Исследуются проблемы развития малых городов и сельских районов в условиях перехода к инновационному типу развития экономики. Показано, что большинство муниципальных образований находятся на стадии недоиндустриализированного развития, поэтому основные инновации должны найти отражение в самой системе управления, стимулирующей технологическую модернизацию традиционных отраслей и формирование региональных кластеров с целью использования потенциальных преимуществ муниципальных образований и повышения их конкурентоспособности.
Промышленная корпорация рассматривается как самоорганизующаяся, самоуправляемая производственно-экономическая система. Для корпорации формируются определенные механизмы воздействия и условия, выполнение которых позволяет ей наиболее успешно развиваться на основе реализации стратегии инновационного предпринимательства в подразделениях фирм, в корпорации в целом.
Показано, что функция организационного развития на предприятии реализуется путем внедрения управленческих инноваций как системы мотиваций, новых организационных структур и управленческих технологий. Выявлены барьеры на пути внедрения управленческих инноваций и предлагаются пути их преодоления. Раскрывается содержание понятия «инновационная политика в управлении предприятием» как совокупность целей, принципов, правил, задач, реализация которых позволяет получить искомый результат организационного развития предприятия.
Показано, что успешную реализацию инновационно-инвестиционного процесса на предприятии единичного и мелкосерийного производства с технически сложными изделиями обеспечивает развитие способности производить продукцию с помощью разных технологий, создавать развитые инновационные службы, формировать ключевые компетенции. Такие предприятия должны обладать инновационной мобильностью для быстрого освоения производства широкого круга заказываемых изделий. Реализация стратегии отслеживается с помощью сбалансированной системы показателей.
Анализируются методы ранжирования стран Европейского союза по показателям конкурентоспособности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также их влияние на соотношение элементов национальной инновационной системы. Показано, что приемлемой методики для такой оценки сегодня нет. Сделан вывод, что в последние десятилетия положение стран ЕС в области конкурентоспособности науки и НИОКР ухудшается по сравнению с другими странами мира. Вскрыты причины такого отставания. Аргументирован вывод, что увеличение затрат на НИОКР приводит к повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Приводятся результаты исследований проблем формирования структуры целевых показателей инновационного развития и их встраивания в систему управления инновационной деятельностью. На материалах Европейского союза показано положение дел в данной сфере в самой развитой региональной структуре. Отмечаются преимущественно аналитический характер используемых показателей и необходимость перехода к более широкой их структуре, позволяющей решать как аналитические, так и управленческие задачи. Рассматривается структура основных стратегий инновационного развития, разработанная в ЕС, и предлагаются ключевые показатели для основных стратегий.
Рассматриваются трансформационные тенденции и перспективы эволюции экономического пространства России. Сформулированы основные задачи стратегии пространственного (территориального) развития страны.
Показана неправомерность критики межотраслевых моделей, проводимой под лозунгом «динозавры вымирают». Даны общие сведения о межотраслевых моделях пространственного развития, разработанных и используемых в ИЭОПП СО РАН. Основное внимание уделено новой спецификации таких моделей, включающей новации, существенно расширяющие изучаемые области возможных состояний пространственной экономической системы.
В моделировании транспортного пространства России новым элементом является не только модель опорной транспортной сети с конкуренцией между разными видами транспорта, но и технология использования предлагаемой модели. В статье показано, что включение в процесс использования модели геоинформационных технологий с визуализацией входной и выходной информации позволяет активизировать участие экспертов. Конструкция комплекса и программные средства дают возможность работать одновременно множеству пользователей, проводить анализ и сравнения принимаемых ими гипотез развития транспортного комплекса страны.