Г.И. ГЛАДКЕВИЧ
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Ленинские горы, 1, Россия dolph-glad@mail.ru
Ключевые слова: региональная экономическая и социальная эффективность, территориальные сочетания мине рального сырья, Западная Якутия, транспортная доступность, экономико-географическое положение, regional economic and social efficiency, territorial combinations of mineral raw materials, Western Yakutia, transport accessibility, economic and geographical location
Страницы: 119-126
Существенный рост региональной экономической и социальной эффективности использования минерально-ресурс ной базы регионов Крайнего Севера России - главное условие повышения социальных стандар тов качества жизни и замедления значительного миграционного оттока населения из этих мест. Это возможно при создании более плотной транспортной инфраструктуры, развитию которой будет способствовать переход от моноотраслевых очаговых схем к сочетанию отраслей хозяйства на базе территориальных комплексов минерального сырья. Объектом исследования выбрана Республика Саха (Якутия). Оценка территориальных сочетаний минерального сырья республики показала при оритет дальнейшего освоения Западной Якутии с использованием потенциала уже действующих транзитных трубопроводов федерального значения и выгод соседства с нефтегазоносными районами Иркутской области. Данный вариант решает проблему «подключения» Якутска к единой транспортной системе страны без строительства сверх затратного моста через р. Лену и ускоряет освоение формирующегося промышленного района в северо-западной части Якутии на базе Томторского месторождения.
Т.И. ЗАБОРЦЕВА1,2, П.В. РОГОВ1 1Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия zabti@irigs.irk.ru 2Иркутский государственный университет, 664003, Иркутск, ул. К. Маркса, 1, Россия
Ключевые слова: регионы Восточной Сибири, специализация, социально-экономическое развитие, строительная индустрия, жилищное строительство, Eastern Siberian regions, specialization, socio-economic development, construction industry, housing
Страницы: 127-132
Продолжена традиционная для сибирских географов характеристика территории азиатской части России в формате экономического района. В Восточной Сибири (Иркутская область, Красноярский и Забайкальский края, Республики Бурятия, Тыва и Хакасия), занимающей почти четверть территории страны, проживает менее 6 % россиян. Выявлено, что заложенные в период плановой экономической системы ресурсоориентированные отрасли и производства, использующие богатейшую минерально-сырьевую базу региона, продолжают доминировать и в период рыночных отношений; активно развивается в XXI в. нефтегазодобыча. Согласно Стратегии пространственного раз вития страны (до 2025 г.), на территории Восточной Сибири впервые обозначены перспективными семь урбанизиро ванных территорий, в том числе Иркутск, Красноярск, Улан-Удэ, Абакан, Чита и др. (первые два города как научно образовательные центры мирового уровня). Одновременно наблюдается: а) беспрецедентный отток населения (с 1990 г. численность населения региона сократилась более чем на 1 млн чел., по абсолютным показателям лидирует Иркутская область); б) масштабное увеличение «столичных» жителей во всех субъектах Восточной Сибири, среди которых ли дирует Улан-Удэ (проживает более 44 % населения Республики Бурятия). При этом выявлена положительная дина мика строительной индустрии в изучаемом регионе (рассмотрен 20-летний период объемов вводимого жилья сектора «жилищное строительство» в разрезе субъектов Восточной Сибири), активный спрос на жилищную ипотеку (рас смотрен 10-летний период в разрезе субъектов Восточной Сибири), что обусловлено преимущественно государствен ными отраслевыми программами развития жилищного строительства различного иерархического статуса (федераль ный, региональный, муниципальный).
С.Н. СОКОЛОВ, Э.А. КУЗНЕЦОВА
Нижневартовский государственный университет, 628605, Ханты-Мансийский АО - Югра, Нижневартовск, ул. Ленина, 56, Россия elzanv07@yandex.ru
Ключевые слова: транспортно-географическое положение, экономико-географическое положение, транспортная доступность, проницаемости границ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, transport and geographical location, economic and geographical location, transport accessibility, permeability of borders, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra
Страницы: 133-138
Рассмотрено транспортно-географическое положение (ТГП) региона, которое является важнейшим компонентом экономико-географического положения. Под ТГП понимается положение по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Для территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры характерна боль шая удаленность от незамерзающих морей и океанов, в связи с чем ТГП округа невыгодно. Неразвитость транспор тно-экономических условий сдерживает структурную перестройку производительных сил региона. В округе имеются автомобильный, железнодорожный, речной, авиационный и трубопроводный транспорт, с помощью которых через преодоление расстояния происходит реализация географических связей и интеграционных процессов. Неразвитая транс портная инфраструктура создает значительные трудности в освоении богатой с точки зрения природно-ресурсного потенциала территории. ТГП относится к ресурсам взаимодействия, их роль особенно велика в Азиатской России, в том числе и в ХМАО - Югре. К таким ресурсам можно отнести и транспортную доступность - важный показатель, влияющий на социально-экономическую ситуацию в регионе. Для оценки транспортной доступности требуется рас считать показатель проницаемости границ. Транспортная проницаемость местности - это оценка местности по степени контактности ее участков между собой. Предлагается ввести такой показатель проницаемости границ, который бы учитывал не только железные и автомобильные дороги, водные пути, но и воздушные линии, нефте- и газопроводы. В результате проведенных расчетов выяснилось, что наиболее проницаемая граница региона со Сверд ловской областью, немного ниже - с Тюменской, средними значениями характеризуется проницаемость с Томской областью и Ямалом, низкими - с Республикой Коми. Наименее проницаемая граница с Красноярским краем.
О.А. ЕКИМОВСКАЯ1, И.А. БЕЛОЗЕРЦЕВА2,3, А.П. ГРИЦЕНЮК4,5 1Байкальский институт природопользования СО РАН, 670047, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, Россия oafe@mail.ru 2Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия belozia@mail.ru 3Иркутский государственный университет, 664011, Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 5, Россия 4Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, 670034, Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8, Россия gap1958@mail.ru 5Федеральное агентство лесного хозяйства, «Рослесинфорг», Бурятский филиал, 670046, Улан-Удэ, ул. Ключевская, 41
Ключевые слова: постагрогенные степные ландшафты, Бурятия Республика, потенциал, развитие сельского хо зяйства, функционирование экосистем, социально-экономические и экологические последствия, рентная оценка сельскохозяйственных угодий, аgriculture, land use, vegetation, pasture lands, Republic of Buryatia
Страницы: 139-146
Проанализированы основные особенности, направления и факторы формирования системы сельскохозяйственного зем лепользования Республики Бурятия. Особое внимание уделено наиболее ценному ресурсу - пашне. Дана характеристика ее зарастания древесно-кустарниковой растительностью. На примере ключевых заброшенных пахотных угодий лесостеп ной зоны республики выявлено, что участки, примыкающие к стене леса, в перспективе представляют собой потенциаль ные сосняки с сухими и злаково-разнотравными типами леса. Использование их в качестве пахотных уго дий возможно при обязательном орошении. Использование в качестве естественных кормовых угодий нецелесооб раз но по причине по всеместного доминирования в травянистом растительном покрове малопродуктивных и несъедобных для сельскохозяйст венных животных видов растений родов Potentilla, Heteropappus, Artemísia. Методом таксации и гла зомерно- измеритель ным способом оценено состояние лесозащитных полос на ключевых участках исследования. Одной из проблем рациональ ного землепользования республики является наличие значительного количества заброшенных земель. Их возвращение в сельскохозяйственный оборот и аграрная реабилитация требуют значительных денежных затрат. Для определения эко номической целесообразности ввода заброшенных пахотных и естественных кормовых угодий в сельскохозяйственное про изводство и расчета возможной прибыли проведена рентная оценка, рассчитана величина чистого операционного дохода. В применяемой нами методике расчет величины издержек базируется на использовании фактических затрат сель скохозяйственных предприятий, учитывает регулируемость цен на зерновые культуры и отражает сложившееся социально-экономическое положение районов Республики Бурятия. Расчеты показывают, что при минимальной норме прибыли 5 % выращивание пшеницы, овса и ячменя прибыльно для большинства сельскохозяй ственных предприятий республики. В районах, где выращивание овса или ячменя не приносит дохода, за траты оку паются при выращивании ведущей культуры - пшеницы. По показателям рентного дохода с пахотных и пастбищных угодий был рассчитан совокупный доход.
Проанализировано современное состояние экспорта углей востока России: байкальских, южно-якутских и даль невосточных. Указано место Байкальского и Дальневосточного регионов в общероссийском масштабе. Рассмотрены преимущества и недостатки угольных комплексов Восточной Сибири и Дальнего Востока России с точки зрения экс портного потенциала, как то: качество углей и близость к внешним рынкам. Выявлены причины развития в последние годы угольной промышленности востока России. Определены страны и регионы мира, импортирующие байкальские, южно-якутские и дальневосточные угли. Рассмотрен каждый угледобывающий регион востока России, угли которого отправляются на экспорт, определены объемы их экспорта, направления поставок и виды отгружаемых углей. Про анализирована транспортная инфраструктура, по которой осуществляется вывоз углей в пределах Байкальского и Дальневосточного регионов, в частности железные дороги, погранпереходы и грузовые порты. Исследованы проблемы и сдерживающие факторы экспорта углей: ограниченная пропускная способность российских железных дорог; их за груженность; высокие транспортные тарифы на перевозку углей; загруженность грузовых портов, осуществляющих перевалку углей, и их завышенные сборы. Рассмотрены возможности преодоления указанных проблем и сдерживающих факторов экспорта углей, заключающиеся прежде всего в реконструкции железнодорожных участков, выполняющих перевозку углей, модернизации грузовых портов, осуществляющих погрузку углей на морской транспорт, и в увеличении глубины переработки добываемых углей Сибири. Проанализирована возможность строительства новых железнодо рожных сообщений с погранпереходами на границе России и Китая. Определены основные перспективы экспорта углей на восточноазиатский рынок.
Н.А. ИППОЛИТОВА1,2 1Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия nina-ip@ist.ru 2Иркутский государственный университет
Ключевые слова: социально-экономическая среда, уровень жизни населения, горнодобывающая промышленность, месторождения, Иркутская область, socio-economic environment, living standards, mining, deposits, the Irkutsk oblast
Страницы: 153-159
Представлена оценка социально-экономической среды районов горнодобывающей направленности, в структуре которых уже развита или в ближайшее время может получить развитие горнодобывающая промышленность. На ос нове результатов исследования проведено ранжирование районов по уровню жизни населения и ресурсным предпосылкам развития горнодобывающей промышленности в ближайшей перспективе. Социально-экономическая среда рассмотренных муниципальных образований Иркутской области значительно дифференцирована как по уровню жизни населения, так и по ресурсным предпосылкам для дальнейшего развития горнодобывающей промышленности. Тем не менее к настояще му времени можно выделить некоторые общие тенденции. Хорошо развитую социальную инфраструктуру имеют те территории, где горнодобывающая промышленность характеризуется длительной историей развития, а добываемое сырье пользуется устойчивым спросом на мировом и внутреннем рынках (Бодайбинский, Нижнеилимский, Мамско Чуйский районы, г. Черемхово). В районах, где развитие добывающей промышленности только началось или планиру ется в ближайшей перспективе, отмечается острая необходимость создания и дальнейшего формирования социальной инфраструктуры, что осложняется природными условиями (Катангский, Жигаловский, Киренский районы и др.). Именно высокая стоимость добываемого сырья и его востребованность должны способствовать данному процессу.
О.В. ЕВСТРОПЬЕВА, П.Л. ПОПОВ, А.А. ЧЕРЕНЕВ, В.Г. САРАЕВ, В.Н. ВЕСЕЛОВА
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия golomanka1972@gmail.com
Ключевые слова: макрорегионы, Байкальский регион, компоненты уровня развития и социального благополучия, ареал, отставание, переход в ДФО, macroregions, the Baikal region, components of the development level and social well-being, areal, lagging, transition to the FFD
Страницы: 160-164
Байкальский регион (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край) рассматривается в кон текс те распределения по макрорегионам РФ явлений-компонентов уровня развития и социального благополучия с учетом динамики этих явлений за 2005-2016 гг. Проведено сравнение макрорегионов Российской Федерации по ком понентам уровня развития и социального благополучия. Отмечено отставание Восточной Сибири, в частности Бай кальского региона, от большинства более западных макрорегионов и в меньшей степени от Дальнего Востока по до стигнутому на 2016 г. состоянию, по большей части рассматриваемых позиций. В аспекте динамики отмечается наличие в РФ двух ареалов относительно быстрого роста. Один находится на западе страны, включает Центральное Черноземье, Центральное Нечерноземье, Северо-Запад, Юго-Запад, Санкт-Петербург, другой включает Дальний Вос ток, преимущественно его океаническую часть. Байкальский регион находится в обширном ареале относительно медленного роста. Отмечена тенденция отставания Иркутской области от Республики Бурятия и Забайкальского края по темпам развития некоторых компонентов социально-экономического развития и благополучия. Высказыва ется предположение, что переход Республики Бурятия и Забайкальского края в ДФО усилит эту тенденцию и, кроме того, увеличит несправедливость в распределении материальных благ, допускаемую в отношении Иркутской области.
В.Н. ВЕСЕЛОВА, Л.Б. БАШАЛХАНОВА
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия veselova@irigs.irk.ru
Ключевые слова: суровость климата, смертность населения, типы питания, продуктовая корзина, severe climatic conditions, population mortality, type of nutrition, food basket
Страницы: 165-171
Показано, что важным фактором сохранения здоровья в суровых природно-климатических условиях Республики Саха (Якутия) является сбалансированный белково-липидный тип питания, рекомендованный в Сибирском отделении Российской академии медицинских наук. При нормативном зонировании в 1992 г. установленные для РС (Я) нормы белков:жиров:углеводов (82,8:78,6:386,3 г/сут), высокие на тот период, были существенно ниже необходимых, но их принятие обеспечило систематическую социальную защиту населения. Проведен анализ поэтапного реформирования норм и границ нормативного зонирования продуктовой корзины в республике. Установлено, что введение на региональ ном уровне двух нормативных зон с III квартала 2002 г., актуальных и на данный период, повлекло резкое ухудшение социально-экономического положения населения. Структура б:ж:у (70,0:60,69:330,8 г/сут) и энергетическая ценность питания продовольственной корзины во второй нормативной зоне стали практически сопоставимы с нормативами районов юга Сибири. Нормы б:ж:у (79,3:74,7:312,3 г/сут) на 2013 г. остаются ниже рекомендованных в СО РАМН. В среднем по республике отклонения норм белков и жиров на 2013 г. остались на уровне 1992 г. и составили 41 и 49 % соответственно. Показано, что такие преобразования способствовали резкому снижению и замедлению темпов роста прожиточного минимума - базового параметра социально-экономической обеспеченности населения. Снижение уров ня социальной защиты населения сопровождалось ростом смертности, особенно от болезней системы кровообращения и органов пищеварения. Наибольший вклад в общую смертность как на региональном, так и на муниципальном уровнях, вносят болезни системы кровообращения (44 %). Для повышения социальной безопасности населения северных терри торий необходимо изменить нормативное зонирование продуктовой корзины с максимальным приближением норм к белково-липидному типу питания.
Выявлены постсоветские социально-географические особенности и тенденции развития миграционных процессов в таком российском историко-культурном макрорегионе, как Сибирь, в целом и с дифференциацией по 16 составля ющим регионам. Исследование построено на информационной базе Росстата за постсоветский период, особенно на данных 2013-2018 гг., когда не менялись правила статистического учета миграции. Выявлена территориальная дифференциация миграционных процессов по направлениям, установлены взаимодействие и взаимовлияние террито риальных сообществ людей, определены территориальные факторы и сформулированы проблемы миграции. Основные постсоветские тенденции миграции населения Сибири: снижение объема миграции «по месту жительства» при росте учитываемой как «по месту пребывания»; центростремительный внутрирегиональный вектор, отрицательный «за падный» межрегиональный вектор, положительный вектор межгосударственного движения мигрантов; миграционное обезлюдение периферийных территорий; замедление экстенсивной урбанизации из-за исчерпания демографических ресурсов села и роста цен на городское жилье; усиление субурбанизации в зонах влияния крупнейших городов; стягива ние населения в городские агломерации Транссибирского экономического коридора. Тенденции миграции, проявляющи еся в отдельных регионах: максимальная миграционная подвижность отмечена в ХМАО, ЯНАО и Республике Алтай; миграционный прирост населения демонстрируют пять регионов (Тюменская, Новосибирская, Томская области, Ре спублика Хакасия и Красноярский край), миграционную убыль - остальные 11 регионов; миграционный прирост за счет российских территорий имеют только три региона (Тюменская, Новосибирская и Томская области); миграци онный прирост населения из-за пределов РФ получают все регионы; высокой степенью миграционной открытости обладают ХМАО, ЯНАО и Новосибирская область.
Ю.Н. ДМИТРИЕВА
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия Yuliya.dmitr@mail.ru
Ключевые слова: демографические процессы, типы возрастных структур, группировка территории, муниципаль ные образования, Иркутская область, демографические процессы, типы возрастных структур, группировка территории, муниципаль ные образования, Иркутская область, demographic processes, types of age structures, territory grouping, municipal districts, Irkutsk oblast
Страницы: 178-184
Акцентировано внимание на проблеме изучения демографической структуры Иркутской области с точки зрения сокращения численности и удельного веса молодого и трудоспособного населения. Проанализированы демографические показатели воспроизводства населения Иркутской области за период с 2011 по 2018 г. Согласно шкале ООН, в раз резе муниципальных районов вычислена доля пожилых людей в возрасте старше 65 лет, определяющая картину ста рения населения. С помощью картографического метода выполнена группировка территории Иркутской области по трем типам возрастных структур населения: прогрессивного, стационарного и регрессивного. Пока зано, что демогра фическая структура населения региона территориально дифференцирована: прогрессивный тип характерен для сред ней зоны расселения региона и Усть-Ордынского Бурятского округа, регрессивный - для большинства городских округов и северных периферийных районов региона. На основе проведенного исследования предложено выделить пере ходный подтип от прогрессивного типа возрастной структуры к стационарному типу с минимальной разницей в доле возрастов младше и старше трудоспособного. Установлено, что формулы возрастных структур населения муници пальных образований в разной удаленности от областного центра определяются показателями естественного вос производства и миграционной ситуацией. Согласно данным государственной статистики, приведен прогноз демогра фической структуры населения до 2036 г. В демографических тенденциях изменения возрастной структуры региона подчеркивается значимая роль областного центра - г. Иркутска и Иркутского района. Сделан вывод, что в настоя щее время для населения региона характерно состояние перехода от стационарного типа демографической структуры к регрессивному.