Л. В. Гомбоева
Восточно-Сибирский государственный технологический университет, lida67@mail.ru
Ключевые слова: образование, гуманизация, индивидуализм, человечность, духовность
Страницы: 179-185
Автор критически оценивает попытки воплощения идеи гуманизации российского образования. Отсутствие успеха в гуманизации образования автор статьи объясняет распространенностью сциентистских и материалистических представлений в обществе и в образовании, исключающих общечеловеческое и метафизическое понимание сущности ноумена «человечность» и, тем самым, провоцирующих распространенность в обществе явления «недочеловеченности». Рассмотрены виды «недочеловеченности»: авторитарный коллективизм, индивидуализм, пессимизм. Постулируется, что человечность изначально присуща каждому человеку, но скрыта под слоем психологических защит. Отмечены два пути гуманизации человека: самопознание и диалог. Показано, что гуманизация образования зависит от распространения сферы диалогического образования.
Ю. В. Олейникова
Новосибирский государственный педагогический университет, prizvanie@ngs.ru
Ключевые слова: философия образования, экологическое образование, экологическое сознание, экологическое поведение сибирских крестьян
Страницы: 185-191
В статье с социально-философской точки зрения проанализированы административные, политические и экологические факторы, повлиявшие на формирование особенностей экологического поведения крестьян Сибири в ХIХ - начале ХХ вв. Раскрыты факторы формирования экологически ответственного поведения в условиях окружающей среды в рамках экономической деятельности и также факторы, которые ведут к деградации экологического сознания.
"Н. П. Несговорова1, В. Л. Савиных2"
"1 Курганский государственный университет, Nesgovorova@yandex.ru 2 Курганский государственный университет"
Ключевые слова: экологическое образование, интегративный подход, личностно-профессиональная готовность педагога
Страницы: 192-199
Экологическое образование является до некоторой степени самостоятельным направлением педагогической деятельности, образующим собственную систему, определяемую заложенной в нем экологической культурой. Использование интегративного подхода позволяет обосновать требования к готовности педагогов к его осуществлению. Личностно-профессиональная готовность педагога представляет собой открытую, полифункциональную и многокомпонентную систему, модель которой включает интегральные (целостные) свойства, присущие личности социально зрелого человека, - эти качества составляют необходимую базу ее экологической культуры. Основными компонентами профессиональной готовности педагога-эколога, по мнению автора, являются: уровень развития профессионально значимых качеств личности, уровень методической готовности, уровень усвоения эколого-педагогической этики.
Е. А. Пушкарёва
Новосибирский государственный педагогический университет, Pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: образование, современное общество, гуманизм, гуманизация образования, общечеловеческие ценности
Страницы: 200-204
Автор статьи подчеркивает высокую актуальность обращения к проблеме гуманизации образования в современных условиях, поскольку динамика гуманитарных изменений в современном обществе относится к числу развивающихся глобальных явлений и понятий общественной жизни. Обосновано, что гуманизм в широком смысле есть признание ценности человека как личности. Эта ценность приоритетна по отношению ко всем остальным ценностям. Отмечено, что гуманизация как важнейшая характеристика концепции гуманизма есть отражение идей гуманизма в обществе и реализуется в зависимости от конкретных исторических условий, целей и задач социального развития на основе общечеловеческих ценностей. Безусловным признается, что решение социально-экономических проблем невозможно без высокого уровня развития образования на основе базовых ценностей гуманизма.
О. А. Новикова
Институт образовательных технологий, novikov_stav@mail.ru
Ключевые слова: экологизация, экологический фактор, экологизации сознания общества, институт образования, социокультурная среда, экологическое мышление
Страницы: 205-213
В статье анализируются проблемы современной образовательной системы в контексте взаимодействия общества и природы. Рассмотрены причины проблем экологической подготовки в институциональной сфере, исследуются механизмы процесса формирования и развития экологического мышления и экологической культуры. Автор проводит философский анализ понятия «экологизация» и обосновывает актуальность его применения при исследовании экологического мышления в контексте нравственного и духовного воспитания личности.
Автор рассматривает проблему выбора ценностей как основы становления и развития профессиональной направленности личности, анализирует ведущие ценности студентов-психологов на разных этапах обучения. В статье исследуется роль профессиональной направленности в становлении профессиональной деятельности, где определяющей выступает система ценностей.
И. В. Черданцева
Алтайский государственный университет, fdump@mail.ru
Ключевые слова: философское образование, эстетическая функция, иронический метод философствования
Страницы: 220-226
Цель данной статьи заключается в изучении тех возможностей иронического метода философствования, благодаря которым он выступает в качестве способа реализации эстетической функции философского образования. В связи с этой целью выделяются две основные проблемы. Первая из них имеет отношение к эстетическому аспекту образовательного процесса, вторая связана с поиском эстетического содержания иронии. Пытаясь разрешить данные проблемы, автор исследует, каким образом онтологическая, гносеологическая, этическая сферы иронического метода выражают категорию прекрасного.
А. В. Чесноков
Томский государственный педагогический университет, antonzarevich@ngs.ru
Ключевые слова: физическая культура, профессиональное образование, физкультурная деятельность, подготовка педагога
Страницы: 226-232
В работе исследуется роль предмета «Теория и методика физической культуры» (ТФК) в процессе подготовки педагога в вузе. Доказывается необходимость пересмотра как содержания, так и структуры данной профилирующей дисциплины. Показано, что многие проблемы в области ТФК на сегодняшний день разработаны слабо, либо вовсе не обозначены: нет четкого понимания методических подходов к ее изучению, недостаточно глубоко определена сущность физической культуры (в том числе с философско-культуроведческих позиций). Отмечено, что только после преодоления данных противоречий можно рассчитывать на повышение эффективности подготовки современных физкультурных кадров для данной отрасли.
Е. Г. Евдокимова
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, a1-ero@ yandex.ru
Ключевые слова: гуманитарные основания результативности, смысловое взаимодействие, метафоры взаимодействия
Страницы: 232-238
В статье рассматривается актуальный для образования вопрос об условиях, способствующих вовлечению обучающихся в смысловое взаимодействие, основанное на их понимании смыслов происходящего. Обосновывается необходимость дополнительной организации смысловой ориентировки обучающихся к ситуации, открывающей возможность последующего понимания не только информации, но и смыслов текстов, отношений высказываний и продуцирования собственных. Совместная организация условий педагогической ситуации, вербализация значимых тем и представлений способствует, по мнению автора, решению поставленной задачи. Наиболее походящим способом фиксации результативности смыслового взаимодействия в виде появления смыслов обучающихся автор связывает с диагностической функцией метафоры.
Л. П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России, zalex82@list.ru
Ключевые слова: философия «языка как целого», интеграция обучения и жизни, новые информационные технологии, сочетание традиционных и инновационных подходов
Страницы: 238-245
В статье рассматриваются пути реализации принципов философии «языка как целого» при обучении иностранному языку в военном институте внутренних войск МВД России. Реализация этих принципов подразумевает интеграцию обучения и жизни. Основываясь на этих принципах, философия «языка как целого» позволяет решать задачи социализации человека, самоопределения его как субъекта собственной судьбы. Исходя из этого, большое внимание уделяется вопросам, касающимся роли преподавателя в условиях нового образовательного пространства и возможностях сочетания традиционных и инновационных подходов при подготовке военных специалистов.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее