А.О. Баранов1,2, В.Н. Павлов1 1Инсти-тут экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия baranov@ieie.nsc.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: функция социальных потерь, компромисс между целями экономической политики, задача поиска минимума социальных потерь в динамической постановке
Страницы: 36-50
В статье рассматривается проблема минимизации социальных потерь, связанных с невозможностью достижения всех поставленных целей в условиях ограниченности числа инструментов экономической политики, которые могут быть реально использованы органами управления социально-экономической системой. Дана критика имеющихся к настоящему времени подходов к минимизации функции социальных потерь. Приведен пример применения инструментов экономической политики в России в 2018-2019 гг. на национальном уровне, когда использование инструментов монетарной политики Банком России, преследовавшее достижение лишь одной из целей - по инфляции, не было согласовано с действиями Министерства финансов РФ, увеличившего НДС. С использованием модели AD-AS показано негативное воздействие данных решений на темпы экономического роста и темпы роста инвестиций, которые оказывают воздействие на экономический рост в долгосрочном плане. Обсуждаемая в статье проблема актуальна на региональном уровне: при формировании перспектив развития регионов чрезвычайно важно оптимальное сочетание достижения краткосрочных и долгосрочных целей. Авторами представлена модель минимизации функции социальных потерь (SLF) в виде задачи математического программирования. В предложенной задаче описан подход к поиску оптимального решения, обеспечивающего максимальное приближение к достижению не только краткосрочных, но и долгосрочных целей экономической политики на определенном промежутке времени с учетом ограничений на использование ее инструментов. В связи с тем, что минимизация функции социальных потерь проводится для временного интервала, введено понятие «траектория блаженства» в отличие от категории «точка блаженства», используемой в теории экономической политики для решения статических оптимизационных задач. Дано описание решения такой задачи методом условного градиента и пошагового алгоритма такого решения.
А.С. Стойлова1, Л.В. Машкина1, А.И. Пыжев1,2 1Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия stoylova.as@mail.ru 2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия apyzhev@sfu-kras.ru
Ключевые слова: лесной комплекс, лесная промышленность, лесное хозяйство, экономика лесного комплекса, азиатская часть России, инвестиционные проекты, промышленная политика
Страницы: 80-103
В азиатской части России сконцентрирована десятая часть мировых лесных ресурсов, однако эффективность их использования не является высокой. Лесная промышленность Азиатской России имеет огромный потенциал развития, но в то же время характеризуется сырьевой направленностью экспорта, производством продукции с низкой добавленной стоимостью, недостаточностью лесовосстановительных мероприятий и неразвитой лесной инфраструктурой. В статье анализируются основные тенденции и перспективы развития лесной промышленности азиатской части России. Анализ статистических показателей, официальных программных документов и материалов СМИ говорит о том, что вышеупомянутые факторы в совокупности с отсутствием системной государственной политики, направленной на поддержку производителей, проведение мероприятий по охране и восстановлению экологической обстановки в регионах и регулирование лесных отношений, существенно сдерживают развитие лесной промышленности. Для эффективного функционирования и интенсификации развития отрасли необходима новая национальная промышленная политика.
Е.А. Уваров
Институт экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия euvarov@hse.ru
Ключевые слова: теневая экономика, банковская карта, транспортная карта, скрытая выручка, транспорт, автобусы, безналичная система, Россия
Страницы: 104-132
В статье исследуется теневая экономика в сфере пассажирского автомобильного транспорта в регионах России. Цель данного исследования - оценить, как внедрение системы безналичной оплаты проезда влияет на задекларированную выручку отечественных транспортных организаций. Научная новизна исследования состоит в получении количественных оценок относительно того, как внедрение системы безналичной оплаты проезда и предоставление скидок при оплате проезда помогают бороться с сокрытием выручки транспортных организаций. Автор применяет эконометрический анализ панельных данных за период с 2014 по 2019 г. Модель с фиксированными эффектами была выбрана как наилучшая среди других моделей. Эконометрическая модель учитывает гетероскедастичность и эндогенность средней цены проезда в городском автобусе. Полученные данные свидетельствуют о том, что внедрение безналичной оплаты банковскими картами приводит к росту выручки транспортных организаций, а использование системы транспортных карт не увеличивает показатель выручки. В 2019 г. система безналичной оплаты проезда применялась больше в муниципальном и государственном транспорте, чем в коммерческом.
