В. В. Петров
Новосибирский государственный университет v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: Образование высокого качества, элитное образование, элитарное образование, инновационное образование, элита, социум, генезис, информационное общество, система образования
Страницы: 45-51
В данной работе анализируются модели развития образования высокого качества на примере становления элитных школ России и США. Рассмотрены различия, связанные с национальными историческими традициями, менталитетом, экономической и политической структурой этих стран, мобилизационным или инновационным типами развития. Обращается внимание на то, что хотя рассматриваемые модели образования высокого качества изначально были противоположны, в них наблюдаются схожие проблемы, которые свидетельствуют о жесточайшем кризисе национальных систем образования. Сделан вывод о том, какой должна быть государственная политика России в области образования.
О. В. Хоцкина
Новосибирский государственный университет m04kho01@gmail.com
Ключевые слова: Философия именования, традиции именования, эпос, семиотика, культура
Страницы: 51-59
В статье «Философия именования» предпринимается попытка описания системы, структурирующей аспекты выбора и присвоения имен собственных в различных культурах и этнический группах. Для её построения необходимо обратиться к разнообразным элементам языка и провести анализ его единиц и культурных знаков - имен собственных, используя методологический аппарат таких наук, как философия, лингвистика, семиотика, культурология и другие.
В процессе исследования нам удалось выделить несколько подгрупп по основному принципу именования: принадлежность к определенному этносу, сопряженность с мировыми событиями, присвоение имен выдающимся предметам и изменение имени после смерти.
М. Н. Шматков
Сибирский государственный университет путей сообщения mihnik2001@mail.ru
Ключевые слова: Информатизация образования, ценности, социальная философия, методология, ценность информации, знания, границы, образовательные системы
Страницы: 59-67
Настоящая статья посвящена обсуждению некоторых методологических аспектов исследований в области информатизации образования с точки зрения социальной философии. Предложен подход к такому исследованию и реализации информатизации образования на практике. Выявлено и обосновано существенное различие между информатизацией в сфере образования и информатизацией общества в целом; данное различие проявляется в субъективном характере информатизации образования, которая существенно влияет на область ценностей. Данные обстоятельства актуализируют необходимость разработки системы границ информатизации образования и соответствующей узловой линии мер с целью выявления и анализа качественных переходов в развитии данного явления социальной реальности.
Т. С. Косенко
Научно-исследовательскbq институт философии образования tany0879@mail.ru
Ключевые слова: Воспитание, образование, общество, мировоззрение
Страницы: 67-72
В статье анализируется вопрос о том, что в современных условиях развития общества исключительно актуален философский анализ мировоззренческих основ современного воспитания; обосновывается сущность и цели воспитания в контексте проблем специфики формирования мировоззрения личности. Автор показывает, что смена ценностей («деньги - единственная подлинная ценность») ведет к ряду угроз, как для общества, так и для системы образования и государства в целом. Поэтому необходимо переосмыслить аксиологический аспект мировоззренческих основ воспитания, обеспечения перестройки системы воспитания с точки зрения возврата ему главной культурной функции.
В современных исследованиях в области образования часто возникают вопросы автономии и эмансипации. В данной работе изучаются концепции автономии и эмансипации в трудах Иммануила Канта и Жака Рансьера в интерпретации Герта Биеста. В нашем концептуальном анализе мы ставим следующий вопрос: может ли личность эмансипироваться посредством образования? Мы приведем аргументы за и против новой логики эмансипации, обсуждаемой Биеста, рассматривая возможность переосмысливания эмансипации в направлении критики категории «зависимости» - типичной, восходящей к Канту категории современной педагогики.
Данная статья рассматривает проблему образования в контексте работ Яна Паточки. Образование рассматривается в форме трёх движений человеческого бытия: получение, воспроизводство и трансцендентирование. В статье раскрывается взаимоотношение теории образования Паточки как некоторого движения человеческого бытия и современной европейской традиции, и обсуждает значение этой теории для современных теорий образования. Образование понимается как некий шанс встречи с поколением на определeнной общей основе и как диалог, конфликт и борьба между поколениями. Оно также понимается как непрерывность культуры и разрывность необходимых метаморфоз, как симметричные и асимметричные взаимоотношения, основанные на ответственности.
Цель статьи - проанализировать соотношение теории и практики с помощью идей Цунессабуро Макигути, рассматривая его как представителя новаторского педагогического мышления XX века, что приближает его к таким мыслителям, как Дьюи и Паоло Фрере. Макигути - японский педагог, выступивший против официальных целей современного ему японского образования, связанных с военной подготовкой. Согласно Макигути, смысл образования должен быть отделен от технической подготовки или передачи знаний, но должен быть связан со счастьем и реализацией детей и студентов как личностей.
Д. К. Таэрех
Университет Фердоуси tjavidi@um.ac.ir
Ключевые слова: Мулла Садра, бытие, движение в субстанции, следствия для образования, Исламский философ
Страницы: 120-130
Цель статьи состоит в том, чтобы исследовать бытие и движение в субстанции с позиций муллы Садра и развить некоторые приложения для образования. Соответственно, сначала объясняются понятие бытия, главенство бытия и движение в субстанции. В части, касающейся движения в субстанции показано, что в то время как ранее философы допускали возможность существования движения в четырех категориях - количество, качество, положение, и место - однако, они рассматривали сущность или субстанцию объектов, которые были носителями количества, качества, и положения, как фиксированные и неподвижные. Мулла Садра доказывает, что транс-субстанциональное движение объектов существует в их сущности и не происходит с ними случайно. Опираясь на принцип движения в субстанции, мулла Садра доказал, что субстанциональность субстанции и качество его создания проявляются в форме добавления их сильной степени к предыдущей слабой степени.
Далее, упомянуты некоторые из полезных следствий теории муллы Садра для философии. Наконец, в разделе образовательных приложений объяснено то, что душа нуждается в материалистическом основании для своего появления, а ее совершенство достигается при помощи образования. Важный момент в образовательной системе, основанной на философии Садры, - это подготовка почвы для развития человека; то есть в системе образования ситуации должны быть созданы так, чтобы учащийся мог понять предметы глубоко и добавить их к своей сущности через активное участие в процессах учения-обучения. Следовательно, в системе образования Садры, самая важная цель образования - это научить учиться.
В. И. Паршиков, С. В. Камашев
Новосибирский государственный аграрный университет idpo@ngs.ru , kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: Глобализация, глобальные проблемы, культура, глобальная культура, диалог, диалог культур
Страницы: 148-156
Авторы обращается к проблеме диалога культур в условиях глобализации и его роли в сближении «Запада» и «Востока», что является актуальным в современных условиях. В статье рассматривается роль России, двуединая природа культуры которой позволяет ей стать посредником между «Востоком» и «Западом» в становлении единой цивилизации. Делается вывод о том, что диалог культур в условиях глобализации, являясь реальностью современного мира, является условием самосохранения человечества.