А. А. Охлопкова1, П. Н. Петрова1, С. А. Слепцова2, О. В. Гоголева1 1Институт неметаллических материалов Сибирского отделения РАН, ул. Автодорожная, 20, Якутск 677007 (Россия), E-mail: aitalina@inbox.ru 2Якутский госуниверситет им. М. К. Аммосова, ул. Белинского, 58, Якутск 677000 (Россия)
Страницы: 797-803
Приведены результаты исследований по разработке новых износостойких полимерных композиционных материалов для узлов трения на основе политетрафторэтилена и сверхвысокомолекулярного полиэтилена, модифицированных неорганическими соединениями нанометрового размера. Показано, что их использование в кристаллизующихся полимерах эффективно влияет на изменение свойств материалов и способствует интенсификации структурных процессов в полимерах при кристаллизации.
Выполнены экспериментальные работы, позволившие провести анализ путей решения задач одновременного снижения расхода традиционного топлива, змиссии токсичных и парникового газов в короткий срок. Показано, что путем модернизации двигателей внутреннего сгорания (ДВС), работающих на традиционном топливе, возможно выполнение нормы 140г/км СО2; использование альтернативных топлив существенно расширяет возможности снижения эмиссии СО2 и повышения КПД; организация работы ДВС на бедной гомогенной смеси позволяет существенно повысить его КПД. Результаты исследований рабочего процесса ДВС показали возможность его работы на бедных гомогенных смесях с повышением КПД ДВС на расчетном режиме в среднем с 23 до 32-34%. Установлено, что энергоустановки, работающие на водороде, способны обеспечить нулевую эмиссию СО2. Сформулирована концепция перехода к использованию водорода в качестве топлива наиболее эффективным путем.
В. Г. Степанов, К. Г. Ионе
Научно-инженерный центр "Цеосит" Объединенного института катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения РАН, проспект Академика Лаврентьева, 5, Новосибирск 630090 (Россия), E-mail: stepanovvg@batman.sm.nsc.ru
Страницы: 809-822
Рассмотрены вопросы, касающиеся производства дизельных топлив и автобензинов на малотоннажных установках, которые предназначены для переработки нефти и газового конденсата в моторные топлива. Показано, что для большого ряда нефтяных и газоконденсатных месторождений прямогонные дизельные фракции по своим физико-химическим свойствам соответствуют требованиям нормативов, предъявляемым к дизельным топливам. В ряде случае сортные дизельные топлива можно получать, варьируя фракционный состав и/или применяя соответствующие присадки. Для производства сортных автобензинов на малотоннажных установках наиболее оптимальным является процесс "Цеоформинг", основанный на использовании цеолитсодержащего катализатора. Показано, что, варьируя условия ведения процесса, можно производить бензины необходимых марок (от АИ-80 до АИ-96, летних и зимних видов) из низкооктановых углеводородных фракций различного происхождения без предварительной серо- или гидроочистки и применения водородсодержащего газа. По сравнению с риформингом бензины, получающиеся в процессе цеоформинга, характеризуются более низким содержанием ароматических углеводородов, в особенности бензола.
В. Ф. Третьяков, Т. Н. Бурдейная, Л. А. Березина, Р. А. Любушкин
Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН, Ленинский проспект, 29, Москва 119991 (Россия), E-mail: tretjakov@ips.ac.ru
Страницы: 823-829
Проведено сравнительное исследование активности синтезированных нанесенных Cu,Со/YxCeyZr1-x-yO2 и Au-, Pt-содержащих каталитических систем в реакции низкотемпературного селективного окисления СО в водородосодержащих газовых смесях. Показано, что эти системы обеспечивают высокую степень конверсии СО и селективности по О2 в интервале температур до 150оС. Установлено, что наибольшей активностью обладает Au-содержащий катализатор. Активность и селективность нанокристаллических каталитических систем Cu/YxCeyZr1-x-yO2 в указанной реакции выше по сравнению с Pt-содержащими катализаторами, а по селективности они сопоставимы с Au-содержащим образцом. Показано, что использование этих катализаторов позволяет достичь степени очистки водорода от СО с остаточным содержанием последнего около 15 ppm, что удовлетворяет требованиям, предъявляемым к чистоте водорода для топливных элементов.