Для современной России характерно частое несоответствие мест приложения труда и проживания трудоспособного населения. В соединении с новыми возможностями его пространственной мобильности это привело к развитию внутрироссийских и внутрирегиональных трудовых миграций. Среди них значительное место занимают маятниковая миграция (ежедневный выезд к месту работы в другом населенном пункте) и вахтовая организация труда (выезд на новое место работы на продолжительный срок в связи с нерациональностью ежедневного возвращения в место постоянного жительства). Феномен вахтового труда исторически вырос из дореволюционного отходничества, не полностью совпадающего с явлением сезонной работы. Наши современники все шире используют понятие «отходничество», находя прямые параллели с вахтовым трудом. Этот труд становится одним из мощных направлений трудовой миграции и активным фактором территориально опосредованной депопулиции, проанализированной в статье, опубликованной в предыдущем номере журнала «Регион: экономика и социология». К сожалению, статистика не позволяет получать объективную информацию о феномене вахтового труда, в связи с чем его оценки у разных исследователей существенно различаются. Законодательно вахтовая деятельность в России регулируется только с позиций трудовых отношений работодателя и работника. Однако в данной статье показано, что это явление определяет не только особую организацию труда, но и особый порядок организации жизни миллионов российских граждан и пространственной организации экономической и социальной деятельности в регионах и муниципальных образованиях страны. Концентрация вахтовой работы отмечена в Москве и ряде других крупных городов, а на слабозаселенных территориях России она локализована в стационарных вахтовых поселках. Их предлагается рассматривать в качестве своеобразных компонентов системы расселения с правовым установлением отношений с органами местного самоуправления.
О.Ю. Ангелова, Т.О. Подольская
Институт экономики и предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия oangelova@mail.ru
Ключевые слова: межрегиональное неравенство, территориальное развитие, регионы РФ, образование, социальный лифт, одаренность
Страницы: 154-183
В статье представлен анализ исследований российских и зарубежных ученых, который показал актуальность проблемы социального неравенства на региональном уровне. Цель данного исследования состоит в разработке подхода к разделению регионов России на группы исходя из уровня социально-экономического развития и развитости образовательной системы, в научном обосновании значимости социального лифта применительно к общему среднему образованию не только на уровне отдельной одаренной личности, но и на уровне региона. Проведено кабинетное исследование с применением адаптированной модели многомерного АВС-анализа. Интегральный параметр, предложенный авторами для измерения результативности функционирования системы общего образования, базируется на таких факторах, как итоги единого государственного экзамена, результативность региона во Всероссийской олимпиаде школьников и проектном конкурсе «Большие вызовы», а также наличие высокорейтинговых школ. Выделены три укрупненные группы, которые позволяют оценить возможности и потенциал вхождения в социальный лифт в отдельных регионах для развития одаренных личностей. Сформулированы рекомендации по повышению эффективности региональной политики в сфере образования для регионов, теряющих качественный человеческий капитал. Результаты выполненного анализа можно использовать для формирования региональных программ по стратегическому развитию системы образования и социальных лифтов для одаренных личностей в условиях межрегионального неравенства. В дальнейшем возможно проведение исследований межстрановой мобильности одаренных личностей, а также количественный анализ миграционных потоков, связанных с выбором следующей ступени образования, и объема «реверса талантов».
В статье рассматриваются современное состояние и эколого-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на примере одного из арктических регионов Европейского Севера России - Карельской Арктики. Цель статьи состоит в выявлении ключевых проблем и противоречий эколого-экономического развития Карельской Арктики в их восприятии населением региона. Ввиду ограниченной статистической информации по указанной проблематике акцент сделан на применении социологических методов исследования. Основные методы, используемые в исследовании, - диалектический, социологического анализа (анкетный опрос), статистического анализа. По результатам эмпирического исследования определены оценки населением Карельской Арктики состояния окружающей природной среды и его динамики в мире, России, Арктике, регионе проживания и непосредственном месте проживания. Получена детализированная оценка населением состояния окружающей природной среды по следующим компонентам: качество воздуха, качество поверхностных вод, уровень шума, состояние лесов и парков и уровень загрязнения территории бытовым мусором. Указанные данные получены и проанализированы в том числе в разбивке по районам, что позволяет использовать результаты исследования как при разработке дифференцированных регулятивных мер на уровне регионального управления, так и при создании программных инструментов развития региона Карельская Арктика и реализации специального экономического режима Арктической зоны Российской Федерации. Научная значимость полученных результатов определяется уникальностью объекта исследования: регион Карельская Арктика, сформированный в июле 2020 г., ранее не изучался, во-первых, как особое экономическое территориальное образование, во-вторых, настолько обстоятельно, насколько это реализовано в настоящей работе. Практическая значимость этого исследования состоит в том, что оно может служить информационной базой для реализации управленческих задач органами как федеральной власти, так и регионального и муниципального управления, в том числе в контексте подготовки стратегических и программных документов развития Арктической зоны Российской Федерации и создания специального экономического режима на территории российской Арктики.
Представлены результаты экспериментального исследования локальной структуры осредненного и пульсационного течения в пристенной газовой завесе, вдуваемой через наклонные цилиндрические отверстия вдоль гладкой поверхности, и при организации вдува в поперечную траншею. Измерения локальной структуры пристенной завесы проведены PIV-методом. Вдув вторичного пристенного потока воздуха в основное турбулентное течение приводит к существенной деформации продольной скорости газа для обоих исследованных случаев. При вдуве через отверстия в траншее профиль продольной скорости газа имеет заметно более сглаженный вид без ярко выраженного максимума за сечением выхода из поперечной траншеи. Величины продольной скорости газа в пристенной области имеют меньшее значение в сравнении со вдувом в отсутствие траншеи. Величина поперечной компоненты скорости газа в случае вдува без траншеи больше соответствующей величины при вдуве через отверстия в поперечной траншее после его выхода из траншеи.
Выполнены экспериментальные исследования по влиянию внешних вихревых возмущений на положение ламинарно-турбулентного перехода в пограничных слоях на стреловидных крыльях при числе Маха М = 2. В экспериментах использовались две модели крыла с углами скольжения передних кромок 45° и 72°. Вихревые возмущения создавались с помощью проволоки, натянутой перед сопловыми вставками в дозвуковой части течения. Установлено, что такие возмущения способствуют увеличению амплитуды и изменению спектрального состава пульсаций в пограничном слое и могут приводить к ранней турбулизации течения.
В.Л. Сенницкий1,2 1Институт гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН, Новосибирск, Россия sennitskii@yandex.ru 2Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: вязкая жидкость, поле силы тяжести, колебательные воздействия, стационарное движение
Страницы: 373-377
Поставлена и решена задача о движении в поле силы тяжести вязкой жидкости, граничащей с твердыми криволинейными стенками. Жидкость подвергается колебательным воздействиям, не имеющим выделенного направления в пространстве. Постановка задачи включает в себя уравнения Навье-Стокса и неразрывности и условия на границах стенок (условия на твердых границах жидкости). В результате проведенного исследования обнаружен, в частности, новый гидромеханический эффект, состоящий в том, что жидкость ведет себя парадоксально: на фоне колебаний совершает стационарное движение «снизу вверх».
В работе представлены результаты численного моделирования затопленной струи, вытекающей из круглого отверстия в стенке, с введением возмущений различных типов. Рассмотрены активные методы управления течением, включающие наложение осевых и спиральных гармонических колебаний на входной профиль скорости струи, вибрации сопла струи, а также их комбинации. Установлено, что внешнее воздействие приводит к эффектам расщепления струи при числе Рейнольдса Re ≥ 1000 в широких диапазонах частот и амплитуд возмущения, как это было показано в работах других авторов. Исследованы механизмы взаимодействия вихревых структур при бифуркации струи и сделаны оценки угла расширения течения в плоскости бифуркации, демонстрирующего увеличение с ростом Re. Расчеты при 500 ≤ Re < 1000 показали, что для получения и усиления указанных выше эффектов необходима оптимизация параметров воздействия, в частности, типа, частоты и амплитуды возмущений. Сделан вывод, что механические вибрации сопла оказываются более эффективным способом управления течением, чем спиральное возбуждение входного профиля скорости.