоинство, социальное достоинство, нравственность, индивидуальное, общественное
Страницы: 92-110

Аннотация >>
Введение. Достоинство затрагивает различные аспекты человеческого существования, поэтому актуальность проблемы его формирования в рамках системы образования является важным ресурсом повышения индивидуального самосознания. Для уточнения природы происхождения достоинства в статье рассматриваются основные теоретические подходы современных исследователей к проблеме понимания его сущностных характеристик, путей формирования и диалектики развития. Методология. Обзор литературных источников, посвященных формированию человеческого достоинства, основан на системном подходе, учитывающем единство субъективного, социального и антропологического. Обсуждение. Отталкиваясь от системного подхода определяются три исследовательских направления концептуализации человеческого достоинства: субъективное направление (рассматривает индивида как уникальный субъект жизнедеятельности всего общества, при этом его духовное наполнение понимается как фундаментальное качество); социальное направление (учитывает социально-культурную сущность человеческого бытия: человек с высоким чувством достоинства влияет на культуру в целом, на процветание своей нации и всего человечества); антропологическое направление (определяет человека с изначальным наделением достоинства, поскольку человек является представителем «Homo sapiens»). В статье также на примере теорий Д. Дьюи и Э. Фромма рассматривается тезис о значимости в формировании достоинства единства индивидуального и социального в образовательном процессе. Заключение. Обзор научной литературы по поднимаемой проблеме позволил сформулировать авторское определение понятия «человеческое достоинство», оценить роль образования в его формировании и наметить пути конструктивного осуществления этого процесса.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

558.
Образование как Просвещение, или Как научить человека пользоваться собственным умом?

Л.Т. Ретюнских
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
retunlar@gmail.com
Ключевые слова: образование, просвещение, пайдейя, философствование, критическое мышление, творческое мышление, виртуальная реальность, цифровая среда, преподавание философии
Страницы: 111-134

Аннотация >>
Введение. С целью исследования образования как социокультурного феномена и для выявления его наиболее эффективной стратегии в условиях современности отмечается наличие двух базовых моделей образования: информационной и исследовательской. Исследовательскую модель целесообразно связать с античной пайдейей и кантовской идеей образования как Просвещения, где учитель становится помощником обучающегося в овладении новыми навыками мышления; информационную - с кумулятивным накоплением знаний, определяющим функционал учителя в качестве носителя информации. Актуально подчеркнуть философскую составляющую образования на всех его уровнях, формах и содержании. Методология. Статья является теоретической в области философии образования с использованием диалектической, герменевтической и экзистенциальной методологий и применением таких теоретических методов, как анализ, синтез, интерпретация, концептуализация, проблематизация. Обсуждение. Для формирования самостоятельного, творческого и зрелого мышления в условиях информационного общества и его нарастающей цифровизации предложено отрефлексировать такие точки зрения, как пайдейя вчера и сегодня; образование как развитие мышления; образование: информирование и мышление; творческое мышление как умение пользоваться собственным умом; вызовы современности и образование (виртуальное и реальное); философия - инструмент образования как Просвещения. Взгляд на образование с позиций кантовского понимания Просвещения позволил существенно дополнить имеющиеся в современной философии и педагогике интерпретации основных его целей и задач, что представляется новым аспектом изучаемой проблемы. Кроме того, новизну исследования определяет позиция, обосновывающая преемственность исторически сложившихся моделей образования и роль философской составляющей образования как способа его развития в рамках парадигмы Просвещения. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы как методология формирования принципов образовательной деятельности и как материал учебных курсов по философии образования для студентов педагогических и философских специальностей.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

559.
Философия с детьми в контексте планирования школьных программ: синтез инноваций и традиций

С.Г. Доронина
Институт философии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Беларусь
svetadoris@mail.ru
Ключевые слова: философия с детьми, образование, философские практики, исследовательское сообщество, рефлексивное мышление, учебные программы, инновации
Страницы: 135-149

Аннотация >>
Введение. В статье осуществляется одна из первых в Беларуси попыток пересмотреть подходы планирования учебных программ в школе с учетом актуальных потребностей детей с опорой на основные идеи и методы всемирно известного движения «Философия для детей». Продемонстрирован образовательно-воспитательный, социально-культурный потенциал философии для детей в развитии навыков, которые в обычных школьных программах либо не учтены, либо отодвигаются на второй план. Методология. Рассмотрены преимущества педагогической модели «Исследовательское сообщество», ее влияние на школьную среду, формирование ценностей, культивирование умений, тесно связанных с этико-философским восприятием и мышлением и социальными навыками адаптации у детей. Обсуждение. В статье представлены эмпирические данные и рефлексия успешных попыток зарубежных коллег по интегрированию философии для детей в воспитательно-образовательный процесс, собственно российских практик, проводимых в рамках дополнительного образования. Заключение. Специальная пере- и подготовка специалистов, желающих работать в сфере педагогических практик планирования школьных программ в модели «Философия для детей», имеют необходимый ценностный критерий - гармоничное и нравственное/духовное развитие. Являясь полисемантичным понятием, гармоничное развитие включает спектр таких критериев, как нравственные ценности, смысл жизни, культурный, человеческий и социальный капитал, эстетическое восприятие, включающие сложные понятия «красота», «мудрость», «любовь», «добро», «одиночество», «понимание» и многие другие, лежащие в основе социально-культурного и интеллектуального формирования подрастающего поколения.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

560.
Универсальность и контекстуальность категории "общественное воспитание"

З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия
aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, категория, общественное воспитание, социальное воспитание, антипедагогика, контекстуальность, универсальность
Страницы: 150-163

Аннотация >>
Введение. Категория «общественное воспитание» имеет исторически обусловленные корни и исследуется на протяжении всей истории развития философско-педагогической мысли. В статье осуществляется анализ основных свойств этой категории в аспекте универсальности и контекстуальности. Цель статьи состоит в характеристике свойств универсальности и контекстуальности общественного воспитания как философской категории посредством теоретической реконструкции ее исторического развития. Методология. В ходе исследования использовались системно-исторический и категориальный подходы. Обсуждение. Раскрывается историческая фабула формирования категории «общественное воспитание» начиная с Античности. Уже в работах Аристотеля и Платона прослеживается оперирование категорией «общественное воспитание» в отношении граждан. В Средневековье происходит дальнейшая дифференциация категории по формам, средствам и способам принадлежности к определенной общности людей. Эпоха Возрождения обнаруживает дихотомические противоречия в общественном воспитании. Эпоха Просвещения подталкивает к раскрытию общественного воспитания как природосообразного. Новое время задает теоретизированный характер терминологического оформления этой категории. Заключение. Категория «общественное воспитание» имеет всеобщий характер в силу того, что воспитание охватывает все страты, слои, группы населения. Это демонстрирует ее универсальность, так как категория отражает единство применимости для всего. Формирование категории «общественное воспитание» происходило на основе учета времени и пространства, в качестве которого выступала социальная среда конкретного исторического периода. Это приводило к тому, что в категорию вкладывался разный смысл, где присутствовала диада «текст - контекст» и перенос как основной механизм смыслообразования, что указывает на контекстуальность категории «общественное воспитание».
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 551 - 560 из 43899
Начало | Пред. | 54 55 56 57 58 | След. | Конец Все