Г. Г. Фурин1 , А. А. Ильин2, Л. М. Иванова2, Ю. Л. Бахмутов2, А. Н. Ильин2 1Новосибирский институт органической химии им. Н. Н. Ворожцова Сибирского отделения РАН, проспект Академика Лаврентьева, 9, Новосибирск, 630090 (Россия), E-mail: furin@nioch.nsc.ru 2ОАО "Галоген", ул. Ласьвинская, 98, Пермь, 614113 (Россия), E-mail: halogen@perm.raid.ru
Страницы: 831-838
Рассмотрен комплекс проблем и направлений ускоренного применения фторматериалов для решения ряда задач, стоящих перед автомобильной промышленностью. Показаны примеры обработки резино-технических деталей фторореагентами, которые создают на поверхности резины защитные пленки, приближающиеся по свойствам к фторполимерам. Благодаря этому, используемые материалы не набухают в парах бензина, повышается устойчивость их к стиранию, коэффициент трения понижается и становится сравнимым с коэффициентом трения фторопластов, сохраняются эксплуатационные свойства в условиях облучения светом. Приводятся примеры применения модифицированных фтором акрилатов для создания защитных покрытий от коррозии для металлических узлов автомобиля. Рассматриваются новые разработки по созданию фторсодержащих поверхностно-активных веществ для применения в процессах никелирования и хромирования деталей, обеспечивающие экологически безопасные и чистые условия для работающих на этих участках людей. Обсуждаются вопросы нанесения масло- и водостойких покрытий на стекло. Показана эффективность обработки тканевых материалов внутренней отделки автомобилей, придающая им устойчивость к возгоранию и не создающая пламени при воздействии открытого огня. Предлагаются новые фторсодержащие смазки для механических устройств, которые по своим эксплуатационным свойствам существенно превосходят используемые. Разработана технология получения нового очищающего средства для систем охлаждения автомобильного мотора и карбюратора.
И. А. Бородина, В. В. Козик
Томский государственный университет, проспект Ленина, 36, Томск, 634050 (Россия), Е-mail: sasha@elefot.tsu.ru
Страницы: 839-841
Исследовано влияние наполнения ненасыщенной полиэфирной смолы волластонитом на основные физико-механические и эксплуатационные свойства отвержденного композиционного материала.
Е. З. Голосман1, Г. И. Саломатин1, Т. Н. Смирнова2, В. Н. Ефремов1, В. И. Якерсон3 1ОАО "Новомосковский институт азотной промышленности" (ОАО НИАП), ул. Кирова, 11, Новомосковск, 301650 (Россия), E-mail: gez@novomoskovsk.ru 2Научно-исследовательский институт двигателей (НИИД), ул. Новослободская, 37, Москва 125055 (Россия) 3Институт органической химии им. Зелинского РАН, Ленинский проспект, 47, Москва 119991 (Россия)
Страницы: 843-845
Рассмотрено применение содержащих Ni, Cu, Zn, Mn катализаторов на основе алюмокальциевых цементов в каталитических нейтрализаторах выхлопных газов автомобильного транспорта. Показана возможность промотирования изученных систем как нанесением небольших количеств палладия, так и совместной загрузкой катализаторов, не содержащих палладия и содержащих его небольшие количества.
В. Ф. Комаров, Г. В. Сакович
Институт проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения РАН, ул. Социалистическая, 1, Бийск, 659322 (Россия), E-mail: lab4@ipcet.ru
Страницы: 847-850
Н. Б. Кондриков1, В. С. Руднев2, М. С. Васильева1, Л. М. Тырина2, Т. П. Яровая2, А. В. Рожков1 1Дальневосточный государственный университет, ул. Октябрьская, 27, Владивосток, 690090 (Россия), E-mail: kondr@chem.dvgu.ru 2Институт химии Дальневосточного отделения РАН, проспект 100-летия Владивостока, 159, Владивосток, 690022 (Россия), E-mail: rudnevvs@ich.dvo.ru
Страницы: 851-853
Для решения проблем сгорания топлив в двигателях внутреннего сгорания и очистки выхлопных газов могут применяться каталитические покрытия, нанесенные как на цилиндры и поршни, так и на поверхности блочных носителей в системах каталитического дожигания выхлопных газов. Обе задачи в перспективе могут быть решены применением технологичного.
Д. Б. Лемперт, Г. Б. Манелис
Институт проблем химической физики РАН, проспект Академика Семенова, 1, Московская обл., Черноголовка, 142432 (Россия), E-mail: Lempert@icp.ac.ru
Страницы: 855-858
Описаны современные требования к бездымным газогенерирующим композициям для автомобильных мешков безопасности. Проанализированы возможные пути снижения температуры горения и доли токсичных газов в продуктах горения. Исследованы термостойкость потенциальных компонентов газогенерирующих композиций (органических соединений) и фазовое состояние нитрата аммония при температурах от -50 до MоC. Предложены пути фазовой стабилизации нитрата аммония органическими соединениями, не содержащими металлов или галогенов. Исследованы закономерности горения композиций, и найдены пути существенного повышения скорости горения составов на основе нитрата аммония.