Ю.Я. Трифонов
Институт теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН, Новосибирск 630090 trifonov@itp.nsc.ru
Ключевые слова: вязкое течение пленок, нелинейные волны, устойчивость
Страницы: 188-198
Исследовано волновое стекание вязких пленок жидкости. С использованием полных уравнений Навье - Стокса вычислены гидродинамические характеристики течения. В рамках теории Флоке рассмотрена устойчивость рассчитанных нелинейных волн к произвольным двумерным возмущениям. Показано, что при малых значениях числа Капицы волны устойчивы в широком диапазоне значений длины волны и числа Рейнольдса. Установлено, что с увеличением значения числа Капицы область параметров, в которой рассчитаны нелинейные волны, разбивается на ряд чередующихся зон устойчивых и неустойчивых решений. При больших значениях числа Капицы на плоскости параметров длина волны - число Рейнольдса выявлено большое количество узких зон, в которых решения устойчивы. Определены <оптимальные> режимы стекания пленок, которым соответствует минимальное значение средней толщины пленки для нелинейных волн с различной длиной волны. В широком диапазоне значений чисел Рейнольдса и Капицы вычислены основные характеристики этих волн.
В докладе рассматривается региональный опыт обучения бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» в Республике Татарстан.
В работе анализируются общекультурные и профессиональные компетенции, включенные в ФГОС ВПО по направлению «Реклама и связи с общественностью», а также педагогические методы и приемы формирования и оценки этих компетенций. В статье раскрываются особенности практико-ориентированного обучения студентов. На примере конкретных заданий из практики предприятий г. Казани демонстрируется преимущество активных форм обучения в выработке компетенций у выпускников. Часть заданий подразумевает групповую работу и направлена на формирование навыков работы в команде.
М.В. Гавриленко
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2 maria791@ngs.ru
Ключевые слова: культура питания, локальные варианты, этнографическая группа, традиционная пища, модель питания
Страницы: 247-253
В статье рассматриваются методологические принципы исследования культуры питания как совокупности локальных вариантов в динамике преобразований, связанных с изменениями в общественном и домашнем быте и этнокультурными взаимодействиями. Научные дискуссии, затрагивающие различные аспекты культуры питания - это результат все более возрастающего общественного интереса к этой теме. Различные этнические культуры целесообразно рассматривать в исторической динамике. Говоря о культуре питания определенной этнографической группы, нельзя не затронуть вопросы адаптации и основные составляющие традиционных систем питания. Традиционные системы питания постепенно исчезают. Вместе с тем экологическое поведение этноса по-прежнему во многом связано с его пищевыми традициями и определяется его экономической и культурной деятельностью. Таким образом, пища и культура питания изучаются с разных точек зрения: исторической, социологической, психоаналитической, этнографической. Питание является частью культуры жизнеобеспечения. Оно одновременно и элемент природы, и продукт социальной деятельности. Особенности питания влияют на биологическую специфику человека. Выработка приемов получения, хранения, приготовления и употребления пищи - процесс, происходящий в сфере материальной культуры, но структура и характер трапезы не могут быть поняты вне мировоззренческого контекста и духовной культуры в целом. Под культурой питания мы понимаем употребление продуктов питания (добывание, приготовление) в соответствии с предписаниями, запретами и нормами, которые определяются спецификой жизнедеятельности этноса. Региональный подход позволяет выделить локальные общности культуры (локальные варианты) и культурные комплексы. В рамках исследования культуры питания используются также методические приемы полевой этнографии: как метод непосредственного наблюдения; сравнительно-лингвистический метод, позволяющий выявить характерные черты лексической группы «пища» у определенных этнических групп. Лингвистические данные позволяют подтвердить устойчивость или изменчивость культуры питания локальных групп к различного рода культурным влияниям и инновациям. Важен и сравнительно-исторический метод, который дает возможность проследить трансформации локальных вариантов питания, выявить общее и особенное в питании этнографических групп. Изучение традиционной пищи как одного из самых консервативных элементов культуры позволяет реконструировать и возродить некоторые традиции питания, дает возможность провести широкие исторические сравнения и прийти к определенным выводам относительно общих и специфических элементов в системе питания народа.
С целью получения необходимой информации для корреляции нефтей с их генерационными источниками изучены особенности распределения биомаркеров в битумоидах разновозрастных нефтематеринских отложений юга Сибирской платформы. Установлено, что битумоиды рифейских, вендских и нижнесреднекембрийских нефтематеринских толщ различаются между собой по ряду показателей, отражающих тип исходного биогенного материала. Основными из таких показателей являются: характер распределения н -алканов и ациклических изопреноидов; относительное содержание стеранов и тритерпанов в составе полициклических нафтенов. Выявленные различия состава и распределения биомаркеров в битумоидах разновозрастных нефтематеринских толщ могут быть использованы для идентификации генерационных источников углеводородов открытых залежей.
В.Н. Опарин, Е.В. Денисова, А.П. Хмелинин, Я.З. Бадмаева, Н.С. Полотнянко
Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Красный проспект, 54, 630091, г. Новосибирск, Россия
Ключевые слова: акустический метод, пространственные координаты, система контроля, акселерометр, скорость распространения акустического сигнала, грунтовый массив, пневмоударная машина
Страницы: 187-196 Подраздел: Новые методы и приборы в горном деле
Разработаны алгоритм обработки акустических данных и контрольно-измерительная аппаратура для определения пространственных координат пневмоударной машины, движущейся в грунтовом массиве. Используемый метод основан на регистрации времен задержки поступления акустического импульсного сигнала, создаваемого в процессе взаимодействия рабочего органа пневмоударной машины с грунтовым массивом, в приемники многоканальной измерительной системы относительно опорного сигнала с машины. Выполнена апробация алгоритма и разработанной измерительной системы в натурных условиях
Определена кристаллическая структура двух солей комплексного аниона [Ir(phen)Cl4]- с катионом K+ (K[Ir(phen)Cl4]×H2O, 1) и Me4N+ ((Me4N)[Ir(phen)Cl4], 2). Ион иридия(III) находится в искаженном октаэдрическом окружении из хлорид-анионов и бидентатного гетероциклического лиганда 1,10-фенантролина (phen). В формировании кристаллической структуры комплекса 1 решающую роль играют контакты K…Cl, в то время как в кристаллической структуре комплекса 2 доминируют стекинг-взаимодействия.
Л.А. Оверчук1, А. Козял2 1Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 luovernstu@ngs.ru 2Институт иностранных языков государственной высшей школы, 33-333, Польша, г. Новый Сонч, ул. Пташкова, 213 kozial184@wp.pl
Ключевые слова: Конвенция о правах инвалидов, инклюзивное образование, реконструкция образовательной среды, оптимизация образовательных программ, лица с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ)
Страницы: 193-204
В статье раскрываются возможности реорганизации образовательной среды вузов с целью повышения ее социального потенциала в условиях перехода к инклюзивному образованию. Описывается новый подход в осуществлении политики равных возможностей для инвалидов на примере польской и российской систем высшего образования, сравнивается круг возникающих проблем, рассматриваются возможные пути их преодоления. Конвенция о правах инвалидов декларирует высшее образование как важный инструмент обеспечения социальной включенности лиц с ограниченными возможностями (Россия ратифицировала Конвенцию в 2012 г.). Анализ практического опыта инклюзии в Польше показывает наличие основной проблемы реализации Конвенции, а именно: изоляции лиц с ограниченными возможностями здоровья от окружения в процессе обучения. Требуют дальнейшего разрешения и проблемы адаптации образовательных программ и создания безбарьерной среды как в Польше, так и России. Новая парадигма инвалидности, в отличие от традиционной, обращает внимание на способы взаимодействия между инвалидом и окружающей средой, обществом в целом. Концепция гражданских прав лежит в основе инновационной социальной политики, целью которой является реформирование социальных институтов, в том числе высшего образования, для включения в них инвалидов. При этом в инфраструктуру общества включается система социальных служб, которым инвалиды могут делегировать свои ограниченные возможности и которые позволяют им самостоятельно существовать в обществе. Так, процесс обучения должен сопровождаться профессиональной реабилитационной поддержкой. Наличие специализированных педагогов и психологов в структуре вузов позволит оказывать реальную поддержку в процессе реконструкции образовательной среды и оптимизации образовательных программ.
М.Р. Пашаева
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», ул. Каменская, 56, Новосибирск, Новосибирская область, 630099 rita14@list.ru
Ключевые слова: учреждения культуры и искусства, сдерживающие культурные факторы, молодое поколение, социология управления
Страницы: 183-188 Подраздел: СОЦИОЛОГИЯ
В статье рассмотрены некоторые особенности функционирования учреждений культуры и искусства с позиции социологии управления. Также приведены данные социологического исследования: частота посещений учреждений культуры и искусства, готовность аудитории, сдерживающие культурные факторы. В статье были использованы такие методы исследования: количественный метод сбора информации - анкетирование; методы обработки информации - первичный анализ данных, интерпретация. Вопрос рассматривался с позиции молодого поколения г. Новосибирска.
Е.И. Красильникова
Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Россия, 630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56/1-53 katrina97@yandex.ru
Ключевые слова: Западная Сибирь, губернский город, политическая культура, коллективная память, похороны, политика памяти
Страницы: 71-75 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
Цель статьи состоит в характеристике массовых похорон «жертв колчаковщины» в губернских городах Западной Сибири (Омск, Новониколаевск, Томск и Барнаул) как коммемораций - способов формирования коллективной памяти сибиряков о недавно завершившейся Гражданской войне. Исследование расширяет представление о советской исторической политике, о тенденциях формирования коллективной памяти россиян в первой трети ХХ в. и о культуре памяти этого периода. Похороны, как и другие коммеморации, служили власти для сознательной передачи современникам и потомкам мировоззренчески значимой информации с помощью увековечивания памяти об определенных лицах и событиях. Автор выявляет истоки ритуала похорон жертв Гражданской войны, среди которых выделяет христианские традиции, похоронные практики парижских коммунаров, литературные похороны России ХIХ в. Подчеркнуто, что по форме эти обряды напоминали традиционные православные похороны членов царской семьи Романовых, политических и других деятелей. Однако на таких похоронах использовалась атрибутика, имеющая революционное значение. При этом некоторые традиционные элемента ритуала подменялись элементами, характерными для «красных похорон»: использовались не иконы, а красные знамена и транспаранты, вместо религиозной панихиды устраивался гражданский митинг, вместо молитв звучали революционные песни. Автор также уделяет внимание эмоциональному фону этих похорон, проблеме моральных чувств, которые, по мнению большевиков, должны были испытывать обыватели. В статье объясняется идеологическое значение ритуала «красных похорон», их роль в осуществлении большевистской политики памяти, которая предполагала определенное видение событий Гражданской войны. Автор приходит к заключению о том, что похороны были нацелены на дискредитацию режима А.В. Колчака в общественном мнении жителей Сибири начала 1920-х гг., преувеличение героизма людей, погибших по вине «колчаковцев», на политическую социализацию населения и легитимацию власти.
В. П. Житников, Е. М. Ошмарина, С. С. Поречный, Г. И. Федорова
Уфимский государственный авиационный технический университет, 450000 Уфа, Россия zhitnik@ugatu.ac.ru
Ключевые слова: скачкообразная функция выхода по току, квазистационарное решение, конформные отображения, метод коллокаций
Страницы: 193-201
Для исследования способа прецизионной электрохимической обработки предложена модель, в которой выход по току имеет вид скачкообразной функции плотности тока. Сформулированы и решены задачи предельно стационарной и квазистационарной обработки, что позволило с достаточной точностью исследовать нестационарный процесс.
1-Methyl-2-((1
E ,3
E )-4-phenylbuta-1,3-dienyl)pyridinium iodide (
1) is synthesized and characterized by UV-Vis, FT-IR,
1H and
13C NMR, and single crystal X-ray diffraction. Compound
1 crystallizes in an orthorhombic
Iba2 space group with the unit cell parameters
a = 12.8236(11) Å,
b = 20.1216(17) Å,
c = 11.2071(10) Å,
V = 2891.8(4) Å
3 and
Z = 8. X-ray diffraction indicates that the molecule of 1 displays
E ,
E configurations with respect to the two middle C=C double bonds. The molecular structure of
1 is twisted and the dihedral angle between the pyridinium and phenyl rings is 15.0(2)°. In the crystal packing, cations form stacks in an anti-parallel V-shaped manner along the
a axis through π-π interactions between pyridinium and phenyl rings.
А.Н. Черепанов1, А.М. Оришич1, В.И. Мали2 1Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, 6300090, Новосибирск ancher@itam.nsc.ru 2Институт гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН, 630090, Новосибирск
Ключевые слова: сварка лазером, взрывом, сплавы стали, титана, тантала, меди, прочность
Страницы: 124-129
Проведено экспериментальное исследование СО2-лазерной сварки нержавеющей стали 12Х18Н10Т и титанового сплава ВТ1-0 с использованием композитной вставки, полученной сваркой взрывом четырех пластин: титан (ВТ1-0) - тантал (ТВЧ) - медь (М1) - сталь (12Х18Н10Т). После механической обработки вставку помещали между свариваемыми листами стали и титана и лазерным лучом осуществляли сварку встык стального и титанового листов соответственно со стальной и титановой сторонами вставки. Выполнены металлографические и спектрографические исследования, проведены испытания механических свойств полученного композитного соединения. Установлено, что после термообработки разрушение композита происходит по меди, прочность которой составляла 417 МПа.
Рассмотрены важнейшие процессы зоны гипергенеза по окислению рудоносных сульфидов, существенно снижающих экологическое благополучие экосистем региона за счет трансфоормации гипогенных сульфидов в группы сульфатных минералов, обладающих высокой растворимостью и повышенной подвижностью в зоне гипергенеза в зонах летних муссонов южных приокеанических территорий. Основными агентами гумидного техногенеза рассматриваются дождевые осадки, обогащенные кислородом и другими газами, которые с помощью новообразованной серной кислоты генерируют химические процессы окисления и трансформации первичных сульфидов в окисленные группы высокорастворимых сульфатных минералов.
А.А. Долголюк
"Институт истории Сибирского отделения Российской Академии наук (ИИ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8 dolgalal@mail.ru"
Ключевые слова: зарубежная историография, капитальное строительство, формы пополнения кадров, строители, Сибирь, освоение территорий, foreign historiography, capital construction, forms of recruitment, builders, Siberia
Страницы: 78-82 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
В статье оценивается современная историографическая ситуация изучения развития строительной отрасли в Сибири зарубежными учеными. Выявлены проблемы, которые привлекли их наибольшее внимание. Проанализировано 30 иностранных публикаций, в которых в той или иной мере затрагивалась исследуемая тематика. Иностранными авторами прослеживалась взаимосвязь капитального строительства с экономической политикой по реализации в Сибири крупных программ общегосударственного значения. Показано негативное влияние ведомственности на сдерживание инвестиционного процесса. В качестве основных факторов развития производительных сил региона ученые определяли военно-стратегические и экспортные интересы, стремление страны получить недостающие сырье и материалы, готовую промышленную продукцию и т.п. Большой интерес проявлен иностранцами к созданию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Ими оценивается его значимость для России и мировой экономики. Другой важной проблемой, привлекшей внимание ученых, является масштабное энергетическое строительство на великих сибирских реках - Енисее и Ангаре. Прослеживается взаимосвязь сооружения гидроэлектростанций и создания крупных промышленных узлов и территориально-производственных комплексов. При изучении истории формирования строительных трудовых коллективов зарубежные специалисты рассматривали такие вопросы, как использование на стройках принудительного труда, оценка его масштабов, источники и формы комплектования рабочих кадров. Они обращали внимание на труд заключенных, переселенцев, военнопленных и интернированных. Из форм пополнения чаще исследовались такие, как оргнабор, общественный призыв, направление в тресты выпускников вузов, техникумов и профессионально-технических училищ.
Е.В. Коновалова
Набережночелинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, 423806, Набережные Челны, Ул. Низаметдинова, 28 gbahaeva@mail.ru
Ключевые слова: диалоговая культура, подходы к обучению, учебное взаимодействие, уровни развития диалоговой культуры, диалог, общение
Страницы: 175-184 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы формирования диалоговой культуры студентов - будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки. Методологической основой исследования послужили философская концепция диалога (М. Бубер, М. М. Бахтин, В. С. Библер); психологическая теория личности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн); исследование проблем культуры педагогического общения, коммуникативной компетентности педагога, пути повышения эффективности педагогической коммуникации (Н. В. Бордовская, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, А. А. Реан, В. А. Сластенин и др.); психолого-педагогические концепции взаимодействия в процессе обучения (И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, И. А. Зимняя, С. А. Смирнов). В результате исследования авторы определили педагогические условия развития диалоговой культуры студентов в процессе профессиональной подготовки. Диалоговая культура, по нашему мнению, — это определенный уровень развития методологической, информационной, исследовательской культуры, представленный в совокупности коммуникативных и интеллектуальных умений. Учебное взаимодействие в рамках диалогового общения представляет собой сотворчество, содеятельность, когда осуществляется «взаимопроникновение» субъектов общения, при котором преподаватель и студент выступают как две личности, в процессе взаимодействия которых происходит их взаимное обогащение. Созидательный характер диалога в учебно-познавательной деятельности проявляется в том, что в процессе взаимодействия его участников вырабатывается новый продукт, продукт совместной творческой деятельности педагога и студента который поднимает студента на новый уровень развития мышления, ведет к личностным изменениям и новообразованиям. В ходе диалога преподаватель и студент не просто обмениваются информацией с помощью вербальных и невербальных средств общения, сведениями об индивидуальных особенностях друг друга; диалог позволяет создавать проблемно–поисковое пространство, такую педагогическую ситуацию, которая служит основанием для совместной мыслительной деятельности, порождающей новообразования и способствующей самоорганизации и саморазвитию.
Ф.Н. Давыдовский
Институт бизнеса и права, Красногвардейский пер., 15, Санкт-Петербург, 197342 orion.6969@mail.ru
Ключевые слова: система оплаты труда и материального стимулирования, система премиальных показателей, метод структурирования целей и задач, нормативы образования премиального фонда, критерии и принципы выбора премиальных показателей, мотивация, оценка результативности структурных подразделений
Страницы: 209-218 Подраздел: ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассмотрены вопросы создания эффективной системы премирования и материального стимулирования на предприятиях судостроительного комплекса Санкт–Петербурга. Выявлены недостатки действующей системы премирования на предприятиях отрасли: отсутствие системы оценки результативности сотрудников и мотивации за достигнутые результаты, преобладание методов премирования на основе «взаимных договоренностей», низкий уровень заинтересованности сотрудников в результатах труда. Для решения этих и ряда других проблем судостроительного комплекса предложено разработать и внедрить систему премирования сотрудников на основе оценочных показателей стимулирования. Предложен метод формирования соответствующих систем показателей.
Н.П. Карамышев
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса», 656019, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Островского, 14-507 uzelsviazi@mail.ru
Ключевые слова: научно-образовательное пространство, сельское хозяйство, образовательный процесс, агропромышленный комплекс, инновационная система, компетентностный подход, социальное партнерство, развитие сельских территорий
Страницы: 137-142
Автор анализирует содержание и смыслы научно-образовательного пространства региона как элемент повышения эффективности агропромышленного комплекса. В статье исследована специфика образовательного пространства региона в сфере агропромышленного комплекса, а также развитие образования в системе сельского хозяйства региона. Таким образом, в статье обоснована роль научно-образовательного пространства региона как элемента повышения эффективности агропромышленного комплекса.
Л.В. Степанова, Е.М. Адылина
Самарский государственный университет, 443011 Самара, Россия stepanovalv@samsu.ru
Ключевые слова: смешанное деформирование, автомодельное представление решения, автомодельность второго рода, промежуточная асимптотика
Страницы: 181-194
Предложен метод вычисления собственных значений класса нелинейных задач на собственные значения, следующих из задач определения напряженно-деформированного состояния в окрестности вершины трещины в материалах, свойства которых описываются степенными определяющими уравнениями, во всем диапазоне смешанных форм деформирования от нормального отрыва до чистого сдвига. С помощью предлагаемого подхода найдены собственные значения задачи, отличающиеся от известного собственного значения, соответствующего решению Хатчинсона - Райса - Розенгрена. Полученная асимптотика поля напряжений представляет собой автомодельное промежуточное асимптотическое решение задачи о трещине в среде с поврежденностью в условиях смешанного нагружения. С использованием новой асимптотики поля напряжений путем введения автомодельной переменной получено асимптотическое решение задачи о трещине в среде с поврежденностью и построены области диспергированного материала вблизи трещины.
Получен и структурно охарактеризован кластерный комплекс рения состава (2,2'-bipyH2)2[Re4Se4(CN)12]×(2,2'-bipy)×7H2O (1). Соединение кристаллизуется в моноклинной пространственной группе C2/c с параметрами элементарной ячейки: a = 16,9191(6), b = 18,7458(6), c = 19,0139(5) Å, β = 108,568(1)°, V = 5716,6(3) Å3, Z = 4, dвыч = 2,291 г/см3. Кристаллическая структура представляет собой упаковку катионов бипиридилия (2,2'-bipyH2)2+, кластерных анионов [Re4Se4(CN)12]4–, молекул бипиридила и кристаллизационных молекул воды, связанных друг с другом системой водородных связей.
В.С. Козулин1,2, В.Л. Крайнев1, П.К. Третьяков1, А.В. Тупикин1,2 1Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, 630090 Новосибирск tupikin@itam.nsc.ru 2Новосибирский государственный университет, 630090 Новосибирск
Ключевые слова: диффузионный факел, поднятое пламя, фронт пламени
Страницы: 134-136
При изучении поднятого диффузионного пламени в режиме, переходном от ламинарного к развитому турбулентному, зарегистрированы структуры во фронте горения, обладающие пониженной интенсивностью собственного свечения с ярко выраженным контуром. Возникновение таких структур в пламени носит спонтанный характер и может происходить на значительном удалении от точек поджога (области стабилизации поднятого пламени).
Н.В. Орешкова
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Красноярск, Академгородок, 50/28 oreshkova@ksc.krasn.ru
Ключевые слова: лиственница Каяндера (Larix cajanderi), маркеры ядерного генома, полиморфизм, аллельное разнообразие, генетическая структура, внутривидовая дифференциация
Страницы: 92-98 Подраздел: ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ГЕНЕТИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ГЕТЕРОГЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ ОСНОВНЫХ ЛЕСООБРАЗУЮЩИХ ВИДОВ
Исследование внутривидовой генетической дифференциации лиственницы Каяндера (Larix cajanderi) с помощью восьми ядерных микросателлитных локусов проведено на северо-востоке Азии — в Магаданской области и на п-ове Камчатка. SSR-анализ выявил высокий уровень генетического разнообразия. Значительные генетические различия между выборками из Магаданской области и Камчатки указывают на раннюю изоляцию лиственницы на полуострове.
В.Д. Кургузов1, Н.С. Астапов1, И.С. Астапов2 1Институт гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН, 630090 Новосибирск, Россия kurguzov@hydro.nsc.ru 2Научно-исследовательский институт механики, 119192 Москва, Россия velais@imec.msu.ru
Ключевые слова: критерии разрушения, зона предразрушения, характерный размер элемента структуры, диаграмма квазивязкого разрушения
Страницы: 173-185
Анализируется применимость модифицированной модели Леонова—Панасюка—Дагдейла для описания движения трещины нормального отрыва в материалах со структурой в условиях плоского напряженного состояния. Для квазихрупких материалов предложены уточненные формулы критической длины зоны предразрушения и критической нагрузки, содержащие структурный параметр. Проведено обобщение модели Корнева на случай квазивязких материалов. Выполнено численное моделирование распространения зон пластичности в квадратных пластинах из биметалла и однородного материала при квазистатическом нагружении. В численной модели использована лагранжева формулировка уравнений механики деформируемого твердого тела, наиболее предпочтительная для моделирования деформирования тел из упругопластического материала при больших деформациях. Обнаружено, что результаты численных экспериментов хорошо согласуются с результатами расчетов по аналитической модели разрушения материалов со структурой.
А.С. Шишикин, Д.Н. Орешков, Е.С. Углова
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Красноярск, Академгородок, 50/28 shishikin@ksc.krasn.ru
Ключевые слова: НПК, видовой состав, плотность населения, динамика численности, загрязнение тканей тяжелыми металлами и серой
Страницы: 997-1008
Приведены результаты многолетних исследований состояния животного населения в зоне воздействия выбросов Норильского промышленного комплекса (НПК). Изучены естественные факторы численности животных, их воздействие на видовой состав и популяционные характеристики. Проведен сопряженный анализ состояния растительности и параметров животного населения, что позволило разработать критерии и выполнить зонирование воздействия поллютантов на различные экосистемы. Определен список тестовых видов для мониторинга и проведена оценка загрязнения тканей наземных позвоночных.
В.М. Галина
Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Хабаровск, ул. Карла Маркса, 68 gvmitina@mail.ru
Ключевые слова: социализация младшего школьника, антропологический, средовой, деятельностный и личностный подходы
Страницы: 178-187 Подраздел: ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор обращается к проблеме философского осмысления процесса социализации младшего школьника. На основе анализа исторических взглядов философов на природу человека, общества, культуры в качестве методологических основ данного процесса рассматриваются антропологический, средовой, деятельностный и личностный подходы. Уровень развития социума и уровень развития членов этого социума взаимообусловлены. Следовательно, сопровождая социализацию младшего школьника, важно создать условия для индивидуального развития каждого ребенка через организацию развивающей образовательной среды. Образовательная среда должна выступать прототипом социокультурной среды, позволяя ребенку осознавать и выстраивать собственную систему отношений. Складывающиеся социально-типичные отношения ребенка формируют его индивидуальность. Социокультурная среда образовательного учреждения создает то культурное пространство, в котором ребенок через освоение различных знаков как продуктов общественного развития и развитие самосознания усваивает общественно-исторический опыт — социализируется. Изучение категории «социализация» в философско-психологическом аспекте позволяет определиться с сущностью понятия «социализация», под которым в настоящем исследовании будет пониматься процесс вхождения человека в окружающую его социокультурную среду, ход и результат которого определяется выстраиваемой этим человеком системой отношений с самим собой, другими людьми, внешним миром. В качестве методологической основы рассмотрения процесса социализации младшего школьника будут выступать антропологический, средовой, деятельностный и личностный подходы.
А.А. Вахобов
Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, 17 мкр-н, д. 1, г. Худжанд, Согдийская область, Республика Таджикистан, 735700 7773498@mail.ru
Ключевые слова: структурная политика, социально-экономическая система, инвестиция, национальное хозяйство, государственное регулирование, промышленность
Страницы: 192-200 Подраздел: ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются закономерности структурных преобразований в усовиях трансформации для обеспечения устойчивости экономического роста как базы решения социально-экономических проблем в национальной экономике. В работе классифицировано и раскрыто понятие структурной политики; представлены и анализируются задачи макроэкономической стратегии и институциональных преобразований на текущем этапе рыночных реформ в Республике Таджикистан; в качестве основных проявлений структурных изменений отмечено: достижение экономической независимости за счет снижения импорта энергоносителей, продуктов питания и других товаров на основе развития импортозамещающих производств; преодоление однобокой сырьевой направленности экономики; укрепление социального и экономического потенциала страны; привлечение инвестиций для проведения структурных преобразований; строительство новых предприятий.
Определена кристаллическая структура бис(4–бензоил–3-метил–1–фенил–4,5–дигидро–1H–пиразол–5–онато)–(этанол)–диоксоуран(VI) этанол сольвата [UO2L2(C2H5OH)]×C2H5OH (I), где HL — 4–бензоил–3-метил–1–фенил–4,5–дигидро–1H–пиразол–5–он. Независимая часть ячейки кристаллической структуры I содержит комплекс иона уранила с двумя бидентатно координированными ионами L‾ и координированной молекулой этилового спирта. Во внешней координационной сфере центрального атома находится сольватированная молекула этанола. Координационным полиэдром атома урана в комплексе I является пентагональная бипирамида. Ее экваториальную плоскость составляют атомы кислорода HL и этанола. В аксиальных позициях координационного полиэдра металла находятся атомы кислорода. В кристалле комплексы исследованного соединения объединяются между собой за счет водородных связей внешнесферной молекулы этилового спирта в цепочки вдоль направления [100]. Между цепочками в кристалле осуществляется ван-дер-ваальсово взаимодействие.
Представлены результаты исследований поверхностных соединений галенита, халькопирита, сфалерита. Методами РФЭС и ИКС установлен ряд окисляемости PbS ≈ ZnS < CuFeS2. Сфалерит имеет наибольшее количество свободной воды в поверхностном слое. Методами пенной и беспенной флотации показано, что флотируемость мономинеральных фракций галенита выше в нейтральной среде при концентрации сульфгидрильных собирателей менее 10–4 моль/л. В щелочной среде флотируемость галенита повышается с увеличением концентрации сульфгидрильных собирателей, что снижает селективность флотации. Наибольшее извлечение галенита достигается при использовании бутилового ксантогената и диизобутилового дитиофосфината. Адсорбционные исследования методом изомолярной серии выполнены в условиях беспенной флотации. Рассчитаны константы скорости адсорбции при разных соотношениях сильного (бутиловый ксантогенат) и слабого (тионокарбамат) сульфгидрильных собирателей для галенита, халькопирита, сфалерита. Преобладание в смеси тионокарбамата селективно увеличивает константу скорости адсорбции компонентов и извлечение халькопирита по сравнению с галенитом и сфалеритом. Результаты экспериментальных исследований согласуются с результатами технологических исследований на пробах полиметаллической руды Степного и Рубцовского месторождений.
M. Hata1, K. Moribe2, S. Ando2, Y. Tozuka3, K. Yamamoto2 1Pharmaceutical Matsuyama University, Matsuyama, Japan 2Chiba University, Chiba, Japan moribe@faculty.chiba-u.jp 3Osaka University of Pharmaceutical Sciences, Osaka, Japan
Ключевые слова: density functional theory, equimolar complex, complexation energy, hydrogen bond, urea, thiourea
Страницы: 329-335 Подраздел: ОРГАНИЧЕСКАЯ СУПРАМОЛЕКУЛЯРНАЯ ХИМИЯ
The equimolar complexation behavior of urea or thiourea with 2–alcoxybenzamides has been studied by theoretical calculations. Structural models for the calculation were constructed from the X-ray crystallographic structures of 2–methoxybenzamide (MB) crystal and 2–ethoxybenzamide (EB)–thiourea, MB–thiourea, and MB–urea equimolar cocrystals. Structural optimization for EB–urea equimolar cocrystal was performed by the density functional theory (DFT) method (B3LYP/6–31G** level) and the complexation energy was determined using the DFT with higher order basis set (6–31+G**). Energetic stabilization by the equimolar complexation was observed in the three equimolar complexes. The reason why the amide group of MB is out–of–plane in unprocessed MB crystals is well explained by the calculations. It was suggested that intermolecular hydrogen bonding increases in the out–of–plane structure of MB and that subsequently leads to stabilization in the crystal. The amide group of MB or EB was in–plane by the complex formation with urea or thiourea. Finally, we predict the possibility of EB–urea equimolar complex formation in terms of the complexation energy.
В статье на основе архивных и опубликованных источников рассматриваются вопросы инноваций в сельском хозяйстве Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв., особое внимание уделяется деятельности сельских предпринимателей в области земледелия, которые не только транслировали, но и трансформировали новейшие знания и технологии. Теоретико-методологической основой исследования является концепция диффузионизма, согласно которой главным содержанием исторического процесса следует признать диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. Автор делает вывод о том, что модернизационные процессы на региональном уровне, экономическая и культурная «отсталось» России от Западной Европы объективно порождали общественную потребность в изживании устаревшего патриархального уклада. «Коммерциализация» изменяла повседневную жизнь, обыденное сознание и поведение представителей сельского социума, который все более вовлекался в активную экономическую деятельность. При этом проникновение и распространение инноваций в Сибири происходило в двух проекциях: «сверху вниз» и «от центра к периферии». Рационализация земледельческого хозяйства у сельских предпринимателей осуществлялась как за счет их собственного опыта ведения хозяйства, так и приобщения к достижениям передовой научной мысли. Местное крестьянское население активно интересовалось агротехнологической модернизацией земледельческого хозяйства у сельских предпринимателей, более того, оно пользовалось определенными достижениями последних.
The syntheses, crystal structures and characterization (IR, TGA/DSC) of the isostructural one-dimensional coordination polymers [Ce(C 7H 6NO 2) 3] n ( 1) and [Pr(C 7H 6NO 2) 3] n ( 2) are described. The metal ions adopt distorted capped square anti-prismatic MO 9 coordination geometries. The anthranilate ligands bridge the metal ions in bridging-bidentate (O, μ 2-O') mode to generate [010] chains in the crystal and each ligand features an intramolecular N-H⋯O hydrogen bond. It is notable that two very similar, but crystallographically distinct chains appear in the unit cell. Crystal data: 1, C 21H 18CeN 3O 6, Mr = 548.51, monoclinic, P2 1/ c (No. 14), a = 25.0476(10) Å, b = 7.4924(2) Å, c = 24.6366(7) Å, β = 119.424(1)°, V = 4027.1(2) Å 3, R( F) = 0.037, wR( F2) = 0.068. 2, C 21H 18N 3O 6Pr, Mr = 549.29, monoclinic, P2 1/ c (No. 14), a = 25.0077(13) Å, b = 7.4497(3) Å, c = 24.6063(12) Å, β = 119.392(2)°, V = 3994.1(3) Å 3, R( F) = 0.031, wR( F2) = 0.068.
Обобщены исследования комплексной технологии получения наноматериалов, предложенной авторами. Смеси ионов металлов концентрируют и разделяют ионной флотацией. В мицеллярных растворах выделенных коллигендов получают наночастицы металлов или их оксидов. Наночастицы превращают в наноматериалы. Обсуждаются физико–технические проблемы ионной флотации, получения наночастиц в прямых мицеллах и свойств наноматериалов.
Выполнен обзор экспериментальных данных, полученных при давлении 5.5-6.5 ГПа и характеризующих условия плавления и мультифазного насыщения систем, моделирующих реконструированные составы первичных кимберлитовых магм. Температуры ликвидуса таких систем существенно превышают максимальные температуры (~1400 °С), типичные для субкратонной литосферной мантии. При этом наблюдается значительное (на 150-200 °С) снижение температуры ликвидуса исследованных составов при уменьшении CO 2/(СO 2 + H 2O). Тугоплавкость систем свидетельствует в пользу вывода об участии дополнительного источника тепла в процессе образования кимберлитовых магм. Вблизи ликвидуса кимберлитоподобных составов границы стабильности отдельных фаз и мультифазного насыщения в целом зависят как от концентрации основных петрогенных компонентов, так и от X CO2 в стартовом составе. Оливинсодержащая мультифазная ассоциация в основном стабильна вблизи ликвидуса при X CO2 < 0.5 (здесь и далее - мольном отношении CO 2/(СO 2 + H 2O)). Для таких составов увеличение весового отношения MgO/CaO от 1.8 до > 4.0 приводит к смене равновесных с расплавом ассоциаций: Ol + Grt + + Cpx ® Ol + Grt + Opx + Cpx ® Ol + Grt + Opx. Сопоставление имеющихся экспериментальных данных и результатов реконструкций первичных магм свидетельствует о том, что их потенциальный протолит был существенно или полностью верлитизирован. Для значительной части составов первичных магм с X CO2 < 0.5 протолитом может быть карбонатизированный гранатсодержащий лерцолит. Генерация части первичных магм с высоким содержанием кальция (MgO/CaO < 2) и X CO2 < 0.5 возможна из карбонатизированного гранатсодержащего верлита. Метасоматические расплавы/флюиды за счет многостадийного преобразования и окисления (карбонатизации и флогопитизации) протолита, как минимум, на начальном этапе могли обеспечить условия для буферирования фугитивностей CO 2 и H 2O в образующемся кимберлитовом расплаве. На заключительных этапах основным источником воды для этих процессов могли быть номинально безводные минералы, содержащие в своей структуре ОН-дефекты.
Представлен обзор работ об электровзрывных фольговых размыкателях тока, применяемых для формирования в нагрузках взрывомагнитных генераторов импульсов тока до 100 МА (в экспериментах — до 45 МА), нарастающих за время 0,1÷10,0 мкс. Рассмотрены физические схемы, модели и проведен анализ эффективности фольговых размыкателей тока экспериментальных и ряда разрабатываемых устройств.
А. С. Бегалинов1, Н. В. Наливайко2
Ключевые слова: образовательная политика, воспитание, образование, информатизация, медиаобразовательное пространство
Страницы: 170–180
Цель настоящего исследования – современная образовательная политика Республики Казахстан для понимания тенденций развития системы образования в современных условиях ее реформирования. Опираясь на понятие «образовательная политика» (эпистемологический аспект), разработанное в современной социальной философии, авторы статьи стремятся показать социальные процессы, в которых осуществляется реформирование современной системы образования (онтологический аспект). Важность обозначенных в статье проблем, связанных с современными приоритетами образовательной политики Республики Казахстан, обусловлена кардинальными изменениями казахстанского общества, коренной перестройкой социальных отношений, переоценкой духовных ценностей и накоплением негативных явлений в обществе. Показано, что современная специфика процесса связана с переходом Казахстана к либеральной модели общественного устройства, к системе капиталистических, рыночных отношений, что вызвало развал отлаженной системы экономической жизни, воспитания и образования, переоценку устоявшихся ценностей. Переоценка ценностей (аксиологический аспект исследования проблемы) в сознании людей совпала с переходом от советской директивной культуры к открытой и массовой, от личностно-ориентированного образования к прагматически-компетентностному. В статье показывается также, что социальное расслоение общества сегодня дополняется и обостряется его духовным расслоением: сознание одной части общества обременено воспоминаниями о прошлом, другой – увлечено поиском духовных ориентиров будущего. Без преодоления противоречивости сознания, без утверждения в сознании людей общечеловеческих ценностей невозможно преодоление негативных явлений, успешное возрождение Казахстана в качестве геополитического субъекта. Предпринята попытка осмыслить основные приоритеты образовательной политики Республики Казахстан, реализация которых позволила буквально за два десятилетия выстроить новую образовательную систему и адаптировать ее к существенным вызовам современности. Анализируются такие приоритеты образовательной политики, как создание благоприятной социально-экономической и культурной среды как объективной основы возрождения духовных ценностей и определяющего источника дальнейшего личностного развития, совершенствование самой структуры и содержания образовательной системы, сохранение и воспроизводство национальных черт образования (воспитания), вековечных позитивных традиций и др.
Р.А. Долженко
"Алтайский государственный университет, пр. Красноармейский, 90, Барнаул, Алтайский край, 656049 snurk17@gmail.com"
Ключевые слова: Инновационная экономика, краудсорсинг, открытые инновации, краудсорсинговый проект, коллективная работа над инновационными идеями, Innovative economy, crowdsourcing, open innovation, crowdsourcing project, team work on innovation ideas
Страницы: 224-237 Подраздел: ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена изучению возможностей использования краудсорсинга в качестве источника инноваций для организации. Определена суть краудсорсинга, выделены преимущества его использования в инновационной деятельности как для организации, так и для работников. Рассмотрен опыт Альфа-Банка и Сбербанка России в этой области, которые в числе первых отечественных организаций начали использовать потенциал заинтересованных работников и клиентов для совершенствования деятельности, доработки продуктов и услуг.
А.В. Голосай
Нижневартовский государственный университет, Россия, 628600, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56 al3745@mail.ru
Ключевые слова: рисунок, портрет, представление, художественный образ, восприятие, сравнение, обобщенная форма
Страницы: 181-189 Подраздел: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Автор в статье указывает на то, что среди многообразных проблем изучения рисунка проблемы выявления образного и пространственного строя в портрете относятся к главным и наиболее сложным для студентов. Поэтому необходимо направить студентов к представлению сложных объемных форм в упрощенных схематических построениях, в том числе головы человека, которая в основе своей представляет определенную объемно-пространственную конструкцию. Отмечается, что за многовековую историю развития изобразительного искусства, многие художники-педагоги разрабатывали различные упрощенные схемы построения головы и фигуры человека, исходя из анализа простейших геометрических форм. Существует достаточно много методов ведения рисунка, которые представляют собой различные подходы к построению объемной формы головы, при этом очень важно, что они дополняют друг друга и в целом дают наиболее полное представление о конструкции данной формы. Целью всех постановок в учебном рисунке является не изучение средств изображения, а овладение системой построения художественной формы и пространства. При этом необходимо знать, что реалистический рисунок не имеет ничего общего с простым копированием натуры. Его задача - претворение наблюдений в художественный образ. Развитие представлений о форме и пространстве - это сложный процесс, напрямую зависящий от физиологического, психического и интеллектуального развития человека. Для развития представлений студентов о моделировании формы, выявлении ее конструктивной основы используются различные теории светотени, воздушной перспективы и т. д. Например, в портрете невозможно отделить форму от содержания, существует устойчивая связь между формирующимся построением и поисками выразительной формы. Здесь все равноценно важно, поскольку портреетный рисунок представляет собой гармоничное целое. Работая над состоянием портретного образа, художник непременно работает над формой, а ее поиски во многом определяют настроение произведения, его художественного образа. Обобщенная форма облегчает дальнейшее перспективное построение тональных поверхностей, образующих голову, выявляя нюансировку и подсказывая расположение на них более мелких деталей, позволяя понимать объемную форму как тональную гармонию. Каждая из этих плоскостей освещается по-разному и по-разному характеризует форму. Но даже на такой начальной стадии обобщения нельзя рисовать условно грубо намеченную схему, при рисовании живой формы все эти плоскости можно представлять умозрительно. В рисунке живой натуры условная схема должна быть лишь руководством в работе как средство для сознательного рисования модели. Она должна помочь понять сущность живой формы, чтобы впоследствии воспроизвести реальную, живую форму головы.
Численным экспериментом двух субпроцессов - захвата пузырьком минеральных частиц и их отрыва показана возможность повышения в 2 - 3 раза качества концентрата при раздельной флотации песков и шламов по сравнению со стандартной схемой. Эффект достигается за счет оптимизации в циклах флотации определенного соотношения диаметра пузырьков и энергии диссипации для каждой из 36 фракций частиц, различающихся крупностью и содержанием меди. Соотношение гидродинамических факторов зависит от размера частиц и распределения в них металла.
В.М. Андрианов1, И.В. Анищенко2 1Институт физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси, 220072 Беларусь, Минск, пр. Независимости, 68 v.andrianov@dragon.bas-net.by 2Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси, 220012 Беларусь, Минск, ул. Сурганова, 6 anishchenko.ivan@gmail.com
Ключевые слова: брассиностероиды, брассинолиды, конформеры, биологическая активность, конформационный анализ, боковая цепь, водородная связь
Страницы: 345-352 Подраздел: СТРУКТУРА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ СИСТЕМ
Методами молекулярной механики и квантовой химии в приближении теории DFT проведен конформационный анализ одного из наиболее биологически активных соединений класса брассиностероидов — природного брассинолида — и менее активных — природного 24-эпибрассинолида и синтетического (22S,23S)-24-эпибрассинолида с последующим сопоставлением структур их боковых цепей. Установлено, что конфигурация 22R,23R,24S двух гидроксилов и метильной группы брассинолида обеспечивает структуры боковой цепи, в которых ее диольная система образует внутримолекулярную водородную связь O6…H(O5). При этом гидроксил О6Н свободен и может участвовать в формировании межмолекулярных водородных связей с рецептором. Напротив, 22S, 23S,24R-конфигурация (22S,23S)-24-эпибрассинолида отвечает структурам боковой цепи, в которых гидроксил О6Н экранирован 21-метил-группой, что обусловливает меньшую биологическую активность этого гормона.
В.И. Кудашов1, О.В. Новосёлова2 1Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия vkudashov@mail.ru 2Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия novoselova@uralbrand.ru
Ключевые слова: российские высшие учебные заведения, международная интеграция вузов, мировые университетские рейтинги, академическая мобильность, продвижение национального образования
Страницы: 178-192 Подраздел: РАЗДЕЛ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Структурные сдвиги в мобильности являются показателем интеграционных процессов и свидетельствуют о все более развивающемся соперничестве разных стран за студентов на международном рынке образования. По прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году число студентов, обучающихся за рубежом, может достигнуть 7 миллионов человек. В ряде стран доходы от экспорта образования настолько велики, что являются, по сути, бюджетообразующими. Однако сектор образовательного экспорта в России не назовешь сверхдоходным. В статье рассматривается место российских университетов в международном образовательном пространстве и анализируется сложившаяся ситуация в российских вузах, которая замедляет процесс интернационализации. На сегодняшний день, если не включать в число «стопроцентных» иностранных студентов, обучающихся в вузах России, выходцев из стран СНГ, то доля российских вузов на международном рынке образовательных услуг по показателю численности обучающихся иностранцев оказывается около 2,5 %. Мировые университетские рейтинги стали неотъемлемой частью глобальной системы высшего образования. Высокое место вуза в глобальном рейтинге - это вклад и в формирование соответствующего имиджа страны, и в улучшение ее позиций по ряду других важных показателей. Закрепленная президентским указом задача вхождения к 2020 году пяти российских вузов в первую сотню исследовательских университетов (в соответствии с основными мировыми рейтингами) многим как российским, так и международным экспертам представляется более чем амбициозной. При создании соответствующей инфраструктуры, которая будет отвечать мировым стандартам, вузы сталкиваются с рядом проблем, которые являются тормозом в их международной интеграции. Изучая общую ситуацию модернизации высшей школы России, исследователи выделяют такие проблемы, как меньшее финансирование по сравнению с ведущими вузами других стран, наличие языкового барьера и медленное изменение академической культуры российских вузов. Университетскому сообществу предстоит существенная трансформация, которая может занять больше времени, чем запланировано. Образовательное сообщество и государство не имеют четких ориентиров и стратегий популяризации российского образования за границей, слаба система продвижения образовательных программ и поддержки обучающихся в России иностранных студентов.
В.В. Ведерников1,2 1Алтайский институт экономики, 656011, Барнаул, ул. Кулагина, 13/15 vedernikov75@mail.ru 2Санкт-Петербургский университет управления и экономики
Ключевые слова: Екатеринбургский монетный двор, Колывано-Воскресенские заводы, медь, монета, серебро, Сузунский монетный двор
Страницы: 88-93 Подраздел: СООБЩЕНИЯ, НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В статье впервые рассматривается монетное производство в течение всего периода деятельности Сузунского монетного двора, детально восстановлена картина монетного производства, показано место Сузуна в общероссийском производстве монеты, отражены тесные алтайско-уральские производственные связи. Отмечено, что основной специфической чертой горнозаводской промышленности Алтая является то, что производство меди тесно переплеталось с металлургией серебра. Сузунское предприятие получало медь из продуктов серебряной плавки с других заводов и само в небольших количествах производило серебро.
К.С. Лелюшкина
Томский политехнический университет, Томск, Россия l_kira73@mail.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, инновационное обучение, иностранные языки, речевые умения
Страницы: 167-173 Подраздел: Раздел IV. ИННОВАЦИОННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Цель настоящего исследования - создание альтернативных методик интенсивного обученияиноязычному общению. Профессиональное образование в современных условиях глобализации, политических и экономических изменений требует новых подходов. Процессы реформирования в обществе повлияли и на социальный статус иностранного языка как предмета. Актуальность обозначенной в статье проблемы обусловлена возросшей потребностью в специалистах новой формации, свободно владеющих иностранным языком на соответствующем международным стандартам уровне. Несмотря на богатый накопленный отечественной и зарубежной педагогикой опыт, имеется ряд оснований, подтверждающих объективную необходимость дальнейшего развития теории и практики обучения иноязычному общению. В рамках исследования приоритетной задачей становится оптимизация формирования продуктивных речевых умений при условии снижения временных и финансовых затрат на обучение. Утверждается, что продуктивные речевые действия, предполагающие индивидуальные программы, творческие коммуникативные ходы, вариативность позиционно-ролевых отношений собеседников, креативность общения, способствуют продуцированию иноязычных устно-речевых высказываний обучающихся, отражающих процесс взаимодействия между субъектным опытом и актуальным актом интеллекта. Предпринята попытка реализации инновационных приемов, психологических техник, адекватных организационно-педагогических форм. Проанализированы средства, содержание обучения, критерии отбора лингвистического и речевого материала, естественных ситуаций общения, которые обеспечивают в учебной обстановке оригинальную коммуникацию учащихся.
В.В. Щербаков1,2 1Институт гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН, 630090 Новосибирск, Россия sherbakov87@gmail.com 2Новосибирский государственный университет, 630090 Новосибирск, Россия
Ключевые слова: тонкое жесткое включение, трещина, нелинейные краевые условия, вариационное неравенство, оптимальное управление
Страницы: 178-187
Исследована задача оптимального управления для трехмерного упругого тела, содержащего тонкое жесткое включение в виде поверхности. Предполагается, что включение отслаивается, поэтому между упругой областью и включением имеется трещина. Рассмотрены краевые условия на берегах трещины, исключающие взаимное проникание точек тела и включения. Используется функционал качества, характеризующий отклонение вектора поверхностных сил от заданной на внешней границе функции, при этом в качестве функции управления рассматривается форма включения. Доказано существование решения сформулированной задачи.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее