Рассматривается вопрос о возбуждении вибраций в гибких элементах конструкций подвижной нагрузкой. Приводится точное решение задачи об излучении изгибных волн в стержне равномерно движущимся периодически меняющимся моментом. Показано, что в зависимости от скорости движения момента возможны два режима излучения, различающиеся числом излученных волн. Указывается, что увеличение числа волн обусловлено эффектом Вавилова – Черенкова. Приводятся результаты эксперимента по наблюдению эффекта Вавилова – Черенкова в ветвях передач с гибкой связью.
В процессе растяжения плоского образца из оргстекла с краевой естественной макротрещиной методом голографической интерферометрии определены величины раскрытия берегов трещины в зависимости от деформации образца. Показано, что при небольших деформациях не происходит полного раскрытия макротрещины, с увеличением деформации образца раскрывается вся макротрещина. Экспериментально также установлено, что указанное нераскрытие обусловлено наличием сжимающих наведенных напряжений в зоне разрыхления на вершине трещины.
Рассмотрена задача о подрастании трещины при ползучести с привлечением параметра поврежденности и критерия распространения трещины в вершине. При этом учитывается перераспределение напряжений от начального упругого состояния до состояния установившейся ползучести.
Т. И. Мельникова
Сибирская академия государственной службы t.i.melnikova@gmail.com
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, модель компетенций финансового менеджера
Страницы: 197-204
Целью статьи является определение ключевых компетенций финансового менеджера в контексте модернизации российской системы образования. Автор рассматривает модели компетентности, применяемые в подготовке менеджеров; проводит анализ факторов и тенденций, влияющих на изменение целей и содержания финансовой службы в организации. В статье представлена модель компетенций финансового менеджера, разработанная автором в контексте современных требований к финансовому управлению, позволяющая реализовать компетентностный подход в процессе перехода на новые образовательные стандарты.
И. В. Олейников1, Н. А. Олейникова2 1 Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета 2 лицей № 130 им. акад. М. А. Лаврентьева oleynikov_i@mail.ru, oleynikov_i@mail.ru
Ключевые слова: ЕГЭ, общественные нормы, образование, система требований к составлению заданий, критерий оценки
Страницы: 189-197
На примере практических материалов по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ автор анализирует формирование ценностных ориентиров и общественных норм. Исследуются основные содержательные тенденции тестовых заданий, выявляются проблемные и перспективные аспекты совершенствования предложенных контрольных материалов.
Р. Ю. Наумов
Алтайский государственный университет roma1_naum@mail.ru
Ключевые слова: аксиологический базис государства (АБГ), макроуровень и микроуровень общественной жизни, сфера образования, регуляция и оптимизация социальных процессов
Страницы: 225-233
В статье приводится социально-философское обоснование наличия в государстве аксиологического базиса, определяющего общую социальную структуру и динамику государственной жизни. Выявляются пути взаимодействия аксиологического базиса государства (АБГ) и сферы образования, отмечаются позитивные стороны влияния базиса на надстройку, раскрываются причины негативных процессов в образовании в связи с изменением аксиологического базиса государства на рубеже XX-XXI вв., предлагаются некоторые пути оптимизации общественных отношений в сфере образования.
М. Г. Воронков1, Э. А. Зельбст2, А. Д. Васильев3, А. С. Солдатенко1, Ю. И. Болгова1, О. М. Трофимова1 1 Учреждение Российской академии наук Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН 2 Восточно-Сибирская государственная академия образования 3 Учреждение Российской академии наук Институт физики им. Л.В. Киренского СО РАН zelbst@rambler.ru
Ключевые слова: 2-(1-силатранилметилтио)-4, 5-бензо-1, 3-тиазол, ацетонитрил, молекулярная структура, рентгеноструктурный анализ
Страницы: 196-199
Методом рентгеновской дифракции установлена кристаллическая и молекулярная структура комплекса 2-(1-силатранилметилтио)-4,5-бензо-1,3-тиазола с СоСl2 и MeCN (I). Проведено сравнение геометрии силатранилметильного фрагмента в комплексе I с геометрией самого 1-(2′-бензтиазолилтиометил)силатрана. Проанализирована упаковка молекул в кристалле.
И. Е. Пауков1, Ю. А. Ковалевская1, В. И. Овчаренко2, Г. В. Романенко2, Я. З. Волошин3 1 Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН 2 Институт "Международный томографический центр" СО РАН 3 Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН paukov@niic.nsc.ru, koval@niic.nsc.ru
Ключевые слова: кобальт(II), клатрохелаты, низкотемпературная калориметрия, теплоемкость, фазовый переход
Страницы: 386-390
Проведены исследования температурной зависимости теплоемкости поликристаллического образца клатрохелата кобальта(II) в интервале 6-300 K. По сглаженной зависимости Ср(Т) были рассчитаны величины энтропии и энтальпии в температурном интервале 8-300 K и их стандартные значения при 298,15 K. На кривой Ср(Т) в диапазоне 50-70 K зафиксировано протекание процесса, энтропия и энтальпия которого равны 1,2 Дж·(K·моль)-1и 68 Дж·моль-1 соответственно. Сопоставление полученных результатов и данных многотемпературного рентгеноструктурного анализа позволило отнести этот процесс к структурному фазовому переходу.
Н. Н. Романов1, В. Н. Романов2 1 Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова 2 Якутский индустриально-педагогический колледж mercucio_85@mail.ru, yipc@mail.ru
Ключевые слова: человек технологический, мастер, трансформация
Страницы: 161-164
В статье описывается гипотеза становления понятия «человек технологический» с точки зрения трансформации социального опыта в рамках создания различных авторских школ.
Изучена модель зажигания гетерогенной конденсированной системы импульсным источником теплового потока. Предполагается пиролиз конденсированных компонентов и зажигание продуктов пиролиза в газовой фазе. Проанализированы зависимости различных характеристик зажигания от внешних параметров. Исследованы особенности условий устойчивого зажигания гетерогенной системы. Построена область устойчивости перехода в самостоятельное горение при сбросе внешнего потока.
И. И. Барахович
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева barakhovich-irina@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникативная интенция, коммуникативная цель, профессиональная коммуникация
Страницы: 171-179
В статье раскрывается содержание понятий «коммуникация», «коммуникативная интенция», анализируются ее цели и задачи. Автор обосновывает интенциональный характер профессиональных педагогических коммуникаций, исследует архитектуру коммуникативной задачи и схему достижения коммуникативной цели.
A new mononuclear complex Mn(bbbi)2(H2O)4(ClO4)2·(bbbi)2·(H2O)2 1 (bbbi = 1,4-bis(benzimidazol-1-yl)-2-butene) is synthesized under hydrothermal conditions and characterized by IR spectroscopy, elemental analysis, and single crystal X-ray structural analysis. Crystal data for 1: triclinic, P, a = 8.8478(7) Å, b = 15.0550(11) Å, c = 16.4310(12) Å, α = 108.657(7)°, β = 104.044(7)°, γ = 99.317(7)°, V = 1942.2(3) Å3, Z = 1, final R = 0.0621. Each manganese atom is octahedrally coordinated by four aqua ligands and two nitrogen atoms of two distinct bbbi ligands. The molecule is stabilized by hydrogen bonding and π⋯π interactions.
Исследована задача о движении жидкого эллипсоида с линейным полем скоростей, при котором направления постоянных векторов момента импульса и циркуляции совпадают с направлением одной из осей эллипсоида. Задача сведена к одному нелинейному неавтономному дифференциальному уравнению второго порядка. Доказана неустойчивость известных точных решений относительно возмущений, сохраняющих момент импульса и циркуляцию. При некоторых дополнительных условиях получены точные асимптотики изменения длин полуосей эллипсоида при больших значениях времени.
Рассмотрена задача об устойчивости консольного стержня, полученного наращиванием вязкоупругого материала во времени как по длине, так и в пределах поперечного сечения. Стержень может быть армирован упругими элементами. Выведено уравнение возмущенного движения таких стержней, находящихся под действием собственного веса и сжимающей силы, приложенной на свободном конце и меняющейся во времени. Получено условие устойчивости стержня на полубесконечном интервале времени. Проведенное численное исследование устойчивости стержня на конечном интервале времени свидетельствует о существенном влиянии различных факторов (в первую очередь скоростей роста стержня в продольном и поперечном направлениях) на значения критического времени.
Приводятся результаты лабораторных взрывов в среде с пористостью около 10%. Найден закон затухания радиальных напряжений во взрывной волне с расстоянием от полости взрыва. Получены характерные немонотонные кривые изменения пористости и проницаемости среды, а также скорости продольных волн в функции от приведенного расстояния. Экспериментально подтверждено высказанное ранее предположение, что в средах пористости менее 15% взрывное воздействие должно приводить к уменьшению сопротивления фильтрационному потоку.
Исследуется поведение сжатых тонкостенных оболочек, получаемых путем непрерывного наращивания. Вязкоупругий материал оболочек обладает свойством старения. Скорость роста оболочки влияет на движение вязкоупругой неоднородно стареющей вследствие неодновременности зарождения частиц оболочки и на значения ее критических параметров.
Описан новый класс нестационарных инвариантных решений пространственной задачи идеальной пластичности и дана интерпретация некоторых решений этого класса.
На основе модели линейного разупрочнения материала у кончика эквивалентной трещины рассмотрена задача для тонкого включения в зоне сплавления сварного соединения, имеющей пониженные прочностные и деформационные свойства. Решение интегрального уравнения, к которому сводится задача, осуществлено численно путем его замены системой линейных алгебраических уравнений. Получена зависимость предельной нагрузки от эффективных жесткостей и размеров тонкого включения в широком диапазоне их изменения.
Исследуется тип систем уравнений двумерных задач теории идеальной пластичности в случае сингулярного режимама, образованного пересечением двух гладких рёжимов. Показано, что типы уравнений в скоростях и напряжениях совпадают; определены уравнения характеристик и соотношения на них. При использовании метода малого параметра показано, что тип уравнений, получаемых для приближений, определяется типом уравнений для нулевого приближения, при этом для гиперболического характеристики совпадают с характеристиками нулевого приближения. Предложен эффективный численный метод решения уравнений, получаемых для приближений. Для гладкой поверхности текучести предложен метод оценки предельной нагрузки, основанный на введении «фиктивной» задачи. В качестве примера, иллюстрирующего предложенный подход, рассматривается задача двусторонней оценки усилия волочения проволоки.
Рассматриваются изменения режима фильтрации подземных жидкостей перед землетрясением и влияние внешних потенциальных сил на его подготовку. Реакция порового давления полностью насыщенного жидкостью пласта на периодические длинноволновые изменения напряженного состояния может использоваться как гидравлический датчик.
На примере задачи для дискообразной трещины, расположенной в плоскости зоны термического влияния сварного соединения, показана возможность решения вопроса об устойчивости трещины без привлечения специальных критериев разрушения путем включения в описание поведения материала вблизи фронта трещины ниспадающего участка диаграммы усилие – перемещение.
Предлагается модель пористой упругопластической среды для описания процесса разрушения материалов в условиях динамического нагружения. Анализ процесса разрушения проведен в случаях нагружения ударом и взрывом. Получено удовлетворительное совпадение численных расчетов с имеющимися экспериментальными данными.
Рассматриваются задачи оптимизации формы поперечных сечений призматических стержней с продольной полостью. В качестве условий оптимальности принимаются условия минимума веса стержня, максимума крутильной и максимума изгибной жесткостей. Ограничения накладываются на два из следующих параметров стержня: площадь поперечного сечения (вес), крутильная и изгибные жесткости. Предполагается также, что задана площадь сечения полости. Показывается, что оптимальными сечениями стержней являются сечения, ограниченные двумя геометрически подобными эллипсами или концентрическими окружностями.
Для обобщенного динамического критерия текучести вязкопластического материала использован способ линеаризации, отличный от предложенного ранее Прагером. Построены решения, точно удовлетворяющие кинематическим условиям, уравнениям равновесия и линеаризованной зависимости напряжения – скорости деформаций, для шарнирно-опертых и защемленных кольцевых пластин в случае линейной зависимости напряжений от скоростей деформаций.
Дано приближенное решение задачи о двуосном растяжении толстой пластины (плоская деформация) с круговым отверстием из упрочняющегося упругопластического материала. Используется теория пластического течения при трансляционном упрочнении, предложенная А. Ю. Ишлинским. Решение проведено методом малого параметра.
Д. Ю. Ануфриева
Новосибирский государственный педагогический университет ftip@nspu.net
Ключевые слова: жизненный опыт, личный опыт, личный опыт педагога
Страницы: 188-193
Традиционно, в философии опыт характеризуется как категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности, как единство знания, навыка, чувства, воли, механизм социального, исторического, культурного наследования. В данной статье категория личного опыта педагога рассматривается в контексте различных философских течений и направлений, дается определение личного опыта педагога, характеризуется содержание и особенности его развития, определяются условия формирования, источники развития, описываются основные свойства.
Н. И. Файнер, В. И. Косяков, Ю. М. Румянцев, Е. А. Максимовский
Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН nadezhda@niic.nsc.ru
Ключевые слова: карбонитрид кремния, структура, механизм пар-жидкость-твердое, тонкие пленки, нанокристаллы, подложки арсенида галлия
Страницы: 814-820
Рассматриваются особенности кристаллизации тонких слоев карбонитрида кремния, полученных химическим осаждением из газовой фазы с использованием кремнийорганических веществ-предшественников на подложках из арсенида галлия при 973 K в присутствии капель жидкого галлия. Слои, выращенные по механизму пар-жидкость-твердое (ПЖТ), исследовали методами ИК, КР и энергодисперсионной спектроскопии, растровой электронной микроскопии (РЭМ), рентгенодифракционным анализом с использованием синхротронного излучения (РФА-СИ) с целью получения данных об их химическом и фазовом составе, кристаллической структуре и морфологии поверхности. Высказано предположение о связи их морфологии с механизмом образования зародышей в капле галлия, находящейся на поверхности подложки арсенида галлия.
А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика государства, институты в области образования, интересы общества, модель развития образования
Страницы: 181-186
В статье рассматриваются политические аспекты характеристики существующих и вновь образуемых институтов в сфере образования, изложенной в докладе В. В. Миронова. На основании результатов анализа политических аспектов институализации в области российского образования автором делается вывод о том, что неуспешность и затяжной характер проводимых в области образования реформ обусловлены расхождением государственной политики в данной области с интересами большинства населения страны.
К. К. Бегалинова
Казахский национальный университет им. К. И. Саипаева alibek557@yandex.ru
Ключевые слова: глобализация образования, интеграция, гуманитаризация, образовательные методы и технологии, инновационное образование, многоуровневая система подготовки специалистов
Страницы: 158-162
В статье анализируется образование как социально-культурный феномен, зависимый от общества и определяемый его потребностями, описывается его становление, начиная с античных времен до наших дней. Важное место отводится гуманизации, гуманитаризации, информатизации образования в условиях глобализации.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее