Г. П. Клеменков, Ю. М. Приходько, Л. Н. Пузырев, А. М. Харитонов
Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН, Новосибирск
prih@itam.nsc.ru
Ключевые слова: обледенение, аэроклиматическая труба, противообледенительная система
Страницы: 563-572
Рассмотрены различные виды обледенения летательных аппаратов. Выбраны и обоснованы безразмерные параметры подобия. Обоснована необходимость создания аэроклиматической трубы для моделирования процессов обледенения. Приведена возможная конструктивная схема аэроклиматической трубы. Целесообразно создать специальный маломасштабный стенд, что позволит отработать способы создания равномерного поля концентраций переохлажденных капель заданного размера, а также выявить эффективность различных противообледенительных систем и покрытий.
Выполнена оценка экономии топлива на траектории разгона воздушно-космического самолета при подводе энергии в набегающий поток. Начальная и конечная скорости полета заданы. Использована модель глиссирующего полета над холодным воздухом в бесконечном изобарическом тепловом следе. Сравнение расходов топлива произведено на оптимальных траекториях. Расчеты выполнены при использовании комбинированной силовой установки, состоящей из прямоточного воздушно-реактивного двигателя и жидкостного ракетного двигателя. В первой части статьи для оценки тяги и удельного импульса ПВРД построена эксергетическая модель. Для оценки аэродинамического сопротивления летательного аппарата используется квадратичная зависимость от аэродинамической подъемной силы. Энергия на нагрев потока получается за счет эквивалентного уменьшения эксергии продуктов сгорания. Получены зависимости увеличения коэффициента дальности крейсерского полета при различных числах Маха. Во второй части статьи приводится математическая модель разгонного участка траектории полета летательного аппарата и результаты расчета по уменьшению затрат топлива на траектории разгона при заданном значении подводимой перед летательным аппаратом энергии.
Представлены результаты экспериментальных исследований возникновения турбулентности в градиентном пограничном слое при повышенной степени турбулентности набегающего потока. Впервые показано, что пограничный слой на крыле в условиях повышенной степени турбулентности модулирован полосчатыми структурами, как и в случае плоской пластины. Смоделирован один из возможных механизмов возникновения турбулентных пятен в пограничном слое крыла при взаимодействии полосчатых структур с высокочастотными волнами. Представлены качественные и количественные данные о развитии полосчатых структур в пограничном слое прямого и скользящего крыльев. Выявлены определенные различия в эволюции полосчатых структур в пограничном слое крыла и плоской пластины.
Г.В. Петров
Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН, Новосибирск, smorodsk@itam.nsc.ru
Ключевые слова: пограничный слой, устойчивость, нелинейность, переход к турбулентности
Страницы: 599-602
С помощью нелинейных параболизованных уравнений устойчивости рассчитаны гармоники волн Толлмина-Шлихтинга в сжимаемом пограничном слое на пластине. Показано, что при нарастании (вниз по течению) амплитуды второй гармоники до значений порядка амплитуды основной гармоники темп роста последней резко увеличивается. Подобное быстрое отклонение от результатов линейной теории характеризует начало перехода пограничного слоя в турбулентное состояние. Расчеты выполнены для чисел Маха М = 0,01 и 2.
Представлены результаты визуализации и комбинированных измерений параметров потока в отрывном течении за выступом в канале при номинально ламинарном режиме течения. Установлено, что течение в отрывной области является существенно трехмерным и нестационарным с выраженной ячеистой структурой и наличием зон с движением в трансверсальном направлении. Показано, что отрыв потока за выступом инициирует появление низкочастотных колебаний скорости потока и начало перехода к турбулентному режиму течения в канале. Выявлено значение критического числа Рейнольдса, соответствующее началу развития неустойчивости течения в канале. Показано, что при превышении критического числа Рейнольдса линейный интегральный масштаб пульсаций скорости потока в канале определяется размерами канала.
Рассмотрено влияние колебаний основного потока на эффективность нестационарной газовой завесы. Подтверждена возможность применения критического значения модифицированного критерия Струхаля для однорядной перфорации при идентификации квазистационарного режима в случае двухрядной перфорации. Отмечено проникновение возмущений внутрь каналов перфорации, что связано с эффектом "вантуза". Показано, что влияние нестационарности на эффективность завесы проявляется слабее для двухрядной перфорации по сравнению с однорядной.
Разработана математическая модель расчета двухфазного газодисперсного течения после внезапного осесимметричного расширения в трубе с использованием двухжидкостного эйлерова подхода. Модель основана на решении системы уравнений Навье-Стокса, осредненных по Рейнольдсу для течения двухфазного потока. Для расчета флуктуационных характеристик дисперсной фазы применялись уравнения моделей Simonin (1991), Зайчика и др. (1994) и Деревича (2002). Представлены результаты сопоставительного анализа с имеющимися в литературе экспериментальными и расчетными данными по распространению отрывного двухфазного потока за внезапным расширением в плоском канале и трубе.
Рассмотрены колебания неоднородного псевдоожиженного слоя в поршневом режиме. Разработана и исследуется нелинейная одномерная модель колебаний слоя, включающая уравнения движения поверхности слоя и колебаний перепада давления в слое для фазы подъема поверхности и для фазы ее падения. На основе анализа модели, полученных численных решений и сравнения с экспериментом показаны квазидискретный процесс выхода газа из слоя с крупными пузырями и связанный с ним релаксационный (разрывный) тип колебаний поверхности и сопротивления слоя.
Е.А. Чиннов, А.Д. Назаров, А.Ф. Серов
Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН, Новосибирск nazarov@itp.nsc.ru
Ключевые слова: интенсификация теплообмена волновые характеристики, искусственные возмущения на поверхности пленки, термокапиллярно-волновой режим формирования струй, изменения относительных амплитуд крупных волн
Страницы: 659-665
Экспериментально исследовано влияние искусственных возмущений на формирование структур при течении пленки воды по вертикальной пластине с нагревателем. Для измерения толщины пленки применен восьмиканальный емкостный датчик. Показано, что искусственные возмущения на поверхности пленки жидкости могут существенно изменять расстояние между струями от значений, соответствующих термокапиллярно-волновому режиму формирования струй, до значений, близких к термокапиллярному режиму. При этом расстояние между струями может быть изменено при более высоких по сравнению с термокапиллярным режимом значениях чисел Рейнольдса. Искусственные возмущения не приводят к существенному изменению относительной амплитуды крупных волн, но оказывают влияние на характер ее зависимости от плотности теплового потока.
Б.И. Михайлов
Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН, Новосибирск, lab16@itam.nsc.ru
Ключевые слова: Трубчатые электроды, сканирование, привязка дуги, соленоид, эрозия
Страницы: 551-553
Рассмотрена физическая природа автосканирования в плазмотронах с трубчатыми электродами, показана его исключительная простота по сравнению с аэромагнитным и газовым способами сканирования.