Т. И. Грицкевич
Кемеровский государственный университет, taigree @yandex.ru
Ключевые слова: реформирование образования, образовательная политика, региональное инновационное образование
Страницы: 189-196
Реформирование системы образования - это одна из важнейших задач социально-экономического развития России. Целью данного процесса является формирование таких механизмов социализации в сфере школьного и вузовского образования, которые будут эффективно формировать не только рынок труда, но и удовлетворять духовные потребности в реализации личности. Сегодня остро стоит вопрос, каким должно быть образование специалиста, чтобы оно было востребовано предприятиями со своей региональной спецификой и способствовало формированию инновационного кластера экономики. В статье анализируются основные проблемы осуществления реформы образования и дестабилизирующие факторы в достижении поставленных целей.
Я. Н. Поликарпова
Новосибирская государственная академия водного транспорта, Kinolog@ngs.ru
Ключевые слова: ноосферное образование, общество риска, эффективность, природа образования
Страницы: 239-243
В статье представлена точка зрения автора относительно эффективности развития ноосферного образования в России. Современное общество рассматривается автором как общество риска; соответственно, необходимо развивать образование на новом уровне. Ноосферное образование - это система научно-теоретических, гносеологических, методологических и практических представлений относительно природы образования и его эффективности в обществе; данный вид образова- ния - это осознанно управляемое, ценностно ориентированное и взаимно обусловленное развитие человека, общества и природы. В свою очередь, в контексте ноосферы возникает возможность синтеза - единение индивидуального и коллективного интеллекта, а также духовности, что создает новое качество целостного мышления. Однако при этом возрастает опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.
И. В. Черданцева
Алтайский государственный университет, fdump@mail.ru
Ключевые слова: философское образование, эстетическая функция, иронический метод философствования
Страницы: 220-226
Цель данной статьи заключается в изучении тех возможностей иронического метода философствования, благодаря которым он выступает в качестве способа реализации эстетической функции философского образования. В связи с этой целью выделяются две основные проблемы. Первая из них имеет отношение к эстетическому аспекту образовательного процесса, вторая связана с поиском эстетического содержания иронии. Пытаясь разрешить данные проблемы, автор исследует, каким образом онтологическая, гносеологическая, этическая сферы иронического метода выражают категорию прекрасного.
G.Y.S.K. Swamy1, B. Sridhar2, K. Ravikumar3, K.S. Reddy4, V.V.N. Reddy5 1 Laboratory of X-ray Crystallography, Indian Institute of Chemical Technology, Hyderabad 500 007, India, swamygundimella@yahoo.com 2 Laboratory of X-ray Crystallography, Indian Institute of Chemical Technology, Hyderabad 500 007, India 3 Laboratory of X-ray Crystallography, Indian Institute of Chemical Technology, Hyderabad 500 007, India 4 Laboratory of X-ray Crystallography, Indian Institute of Chemical Technology, Hyderabad 500 007, India 5 Laboratory of X-ray Crystallography, Indian Institute of Chemical Technology, Hyderabad 500 007, India
Ключевые слова: Crystal structure, X-ray diffraction, benzodiazepines, hydrogen bonding
Страницы: 800-804
Two benzodiazepine derivatives, C23H22N2O (I), 2-methyl-8-methoxy-2,4-diphenyl-2,3-dihydro-1H-1,5-benzodiazepine, and C22H17N3O2Br2 (II), 2-methyl-7-nitro-2,4-bis(4′-bromophenyl)-2,3-dihydro-1H-1,5-benzodiazepine, were studied by single crystal X-ray diffraction method. Compound (I) crystallizes in the monoclinic system, space group P21/c, a = 13.1703(17), b = 11.1990(14), c = 12.9093(16) Å, β = 107.831(2)°, V = 1812.6(3) Å3, Z = 4. Compound (II) crystallizes in the monoclinic system, space group P21/n, a = 11.7345(12), b = 12.7477(13), c = 13.5965(14) Å, β = 95.221(2)°, V = 2025.4(4) Å3, Z = 4. The molecules of (I) and (II) have T-shape form with the diazepine ring at the junction point. The seven membered central benzodiazepine ring in both structures adopt a twist-boat conformation. The crystal packing is stabilized by C-H…π (in I) and C-H…O (in II) interactions.
"И. С. Вотчин1, Ю. Н. Шаравина2"
"1 Новосибирский государственный педагогический университет, fp-nspu@yandex.ru 2 Новосибирский государственный педагогический университет, julia.scharavina@gmail.com"
Ключевые слова: коммуникационное моделирование, содержание коммуникации, коммуникативный процесс, социальный феномен
Страницы: 211-219
В статье актуализируется проблема моделирования и определения содержания понятия коммуникации. Авторы проводят анализ разных моделей коммуникации в контексте общей психологии. Авторы отмечают неоднозначность содержательной составляющей понятия коммуникации и предлагают использовать как метод исследования моделирование, что позволяет интерпретировать коммуникацию и как социально-психологический феномен, и как процесс.
В. П. Боярский1, М. С. Фонарь2, Кинга Сувинска3, Ю. А. Симонов4 1 Санкт-Петербургский государственный университет, vadimpb@yahoo.com 2 Институт прикладной физики АН Республики Молдова 3 Институт физической химии ПАН, kinga@ichf.edu.pl 4 Институт прикладной физики АН Республики Молдова, simonov.xray@phys.asm.md
Ключевые слова: полихлорбифенилы, карбонилирование, ароматические карбоновые кислоты, синтез, кристаллическая структура
Страницы: 605-607
Реакция карбонилирования 2,3-дихлорбифенила протекает с замещением атома хлора в положении 3 и приводит к получению 2-хлор-3-фенилбензойной кислоты. Структура данной кислоты установлена методом РСА. Она определяется стерическими взаимодействиями заместителей в положениях 2,4,2′ и 6′, устойчивым карбоксильным супрамолекулярным синтоном и слабыми взаимодействиями с участием карбонильного атома кислорода и атома хлора.
А. В. Лукьянова
главное управление внутренних дел по Алтайскому краю, lukyanova.alex@gmail.com
Ключевые слова: спецподразделение, субкультура, офицерский корпус, профессиональные коллективы, экстремальные условия, профессиональная подготовка, ценности, нормы
Страницы: 233-239
В статье показана значимость изучения субкультуры спецподразделений представителями офицерского корпуса, призванного осуществлять командование данными служебными коллективами. Основное внимание в работе уделяется основным факторам профессиональной деятельности, способствующим образованию субкультуры спецподразделений. Автором доказана целесообразность понимания будущими офицерами смыслового содержания субкультуры служебных коллективов, его влияния на эффективность управления, профессиональную подготовку и реорганизацию спецподразделений силовых структур.
А. И. Молчанова
Алтайский государственный университет, almol@ist.ru
Ключевые слова: православие и миссионерская деятельность, миссионерские школы, культурно-религиозное просвещение, религиозно-нравственное воспитание
Страницы: 220-225
В статье рассматривается начало миссионерской деятельности на Алтае, целью которой было культурно-религиозное просвещение коренного населения Горного Алтая, а также его приобщение к православным традициям. На основе архивных документов рассматриваются основные этапы образовательного процесса в миссионерских школах, являющихся центрами религиозно-нравственного воспитания. В школах преподавались закон божий, русская и славянская грамота, арифметика. Обучение детей велось на родном алтайском языке. Большое внимание в статье уделено архивным документам, в которых отмечаются последствия влияния христианства на сознание и образ жизни новокрещенных.
The title compound, [Zn(pytpy)2][NO3]2·2H2O (pytpy = 4′-(4-pyridyl)-2,2′: 6′,2″-terpyridine), has been synthesized by the reaction of Zn(NO3)2∙6H2O with pytpy, and its crystal structure was determined by single-crystal X-ray diffraction. The crystal belongs to tetragonal space group P43 with a = 0.90873(8), b = 0.90873(8), c = 4.4741(6) nm, V = 3.6946(7) nm3, Z = 4, Dc = 1.521 g/cm-3, μ = 0.736 mm-1, F(000) = 1744, R = 0.0871, wR = 0.1302 for 5553 observed reflections with I > 2σ(I). X-ray analysis has revealed that the ZnII ion is surrounded by six N atoms from two pytpy ligands leading to a distorted octahedral geometry. In the crystal structure there are numerous strong intermolecular and intramolecular H-bonds and π-π interactions.
В. В. Патрина, Е. В. Филатова
Кемеровский государственный университет cm@kemcity.ru, alex85@kemcity.ru
Ключевые слова: профессиональная ориентация, продуктивное обучение, социокультурное пространство города, наставничество
Страницы: 211-217
В статье раскрываются особенности профессиональной ориентации на современном этапе, исследуются педагогические способы профессиональной ориентации молодежи, анализируется их эффективность. Авторы предлагают прогноз результатов реализации предложенных педагогических путей. В статье характеризуется деятельность по использованию социально-культурного пространства города в рамках реализации проекта «Город как школа». Раскрываются возможности наставничества для реализации процесса профессиональной ориентации молодежи, определяются функции деятельности наставников.
Любая технология обучения, в том числе и нашего исследования, базируется на концепции. Концепция обучения личностно ориентированному общению включает теоретико-методологические основания, принципы и является логическим продолжением традиций, накопленных в отечественном и зарубежном опыте преподавания иностранных языков. Она обеспечивает грамотное и ускоренное достижение цели, которая заключается в иноязычном взаимодействии учащихся.
В статье представлен анализ научной литературы об особенностях развития идентичности личности и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Подчеркивается актуальность проблемы обретения идентичности и поиска смысла жизни в процессе получения студентами высшего профессионального образования. Представлены результаты эмпирического исследования смыслопоисковой активности студентов младших и старших курсов гуманитарного факультета.
О. Б. Казакова1, Н. И. Медведева2, Е. В. Салимова3, К. Ю. Супоницкий4 1 УРАН Институт органической химии УНЦ РАН 2 УРАН Институт органической химии УНЦ РАН 3 УРАН Институт органической химии УНЦ РАН 4 Институт элементоорганических соединений им. Н.А. Несмеянова РАН, 119991 Москва, ул. Вавилова, д. 28
Ключевые слова: метил 1-изопропенил-5a, 5b, 8, 8, 11a-пентаметил-9-оксо-10-[(E)-1-фенилметилиден]пергидроциклопента[a]хризен-3a-карбоксилат, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 827-829
Определена молекулярная структура метил 1-изопропенил-5a,5b,8,8,11a-пентаметил-9-оксо-10-[(E)-1-фенилметилиден]пергидроциклопента[a]хризен-3a-карбоксилата II. Соединение II С38H52O3 кристаллизуется в нецентросимметричной пространственной группе P21 с параметрами ячейки: а = 11,4450(8), b = 11,1995(8), c = 12,5179(9) Å, β = = 93,984(2)°.
М. М. Курбанова1, А. В. Курбанов2, А. Б. Новрузова3, В. Н. Хрусталев4, А. М. Магеррамов5 1 Бакинский государственный университет, mkurbanova72@mail.ru 2 Бакинский государственный университет 3 Бакинский государственный университет 4 Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН, 119991, ГСП-1, Москва, В-334, ул. Вавилова, 28 5 Бакинский государственный университет
Ключевые слова: кристаллическая структура, 1-(4-бром-9-метил-11-тиоксо-8-окса-10, 12-диазатрицикло[7.3.1.02.7]тридека-2, 4, 6-триен-13-ил)этанон
Страницы: 1028-1030
Методом РСА определена кристаллическая структура 1-(4-бром-9-метил-11-тиоксо-8-окса-10,12-диазатрицикло[7.3.1.02.7]тридека-2,4,6-триен-13-ил)этанона и выявлены ее конформационные особенности.
В. А. Дмитриенко1, К. С. Лелюшкина2 1 Томский государственный педагогический университет 2 Томский политехнический университет, l_kira73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное обучение, коммуникативная компетенция, технологии обучения иноязычному общению
Страницы: 256-262
В настоящий момент существует множество позиций относительно того, какими должны быть технологии обучения иноязычному общению. Авторами разработано инновационное направление обучения продуктивному, оригинальному, неподготовленному высказыванию с первого этапа развития умений в устно-речевом общении. Данное направление не является альтернативой, а тесно взаимосвязано с представленными в научной литературе концепциями.
Б. В. Буквецкий1, Е. В. Федоренко2, А. Г. Мирочник3 1 Институт химии Дальневосточного отделения РАН, gev@ich.dvo.ru 2 Институт химии Дальневосточного отделения РАН 3 Институт химии Дальневосточного отделения РАН
Ключевые слова: ?-дикетонаты дифторида бора, 2,2-дифтор-4-(9Н-флуорен-2-ил)-6-метил-1,3,2-диоксаборин, кристаллическая структура, люминесценция
Страницы: 223-227
Определена кристаллическая структура 2,2-дифтор-4-(9Н-флуорен-2-ил)-6-метил-1,3,2-диоксаборина (С13H9COCHCOCH3BF2) (1). Проведено сопоставление структурных и спектрально-люминесцентных характеристик 1 и его электронного аналога - 2,2-дифтор-4-(4-фенилфенил)-6-метил-1,3,2-диоксаборина (С6H5C6H4COCHCOCH3BF2).
В статье представлено современное состояние гендерного подхода в социальном познании и российском образовании. Целью статьи является уточнение методологических оснований современных гендерных исследований и гендерного подхода в образовании. Автором систематизированы современные методологические принципы гендерного подхода, предложены критерии институциализации гендерного подхода в системе образования, обозначены проблемы его интеграции.
Д. Ю. Марухно
Новосибирский государственный технический университет oops39@yandex.ru
Ключевые слова: реклама, ценности, нормативно-интерпретативный подход
Страницы: 229-235
В статье проводится анализ различных подходов к изучению феномена рекламы. Приводятся его объективные и субъективные основания. Рассматривается возможность использования нормативно-интерпретативного подхода к исследованию данного феномена в гуманитарном образовании. Приведена экспликация наиболее популярных подходов к изучению данного феномена, используемых в гуманитарном знании, демонстрирующих преимущество рассуждений с точки зрения нормативно-интерпретативного понимания. Основное внимание уделяется применению дуального анализа при изучении рекламы, который позволяет рассматривать данный феномен комплексно и целостно, учитывая специфику индивидуальных характеристик субъекта.
В данной статье автор рассматривает многоаспектность двуязычия, анализирует основные направления изучения билингвизма, определяет цели педагогического исследования, в основе которых лежит психологический механизм развития полиязычной личности в многокультурном мире. Второй язык есть средство, изменяющее психическую индивидуальность, взгляд человека на мир, на жизненные ценности, определяющее характер и содержание его поступков и деяний. И только личность, способная понимать (в широком смысле этого слова) представителей других культур, сможет содействовать эффективной реализации общечеловеческих задач обучения языкам - установлению мира и взаимопонимания между разными культурами.
М. Г. Воронков1, Э. А. Зельбст2, А. Д. Васильев3, А. С. Солдатенко1, Ю. И. Болгова1, О. М. Трофимова1 1 Учреждение Российской академии наук Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН 2 Восточно-Сибирская государственная академия образования 3 Учреждение Российской академии наук Институт физики им. Л.В. Киренского СО РАН zelbst@rambler.ru
Ключевые слова: комплекс, 2-этилтио-4,5-бензо-1,3-тиазол, СoCl2, молекулярная структура, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 1058-1061
синтезирован комплекс 2-этилтио-4,5-бензо-1,3-тиазола с CoCl2 состава 2:1. Методом рентгеновской дифракции установлена его кристаллическая и молекулярная структура. Координационный полиэдр атома кобальта - тетраэдр, образованный двумя атомами хлора и двумя атомами азота. Атомы азота принадлежат двум конформациям лиганда изучаемого комплекса.
С. М. Коба
Сибирская академия государственной службы koba_sergei@ngs.ru
Ключевые слова: образовательная политика, функциональное образование, функции образования, профессиональные компетенции
Страницы: 241-245
В статье анализируется сложившаяся ситуация в сфере социального и гуманитарного образования, проблема ценностей и приоритетов социально-гманитарного образования рассматривается сквозь призму современных тенденций развития системы образования, заданных реформами.
А. А. Бодрова
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета gsvgsv12@gmail.com
Ключевые слова: образовательные программы по археологии, мифологический материал
Страницы: 234-239
В настоящей работе анализируются учебные материалы по археологии для средних общеобразовательных заведений и вузов, выявляется специфика, роль и значение мифологического материала при изучении археологии в школе и вузе. Данная проблематика представляется достаточно актуальной, поскольку современная археологическая наука допускает возможность привлечения мифологического материала для реконструкции духовного мира древних обществ.
Г. А. Сапрыкина
Институт педагогических исследований одаренности детей saprykina@mail.ru
Ключевые слова: личность, мышление, поведение, информационные и коммуникационные технологии
Страницы: 267-273
В современном обществе, насыщенном информационными и коммуникационными технологиями, последние начинают играть все большую роль в формировании личности человека, особенно представителей молодого поколения. В первую очередь это относится к развитию мышления и выстраиванию линии поведения в социуме, - характеристикам личности, играющим определяющую роль в жизни человека. В работе рассматриваются позитивные аспекты влияния информационно-коммуникационных технологий на формирование личности подрастающего поколения, выражающиеся в росте познавательного интереса, развитии аналитического и критического мышления, открытости для общения, толерантности и целеустремленности.
В статье рассматривается становление творческой личности в процессе формирования творческой деятельности средствами дизайн-подхода. Автор полагает, что именно дизайн-подход может обеспечить достижение студентами уровня образованности, который создаст основу для формирования саморазвивающейся творческой личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности.
Приведены результаты экспериментального исследования процесса распространения низкоскоростной детонационной волны по цепочке капель жидких углеводородов в атмосфере чистого кислорода. Детонацию инициировали плоской ударной волной при числе Маха М = 2,0 ÷ 3,5. Получены х, t-диаграммы, отражающие структуру детонационной волны. Обнаружен пульсирующий характер распространения фронта пламени и установлены причины наблюдаемого явления. Показано, что происходит не самовоспламенение микрораспыла в следе капли, а его зажигание продуктами сгорания от предыдущей капли.
Автор дает рецензию новой книге по философии образования, посвященной актуальным проблемам и перспективам развития гуманизации образовательного процесса. В статье проводится краткий критико-конструктивный анализ содержания книги В. Ю. Пузыревского «Очерки философии гуманистического образования» и исследуется роль этой философии в современных отечественных философско-педагогических исследованиях.
Р. Ф. Жаксылыков
Комитет ВВ МВД Республики Казахстан vno.pvvu@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая система, системный подход, мотивация, профессиональная деятельность, активность личности
Страницы: 222-228
В статье дается обоснование понятия «педагогическая система», определяется цель такой педагогической системы, как «Подготовка офицеров высшей квалификации». Особое внимание уделяется мотивации деятельности в процессе обучения.
А. И. Иконников1, С. Ф. Денисов2 1 Дальневосточный государственный гуманитарный университет 2 Омский государственный педагогический университет aiikonnikov@mail.ru
Ключевые слова: творческие способности, художественная композиция, порог восприятия, диаграмма
Страницы: 185-192
Статья посвящена исследованию проблем развития творческих способностей у студентов вузов. Автор дает краткую характеристику современного состояния процесса создания художественной композиции, выявляет проблемы и предлагает пути их устранения. Изменения в создании художественных произведений во многом стимулируются достижениями современных технологий. Формирование творческих способностей студентов, их способность овладеть композиционной сборкой указывает на мышления, которое ориентировано не на распознавание объектов с помощью категорий, а на столкновение с чем-то нераспознаваемым. Соответственно, автор считает, что при создании композиции студент должен быть ориентирован не столько на поиск решений, сколько на постановку проблем, создание загадок, тайны, множественность творческих инноваций.
А.А. Гордиенко
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск gordienko.22@mail.ru
Ключевые слова: трансцендирование, чувственный резонанс, человекообразующий контур, резонансная настройка глубинных оснований человеческого в индивиде
Страницы: 165-175
В статье предпринята попытка раскрыть онтологические основания трансцендирования как процесса, где реализуются истинно человеческое измерение человеческое бытия. Сформулированы предпосылки «восстановления» трансцендирования в современной образовательно-воспитательной среде.
Рассмотрены энергетические характеристики рельсотронных ускорителей твердых тел в зависимости от основных параметров цепи, включая активное сопротивление. Получены формулы, позволяющие оценить максимальные значения скорости тела, коэффициент преобразования электромагнитной энергии источника в кинетическую энергию тела, соотношение между кинетической энергией и омическими потерями в контуре. Показано, что при постоянном сопротивлении цепи максимальные значения этих величин определяются одним безразмерным, параметром.
Представлены результаты исследования откольного разрушения девяти конструкционных металлов и сплавов: алюминия АД1 и его сплавов Д16 и АМг6, сталей Ст. 3 и 12Х18Н10Т, титанового сплава ВТ14, армко-железа, меди М1 и никеля НП2. Получены критические уровни нагружения, соответствующие зарождению в материалах откольных микроповреждений. Приведены результаты металлографического изучения характера откольного разрушения и измерения микротвердости.
Рассматривается задача о распространении нелинейных импульсов сжатия в цепочке частиц, взаимодействующих по закону Герца, Проведено численное исследование и проанализирована возможность континуального описания стационарных возмущений. Обнаружен новый тип нелинейных уединенных волн, распространяющихся в среде с нулевой длинноволновой скоростью звука. Рассмотрен также случай системы с хаотически изменяющимся радиусом частиц.
Д.С. Новиков
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград dennov89@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, здравотворческая культура, модернизация России, постиндустриальное общество
Страницы: 220-224 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор рассматривает роль здравотворческой культуры в формировании субъекта постиндустриального развития России в контексте глобализации мирового сообщества. Здравотворческое воспитание будущих педагогов способно стать важным условием подготовки кадров постиндустриального общества. Утверждается, что в системе ценностей «хомо креатора» высокое место должна занять ценность физического, психического и нравственного здоровья. В случае овладения здравотворческой культурой индивид, с одной стороны, приобретет серьезный биологический резерв для собственного универсального образования, постоянного самообразования и переучивания, а с другой – он получит возможность для «строительства» своей личности на основе идеала калокагатии.
Экспериментально исследовано образование и развитие маховских взаимодействий детонационных волн в нитрометане, помещенном в оболочку из литого ТГ 50/50. Наблюдаются три четко выраженные зоны. Показано, что с ростом внутреннего диаметра оболочки происходит линейный рост времен существования первой и второй зон и линейный рост диаметра маховского диска в третьей зоне.
Г.И. Финин
Харьковская гуманитарно-педагогическая академия, Харьков fingeorgiy@mail.ru
Ключевые слова: учебный план, скрытый учебный план («hidden curriculum»), игра, игровое обучение, военное образование
Страницы: 246-251 Подраздел: ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анализируется роль игры в учебном плане военных кадров. Обращается внимание на необходимость дальнейшей интеграции игры в военное образование. Проведен философский анализ использования игры при подготовке военных кадров. Проанализированы игры, которые используются в военном обучении и воспитании. Рассмотрены функции игры в учебном процессе. Предложены рекомендации относительно внедрения позитивного опыта ведущих стран мира по использованию игровых форм и методов обучения в подготовке военных кадров.
Л. А. Игумнов, А. В. Аменицкий, А. А. Белов, С. Ю. Литвинчук, А. Н. Петров
Ключевые слова: слова: метод граничных интегральных уравнений, вязкоупругость, пористо-упругие тела, обращение преобразования Лапласа
Страницы: 108-114
Представлены результаты математического и дискретного моделирования линейных задач динамики вязко- и пористо-упругих трехмерных тел. Используются методы и подходы, основанные на формулировке граничных интегральных уравнений, решаемых с помощью граничных элементов. В качестве вязкоупругой модели использована модель стандартного вязкоупругого тела. Для описания свойств пористо-упругого материала применяется полная модель Био с четырьмя базовыми функциями. Проводится сравнение примеров численных решений задач с известными результатами решений.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее