Представлен анализ ресурсного обеспечения воспроизводства человеческого потенциала в региональном и отраслевом разрезах. Показано место России в мире по уровню человеческого развития. Установлено, что большинство россиян из-за низкой оплаты труда не располагают достаточными ресурсами для воспроизводства человеческого потенциала, а государственные расходы на развитие системы образования, здравоохранение, культуру не компенсируют недостаток индивидуальных вложений. Опираясь на работы известных экономистов, автор пытается ответить на вопрос, возможно ли разорвать порочный круг «низкая производительность труда - низкая оплата труда», и определить приоритеты социальной политики, адекватной вызовам времени.
Разработан социологический подход к диагностике инновационного потенциала территории и проведена его апробация применительно к Новосибирскому научному центру СО РАН. Сформированы представления о структуре инновационного потенциала, выделены его составляющие: потенциал среды и человеческий потенциал. Результаты диагностики инновационного потенциала территории представлены в следующем формате: сильные и слабые стороны, барьеры, возможности и угрозы инновационного развития.
Рассматриваются основные факторы становления и развития инновационной экономики, особенности формирования институциональной системы в России в постсоветский период. Выявляется специфика воздействия природной ренты на характер формируемых институтов. Обосновывается система мер по совершенствованию государственного управления, гарантирующая преодоление эффекта «ресурсного проклятия» и обеспечивающая переход экономики страны на инновационный путь развития
Исследуются направления совершенствования промышленной политики России с учетом целей инновационной модернизации экономики. Показано, что сервисно-сырьевая ориентация экономики имеет объективный характер в условиях отсутствия активной промышленной политики, направленной на приоритетное развитие высокотехнологичных отраслей и дополненной мерами по созданию инновационной инфраструктуры, опирающейся на заимствование высоких технологий за рубежом. Сделан вывод о значительном влиянии макроэкономических факторов на отраслевую структуру экономики страны, что обусловливает необходимость дополнения промышленной политики комплексом гибких мер по созданию благоприятных экономических условий для обрабатывающей промышленности.
Г.А. Унтура
Ключевые слова: государственный научный центр, инновационная система, экономика знаний, импорт технологий, регион, человеческий капитал
Страницы: 118-139
Исследуются возможности развития государственных научных центров как ведущего элемента инновационной системы страны. Показаны проблемы, касающиеся текущего состояния организации их деятельности и основных видов их поддержки со стороны государства. Предложены направления реформирования деятельности таких центров для усиления взаимодействия участников инновационной системы.
Представлены результаты обследования малых инновационных компаний, расположенных на территории Сибирского региона. Обсуждаются проблемы инновационного бизнеса, выдвигаются предположения о возможных вариантах и желаемой поддержке развития инновационного предпринимательства.
Приведены результаты исследований развития нанотехнологий в крупных интеллектуальных центрах Сибири - Новосибирске и Томске и проанализирован опыт их внедрения. Сделан обзор мер государственной поддержки развития инфраструктуры нанотехнологий. Выявлены основные проблемы на пути внедрения нанотехнологий.
Проанализированы условия, которые способствовали осуществлению этапов инновационного цикла, а также причины «замораживания» работ по ряду проектов по энергоэффективным технологиям. Выявлены и проранжированы барьеры социально-экономического, финансового, институционально-правового, научно-технического и технологического характера на этапах осуществления инновационного цикла.
Исследуется влияние изменений климата как нового фактора инновационного развития российской экономики. Выделяются и анализируются адаптационные инновации и превентивные инновации. Показано, что практическое осуществление тех и других требует комплекса институциональных и научно-технических нововведений, центральными звеньями которых являются совершенствование законодательства и нормативно-правового регулирования и восемь «пакетов» критически важных технологий. Обосновывается особая значимость рассматриваемых инноваций, мультипликативный эффект которых выходит за пределы собственно «климатического» спектра, поскольку их разработка и использование изначально предусматривают и практически решают проблемы эффективности производства, снижения загрязнения среды обитания человека и сохранения его здоровья.
Анализируется опыт создания в г. Томске особой экономической зоны технико-внедренческого типа и дается оценка результатов реализации этого инновационного проекта. Особое внимание уделяется формированию элементов инновационной системы региона.